Список использованных источников и литературы
12 Министерство образования и науки РФ АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра менеджмента
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения специальности 080507.65 - Менеджмент организации
Краснодар 2008
Печатается по решению редакционно-издательского совета ИМСИТ Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Основы менеджмента" для студентов всех форм обучения специальности: 080507.65 "Менеджмент организации". В качестве примера изложены общие требования и этапы выполнения курсовой работы на тему "Совершенствование организации управления на предприятии в рыночных условиях", методика выполнения отдельных разделов работы. Табл. 6. , библиогр. 26 назв., приложений 4. Составители: кандидат экономических наук, профессор А.В. Елизаров, заслуженный Машиностроитель РСФСР преподаватель А. Б. Алдакушева Рецензенты: доктор культурологии, профессор Н. Н. Павелко, кандидат экономических наук, доцент В. А. Гребенникова
Задачи курсовой работы по дисциплине "Основы менеджмента"
Цель выполнения курсовой работы – закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение умения анализа организационных структур управления предприятием, распределения функций и полномочий, практических расчетов потребности рабочих, руководителей и специалистов, проектирование организации труда в управлении. Курсовая работа является самостоятельной работой студента, который на основе изучения литературы, анализа фактических материалов предприятия и соответствующих расчетов разрабатывает предложения по совершенствованию организации управления. По решению кафедры в состав курсовой работы может быть включен специальный вопрос с элементами научного исследования.
Порядок получения задания на курсовую работу, Ее представления и защиты Перечень тем курсовых работ приведен в приложении 4. Студенты, имеющие договора с предприятиями, должны получить исходные данные на этих предприятиях согласно приложению, а вопросы, не требующие материалов с предприятий, разрабатываются по вариантам по согласованию с преподавателем. Студенты, не имеющие доступа к информации предприятий, по решению кафедры получают исходные данные у руководителя курсовой работы. Руководитель курсовой работы определяет сроки выполнения отдельных частей курсовой работы и время консультаций. Выполненную и соответствующую требованиям работу руководитель допускает к защите.
Общие требования к курсовой работе Работа выполняется на стандартном листе белой бумаги формата А4. Объем работы 30-40 страниц рукописного текста. На первоисточники, цитируемые в работе, даются ссылки с указанием номера источника по библиографическому списку. Не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых. Например, допускаются сокращения, употребляемые при указании написанных цифрами сумм: тыс. тысяча; млн – миллион; руб. – рубль. Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь заголовок, который следует помещать на уровне слова "таблица". Слово "таблица" и соответствующий ей номер пишут слева перед заголовком таблицы. Все таблицы нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами. Например: Таблица 2. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово "таблица" в тексте пишут сокращенно, например "...см. табл. 2". Все иллюстрации (графики, диаграммы, схемы и т.д.) обозначаются словом "Рис.". Наименование иллюстрации помещают под ней. Номер иллюстрации – слева наименования. При написании текста оставляют поля: левое – 25 мм, правое –10 мм, нижнее –20 мм и верхнее –15 мм. Страницы нумеруют арабскими цифрами (по середине без точки в конце). Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер листа на нем не ставят. Текст основной части должен быть разбит на разделы и подразделы, которые нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой: например: 2.3. Каждый раздел начинается с новой страницы, что не относится к подразделам. Заголовки не подчеркиваются. Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с правилами библиографического описания. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1. За титульным листом располагается реферат в соответствии с приложением 2. За рефератом располагается "содержание". Содержание включает наименование всех разделов с указанием страниц. Рубрики в содержании должны точно соответствовать разделам и подразделам текста. Пример. 4. Общая схема выполнения курсовой работы на тему "Совершенствование организации управления на предприятии" (указывается наименование предприятия) Реферат Содержание Введение 1. Организационные основы менеджмента 1.1 Понятие и функции менеджмента. 1.2 Виды организационных структур. 1.3 Организация взаимодействия и полномочия. Организационно-регламентирующая документация: положения о службах, должностные инструкции. 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия. анализ его хозяйственной деятельности 2.1 Организационно-правовой статус предприятия. 2.2 Основные технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия 2.3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 2.3.1 Анализ объема реализованной продукции 2.3.2 Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности продукции 2.3.3 Анализ использования трудовых ресурсов 2.3.4 Анализ организационной структуры управления 3. Совершенствование организации управления предприятием 3.1 Совершенствование организационной структуры управления. 3.1.1 Предложения по ликвидации лишних или созданию новых подразделений, должностей. Проектируемая организационная схема управления 3.2 Проектирование рабочего места специалиста 3.3 Разработка должностной инструкции специалиста или квалификационных требований к специалисту или положения о подразделении 3.4 Экономическая оценка эффективности предложений по совершенствованию организации управления. Заключение Список использованной литературы и источников Приложения (таблицы, графики, схемы). Содержание разделов курсовой работы Титульный лист. Оформляется в соответствии с приложением 1. Студенты заочной формы обучения указывают личный шифр и домашний адрес. Надписи производятся чертежным шрифтом или же печатаются на пишущей машинке или компьютере. Реферат. В реферате отражаются объект исследования, цель работы, сущность и результаты работы. Над рефератом в строчку приводятся данные о количестве: Стр. Табл., Рис., Библиогр. (Приложение 2) Введение. Во введении отражается современное состояние экономики и управления в России, роль менеджмента в решении экономических проблем на всех уровнях, обосновывается цель курсовой работы, актуальность темы, характеризуется объект исследования, используемые материалы и методы исследования. 1. Организационные основы менеджмента. Это теоретический раздел курсовой работы. Выполняется на основе литературных источников. 1.1 Понятие и функции менеджмента. Дается определение менеджмента, его связь с управлением. Рассматриваются функции менеджмента. Особое внимание уделяется функции "организация". 1.2 Виды организационных структур. Дается определение организационной структуры управления. Рассматриваются различные виды организационных структур в зависимости от признаков классификации: сложности объекта, устойчивости функционирования объекта и т.п. 1.3. Организация взаимодействия и полномочия. Организационно-регламентирующая документация: положения о службах, должностные инструкции. Полномочия работников управления и роль их правильного распределения. Классификация работников управления по категориям должностей. Формы передачи полномочий. Группы административного аппарата. Виды организационно-регламентирующей документации: квалификационные характеристики, положения о службах и должностях, должностные инструкции специалистов. Основные разделы должностной инструкции. 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия и анализ его хозяйственной деятельности. В этом разделе автор дает организационно-правовую характеристику, специализацию предприятия, приводит данные по основным технико-экономическим показателям за последние три года хозяйственной деятельности предприятия. Приводит и анализирует организационную структуру управления предприятием. Для небольших предприятий приводится полная схема. Для крупных предприятий обязательна организационная схема управления в высшем звене (руководители, заместители, главные специалисты) и по согласованию с руководителем курсового проекта подробная оргсхема одного – двух блоков управления. Далее приводится штатное расписание должностей руководителей и специалистов в соответствии с оргсхемами, которое оформляется в виде таблицы с указанием численности по каждой должности. Делается общий вывод о степени соответствия организационной структуры современным требованиям. Дается оценка ориентации организации управления: производственно-сбытовая или маркетинговая. Проводится анализ соответствия фактических связей в высшем звене и численности специалистов в подразделениях нормам управления. Задача анализа. Для анализа составляется соответствующая таблица. Проводится анализ по основным технико-экономическим показателям хозяйственной деятельности предприятия. Дается общая оценка экономического положения предприятия.
Таблица 1. Фактическое количество объектов управления
Фактические данные сравниваются с нормами управления и делаются соответствующие выводы. Студент должен ознакомиться с отраслевыми нормами на предприятии. При отсутствии отраслевых норм могут быть использованы рекомендации НИИ труда (табл. 2.).
Таблица 2. Нормы управления
Для анализа правильности формирования производственных и управленческих подразделений сравнивается фактическая численность работающих в них с нормативами. Студент должен ознакомиться с отраслевыми нормативами по данному вопросу на предприятии. При отсутствии отраслевых нормативов можно использовать данные таблицы 3. Таблица 3. Нормы управления по подразделениям
Анализ состава функций управления на предприятии. Анализ проводится с точки зрения соответствия функций управления рыночным условиям. Анализ основывается на изучении служб и должностей в штатном расписании, а также должностных инструкций. Особое внимание уделяется функциям, связанными с маркетингом, внешнеэкономическими связями, рекламой, стратегическим планированием и прогнозированием, ценными бумагами, производственной психологией. Выводы по результатам анализа ложатся в основу совершенствования организационной структуры и уточнению должностных инструкций, квалификационных требований с должностями, положений о службах.
3. Совершенствование организации управления предприятием. В этом разделе на основе проведенного анализа, теоретических знаний, действующих законодательных актов и нормативных документов студент вносит предложения по совершенствованию организации управления на предприятии, проводит необходимые расчеты. 3.1 Предложения по ликвидации лишних или созданию новых подразделений, должностей. Проектируется организационная схема управления. На основе результатов анализа студент определяет, какие руководители перегружены или явно недогружены и предлагает соответствующие изменения в организации управления. Особое внимание уделяется должностям и подразделениям, выполняющим функции, связанные с рыночными условиями хозяйствования (маркетинг, сбыт, внешнеэкономические связи, реклама и т. п.). Вносятся предложения по укрупнению отделов, введению новых должностей, изменению названия должностей. С учетом предлагаемых мероприятий приводится проектируемая организационная схема управления предприятием. 3.2 Проектирование рабочего места специалиста. В данном подразделе приводится рисунок с примерным видом рабочего места специалиста (по согласованию с руководителем курсовой работы) с указанием оргтехники и конторского оборудования. 3.3 При этом за основу могут быть приняты типовые рабочие места специалистов, приводимые в нормативных документах. Кратко характеризуется режим труда и отдыха специалистов. Приводятся основные санитарные нормы: температура воздуха, относительная влажность, условия освещенности, площадь рабочего места, уровень шума. 3.3 Разработка должностной инструкции специалиста или квалификационных требований к специалисту или положения о подразделении (руководителе). Конкретный вид организационно-регламентирующей документации согласовывается с руководителем курсовой работы. По должностям, которые включены в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, студент уточняет организационную документацию применительно к рыночным условиям. По новым должностям и службам документация разрабатывается на основе литературных источников, законодательных актов и нормативов. Примерная структура должностной инструкции специалиста: 1. Общие положения 2. Обязанности 3. Права 4. Ответственность Примерная структура положения об отделе 1. Общие положения 2. Задачи 3. Структура 4. Функции 5. Права начальника отдела 6. Ответственность начальника отдела 7. Основные взаимоотношения отдела с другими отделами и цехами. В правом верхнем углу над наименованием документа ставится гриф УТВЕРЖДАЮ, наименование должности руководителя и дата утверждения. 3.4 Экономическая оценка эффективности предложений по совершенствованию организации управления. Оценка экономической эффективности организации управления осуществляется на основе максимизации роста реализации продукции и прибыли по отношению к затратам на производство или к применяемым на производстве ресурсам. Рекомендуемые формы расчета и показатели приводятся в таблице 4.
Таблица 4 - Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию управления
При расчете проектируемых показателей увеличение себестоимости продукции (без затрат на управление), численности рабочих принимается пропорционально росту объема реализованной продукции по сравнению с базовым вариантом. Затраты на управление изменяются пропорционально численности руководителей и специалистов. Затраты на управление в базовом варианте принимаются в объеме общезаводских расходов и цеховых расходов в части, связанной с содержанием управленческого персонала цеха. Приведенный порядок расчетов можно проиллюстрировать следующим примером. Себестоимость всей реализованной продукции по базовому варианту 43500 тысяч рублей, затраты на управление 3800 тысяч рублей, численность всего персонала 450 человек, в том числе руководителей и специалистов 60 человек. По проекту индекс роста объема реализации 1,1, численность руководителей и специалистов 58 человек. Затраты на управление по проекту составят:
Себестоимость всей продукции по проекту составит:
Численность всего персонала по проекту составит: Прибыль определяется как разница между объемом реализованной продукцией и себестоимостью всей продукции. Если мероприятия по совершенствованию управления требуют капитальных вложений, то их эффективность рассчитывается по общепринятой методике определения экономической эффективности инвестиций. В конце подраздела даются краткие выводы по результатам расчетов. Заключение. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам работы, предложения по их использованию, включая внедрение, оценку экономической эффективности мероприятий. Глоссарий. Это краткий словарь 7—8 основных понятий и их определение на русском языке. Приложения. Материалы, используемые в курсовой работе, таблицы, рисунки, копии отчетных документов предприятия. Список использованных источников и литературы Список должен содержать перечень литературных источников, использованных при выполнении работы. Список оформляется в соответствии с правилами библиографического описания. Методические указания в список не включаются. Таблица 5. Функции управления и перечень должностей по функциям
Приложение 1 Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине "Основы менеджмента"
на тему: "Совершенствование организации управления в рыночных условиях"
Выполнил(а) студент (ка)________курса группы____________________________ ___________________________________ (ФИО) Научный руководитель_______________
(Студенты заочной формы обучения дополнительно указывают шифр и домашний адрес)
Краснодар, 2008
Приложение 2 Реферат 30 с., 5 табл., 6 рис., 27 источников ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ, СИСТЕМА КАЧЕСТВА, ПРЕДПРИЯТИЕ, ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА,, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Курсовая работа выполнена на тему: "(Наименование темы)" Объектом исследования является промышленное предприятие ОАО "Краснодарский ЗИП" Предметом исследования является современный хозяйственный механизм и его организационная и экономическая подсистемы. В процессе работы проводились исследования основных подходов к созданию системы организации и управления конкурентоспособного производства, выработке стратегии развития предприятия. Рассматривались требования к созданию системы информационного обеспечения, систем качества по идеологии МС ИСО 9000.
Приложение 3
12
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |