Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3. ОТЛИЧИЕ МОШЕННИЧЕСТВА ОТ ИНЫХ ФОРМ ХИЩЕНИЯ



2019-12-29 310 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ОТЛИЧИЕ МОШЕННИЧЕСТВА ОТ ИНЫХ ФОРМ ХИЩЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мошенничество следует отграничивать от кражи, грабежа или разбоя по следующим признакам:

1) по предмету преступ­ления: при краже, грабеже или разбое предметом преступле­ния является только имущество; при мошенничестве — иму­щество или право на имущество;

2) по способу завладения: при краже, грабеже или разбое имущество изымается у потер­певшего тайно или открыто, помимо его воли; при мошенни­честве потерпевший сам добровольно под влиянием обмана или злоупотребления доверием передает имущество виновному для осуществления полномочий по владению, пользованию или рас­поряжению имуществом [1, с.275].

Мошенничество следует отличать и от других случаев завладения имуществом или правом на него путем обмана. Различие между ними состоит в том, что при мошенничестве обман является средством за владения имуществом или правом на него, а не средством доступа к имуществу или его удержания. Обманные действия при хищении имущества путем мошенничества должны предшествовать моменту перехода имущества в пользу виновного и быть направленными на то, чтобы в результате этого обмана имущество было передано виновному. Поэтому не является мошенничеством обман или злоупотребление доверием с целью доступа к материальным ценностям и последующего тайного завладения имуществом. Такие действия квалифицируются как кража [19, с.411].

Равным образом не считается мошенничеством завладение обманным путем имуществом, которое было вверено виновному для перевозки или хранения, и в зависимости от особенностей субъекта преступления квалифицируется как кража или присвоение, поскольку обман здесь используется в целях не получения, а обращения в свою пользу имущества, полученного на законных основаниях.

В то же время получение имущества под условием выполнения какого-либо обязательства может квалифицироваться как мошенничество, если еще до за владения им виновный имел намерение его присвоить, а обязательство не выполнить. Так, заключение договоров подряда или трудовых соглашений без намерения их выполнить и получение по ним авансовых денежных сумм или иного имущества с последующим обращением имущества в свою пользу и уклонением от исполнения обязательства образует состав мошенничества. Однако, если виновный после обращения имущества в свою пользу продолжает исполнять договорное обязательство, то может возникать вопрос об ответственности за присвоение вверенного имущества, а не за мошенничество [3, с.50].

Мошенничество необходимо отличать от хищения, совершенного путем присвоения или растраты.

При мошенничестве передача имущества лишь внешне носит законный характер. При присвоении и растрате виновное лицо на законном основании, как по форме, так и по содержанию, обладает определенным имуществом, которым может управлять, осуществлять определенные функции по хранению, доставке и даже распоряжению. Но это имущество не находится в собственности у виновного лица. При мошенничестве введенное в заблуждение лицо может передать имущество в собственность. При присвоении и растрате умысел на обращение имущества в свою пользу или пользу других лиц возникает, когда виновный обладает имуществом на законном основании. Аналогичный умысел у мошенника возникает до передачи имущества, до заключения сделки, договора [24, с.171].

Мошенничество следует разграничивать с фальшивомонетничеством. Уголовная ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг наступает, если подделываются денежные знаки и ценные бумаги, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством. Если же подделываются денежные знаки, не находящиеся в обращении и не подлежащие обязательному обмену (например, монеты старинной царской чеканки), содеянное квалифицируется как мошенничество.

Уровень подделки денег или ценных бумаг должен быть достаточно высоким, в результате чего они определенное время могут находиться в обращении. Сбыт грубо подделанных денежных знаков образует мошенничество. В этом случае подделка легко распознаваема. Сбыт таких поддельных денег удается в силу индивидуальных особенностей потерпевшего (например, плохое зрение), создавшейся особой обстановки (темное время суток, спешка, скопление народа) и т.д.

Поддельные деньги и ценные бумаги в составе фальшивомонетничества являются предметом преступления, в составе мошенничества – средством совершения преступления [16, с.182].

Возникают также ситуации, требующие отграничения мошенничества от взяточничества.

Мошенничеством является мнимое посредничество во взяточничестве. Если лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого сделать, присваивает их, содеянное квалифицируется как мошенничество. Когда же в целях завладения ценностями мошенник склоняет другое лицо к даче взятки, то действия виновного помимо мошенничества дополнительно квалифицируются как подстрекательство к даче взятки.

Необходимо отличать мошенничество и выманивание кредита и дотаций. Так, в отличие от мошенничества, предусмотренного статьей 209 УК Республики Беларусь, при выманивании кредита индивидуальный предприниматель, не имеющий оснований для получения кредита либо льготных условий кредитования и ввиду этого представляющий кредитодателю заведомо ложную информацию, намеревается выполнить основное условие кредитного договора: возвратить кредитодателю полученные кредитные средства.

Обман в этом случае — способ достижения непреступной цели получения кредита преступными средствами. При мошенничестве индивидуальный предприниматель, представляя кредитодателю информацию, не соответствующую действительности, преследует преступную цель не возвращать полученный в результате обмана кредит (часть кредита), а обратить его (его часть) в свою собственность или собственность близких.

Как представляется, выманивание дотаций индивидуальным предпринимателем — вид мошеннических (обманных) действий, считающихся оконченным преступлением уже на стадии представления органу, выделяющему дотации, заведомо ложной информации с целью их выделения. В этом случае виновное лицо сознает, что средства, которые оно просит выделить в качестве дотации, не подлежат возврату и, следовательно, поступив на его счет в банке, перейдут в его собственность.

Коль скоро уголовная ответственность за такие мошеннические действия установлена специальной нормой статьи 237 УК Республики Беларусь, то она и подлежит применению для квалификации действий виновного.

Указанные действия недопустимо квалифицировать по общей норме статьи 209 УК Республики Беларусь с применением статьи 14 УК Республики Беларусь, равно как нельзя использовать для квалификации статью 209 УК Республики Беларусь с применением статьи 14 УК Республики Беларусь в совокупности со статьей 237 УК.

Запрет на такую квалификацию основан на положениях части 2 статьи 42 УК Республики Беларусь, устанавливающей правила квалификации преступлений при конкуренции общей и специальной уголовно-правовых норм. В тех же случаях, когда обманные действия индивидуального предпринимателя, направленные на получение дотации, достигли поставленной цели, и он завладел ею, содеянное им следует квалифицировать по совокупности статей 237 и 209 УК Республики Беларусь [12].

Судебной практике известны уголовные дела, из материалов которых следовало, что в качестве предмета сделки выступала вещь, выдаваемая виновным за драгоценные металл или драгоценный камень (например, предмет из сплава бронзы и других металлов предлагался для покупки в качестве самородка из золота, полудрагоценные искусственные цирконы и фианиты — в качестве бриллиантов). Действия сторон такой сделки являются преступными и подлежат следующей уголовно-правовой оценке.

Очевидно, что лицо, предлагающее купить или иным образом реализующее фальшивые драгоценные металлы или драгоценные камни под видом настоящих, совершает обманные, мошеннические действия. Мошеннические и в широком, и в узком смысле этого слова. Обманным путем одна сторона сделки стремится заполучить чужое имущество (денежные средства), которое другая сторона сделки - потерпевшая (обманутая) сторона должна будет уплатить за якобы драгоценные металлы или драгоценные камни.

В таких случаях налицо корыстная направленность действий мошенника, желание обогатиться за счет обманутого. Имея все признаки хищения, законодательное определение которого приведено в части 1 примечаний к главе 24 УК Республики Беларусь, указанные действия по способу их совершения (путем обмана или злоупотребления доверием) подлежат квалификации по статье 209 УК Республики Беларусь (мошенничество).

Одновременно в силу части 1 статьи 42 УК Республики Беларусь мошенник, если он выступил инициатором такой сделки, подлежит ответственности и за подстрекательство другой стороны сделки к совершению нарушения правил о сделках с драгоценными металлами и камнями, которое (подстрекательство) подлежит квалификации по части 5 статьи 16 и соответствующей части статьи 223 УК Республики Беларусь. Действия мошенника образуют совокупность двух преступлений —  мошенничества и подстрекательства к нарушению правил о сделках с драгоценными металлами и камнями [14].

Производя возмездный сбыт поддельных акцизных марок и не ставя при этом приобретателя в известность об их недоброкачественности, лицо объективно наносит вред также и имущественным интересам собственника, поскольку обманным путем завладевает его имуществом, являющимся эквивалентом стоимости акцизных марок.

В подобном случае в действиях лица по возмездному, совершенному посредством обмана сбыту поддельных акцизных марок, имеется идеальная совокупность преступлений: сбыта поддельных акцизных марок, предусмотренного статьей 261-1 УК Республики Беларусь, и мошенничества, предусмотренного статьей 209 УК Республики Беларусь [23, с.398].

Тесно к мошенничеству примыкает причинение ущерба в значительном размере посредством извлечения имущественных выгод в результате обмана, злоупотребления доверием или путем модификации компьютерной информации при отсутствии признаков хищения (ст.216 УК Республики Беларусь). Для них характерен один способ преступления – обман или злоупотребление доверием.

В отличие от мошенничества, при котором причиняется прямой реальный ущерб материального характера, причинение имущественного ущерба выражается в упущенной выгоде. Собственник или иной законный владелец имущества не получает ту или иную выгоду имущественного характера ввиду непередачи должного виновным. При хищении преступник изымает имущество, находящееся в фондах собственника.

Причинение же ущерба охватывает случаи, когда имущество еще не поступило в фонды собственника, но должно было поступить. В отличие от мошенничества в форме приобретения права на чужое имущество лицо, виновное в причинении имущественного ущерба, права на имущество не приобретает. Оно получает выгоду имущественного характера путем незаконного, самовольного использования в своих целях имущества, принадлежащего собственнику или иному законному владельцу. При мошенничестве преступник обманным путем или злоупотребляя доверием приобретает право на чужое имущество.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение работы можно сделать следующие выводы.

Мошенничество - это завладение имуществом либо нравом на имуще­ство путем обмана или злоупотребления доверием. Мошенничеству как одной из форм хищения присущи общие признаки хищения: умышленное, противоправное, безвозмездное похищение имущества с корыстной целью.

Объект - отношения собственности.

Способами мошенничества являются обман и злоупотребление доверием. Обман– это сообщение ложных сведений либо умолчание о тех сведениях, которые известны виновному и которые он обязан был сообщить контрагенту. Обманывая, мошенник информационно воздействует на психику человека. Следствие такого воздействия – введение лица в заблуждение или поддержание уже имеющегося заблуждения, иными словами, укрепление уверенности лица в «достоверности» сведений (на самом деле ложных) о фактах, событиях, явлениях. Таким образом, по форме проявления в объективном мире обман может быть активным (действием) и пассивным (бездействием).

Активный обман – сообщение ложных сведений, пассивный обман – умолчание о сведениях. Формы преступного обмана-действия могут быть самыми разнообразными: физическое воздействие, слово (устная и письменная формы), жест. Средствами обмана являются подложные документы (поддельные кредитные и расчетные карты, авизо, бланки, доверенности, удостоверения личности, накладные, кассовые чеки и т.д.), видеозаписи, информация, заложенная в памяти ЭВМ, фальсифицированные приборы и т.д. Использование подложных документов – один из способов обмана.

Наиболее типичный обман относительно будущего – ложное обещание. Ложное обещание, наряду с искажением информации относительно будущего, содержит ложную информацию о действительных намерениях в настоящем. Это может быть ложное обещание передать деньги по назначению, поставить товар с целью получения предоплаты, вернуть взятую напрокат вещь, уплатить долг, оплатить купленный в кредит товар, ложное обещание содействия в получении жилой площади, поступлении в вуз, изменении хода следствия и т.д.

Особенностью ложного обещания является сочетание в нем обмана и злоупотребления доверием. Для злоупотребления доверием– второго способа мошенничества – характерно то, что мошенник использует доверительные отношения между ним и собственником или иным законным владельцем имущества. Они возникают в результате родственных, дружеских, трудовых, гражданско-правовых (договоры купли-продажи, обмена, поручения) отношений, на основе авторитета должностного лица, занимаемого лицом служебного положения и т.д. Используя доверие, виновное лицо обещает совершить в будущем в интересах потерпевшего определенные действия, не имея намерения выполнить обещание.

Мошенничество - мате­риальный состав и оконченным преступление считается, как и при краже, когда похититель изъял имущество и получил реальную возможность по своему усмотрению распорядиться им.

Cубъект мошенничества — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, т.е. общий субъект.

К квалифицирующим и особо квалифицирующим признакам отно­сятся:

1) повторность;

2) группой лиц;

3) мошенничество, совершенное в крупном размере;

4) совершенное организованной группой;

5) мошенни­чество, совершенное в особо крупном размере.

 

 




2019-12-29 310 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ОТЛИЧИЕ МОШЕННИЧЕСТВА ОТ ИНЫХ ФОРМ ХИЩЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3. ОТЛИЧИЕ МОШЕННИЧЕСТВА ОТ ИНЫХ ФОРМ ХИЩЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)