Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как одна из сторон реализации личности



2019-12-29 149 Обсуждений (0)
Как одна из сторон реализации личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В поисках средств гуманитаризации образования мироваяпедагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы и саморазвитие. С этим связан растущийинтерес к человекознанию, составляющему фундамент личности. Поэтому акцент в обучении смещается с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала каждого обучаемого. Следовательно, характер учебно-воспитательного процесса изменяется в сторонуориентации на личность студента, его индивидуальные возможности, способности, интересы.

Образовательная деятельность по своей сути является деятельностью, которая строится по законам общения. Общение – основа, неотъемлемый элемент труда преподавателя, студента, руководителя. Лекция, семинар, практическое занятие, экзамен, внеучебная работа – это, прежде всего общение, общение со студентами, с коллегами, с администрацией.

Наш личный взгляд на мир и самих себя в нем влияет на наше поведение, стратегию построения своих отношений с окружающим миром и наоборот. Эта взаимозависимость используется при построении занятий и позволяет объединить растущего человека с обществом. Поскольку человек включен в мир, то его невозможно понять при абстрактном изучении вне системы отношений с этим миром. Без освоения всей системы мы никогда не поймем причин и вероятных последствий человеческого поведения. Очевидно, что мы не можем вести себя внутри социума как организованной структуры абсолютно независимо – так, как мы вели бы себя, будучи совершенно изолированными от этой структуры, ее влияния. Любая организация определяется подчиненностью ее элементов какой-то системе отношений. Следовательно, на свободу поведения отдельных элементов организации накладывается ограничение. Понимание ограничений и требований, предъявляемых обществом одному человеку, является необходимым условием развития этого человека и, как это ни парадоксально, его собственной свободы.

Когда общество, учебные заведения  формируют систему сопровождения и поддержки жизненного пути подрастающего человека, следует понимать, что задача этого сопровождения состоит не только в передаче знаний. Освоение обучаемым культуры, формирование у него соответствующих норм имеет большую ценность, но важно также студенту научиться  на каждом новом отрезке его жизни решать свои проблемы лучше, чем раньше. Тогда психологическое знание даст ему большую стабильность во всей жизни. Преподаватель показывает методы освоения человеческой культуры, с помощью которых можно найти то или иное знание, классифицировать при первом приближении проблемы, возникающие в человеческом общении. Если педагог будет не простым транслятором знаний, а организатором совместного поиска, аудитория будет воспринимать учебную деятельность на занятиях как естественную часть жизнедеятельности. Тогда обучение становится не насилием над личностью, а ответом на те вопросы, которые ставит перед нею жизнь, и, следовательно, жизненной потребностью.

Психология общения включает как психологические элементы процесса общения (потребности, мотивы, восприятие, понимание, взаимодействие и др.) так и психологические качества субъектов общения (способности, интеллект, волю, эмоции, чувства, темперамент и т.д.). Проявления психологических свойств в процессе общения и взаимодействия личностей в конкретных ситуациях неоднозначны. Эти проявления зависят от многих факторов, имеющих как природное, так и социально-культурное происхождение.

Содержание общения во многом определяется интеллектом его субъектов. В простом понимании интеллектуальный человек – это умный человек. В более сложной интерпретации интеллект включает целый ряд структурных элементов. Его составляющими являются, прежде всего, внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

Во взаимодействии с окружающим миром человек вынужден сосредоточиваться на отдельных объектах, явлениях, событиях, а в общении – на определенной информации, суждениях, телодвижениях, эмоциональных проявлениях и отключаться от всего остального. Это сосредоточение сознания и деятельности и есть внимание. Его отсутствие и ослабление ведут к рассеянности, забывчивости, невнимательности, что затрудняет целенаправленную деятельность и человеческое взаимодействие.

Внимание бывает непроизвольным (пассивным) и произвольным (активным). Непроизвольное внимание возникает под воздействием сильных раздражителей (громкие звуки, шум, яркая окраска, дискомфортная температура, сильный запах, необычные явления, неожиданное поведение людей и т.д.). Произвольное внимание требует волевых усилий. В общении это внимание предполагает деятельность органов слуха, зрения, запоминающих отделов головного мозга.

В процессе воспитания и самовоспитания внимание может трансформироваться в личностное качество – внимательность, которое имеет не только психический, но и этический характер. Внимание в этическом смысле предполагает внимательное отношение к преподавателям, студентам, коллегам, сотрудникам, своему поведению, речи, одежде и т.д.

Интеллектуальная деятельность невозможна без памяти. Памятьпредставляет собой процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком обстоятельств своей жизни, накопленного опыта, информации, полученной при общении с другими людьми и при взаимодействии с природой. Хорошая память дает значительные преимущества в различных контактах и отношениях, особенно в образовательной деятельности. Память бывает эмоциональная, или память на чувства, двигательная, или память на движения (трудовое уменье, игровые навыки и т.д.), образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), смысловая или словесно-логическая. Для более эффективного общения наиболее важна смысловая, зрительная, слуховая память. Преимущество имеет также долговременная память.

В процессе общения его субъектам приходится осуществлять активную мыслительную деятельность. Она направлена, прежде всего, на поиск путей и средств достижения поставленных целей, принятие оптимальных решений, улучшение взаимодействия преподавателей и студентов и т.д. Мышление, как и восприятие, и память, есть отражение окружающего реального мира. Но если первые два элемента интеллекта отражают действительность при помощи чувств, то мышление предполагает выяснение связей внутри данного явления, а также между этим явлением и внешней средой. Мышление – это процесс опосредованного (без участия органов чувств) отражения действительности, предполагающий познание и созидание нового. Мыслительный процесс имеет две важнейшие стороны: анализ и синтез. Анализпредусматривает расчленение познаваемого явления на отдельные части, выделение в нем элементов, свойств, связей. Синтез– это объединение выделенных в ходе анализа частей в одно целое. Анализ и синтез – тесно связанные между собой процессы.

Мышление трудно представить без языка. Он дает возможность отделять от предметов и явлений присущие им свойства и мысленно оперировать этими свойствами, судить о них, устанавливать связи и отношения между явлениями и делать умозаключения, т.е. на основе одного или нескольких исходных суждений выводить новые суждения. Благодаря языку мысль не исчезает сразу же после появления, а может фиксироваться, сохраняться, передаваться другим людям, ретранслироваться от поколения к поколению.

Для эффективности общения важны гибкость и быстрота мышления, самостоятельный и творческий его характер, умение выделять в явлениях и проблемах наиболее существенное. Большое значение имеет способность делать обобщения и выводы, находить новые подходы к решению задач, стоящих перед субъектами общения.

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регулирование совместной деятельности).

Общение в образовании – это, прежде всего, коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога и студента, а эффективность коммуникации зависит от многих условий: обеспечение положительной мотивации при передаче информации, ее понимание и принятие, привлечение внимания, вызывание интереса к теме общения и т.д.

Перцептивная функция общения очень важна и непроста в реализации, т.к. и для преподавателя, и для студента особо значимо умение чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его желания. Это сложный процесс, так как сложен и стремительно изменяется объект познания – развивающаяся личность. Понять психические особенности преподавателей, студентов, почувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ориентации помогают психолого-педагогические знания, использование разнообразных методов изучения личности, анализ произведений художественной литературы, изобразительного искусства.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими словами – управление деятельностью студентов. Продуманное общение определяет эффективность разнообразных видов деятельности на занятиях, успешность тренировки, творческой внеучебной работы, обеспечивает положительный результат взаимодействия.

Стиль общения преподавателя и студентов – категория социально и нравственно насыщенная, т.к. в нем выражены индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия обучающего и обучаемых.

Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля – единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок. Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности студента, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения, в открытости контактов. Имеет место и стиль общение – дистанция, которыйначинающие педагоги часто используют для самоутверждения в студенческой среде.

Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести: а) общение – устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение – заигрывание, основанное на желании нравиться студентам, завоевать авторитет (но он будет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры; в) общение – превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься над студентами; он не чувствует их, мало интересуется своими отношениями с ними, поглощен собой.

Для того чтобы сделать общение эффективным, необходимо обратить внимание на его педагогические аспекты. Особенно ценным является умение использовать обратную связь.Любая обратная связь должна информировать обучаемого, что он действует правильно и, следовательно, может продолжать в том же духе. Одновременно он, благодаря подкрепительному действию успеха, начинает действовать с большей уверенностью. Положительная обратная обеспечивает функцию поддержки, но что именно поддерживать в первую очередь и как эту поддержку выражать – это особый вопрос.

В этом процессе необходимо учитывать особенности психологии студенческого возраста (в среднем 17–23 г.). Это возраст расцвета физического и умственного развития человека. Но расцвет – еще не зрелость. В этом возрасте наблюдаются развитие вербального интеллекта, динамичность возбуждения, проявление максимализма, эгоцентризма, преобладание совершения поступков над их обоснованием, безразличное отношение к опыту других людей, стремление к независимости, самостоятельности и т.п.

Но вместе с самоуверенностью возникает неуверенность в своих возможностях, что часто проявляется в развязности, небрежности, негативизме. Наряду с любознательностью, стремлением к новому имеют место отрицание и скептицизм как следствие поверхностных взглядов. Поэтому педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться, руководить.

Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили.

При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе студентов.

При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению студентов, поддерживает их право на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности.

При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения – увещевания, уговоры.

Успешность выработки индивидуального стиля в значительной степени определяет успешность профессионального становления преподавателя, его удовлетворенность трудом, рост его мастерства, объективную результативность его деятельности. Искусству общения надо учиться, но нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, не любит тех, кого учит, не любит профессию.

Одним из основных элементов культуры общения является нравственное поведение людей. Это поведение базируется на общечеловеческих моральных принципах и нормах – уважении человеческого достоинства, чести, благородстве, порядочности, совести, корректности, чувстве долга, точности и др. Собственно, они составляют нравственную основу отношений между людьми, особенно между преподавателем и студентом.

Вместе с тем в человеческом взаимодействии, в том числе и в учебном процессе, мы видим специфическое поведение, обусловленное особенностями той или иной профессии, национальными (этническими) традициями. В культурной среде обучения и воспитания общее и особенное учитываются, сочетаются, гармонизируются. Нравственно воспитанный человек не будет пренебрежительно или презрительно относиться к представителям якобы не престижных профессий, к обычаям других народов. Во избежание недоразумений и обострения отношений профессиональные нормы и правила, а также национально-культурные особенности общения необходимо знать и соблюдать.

Добро и зло – показатели нравственности в любой деятельности. Главными нормативно-оценочными категориями нравственного поведения являются добро и зло. Если первое понятие в моральном смысле носит положительный заряд, то второе – отрицательный. В отношениях преподавателя и студента категории добра и зла находят свое отражение в мотивации поведения, словесном общении и практических действиях. Как в общении в целом, так и в обучении, в частности, важное место издавна занимало «золотое правило нравственности». Суть его выражена в Евангелии от Матфея словами: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними» (Гл. 7. Ст. 12). Исходя из этой мудрости, человек вправе ожидать от других такого отношения к себе, какое он проявляет во взаимодействии с партнерами по общению.

Знание психологических аспектов  общения позволяет, прежде всего, правильно общаться, постоянно координировать свое поведение с нравственными общечеловеческими принципами и нормами – уважение человеческого достоинства, честь, благородство, порядочность, совесть, корректность, чувство долга, точность и др. Собственно, они составляют нравственную основу отношений между людьми, особенно между преподавателем и студентами, позволяют реализовывать себя как личность.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что включает в себя психология общения?

2. Что такое внимание, его виды?

3. Что такое память, ее виды?

4. Назовите функции общения.

5. Какие вы знаете стили общения?

6. Назовите основные стили руководства.

 

Практическое задание



2019-12-29 149 Обсуждений (0)
Как одна из сторон реализации личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как одна из сторон реализации личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)