Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины страха перед сценой



2019-12-29 163 Обсуждений (0)
Причины страха перед сценой 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

1.      Введение. 3

1.1  Психология исполнительства. 3

1.2 Причины страха перед сценой. 4

1.3  От страха к уверенности. 6

2.      Проработка концертной программы.. 8

2.1 Установка на успех. 9

2.2 Контакт с аудиторией. 9

2.3 Рецепт успешного выступления. 10

2.4 Пример подготовки к концертному выступлению Маргерит Лонг. 11

3.      День концерта. 12

3.1 На сцене. 12

4.      Заключение. 14

5.      Используемая литература. 15

 


Введение

 

Тема моей курсовой работы выбрана по собственному желанию. Свою работу я рекомендую преподавателям и студентам музыкальных академий для подготовки к выступлению.

 

Личный опыт выступления на сцене, успешные и неудачные исполнения учащимися произведений на концертах побудили меня к написанию курсовой по методике на тему «Подготовка пианиста к выступлению». Анализ ошибок заставил меня обратить внимание на психологическую сторону подготовки к выступлению.

 

Цель работы: научить молодых музыкантов избавляться от негативных моментов сценического волнения, заставить более ответственно подойти к концертному исполнению программы.

 

В подготовке курсовой я опиралась на различные источники - от изданий по методике и педагогике, до трудов по психологии и художественной литературе.

 

Надеюсь, что изучение моей курсовой работы поможет более успешному исполнению программы. Окажет помощь в преодолении страха перед сценой.

 

Психология исполнительства

 

«Исполнение программы без творческого подъема -

есть не более, чем математическая организация

звуков во времени».

Из личного опыта

 

Проблема психологической подготовки музыканта к выступлению – одна из важнейших тем в исполнительском искусстве. Нет музыканта, который ни разу бы не волновался перед выходом на сцену.

 

Римский-Корсаков часто повторял, что волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. Но я не хочу рассматривать ситуации провала, возникшие из-за недоученности программы. По-моему, сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надёжно выучено музыкальное произведение, но и от индивидуальной психики человека. Каждый человек

по-своему переживает те или иные моменты выступления.

 

Ощущение тревоги во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме, типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают психологи, в подобные моменты, процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение. Поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно.

Причины страха перед сценой

 

Волнение всегда имеет определенное объяснение. Чтобы научится владеть собой перед публикой, надо начинать с того, чтобы следить за собой дома, где можно тренировать внимание и сосредоточенность ежедневно. По мнению педагогов, занимающимися вопросами музыкальной психологии (таких, как Лилиас Маккиннон) вредные житейские привычки человека негативно сказываются на его выступлении. Так, вечно откладывая на завтра то, что необходимо сделать сегодня, музыкант может расстроить функции памяти, так как

нерешительность ослабляет характер. Музыкант не может, подобно поэту или художнику выбирать для работы самые удачные минуты; он вынужден играть в назначенный день, независимо от настроения. Это требует способности сосредоточения внимания на том, что важно в данный момент. Качества эти вырабатываются годами ежедневной тренировки.

 

1) Первая причина - внушенная мысль о возможном провале. Мысль о провале может перейти в опасное самовнушение. Молодой пианист редко бывает опытным психологом, чтобы представить себе всю опасность враждебного внушения или понять его мотивы. Полезная критика – это одно, разрушающий критицизм – это совершенно иное. Натан Перельман часто повторял своим ученикам: «На эстраде самокритика - пила, подпиливающая стул, на котором сидит пианист». Следовательно студент должен уметь защищаться от враждебного внушения.

 

2) Вторая причина – осечка памяти из-за сильного волнения. Если исполнитель играет с душой, публика и критика всегда простят ему несколько фальшивых нот и небольшую осечку памяти. Примеров такого снисхождения публики немало. Взять, к примеру, концертные исполнения программы А. Г. Рубинштейном: порой его игра была не лишена некоторых  «туманных пятен» и шероховатостей (особенно в поздние годы концертной деятельности). Но эти шероховатости не оставляли заметного следа в восприятии слушателей – из-за силы художественного воздействия артиста.

 

3) Третья причина – неумение игнорировать промах, попытка «бороться» с волнением. Музыкант должен игнорировать любой промах, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно загубить всю программу. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже, нужно учиться слушать себя спокойно. Ошибка, которую допускают многие, состоит в попытках «бороться» с волнением. Вместо того, чтобы задерживаться на неприятных воспоминаниях о неудаче, благоразумный музыкант обратит свои мысли к случаям, когда он выступал с особым успехом. Все оборачивается к лучшему только в том случае, если прошлые неудачи рассматриваются как полезный урок.

 

4) Четвёртая причина – неготовность выступать. В основе волнения всегда лежат явления психологические. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения, как он реагирует на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным фактором. Многие исполнители нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, дрожь коленей, «выпадение» текста, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходит на сцену, - являются основными проявлениями синдрома сценического волнения.

 

5) Пятая причина – усталость. Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так и эмоционального. Не зря Н. Перельман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки».

 

В своей работе я перечислила только некоторые причины страха перед сценой.

 



2019-12-29 163 Обсуждений (0)
Причины страха перед сценой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины страха перед сценой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)