Обработка статических массивов
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: приобретение практических навыков в составлении программ с массивами. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ Массивы - структурированный тип данных с элементами одного типа, имеющий одно имя и определенное количество элементов. Количество элементов определяет размер массива. Порядковый номер элемента массива называется его индексом. Число индексов называется размерностью массива, например, массив с двумя индексами называется двумерным массивом. Строка символов является массивом символов, вектор – массив чисел, матрица – массив векторов. Обработка массивов выполняется следующим образом: описание, ввод или инициализация элементов массива, преобразование и вывод. При описании массивов после имени в квадратных скобках указывается число его элементов. В языке Си индекс элемента массива начинается с нуля, поэтому индекс последнего элемента массива на 1 меньше числа элементов в данном массиве. Пример обработки одномерного массива Дан массив из 50 целых чисел. Найти наибольший элемент в массиве и его порядковый номер. # include <stdio.h> #include <conio.h> # define n 50 // определение константы n=50 int i, max, nom, a[n]; //описание массива целых чисел из n элементов main() { for (i=0; i<n; i++) { printf( “\n Введите элемент массива ”); scanf ("%d", &a[i]) }; for (i=1,max=a[0],nom=0; i<n; i++) if (max<a[i]) {nom=i; max=a[i];} printf("\n Вывод элементов исходного массива : \n"); for (i=0; i<n; i++) printf ( "%6d", a[i] ); printf ("\n Максимальное число в массиве %4d, его индекс %4d " , max, nom+1); getch(); } Многомерные массивы задаются указанием каждого измерения в квадратных скобках. Например, оператор int matr [6] [8]; задает описание матрицы из 6 строк и 8 столбцов. Нумерация строк и столбцов начинается с 0. При инициализации двумерного массива он представляется как массив из массивов, при этом каждый массив заключается в свои фигурные скобки, либо задается общий список в том порядке, в котором элементы располагаются в памяти: int mas [] [2]= { {1,2}, {0,2}, {1,0}}; int mas [3][2]={1,2,0,2,1,0}; ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ Даны вещественные числа a,b. Значения функции (согласно вариантам) записать в массив. Затем, используя значения функции записанные в массиве вычислить значение интеграла, по: 1) Формуле трапеций I1=h*[f(a)/2+f(a+h)+f(a+2h)+…+f(a+(n-1)h)+f(b)/2] 2) Формуле Симпсона I2=h/3*(f(a)+f(b)+4*(f(a+h)+f(a+3h)+…+f(a+(n-1)h))+ 2*(f(a+2h)+f(a+4h)+…+f(a+(n-2)h))) h=(b-a)/n, n=100.
1. f(x)=x2/(10+x3); a=-2; b=5; 2. f(x)=(2.5x2-0.1)/(tg x+sin x); a=4; b=6; 3. f(x)=(x+1)2√lg x; a=2; b=10; 4. f(x)=x2 ln x /(1+x)2; a=1; b=20; 5. f(x)=1/((0.5+0.1x3)√x); a=0.1; b=2.1; 6. f(x)=x 2√(2+3x)3; a=0.5; b=2.5; 7. f(x)=1/√(0.02+0.01x); a=1; b=30; 8. f(x)=(1+2x+x2)/(5+2x2); a=-2; b=2; 9. f(x)=(2x+lg x)/(1+lg x); a=1; b=10; 10. f(x)=√(2+x)3/x2; a=0.2; b=10; 11. f(x)=(1+x2)/(x3+√(1+x)); a=0.5; b=5; 12. f(x)=(1-x) lg x/√(1-lg x); a=2; b=7; КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 4.1. Что такое массив? индекс элемента массива? 4.2. Как ввести и вывести элементы вектора в строку и в столбец? 4.3. Способы описания и инициализации массивов.
Лабораторная работа №5 Работа с символьными данными 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучение описания символьных данных и операций над ними. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ Символьная константа - это символ (единственный), заключенный в одиночные кавычки, как, например, 'Х'. Значением символьной константы является численное значение этого символа в машинном представлении набора символов. Все символы упорядочены в соответствии с принятым в ПК коде (например ASCII). При этом порядковый номер символов называется кодом (например, код латинского символа 'А ' равен 65; символа '3' равен 51). Для символьных данных не определены никакие арифметические операции, но они могут сравниваться по своим кодам, участвовать в чтении, печати, операторах присваивания. Строка - это последовательность (массив) символов, заключенная в двойные кавычки, заканчивающаяся нуль-символом (\0 – символ с кодом равным нолю). По положению нуль-символа определяется фактическая длина строки. Например, длина строки char text[ ] = "Моя программа!" равна 14 байт (включая пробел). Для форматного ввода и вывода символьных констант используется спецификатор %с, строк - %s и специальные функции: getchar(),gets()- ввод и putchar(), puts()-вывод. Библиотека Си содержит функции обработки строк, прототипы которых определяются в заголовочном файле string.h. Например: strlen(str) – определяет длину строки str; strcat(str1,str2) - сцепление строк в порядке их перечисления; strncat(str1,str2,kol) – приписывает kol символов строки str2 к строке str1; strcmp(str1,str2) – сравнивает две строки str1 и str2 и возвращает 0, если они одинаковы; результат отрицателен, если str1<str2 и положителен, если str1>str2; strncmp(str1, str2, kol) – сравниваются части строк str1 и str2 из kol символов. Результат равен 0, если они одинаковы. strcpy(str1,str2) – копирует строку str2 в строку str1. Рассмотрим пример: // lab6.c #include <stdio.h> #include <conio.h> #include <string.h> main ( ) { char gwords [10] [40], temp [40]; int i=0; printf (“Введите 10 слов, начинающихся с д: \n”); while ( i < 10 ) { gets (temp); if (temp [0] != ‘д’) // проверка первого символа printf (“ %s не начинается с д! \n”, temp); else { strcpy (gwords [i], temp); i++;} } puts (“Следующие слова соответствуют условию:”); for (i=0; i< 10; i++) puts (gwords [i] ); getch(); return 0; } Вводятся слова, сравнивается первый символ, если это не 'д', то вводится следующее слово, иначе слово копируется в новый массив слов gwords. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ 1. Выполнить приведенную выше программу с разными исходными данными. 2. Текст вводится с клавиатуры. Исходный текст и результаты распечатать. Составить программы согласно вариантам заданий. Варианты заданий 1. Вывести на печать список слов, имеющих приставку (несколько букв), задаваемую с терминала. 2. Раздвинуть заданный текст, вставив введенную с клавиатуры последовательность символов после 1-го символа каждого слова. 3. В заданном тексте слова разделены запятыми. Напечатать список слов, начинающихся с символа, введенного с клавиатуры. 4. Определить количество слов в заданном тексте, содержащих сочетание символов, задаваемое с экрана. 5. Из заданной последовательности слов удалить слова, содержащие числа. 6. Каждое слово текста переписать наоборот. 7. Подсчитать количество слов, содержащих k гласных букв (k-задается с экрана). 8. Из введенного текста сначала распечатать слова, заканчивающиеся на согласную букву, а потом на гласную букву. 9. Во введенном тексте найти повторяющиеся слова. 10. Список фамилий вводится через запятую в виде строки. Упорядочить фамилии по алфавиту. 11. Из введенного текста распечатать отдельно гласные и согласные каждого слова. 12. Из введенного текста распечатать слова, в порядке убывания частоты повторения. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 4.1. Ввод и вывод символов и строк. 4.2. Функции для работы со строками. 4.3. Чем отличается инициализация символа от инициализации строки?
Лабораторная работа № 6 Функции 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Изучение методов использования функций языка Си. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ Часто в программе требуется повторить определенную последовательность операторов в разных частях программы. Для того, чтобы описывать эту последовательность один раз, а применять многократно, в языках программирования применяются подпрограммы. Подпрограмма - автономная часть программы, выполняющая определенный алгоритм и допускающая обращение к ней из различных частей общей программы. В языке Си существует один вид подпрограмм - функции. Каждая программа в своем составе должна иметьглавную функцию main(), служащую точкой входа в программу. Кроме функции main(), в программу может входить произвольное число функций, выполнение которых инициализируется либо прямо, либо вызовами из функции main(). Каждая функция по отношению к другой является внешней. Для того, чтобы функция была доступной, необходимо, чтобы до ее вызова о ней было известно компилятору. Форма записи функции: <тип > <имя функции>(<формальные параметры>){<тело функции >} Если тип возвращаемого функцией значения не указан, то подразумевается int. Если с именем функции не связан результат, то нужно указать тип функции void. Параметры, записываемые в обращении к функции, называются фактическими; параметры, указанные в описании функции - формальными. Фактические параметры должны соответствовать формальным по количеству, порядку следования и типу. Объекты, объявленные вне функции, действуют в любой функции и называются глобальными. Объекты, объявленные в функции, действуют только в ней и называются локальными. В теле функции обычно присутствует оператор return <выражение>, определяющий возвращаемое функцией значение. Все параметры функции, кроме массивов, передаются по значению, т.е. внутри функции создаются локальные копии параметров. Если необходимо передать саму переменную, а не её копию, то в функцию передаётся адрес этой переменной. Таким образом, через параметры можно передавать результат выполнения функции. То есть, параметры, с помощью которых результаты должны передаваться из функции в точку вызова, описываются как указатели. Вызов функции может быть оформлен в виде оператора, если с именем функции не связано возвращаемое значение, или в виде выражения, если возвращаемое значение связано с именем функции. Прототип функции может указываться до вызова функции вместо описания функции для того, чтобы компилятор мог выполнить проверку соответствия типов аргументов и параметров. Прототип функции по форме такой же, как и заголовок функции. В конце него ставится «;». Функции можно подключать с помощью директивы #include <имя файла>. Такие файлы с функциями удобно использовать в диалоговых программах с пользовательским меню, позволяющих выбрать один из режимов. Пример 1: Функция с параметрами-значениями. Результат связан с именем функции. В программе объявляется прототип функции, а сама функция описывается ниже. //lab8_1 #include <stdio.h> #include <conio.h> int max(int,int); //Прототип функции void main() { int x,y,z; printf(" input x,y "); scanf("%d %d",&x,&y); z=max(x,y); //Вызов функции с фактическими параметрами printf("x=%d y=%d max=%d",x,y,z); getch(); } int max(int a ,int b) //Заголовок функции с формальными параметрами { int c; if (a>b) c=a; else c=b; return c; }
Пример 2: Функция с параметрами-указателями. Здесь передаются адреса фактических параметров, по которым и получаем результат. Функция меняет местами переменные x,y. //lab8_2 #include <stdio.h> #include <conio.h> main() { float x,y; void swap(float *, float *); // Прототип функции с параметрами - указателями printf("\n введите x,y "); scanf("%f %f",&x,&y); swap(&x,&y); // Передаём адреса переменных printf("\n x=%4.2f y=%4.2f ",x,y); getch(); } void swap(float * a, float * b) {float c; c=*a; // *a - содержимое по адресу a *a=*b; *b=c; }
Пример 3: Подключение файлов с функциями и создание меню. ! Внимание! Следите за тем, чтобы константы, объявленные директивой #define, не переобъявлялись в функциях. //lab8_3 #include <stdio.h> #include <conio.h> #include "lab3.c" #include "lab5.c" #include "lab6.c" main() { int nom; while(1) { clrscr(); printf("\n 1. Сумма ряда \n"); printf(" 2. Матрица \n"); printf(" 3. Строки \n"); printf(" 4. Выход \n"); scanf("%d",&nom); switch(nom) { case 1:lab3();break; case 2:lab5();break; case 3:lab6();break; case 4:return 0; default:printf("Неверный режим"); } } getch(); } Пример 4: Передача в функцию массива с использованием указателя. Результат – элементы массива возводятся в квадрат. Функция описывается до вызова, поэтому прототип не объявляется. //lab8_4 #include <stdio.h> #include <conio.h> void quart(int n, float * x) // Можно void quart(int n, float x[]) { int i; for (i=0;i<n;i++) x[i]=x[i]*x[i]; } main() { float z[]={1,2,3,4};int j; clrscr(); for (j=0;j<4;j++) printf(" %6.2f",z[j]); quart(4,z); for (j=0;j<4;j++) printf("\n %6.2f",z[j]); getch(); }
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ 3.1. Проанализировать приведенные выше программы. 3.2. Оформить свое задание по лабораторной работе 4 в виде функций. Организовать меню с вызовом этих функций. 3.3. Используя функции, написать программу по своему варианту. Варианты заданий
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |