Рекомендации по анализу внешней среды организации
12 Первым шагом по анализу факторов внешней среды является сбор информации о политических, макроэкономических, социальных и технологических тенденциях в изменениях среды существования организации. Для этого используются такие источники информации, как профессиональные журналы, книги и газеты, информационные системы, Интернет, научные исследования, ведущиеся в университетах и НИИ, периодически публикуемые экономические обзоры и отчеты, позволяющие ознакомиться с качественными проблемами, стоящими перед отраслью, к которой относится организация. Для определения состояния каждого фактора и тенденций изменений дальней внешней среды организации используется техника PEST - анализа. Необходимо выделить те факторы дальней внешней среды, которые воздействуют или будут воздействовать в обозримой перспективе на исследуемую организацию, ответив на следующие вопросы: Первая группа "Политические и правовые факторы внешней среды": - какие политические процессы, происходящие в обществе, могут повлиять на исследуемую деятельность (предстоящие выборы, смена правительства, расстановка политических сил)? - какие законы и постановления, способные повлиять на исследуемый бизнес, могут быть приняты в ближайшем будущем? - какие финансовые и налоговые инструменты государства могут повлиять на рентабельность исследуемого бизнеса? - каким образом ведется контроль отрасли со стороны правительственных органов, степень государственного влияния в отрасли, включая долю госсобственности? - каковы отношения исследуемой организации с правительством и федеральной властью в целом? - какова степень государственного регулирования конкуренции в исследуемой отрасли? Вторая группа "Экономические факторы внешней среды": - общая характеристика экономической ситуации в стране, ожидаемый темп изменения ВНП, объема продукции в отраслях промышленности? - каковы изменения отраслевой структуры экономики? - каков ожидаемый уровень инфляции? - насколько доступен кредит, каково изменение стоимости кредитов? - изменение курсов валют? - как изменяется уровень доходов населения и размер сбережений? - какие изменения в экономике способны отрицательно повлиять на развитие рынка и спроса? - изменение уровня безработицы? движение цен? И т.п.
Третья группа "Социальные и культурные факторы внешней среды": - каковы изменения в базовых ценностях общества? - каковы изменения в уровне и стиле жизни, обычаях и привычках? - каковы изменения в отношении к работе и отдыху? к образованию? - возрастание интереса населения / общества к социальным проблемам? - какие изменения в позиции покупателей могут повлиять на спрос? - изменение отношения к корпоративным ценностям? - каковы демографические изменения (численности населения, рождаемости, возрастного состава населения, миграции населения)? - каковы изменения структуры доходов? - каковы экологические изменения (природных ресурсов, уровня загрязнения окружающей среды)? Какие используемые процессы и сырьевые материалы создают угрозу для здоровья или окружающей среды? Каково требование контроля за загрязнением окружающей среды? Четвертая группа "Технологические факторы внешней среды": - какова государственная технологическая политика? - каковы значимые тенденции научно-технического прогресса? - оценка скорости изменения и адаптации новых технологий? - динамика техногенных катастроф? - изменения бюджетов на НИОКР? - технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта организации? - какие технологии могут представлять угрозу для деятельности исследуемой организации? Ответы на вопросы представляются в форме табл. 2. Таблица 2 - PEST- анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации (наименование__) на перспективу до 200_г.
По итогам PEST - анализа необходимо оценить характер влияния значимых факторов на деятельность организации (отрицательное или положительное). Важно выделить значимые факторы (то есть события) внешней среды, с одной стороны, представляющие потенциальную угрозу (риск) для исследуемой организации, с другой - предоставляющие новые возможности (шансы) для ее развития. Составляется перечень внешних возможностей и угроз, который в дальнейшем используют при выборе стратегических альтернатив (во второй главе). Следующий шаг - анализ ближней внешней среды. Его цель - исследование ситуации в отрасли и условий конкуренции в ней. Такой анализ направлен на определение ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе. Важно понять конкурентную динамику отрасли, условия "устаревания" имеющихся конкурентных преимуществ. Для анализа конкурентного окружения следует использовать модель пяти сил конкуренции (модель Портера).
Схема диагностики основных конкурентных сил. Первая сила конкуренции "Соперничество между фирмами внутри отрасли". Для оценки ее необходимо охарактеризовать: - количество конкурентов и их возможности; - темпы роста рынка; - экономические характеристики рынка (например, емкость рынков сбыта, возможность экономии на масштабах производства, состояние основных фондов, материально - технической базы производства предприятий отрасли); - географические характеристики рынка (например, местный, региональный, национальный, глобальный масштабы деятельности); - степень дифференциации продукции; - конкурентная позиция основных фирм/стратегических групп (составить карту стратегических групп, используя различные характеристики); реальные и потенциальные лидеры отрасли; прогноз вероятных действий конкурентов в будущем. Результаты исследования оформляются в виде таблиц произвольной формы, например, в виде табл. 3,4,5,6. Таблица 3 - Анализ конъюнктуры рынка
Таблица 4 - Анализ конкурентов
Таблица 5 - Конкурентные преимущества организации
В таблице 6 для каждого рынка указывается ранг исследуемой организации и ранг основного конкурента. Ранжирование может быть осуществлено по принципу: "неудовлетворительно", "удовлетворительно", "хорошо", "отлично". Необходимо указать, что подразумевается под каждым типом рынка.
Таблица 6 - Сравнительный анализ преимуществ по рынкам
Вторая сила конкуренции "Новые конкуренты внутри отрасли": - величина входных и выходных барьеров, выражаемые в денежном эквиваленте (например, необходимый размер капиталовложений для проникновения на рынок); - возможность доступа к технологии и ноу-хау внутри отрасли; - доступ к эффективным и выгодным каналам распространения продукта; - приверженность к товарным маркам и предпочтения потребителей; - готовность компаний, работающих на рынке, охранять свои позиции; - политика государственного регулирования (ограничения или запрет доступа на рынок при помощи лицензий и разрешений, установление строгих стандартов безопасности и защиты окружающей среды, тарифных и нетарифных барьеров). Третья сила конкуренции "Угрозы со стороны заменителей товара/услуги". Для ее оценки необходимо: - выявление продукции, которая выполняет те же функции, что и продукция, выпускаемая данной отраслью; - соотношение параметров цена/качество товаров - субститутов; - сила заменителя (степень превосходства субститута над товаром отрасли по параметрам, имеющим значение для потребителя). Четвертая сила конкуренции "Сила поставщиков основных ресурсов". Для ее оценки выясняют следующее: - концентрация поставщиков основных ресурсов (сырья, технологий, кадров), т.е. количество фирм - поставщиков и их возможности; - степень дифференциации и уникальности продукции поставщиков; - наличие заменителей потребляемых ресурсов; - издержки, связанные с переключением на другого поставщика; - значимость рассматриваемой отрасли для поставщика; - угроза интеграции вперед по цепочке ценностей со стороны поставщиков. Пятая сила конкуренции "Сила покупателей /потребителей": - концентрация потребителей, их количество и объем закупок (табл. 7,8); - степень стандартизации и дифференциации продукции, приобретаемой потребителем; - возможность покупателей осуществить вертикальную интеграцию назад; - степень влияния цены приобретаемой продукции на себестоимость продукции потребителя (доля в издержках); - прибыльность отрасли фирмы - покупателя; - степень организации потребителей (наличие союзов потребителей, законов о защите прав потребителей и т.д.); - значимость приобретаемого продукта для обеспечения необходимого уровня качества товаров фирмы - покупателя. Таблица 7 - Анализ потребителей
Таблица 8 - Анализ сегментов рынка
Сформулировать выводы по анализу внешней среды, осветив: - степень динамики и неопределенности внешней среды; - структуру конкурентных сил в отрасли и их влияние на ее привлекательность (табл. 9); - основные (доминантные) движущие силы отрасли (обычно 3-4) с учетом условий развития отрасли и конкуренции в ней. Таблица 9 - Структура конкурентных сил в отрасли
3.1.3 Рекомендации по анализу внутренней среды организации Первая глава курсовой работы завершается диагностикой внутренней среды организации, которая включает: · оценку действующей стратегии; · анализ использования потенциала организации; · сравнительный анализ конкурентных преимуществ; · выявление сильных и слабых сторон; · определение стратегических проблем (задач) организации. Оценка эффективности действующей стратегии направлена на определение базовой конкурентной стратегии организации; количества стадий отраслевой цепочки "производство-распределение", в которых организация участвует (одна, несколько, все). Оцениваются показатели стратегического и финансового положения организации.К ним относятся: 1) изменение (увеличение или уменьшение) рыночной доли организации; 2) динамика (возрастание или убывание) прибыли/рентабельности и сравнение ее с показателями конкурентов, 3) тренды (тенденции изменения) чистой прибыли организации и возврата инвестиций; 4) кредитный рейтинг организации, размер привлеченных кредитов; 5) динамика продаж организации по сравнению с динамикой рынка, (растут ли продажи фирмы быстрее или медленнее, чем рынок в целом); 6) имидж фирмы и репутация у покупателей; 7) лидерство фирмы в технологии, нововведениях в продукции, в качестве продукции, сервисе покупателей и др. Состав оценочных показателей зависит от вида стратегии и ее конкретного содержания. Количественные оценки стратегии могут быть представлены в графической или табличной формах, например, в виде табл. 10.
Таблица 10 - Основные экономические показатели организации
Анализ потенциала организации: рекомендуется исследование потенциала в функциональном разрезе. Основные методы анализа: анкетный опрос сотрудников, анализ структуры управления, должностных инструкций, информационных потоков и т.д. Результаты анализа использования потенциала организации могут быть представлены в табл. 11, 12, 13,14, 15, 16. Таблица 11 - Обследование общего руководства организации
Определяются узкие места общего руководства, не согласующиеся с возможностями стратегической реакции. Критически оценивается существующая организационная структура.
Таблица 12 - Анализ функции маркетинга
В табл. 12 оценку использования маркетингового потенциала можно осуществить посредством знаков «+» или «-». В ходе обследования производственного потенциала рекомендуется ответить на ряд вопросы табл. 13.
Таблица 13 - Анализ производственного потенциала
Таблица 14 - Оценка потенциала НИОКР
Таблица 15 - Оценка потенциала персонала
Таблица 16 - Оценка финансового потенциала
Сформулируйте вывод об эффективности использования каждого компонента потенциала исследуемой организации. В зависимости от выбранной темы курсовой работы целесообразно расширить круг анализируемых факторов ключевого компонента потенциала организации. Сравнительный анализ конкурентных преимуществ проводится по результатам анализа использования потенциала организации и анализа конкурентов. Выявление преимуществ/недостатков исследуемой организации производится относительно ближайших конкурентов (принадлежащих одной стратегической группе). Пример построения профиля приведен в табл. 17.
Таблица 17 - Построение профиля конкурентных преимуществ организации_(наименование)_______
В выводах по таблице 17 изложить, что обеспечивает организации конкурентные преимущества, какие возможности она получает, используя их. Для выявления сильных и слабых сторон организации предлагается использовать SNW - подход (табл. 18).
Таблица 18 - Стратегический SNW- анализ внутренней среды организации__________
Количество и содержание оцениваемых позиций можно изменить в зависимости от ситуации. В каждой строке трафарета необходимо поставить только один крестик: или в S (Strength - сильная позиция), или в N (Neutral - нейтральная позиция), или в W (Weakness - слабая позиция). Вычленение стратегических проблем, стоящих перед организацией: используется метод SWOT-анализа. В матрицу вписываются ранее выявленные наиболее существенные возможности и угрозы, сильные и слабые стороны исследуемой организации (табл. 19). Таблица 19 - SWOT - матрица
По матрице выбираются те поля (парные комбинации), которые будут применены при разработке стратегии. Поле 1 служит для стратегий, при разработке которых используются сильные стороны для реализации внешних возможностей. Поле 2 - для стратегий, использующих сильные стороны для устранения угроз. Поле 3 - для стратегий, минимизирующих слабые стороны организации при использовании возможностей ситуации. Поле 4 - для стратегий, минимизирующих слабые стороны организации и угрозы, появившиеся во внешней среде. При этом, поле 1 является объектом приоритетного развития, поле 2 - объект неопределенности, поля 3 и 4 - объекты реформирования. В завершении первой главы, выделяются ключевые факторы успеха организации. Формулируются ее основные проблемы: благоприятные возможности, предоставляемые внешней средой; особенности, препятствующие использованию преимуществ внешней среды; отклонения планового развития в результате изменения внешней среды.
3.2 Рекомендации по выполнению второй главы курсовой работы Цель второй главы курсовой работы - формирование системы целей и стратегий развития исследуемой организации. Для этого: осуществляется стратегическое целеполагание; изучаются возможные сценарии (стратегические альтернативы) достижения целей развития организации; выстраивается стратегическая пирамида. Процесс принятия стратегических решений основывается на результатах проведенного исследовании позиций организации с учетом предвидения важных действий правительственных учреждений, конкурентов и заинтересованных лиц. Содержание миссии должно: 1) определяться в сравнительно простой и удобной для восприятия форме; 2) включать продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые она собирается удовлетворять; 3) отражать рынок, на котором организация позиционируется и способы выхода на него; 4) ключевые технологии, которые будут использоваться. Рекомендуется предварительно изучить формулировки миссий известных компаний. Постановка целей осуществляется на долгосрочный (два-три года) и краткосрочный (в течение одного года) периоды времени. Цели сводятся в таблицу (пример в табл. 20).
Таблица 20 - Цели организации______________
Формулировка целей должна нести сведения о содержании, размерах, временных и пространственных параметрах, персональной привязке. Для отражения взаимосвязей целей составляется "дерево целей". Рекомендуется ограничиться 3 уровнями. Уровень 1 - ключевой результат, который считается важным для достижения успеха, относящийся либо к стратегической либо к финансовой деятельности. Уровень 2 - подцели по областям хозяйственной деятельности. Уровень 3 - краткосрочные задачи. Желательно показать два-три сценария развития организации. При стратегическом выборе важно учесть наибольшее количество вариантов/альтернатив развития организации (табл.21). Таблица 21 - Выбор стратегии организации
Дать описание используемых инструментов выбора стратегии. Рекомендуется выделить стратегические хозяйственные подразделения (СХП) и стратегический области деятельности (СОД) организации (табл. 22, 23, 24). Таблица 22 - Выделение сегментов среды организации
Таблица 23 - Характеристика СОД организации__________
Таблица 24 - Экспертные оценки конкурентных позиций СОД
Целесообразно составить таблицу, в которой содержится оценка решающих факторов, учитываемых при выборе стратегий: внешние и внутренние условия и ограничения, наличие ресурсов, риск (табл.25). Таблица 25 - Факторы, учитываемые при выборе стратегий
12
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы (0.013 сек.) |