Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Феодальная раздробленность



2019-12-29 166 Обсуждений (0)
Феодальная раздробленность 0.00 из 5.00 0 оценок




 



Антинорман-ская теория концепция происхождения государства у восточных славян, научная теория, возникшая во второй четверти XVIII в. Основоположник этой теории – М.В. Ломоносов, который полемизировал с Байером, Миллером и Шлецером. Антинорманнисты считают, что термин "русь" доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В "Повести временных лет" есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идёт речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь. Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачёв считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства – Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Согласно исследованию А.А. Шахматова, варяжские дружины стали называться русью после того, как перешли на юг. А в скандинавских источниках упоминания о Руси нет вовсе. Вот уже в течение двух с лишним веков идут споры между представителями норманнской и антинорманской теорий в истории. Многие из них строят свои гипотезы насчёт образования государства на Руси. В основном все эти гипотезы строятся на разном толковании летописей. Также историки спорят о том, в каком городе зародилось это государство.  
Бояре теорий происхождения данного термина  несколько:  от славянского "бой" (воитель) или "болий" (большой), от тюркского bajar (вельможа, богатый муж, господин), от исландского boearmen (знатный человек). Означает  высшее сословие Средневековой Руси: в Киевской Руси – это приближенные князя – потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, впоследствии вассалы и члены княжеской думы. За службу князь даровал им обширные вотчины со смердами. Вассальные отношения заключались в участии в княжеском совете и обязанности служить в княжеском войске. Вассальные права таковы: бояре имели право переходить от одного князя на службу к другому, пользовались правом отъезда к новому сюзерену и были полными господами (сеньорами) в своих вотчинах (право иммунитета), имели своих вассалов. В период феодальной раздробленности ХП-ХV вв. с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь бояр, возросло их политическое влияние, стремление к самостоятельности.  
Боярская Дума – средневековый орган власти при монархе совещательного характера (XI–XVIII вв.)
Варяги (позднегреческое Barangoi, древнескандинавское vaeringiar – термин, обозначавший скандинавских воинов, служивших у византийских императоров) – это собирательное название скандинавов в древнерусских источниках, которые являлись наемниками князей и занимались также торговлей на "пути из Варяг в Греки". По имени варягов Балтийское море русскими называлось до XIII в. Варяжским, а арабами в IX -XIII вв. — Бахэль-Варанг. В скандинавской литературе этот термин весьма редок, известен главным образом в поэзии скальдов. В русских источниках варяги впервые упоминаются в записанной в "Повести временных лет " легенде о "призвании варягов.  
Вдачь это форма долговой зависимости в Древней Руси, предтеча феодальной зависимости, когда разорившийся общинник отрабатывает долг на земле феодала с его орудиями труда на условиях найма.
Великий князь в Средневековой Руси титул, принадлежавший главе всех князей (с X в. он назывался Великий князь киевский), который можно назвать древнейший титулом русских государей (первоначально означал только почетное значение), которые не вмешивались в управление младших князей. Великими князьями назывались и удельные, когда земля их дробилась на мелкие уделы и обособлялась от княжества Владимирского, впоследствии Московского.  
Вервь название крестьянской соседской общины.
Вече у восточных славян в VI–VIII в. племенное собрание. В целом, этот  термин имеет разное значение: 1) народное собрание вообще; 2) частная сходка и совещание, нередко самовольное, загульное, крамольное (по Далю – малое вече или вечье); 3) орган политической власти народа (или по Далю, созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд). Вообще, вече есть форма непосредственного участия народа в общественных делах войны и мира, вопросах призыва или изгнания князей, принятии законов, заключении договоров с другими землями, а также вопросах суда; причём это участие являлось правом, а не обязанностью жителей; право слова имели все, но говорили больше старейшины; дела решались единогласием. Вече заканчивает свою историю в конце XV–начале XVI вв.: Иван III присоединил к Русскому государству в 1478 г.  Новгородское княжество, а его сын в 1510 г. – Псков.  
Византия – (Восточная Римская империя, Византийская империя), государство, существовавшее в IV–XV вв., образованное при распаде Римской империи в ее восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица – Константинополь. Вступила в полосу феодализма в IV–начале VII вв. В VI в. превратилась в могучую средиземноморскую державу. С восточными славянами у Византии складывались сложные отношения: то враждебные, то союзные. В 1204 г. в результате крестового похода пал Константинополь и Византия превратилась в Латинскую империю. Однако в 1261 г. Византийская империя была восстановлена и просуществовала дот 1453 г., когда турки окончательно ее уничтожили.
Вотчина форма феодального землевладения. Первоначальные источники – переход в собственность земель от разоренных соплеменников и пожалование. Основная характеристика – это безусловная земельная собственность, переходившая по наследству. Начало процесса обояривания населения и появления первых княжеских, боярских и монастырских вотчин относится  к X-XI вв.  В XIII–XV вв. является  господствующей формой землевладения. В XVI–XVII вв. происходит противостояние боярства и дворянства и, соответственно, эволюция вотчинной и поместной форм землевладения. Налицо тенденция постепенного сближения статусов, и, как итог, в XVIII в. вотчина и поместье слились в один вид феодального землевладения – имение. В узком смысле вотчина – это научный термин, обозначающий комплекс феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Как правило, делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах вотчины ее собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимы вотчины – сеньория, манор, поместье.  
Вятичи восточная группа славян, которая проникла на восток и заселила области по северному течению Дона; ей впоследствии принадлежала Тмутаракань – третий после Киева и Новгорода значительный культурный центр Древней Руси. Вятичское протогосударственное образование (сказочная страна Вантит, упоминавшаяся в древнеарабских источниках) было завоевано князем Святославом только в 965 г. Основные занятия вятичей – земледелие и скотоводство. До X-XI вв. у них сохранялся патриархально-родовой строй. Но и с началом феодализации они жили без князей, практиковали самоуправление и народовластие. В IХ-Х вв. вятичи платили дань хазарам, со Святослава – киевским князьям, однако до конца XI в. практически сохраняли свою политическую независимость и упорно ее отстаивали. Князь Владимир Мономах упоминает свой поход в землю вятичей на их князька Ходоту и его сына в перечне крупнейших военных предприятий. Во второй половине XII в. земля вятичей в результате междоусобной борьбы была поделена между суздальскими и черниговскими князьями. Вятичи дольше всех славян сохраняли свое племенное имя, которое  произошло от имени родоначальника племени – Вятко. В последний раз названы летописью по своему племенному имени в 1197 г. Тем не менее, до конца XIII в. вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, например, кремация умерших и возведение над местом погребения небольших курганных насыпей. В мужских погребениях иногда находят орудия труда (нож, топор, скобель); в женских – серпы и обильные наборы украшений. Некоторые из них являются племенным признаком вятичей: семилопастные височные кольца, решетчатые перстни и др. После проникновения в среду вятичей христианства обряд кремации постепенно исчез. В ХI-ХП вв. на земле вятичей возник ряд ремесленных городов – Москва, Колтеск, Дедослав, Нерчинск и др.  
Галицко-Волынское княжество русское феодальное княжество, возникшее в результате объединения при князе Романе Мстиславиче в 1199 г. территории Галицкого и Владимиро-Волынского княжеств. Территьория –  плодородных чернозёмные земли в верховьях рек Днестра, Вислы, Нарева и Припяти с издавна существовавшим пашенным земледелием; княжество, для экономики которого были характерны развитие ремесла, городов и соляных промыслов, крупное феодальное землевладение, в связи с чем боярство играло большую политическую роль (к XII веку относится культурный подъём княжества: сооружаются белокаменные соборы и дворцы, значительное распространение получают книжное дело и особенно летописания).  
Гардарика   "страна городов", европейский термин, относившийся к Киевской Руси XI–XII вв.  
Гость древнерусский термин – купец.  
Гостьба древнерусский термин, ознгачавший торговлю.  
Гривна с XI в .слиток серебра весом около 400 г. (один фунт). Гривну рубили пополам, и эти половины назывались "рублевая гривенка" или рубль. На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием веса. Далее рубль делился на две части – полтины, еще пополам – два четвертака. Сырье – привозное.
Дань форма налогообложения.
Двуполье технология сельскохозяйственного производства, предполагающая ежегодное чередование различных посевных культур и пара ("отдыха" земли).  
Деньги   Сам термин – монг. "денга"– "звенящее". Средство обмена, у южных славян первоначально в качестве такого был скот, а у северных – мех ценных зверей. С XI в . гривны и рубли. В период ига – диргемы – серебряные монеты с арабскими надписями. С 1380 г. московский князь перечеканивает монгольские монеты в "денги московские". Из рубля получалось 200 денежек-московок. Сырье – иностранные монеты, которые либо переплавляли, либо надчеканивали изображение сверху. С 1654 г. введены медные деньги, которые после Медного бунта 1662 г. выведены из обращения. С 1704 г. проведена реформа, основанная на десятичной системе (1 руб.=10 гривенникам=100 коп.). Отныне чеканка монет стала монополией государства. Обнаружены залежи отечественной серебряной руды. Ассигнации введены в России с 1766 г. Обесценивание ассигнации произошло в период Отечественной войны, так как Наполеон завалил Россию фальшивыми деньгами. В 1839 г. введен серебряный стандарт рубля, что означало девальвацию ассигнаций (1 руб. серебром=3,5 руб. ассигнаций).  
Десятина это  русская поземельная мера, имеющая различную величину в разных местностях. В Киевской Руси являлась  основной дометрической мерой площади, равная 2400 квадратных саженей или 1,09 га (так называемая "казённая"), а также подать, взимавшаяся в виде десятой доли с произведений земледельческих или десятая доля со всяких других доходов в пользу духовенства.  
Древляне одно из племенных объединений восточных славян, в VI–X вв. занимавших лесную полосу днепровского правобережья и бассейн рек Тетерев, Припять, Уж, Уборть, Ствига. На западе они доходили до реки Случь, где граничили с волынянами, а на севере – с дреговичами. Имели города, наиболее крупные из них - Вручий (Овруч), Искоростень (Коростень), игравший роль столицы. Древляне были самым враждебным восточнославянским племенем по отношению к полянам и их союзникам, образовавшим древнерусское государство с центром в Киеве. Они были решительными врагами первых киевских князей, даже убили одного из них – Игоря Святославовича, за что князь древлян Мал, в свою очередь, был убит вдовой Игоря, княгиней Ольгой. Древляне жили в густых лесах, получив свое имя от слова «древо» – дерево. В кон. I-го тыс. у древлян было развито сельское хозяйство, слабее развиты ремёсла. Имя Древлян последний раз встречается в летописи (1136), когда их земля была подарена великим князем киевским Ярополком Владимировичем Десятинной церкви.
Древние города – более 400 городов существовало в Киевской Руси. Крупнейшие из них становились административными, торговыми, ремесленными центрам и подчиняли себе окрестные земли. Так происходит первое административное деление на городовые области ("волости"), когда племенной принцип сообщности меняется на территориальный.  
Дружина это вооруженный отряд при князе, составлявший ядро его войска и помогавший ему в управлении княжеством (на Руси IХ-ХIII вв.). Это группа, отряд, объединявшихся вокруг племенного вождя, затем князя, привилегированный слой общества, созданные на добровольной основе с какой-либо целью. Вооружённые отряды во главе с князьями в Древней Руси участвовали в войнах, управлении княжеством, личным хозяйством князя. Делились на "старшую" (наиболее знатные и близкие лица  – "княжие мужи") и "молодшую"   – "гридни" и "отроки". Члены дружины могли переходит от одного князя к другому. Дружина находилась на полном иждивении князя и  содержалась доходами с области и частью военной добычи. С укреплением ветвей княжеского рода по отдельным областям дружинники  становится ядром местных землевладельцев. В Московской Руси дружина постепенно обращается в служилое сословие. В конце XII в. на смену ей пришёл т.н. двор.  
Закупничест-во форма феодальной зависимости в Древней Руси, которая предполагала натуральный или денежный займ у феодала в обмен на работы в его хозяйстве. Источник – разорившиеся общинники, получавшие участок земли и сельскохозяйственный инвентарь от землевладельца и обязанных работать на его полях. Закупы были земледельцами, имевшими своё хозяйство, и могли, расплатившись с господином за ссуду (купу), стать свободными. Они могли уходить от феодала на заработки, а также обращаться в суд с жалобами на господина.  
Земские бояре В VI–VIII в. представители местной племенной аристократии, потомки древних родовых старейшин, сосредоточившие в свих руках значительные земельные ресурсы. В процессе образования государства у восточных славян пополнили ряды великокняжеских вассалов.  
Изгои В Древней Руси люди вне страт, не связанные общинными или корпоративными связями: выкупившиеся рабы, разорившиеся купцы, неграмотные поповичи (поэтому не могут служить в церкви) и т.д.  
Киевская Русь раннефеодальное государство (882–1132 гг.), возникшее в Восточной Европе на рубеже в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей восточнославянских племён Древний культурный центр Киевской Руси – Среднее Приднепровье с Киевом во главе, а также земли, расположенные вдоль пути "из варяг в греки" (поселения в районе Старой Ладоги, Гнёздова и др.). Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств Европы, образованию которого предшествовал период (VI–VIII вв.) появления предпосылок феодальных отношений и созревания их в недрах военной демократии; государство, за время существования которого восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность, которая стала впоследствии основой для формирования трёх братских народностей – русской, украинской и белорусской. Киевская Русь положила начало государственности у восточных славян, объединение которых в пределах единого Древнерусского государства способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию.  
Кий легендарный правитель полян. Ряд исследователей считает, что этническое происхождение Кия – хазарское.  
Княжество В Средневековой Руси суверенное и вассальное государство и государственное образование, преимущественно, монархическое во главе с князем. Княжество – это наиболее типичная форма государства для периода феодальной раздробленности. Княжества возникают у восточных славян в IX – начале X вв. и становятся основой древнерусской государственности (с IX в.), именуясь по стольному городу (Рязанское, Владимирское и др.); крупнейшие из них назывались Великими.  
Князь В VI–VIII в. у восточных славян племенной вождь – верховный правитель.  
Крестьянин (хрестьянин) – название русских православных людей с XIII в. (в отличие от татар-язычников и татар-мусульман).  
Крещение Руси – введение в Древней Руси в конце X в. христианства как государственной религии, которое стало таковой лишь в связи с массовым крещением славян, проведённым в 988–989 г. князем Владимиром Святославичем. С этого момента христианство активно распространялось феодальным государством и формирующейся церковной организацией (XI–XII вв.) в Древней Руси, что содействовало укреплению государственности, консолидации славянских, балтских, угро-финских и других племён, развитию культуры, созданию памятников письменности и письменной литературы, искусства, архитектуры и формированию централизованной организации священнослужителей.  
Кривичи многочисленное восточнославянское племя, занимавшее верховья Волги, Днепра и Западной Двины, южную часть Озёрной области и часть бассейна р. Неман. Их название происходило от имени основателя племени князя Крива, по-видимому, получившего прозвище Кривого, от природного недостатка. Впоследствии кривичем называли в народе человека неискреннего, лживого, способного кривить душой, от которого не дождешься правды, но столкнешься с кривдой. "«Повесть временных лет" не относит кривичей ни к "словенам", пришедшим с юга, ни к славянским племенам, переселившимся с запада, ни к «иным языкам». Некоторые исследователи к кривичам причисляют и ильменских словен. Кривичи были, вероятно, первыми восточными славянами, двинувшимися в VI в. из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад и запад, где они встретили сильные литовские и финские племена, кривичи продвинулись к северо-востоку и поглотили жившие там малочисленные финно-угорские и балтийские племена. На западе они вместе с дреговичами составили нынешнюю белорусскую народность. Поселяясь на великом торговом пути «из варяг в греки», кривичи принимали участие в торговле со Скандинавией и Византией. Племенной особенностью бытового инвентаря кривичей является характерный набор женских украшений: браслетообразные височные кольца и стеклянные поволоченные бусы. Основным занятием кривичей являлось земледелие. Развиты были также животноводство, кузнечное и ювелирное дело и др. ремёсла. Уже в эпоху образования Киевской Руси у кривичей существовали политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск Последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 г. новгородским князем Владимиром (будущим Святым).  
Летопись погодный рассказ о событиях, историческое произведение, вид повествовательной литературы в Киевской Руси, состоящей из погодных записей либо представлявшей собой памятники сложного состава – летописные своды. Летописи живо рисуют общественную жизнь и являются литературными, местами поэтичными памятниками древнерусской литературы, выражающими местные политические интересы и отражающими, главным образом, события местного значения (рождение и смерть князей, выборы посадников и тысяцких в Новгороде и Пскове, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов, игуменов монастырей, постройка церквей и пр.), неурожай и голод, эпидемии, примечательные явления природы. Они делились на общерусские (например, "Повесть временных лет", Никоновская летопись и др.) и местные (Псковские и другие летописи). Начало летописания относят к  XI в., а окончание летописной традиции связывают с акциями Ивана Грозного в период опричных репрессий.  
Любечский съезд 1097 г. съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (в русских летописях упоминается с 882 года; в середине X века Константином VII Багрянородным назван в числе русских городов, торговавших с Византией) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. Результатом договора стало укрепление князей в княжествах:  Святополка Изяславича, как старшего брата и великого князя – в Киеве с Туровом и Пинском; Владимира Мономаха – в Переяславском княжестве, Суздальско-Ростовской земле, Смоленске и Белоозере; Олега и Давида Святославичей – в Чернигове и Северской земле, Рязани, Муроме и Тмутаракани; Давида Игоревича –во Владимире-Волынском с Луцком; Василька Ростиславича (с братом) – в Теребовле, Червене, Перемышле, а также был провозглашён принцип наследования князьями земель своих отцов ("каждый держит отчину свою").  
Мыт В Древней Руси всеобщая таможенная пошлина за провоз грузов через княжеские границы и городские заставы (процент со стоимости ввозимого товара).  
Натуральная экономика – это совокупность весьма замкнутых хозяйственных единиц, мало включенных в торговые и иные экономические отношения. Эти единицы являлись самодостаточными, самообеспечивающимися и им почти не нужны внешние факторы развития. Натуральное хозяйство исключает развитие промышленности, а производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителя, а также почти отсутствуют хозяйственные блага, обмен и разделение труда. Общество состоит из массы однородных хозяйственных единиц... и каждая такая единица производит все виды хозяйственных работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая окончательной подготовкой их к потреблению; характерны замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщённость производства, рутинная техника и медленные темпы развития.  
Норманнская теория это концепция происхождения государства у восточных славян, научная теория, возникшая во второй четверти XVIII в.     Авторы теории –  немецкие ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер, приглашенные в Россию Петром I. Байер и Миллер считали основателями государства в Древней Руси норманнов (варягов). Основанием для вывода о норманнском происхождении Древнерусского государства послужил рассказ "Повести временных лет" о призвании на Русь в 862 г. Рюрика. По сути, немецкие норманисты считали, что  в IX в. произошло банальное завоевание территории северо-восточных славян, и результатом этого завоевания стало образование государства Киевская Русь.   Политический смысл норманнская теория получила в XIX в. Европейская дипломатия, чтобы принизить Россию, хотела, опираясь на теорию Байера, представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов – силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, её экономику и культуру. В середине XVIII в. с критикой норманнской теории выступил М. В. Ломоносов, считавший, что Рюрик произошел от пруссов-балтославян. В дворянско-монархической историографии XVIII–XIX вв. норманнская теория приобрела характер официальной версии происхождения Русского государства  и разделялась той или иной степени многими историками (Н. М. Карамзин,  С. М. Соловьев, Н.О. Ключевский и др.).  Противниками были дворянские и буржуазные историки – Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, В. Г. Васильевский и др. В советской историографии влияние норманнской теории было преодолено в 30–40-х гг. Решающую роль в этом сыграли основанные на марксистско-ленинской методологии работы ряда советских историков и археологов: Б. Д. Грекова, Б. А. Рыбакова, М. Н. Тихомирова, С. М. Юшкова,В. В. Мавродина, которые установили, что восточно-славянское общество достигло в IX в. той степени разложения общинного строя, когда созрели внутренние предпосылки возникновения государства. Наличие некоторых древне­русских князей варяжского происхождения (Олег, Игорь) и варягов в княжеских дружинах не противоречит тому, что государство в Древней Руси сформировалось на внутренней общественно-экономической основе. Варяжская элита почти не оставила следов в богатой материальной и духовной культуре Древней Руси. Норманны-варяги, находившиеся на Руси, слились с коренным населением, ассимилировались. Современные норманисты утверждают, что имела место норманнская колонизация Руси, и что скандинавские колонии послужили основой для установления господства норманнов. Они считают, что Древняя Русь находилась в политической зависимости от Швеции. Однако тот факт, который лежал в основе научного спора – происхождение Рюрика – сегодня исторической наукой решается в пользу норманнского происхождения последнего.  
Обояривание процесс, проходивший в VI–IX вв. и включавший в себя превращение вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников – в феодально-зависимое население.  
Община это первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных, кровнородственных связей. Она характеризуется общим владением средствами производства, полным или частичным самоуправлением. На первобытной стадии общественного развития община – это имеющий всеобщее распространение универсальный институт, выступающий носителем всей совокупности общественный функций, определяющий всю систему отношений: это и производственный, и семейно-бытовой, и культовый коллектив. С образованием классового общества первобытная кровнородственная община трансформируется в соседскую (территориальную) организацию сельского населения (как совокупность граждан, живущих в определенной территориальной единице – деревне, селе, колонии, местечке, городе). Теперь люди связаны общностью хозяйственных, политических и духовных интересов. Изменение общественной структуры в результате развития производительных сил, роста общественного разделения труда и возникновения социальных антагонизмов ведёт к утрате общиной всеобъемлющего значения. Она становится одной из низовых ячеек сложного социального организма классового общества, превращается в самоуправляющуюся организацию непосредственных производителей. В доиндустриальных обществах община существовала как объединение, необходимо дополнявшее семейно-индивидуальное хозяйство, которое становится теперь основной производственной ячейкой. Особенно важна роль общины в экономике крестьянского хозяйства, прежде всего, в земельных отношениях. Однако соседская община доиндустриальных обществ выполняет и более широкие социальные функции. Нередко она является низовой административно-территориальной ячейкой. Отношения в общине закреплены обычным и/или государственном правом.  
Откуп право, предоставляемое государством купцам на продажу соли, вина и других важных для казны сборов, на сбор кабацких и таможенных пошлин.  
Перелог – форма земледелия, предполагавшая использование участка в течение нескольких лет, после чего он "отдыхает" 20-30 лет до восстановления естественного плодородия. Существовала в степных и лесостепных районах.
Перепись населения – первая перпись произведена монголами в Петр в 1718 г. осуществил первую перепись мужского населения, вторая – в 1720 г., последняя в Российской империи                                                                                                                                                                                                                                                                 – десятая – в 1858 г.  
Повесть временных лет наиболее ранний из дошедших до нас общерусских летописных сводов. Он составлен во втором десятилетии XII в.  монахом Нестором. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов XV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Публикуется в переводе Д.С.Лихачева.  
Повоз форма сбора дани кивским князьям с подвластных территорий (с VI в.), предполагавшая привоз налогов в Киев самим населением.  
Погосты от древнерусского "погостити" – побывать в гостях. Первоначальное значение слова "погост" – это постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости). Впоследствии погост означал центр сельской общины на северо-западе Киевской Руси или сельский податный округ в Киевской Руси, а также главное селение округа с церковью. С 945 г. – это также места сбора дани, установленные Ольгой.  
Подсека Форма земледелия, предполагавшая подсеку деревьев – надсекание, засыхание на корню, поджог, то есть создание естественного удобрение (золы). Трудоемкость способа велика, поэтому практиковалась большими родовыми общинами. Существовала в северных лесных районах.  
Полюдье по Далю объезд округа или области для сбора дани – русскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками. Практиковалось в X–XIII в. ежегодно в ноябре–апреле с целью кормления и сбора податей.  Константин Багрянородный сообщал подробности: в ноябре, как только устанавливался зимний путь, киевские князья отправлялись на полюдье по всем своим волостям; собирали они дань большей частью натурой, тут же чиня суд и расправу. Лишь в апреле, когда вскрывался Днепр, князья возвращались в Киев с данью, которую на ладьях отправляли в Константинополь для продажи. Термин «полюдье» употреблялся на Руси и в более позднее время.  
Поляне это восточнославянское племенное объединение VI–IX вв. в лесостепной области Приднепровья, между устьями рек Десны и Роси. Поляне населявшие земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля. назывались так от слова «поле». Этноним «поляне» летопись объясняет: "зане в поли седяху", противопоставляя полян соседним древлянам – обитателям Полесья. Область полян входила в зону древней земледельческой культуры. По летописным и архивным данным, поляне занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей. Остатки их поселений с небольшими квадратными жилищами-полуземлянками располагались обычно на невысоких речных берегах. С развитием феодальных отношений у полян стали возникать укрепленные городища-займища. Поляне принадлежат курганы с трупосожжениями. Ювелирные изделия полян известные по кладам VI -VIII вв., и распространение в IX и. гончарного круга свидетельствуют о значительном развитии у них ремёсел. Летопись неоднократно отмечала, что экономические и общественные порядки у полян находились на более высокой ступени развития, чем у соседей. С полянами связана летописная легенда о начале Руси, о первых русских князьях, об основании Киева, передающая историческую обстановку VI-VII вв. В это время земля полян становится ядром древнерусской государственности, впоследствии объединившей вокруг себя другие восточно-славянские области. В последний раз имя полян упомянуто в летописи под 994 г., после чего их сменил этноним «Русь». Соседями полян на юге были тиверцы и уличи, на севере – древляне и на западе – хорваты, волыняне и бужане.  
Православие  от греческого ortodoxia – правильное знание – название одной из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских конфессий, славянский эквивалент ортодоксии, которое начало проникновение на русскую землю с середины IX в. В 988 г. православие было объявлено государственной религией Киевской Руси, с утверждением которого ускорился процесс отмирания остатков патриархально-родового строя, укрепились феодальные отношения, Киевское государство сблизилось с другими странами Европы, усилилось развитие культуры на Руси.  
Пуд русская мера веса, равная 16 кг.
Путь из Варяг в Греки – – трансконтинентальная торговая магистраль, великий водный путь, связывавший Северную и Южную Европу. Предпосылками его появления явилась ситуация в обширном евро-афро-азиатском регионе, сложившаяся во второй половине I тыс. н.э. и  коренным образом изменившая как географию международной торговли, так и ее значение. Толчок геополитических изменений – возникновение в VII в. в Аравии новой религии – ислам и последовавшая за этим арабская экспансия. После смерти Мухаммеда в 632 г. арабы вторглись в Месопотамию и Палестину, нанесли ряд тяжелых поражений Византии и Персии, взяли Дамаск в 635 г., изгнали византийцев из Александрии  в 642г. В 667 г. они оккупировали Халкедон, уже непосредственно угрожая Византии, в том же году вторглись в Сицилию, через три года завоевали Северную Африку, а в 711 г. вторглись в Южную Испанию. Одновременно арабы вели войну в Средней Азии, которую покорили к 715 г. Наконец,  в 733г. после сражения северной экспедиции с Карлом Мартеллом они были остановлены почти в центре Франкского государства у г.Пуатье. Примерно в это же время арабы получили отпор со стороны хазар на юге Восточной Европы. Таким образом, эта ожесточенная война прервала торговые коммуникации, связывавшие Европу с Ближним, Средним и Дальним Востоком и проходившие традиционно через Средиземноморье. В результате арабской экспансии центр тяжести экономической жизни Франкской империи сместился из южных районов на побережье Северного моря. С VIII в. франко-фризские города начинают чеканку собственной монеты, испытывая при этом острую нужду в серебре, что было связано с общим упадком горного дела в эпоху Великого переселения народов и усугубилось захватом арабами Пиренейского полуострова, откуда Европа получала основную часть золота и серебра. Через Скандинавию  и Русь Северная Европа теперь связывалась с Ближним, Средним и Дальним Востоком. Таким образом, данный путь возник в IX в. Из Балтийского моря по Неве корабли попадали в Ладожское озеро, оттуда по р. Волхов в озеро Ильмень и далее по р.Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр (Смоленск) и по днепровским порогам корабли тащили волоком. С Черного моря попадали в Константинополь. Новгород и Киев контролировали ключевые точки этого пути, а г.Хедебю, северное окончание пути, контролировал Рюрик (Рорик). Упадок данной магистрали приходится на XI–XII в., когда в период Крес
2019-12-29 166 Обсуждений (0)
Феодальная раздробленность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Феодальная раздробленность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)