Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация и руководство разработкой курсового проекта



2019-12-29 149 Обсуждений (0)
Организация и руководство разработкой курсового проекта 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические указания

По выполнению курсового проекта (работы)

По курсу «Новые технологии в ЭИС»

 для студентов специальности

«Информационные системы»

 

 

Караганда 2008

 

 

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта (работы) разработаны зав.кафедрой ИВС, профессором Омаровой Ш. Е.

 

 

Рецензент: Дрозд В.Г., доцент кафедры ИВС, к. э. н.  

 

Методические указания обсуждены и одобрены на заседании учебно-методического семинара кафедры ИВС

от _12___декабря 2007 г., протокол № _4__

 

 

       

 

Предисловие

При подготовке квалифицированных специалистов используется многообразная и целостная система организационных форм и методов обучения - лекции, лабораторные занятия, производственная практика, курсовое проектирование и др.

Курсовое проектирование является одной из эффективных форм обучения, так как позволяет студенту:

· систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические навыки по изучаемой дисциплине;

· развить способности самостоятельной работы;

· применить полученные знания для решения профессиональных задач.

В современных условиях хозяйствования, обусловленных нестабильной экономической системой, развитием новых форм предпринимательства, резко возрастают требования к качеству информационного обеспечения управления. Переход от существовавшей к новой системе информационного обеспечения предприятий привел к своеобразному информационному кризису, реальным выходом из которого является использование современных информационных технологий.

Отсутствие рынка готовых прикладных программных средств для автоматизации экономических расчетов выдвигает на первый план разработку информационных систем (ИС).

Цель курсового проектирования по новым информационным технологиям в ЭИС заключается в закреплении теоретических знаний и формировании у студентов навыков практической работы, связанной с разработкой информационных систем по автоматизации отдельных экономических задач.

Данная цель может быть достигнута при успешном решении студентами следующего круга задач:

· изучение теоретических основ проектирования, разработки и функционирования ИС;

· приобретение навыков постановки экономических задач, их программирования, практической разработки ИС;

· освоение работы с основными видами прикладного программного обеспечения, использующегося для реализации современных информационных технологий в экономике;

· знание разработки обеспечений ИС (информационного, технического, технологического, математического и т.д.);

· умение обосновывать экономическую эффективность автоматизации решаемых задач;

· создание приложений в среде визуального программирования.

 

Цель и задачи курсового проектирования

 

Курсовой проект предусмотрен учебным планом специальности 050703 “Информационные системы” в 7 семестре и является завершающим этапом в изучении дисциплины “Новые технологии в ЭИС”.

Целью разработки курсового проекта является:

· систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных студентами в ходе изучения дисциплины;

· построения (разработка) информационных систем или реализация автономной задачи в и.ч. на основе бизнес-реинжиниринге предметных технологий;

· развитие навыков самостоятельной работы по проектированию ИС и работе с литературными источниками;

· накопление опыта научно-исследовательской деятельности.

При разработке курсовых проектов на основании знаний по общетеоретическим и профилирующим дисциплинам с учетом достижений в области использования НИТ в экономических информационных системах, студент, ориентируясь на современную программно-техническую среду,должен самостоятельно решать конкретные вопросы проектирования в рамках выбранной темы, делать выводы, четко и логично формулировать предложения и излагать материал.

 

Организация и руководство разработкой курсового проекта

 

Общее руководство разработкой курсовых проектов осуществляется кафедрой “ИВС”, научное и методическое руководство поручено преподавателям, читающим профилирующие дисциплины. Они проводят индивидуальные консультации со студентами.

Руководитель ставит перед студентом конкретные цели, определяет задачи курсового проектирования, рекомендует литературу, нормативные и методические материалы по теме.           

Студент должен регулярно посещать консультации, организуемые руководителем и представлять рабочие материалы.

После ознакомления со специальной научно-технической и экономической литературой, с другими материалами по вопросам курсового проектирования студент представляет руководителю для согласования план (содержания) курсового проекта (приложение А) и график выполнения плана работ над курсовым проектом работой (приложение Б), которые в процессе проектирования могут быть уточнены.

Руководитель:

выясняет трудности в работе над проектом, помогает студенту в выборе методов, средств и технологии проектирования;

направляет студента на поиск новых решений:

стимулирует его инициативу и самостоятельность:

обеспечивает студента машинным временем:

оказывает содействие в получении консультаций у других специалистов и преподавателей:

проверяет выполнение проекта с учетом сроков, указанных в графике.

Курсовой проект должен быть сдан руководителю на проверку не позднее, чем за 10 дней до начало экзаменационной сессии.

За принятые в проекте решения, достоверность приведенных данных, правильность выводов и предложений, а также за надлежащее оформление и представление проекта в установленный срок отвечает студент, автор курсового проекта.

 

 3. Тематика курсовых проектов и выбор тем

 

Тематика курсовых проектов утверждается на заседании кафедры. В основном она ориентирована на исследование и разработку процессов автоматизации решения отдельных задач в различных сферах экономики.

Тематика курсового проектирования может охватывать разработку проекта автоматизации автономной задачи, АРМ (пользовательского места) в многопользовательской ЭИС, однопользовательской ЭИС.

Студенту по согласованию с научным руководителем представляется право выбора темы курсового проекта, которое закрепляется за ним по его личному заявлению на имя заведующего кафедрой. Студенты могут представить свои не предусмотренные тематикой кафедрой темы, которые после согласования и утверждения на кафедре могут быть включены в список тем курсовых проектов по дисциплине.

При выборе темы студент должен учитывать свои возможности, знания в выбранном направлении деятельности, научный задел, полученный в ходе практической деятельности или выполнения других проектов.

Курсовой проект по курсу «Новые технологии в ЭИС» является начальной стадией работы над дипломным проектом. Поэтому, желательно, чтобы студент, выбирая тему курсового проекта, был ориентирован на будущий дипломный проект. Поэтому тогда, как правило, содержание курсового проекта должно соответствовать тематике будущего дипломного проекта.    

Тема курсового проекта должна быть актуальной, отражать современное состояние информационных систем и технологий.

При затруднении в выборе темы курсового проекта студент может получить консультацию у преподавателя - руководителя курсового проекта или лектора.

Выбор темы производится в начале учебного семестра и должен быть завершен в течение недели.

Курсовой проект по новым технологиям в ЭИС является завершающим в подготовке бакалавров по информационным системам. Поэтому курсовое проектирование на заключительной стадии обучения имеет большое значение в развитии навыков самостоятельной научно-исследовательской, проектной, системно-интеграционной работы, выполнении технологических расчетов, обоснований, программно-алгоритмических разработок, оформлении пояснительных записок.   

 

4. Структура и содержание курсового проекта

 

Работу над курсовым проектом необходимо начинать с подбора и изучения литературы по исследуемой проблеме. В первую очередь следует изучить учебные издания (учебники и пособия), затем – научные публикации, законодательные акты, а для получения наиболее актуальной и современной информации целесообразно ознакомиться с периодическими изданиями (журналами) и статьями, опубликованными и глобальной сети Интернет.

В результате систематизированного изучения литературы происходит отсев несущественного материала, усваиваются основные понятия, категории, термины, формируются общие позиции ученых, которые будут исходными проблемами, требующие дополнительного осмысливания; выясняется то, что еще недостаточно изучено. На основе этого определяются направления исследования, цель и задачи проекта, а также составляется список литературы, которую планируется использовать при написании курсового проекта.  

При изложении материала необходимо соблюдать пропорциональность между пунктами и подпунктами. В текст не следует включать определения, материалы лекций, перегружать текст цитатами и примечаниями. Необходимо делать ссылки на необходимые источники.

Курсовой проект включает:

титульный лист,

содержание,

введение,

основная часть,

заключение,

список литературы,

приложения.

Титульный лист. Титульный лист должен включать следующие реквизиты: головное министерство или ведомостью наименование вуза, факультета, кафедры, на которой выполняется проект, наименование курсового проекта, учебной дисциплины, темы, данные о студенте (номер группы, ФИО) и руководителя (должность, степень, ФИО), город и год выполнение проекта) Образец приведен в приложении В.

Содержание. Последовательно перечисляются заголовки пунктов и подпунктов, начиная с введения и кончая приложениями с указанием номеров страниц, на которых помещены эти заголовки. Должны быть включены все заголовки, имеющиеся в работе. Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами.

Введение. Характеризуется современное состояние проблемы, которой посвящен курсовой проект со ссылкой на необходимые документы. Определяются цель исследования и задачи проекта. Дается обоснование важности рассмотренных в курсовом проекте вопросов. Объем - не более 1 страниц. Во введение необходимо: обосновать актуальность выбранной темы; сформулировать цель работы (см.тему проекта) и поставить задачи (см.содержание работы), которые необходимо решить для достижения ее; описать совокупность научных методов, технических и программных средств, используемых при выполнении курсового проекта; указать объект исследования (см.тему). введение целесообразно писать после завершения работы над основной частью.  

Основная часть. Содержит методологическую и проектную части. Структура проведена для нескольких тем курсовых проектов в приложении 3. Объем - не более 23 страниц. Рекомендуется выносить проектные материалы в приложения.

Заключение. Дается оценка проведенного исследования и его результатов с учетом поставленной цели, формулируются выводы и предложения по рассмотренным в проекте вопросам. Объем - не более 3-5 страница.

 Для выполнения структурно-функционального анализа объекта управления и решаемой задачи рекомендуется разрабатать структурно-функциональную диаграмму по методологии SADT (IDEFO) или диаграмму потоков данных по методологии Гейна/ Сарсона, Ийодана/Де – Марко. При их разработки целесообразно использовать CASE  средства.

При анализе действующей системы управления предприятием рассмотреть все виды обеспечений действующей ИС (информационное, программное, техническое, математическое, технологическое и др.) и решаемых в ИС задач. Выявить недостатки существующей системы обработки данных на исследоуемом предприятии и пути их устранения. Результатом анализа являются предложения по совершенствованию существующей системы или рекомендации по разработке нового программного обеспечения в связи с отсутствием программных средств, удовлетворяющих существующие потребности. Основная цель анализа – выявление решений и выработка рекомендаций для разработываемого проекта.

В разделе необходимо специфировать ту задачу из комплекса задач, которую в дальнейшем планируется исследовать и разработать. Необходимо отразить причину сделанного выбора и место задачи в комплексе.

Цель решения задачи должна сводиться к устранению тех недостатков, которые были отмечены при обосновании необходимости создания новой автоматизированной технологии решения задачи.

При описании назначения решении задачи студенту сделать акцент на перечень тех функций управления, которые будут автоматизированы при внедрении предлагаемого проекта.

Глава должна содержать постановку задачи для модификации существующего ПО либо для разработки новых программных средств. В постановке задачи отражаются функциональные требования, требования к аппаратному и программному обеспечению, к надежности и совместимости. Постановка задачи может быть выполнена на содержательной уровне или в виде математической модели.

Проектная часть курсового проекта является описанием проектных решений по автоматизации выбранной задачи. Глава должна быть основана на информации, представленной в аналитической части, обобщать ее. Рекомендуется описание в проектной части своих собственных разработок (форм документов, структуры базы данных, программных модулей, алгоритмов решения задач, и т.д.), направленных на совершенствование действующей системы обработки информации. Необходимо в этой части рассмотреть основные обеспечения задачи: информационное, программное, техническое, технологическое. Остальные – по согласованию с руководителем.

При описании информационного обеспечения проектируемой задачи привести информационную модель (схема, отражающая преобразование информационных реквизитов от источников информации до ее получателей), используемые классификаторы и системы кодирования, характеристику первичных документов с нормативно-справочной и входной оперативной информацией, структуру базы данных (ER модель, логическую и физическую модели), характеристику результатной информации. При разработке информационной модели необходимо объяснить, на основе каких входных документов и какой нормативно-справочной информации происходит выполнение функций по обработке данных и формирование конкретных выходных документов.

Логическая модель БД предполагает определение состава и взаимосвязь таблиц отражающих содержание информационных сущностей инфологической модели в терминах реляционной СУБД.

Описание каждой таблицы должно содержать (целесообразно выполнять в виде таблицы) наименование полей, идентификатор каждого поля, его шаблон, тип данных, длину поля, описание поля. Необходимо отметить соответствие проектируемых таблиц входным документам или справочникам.

Данные информационной базы (диаграмма «сущность - связь» ER модель) – инфологическая модель, диаграмма взаимосвязей файлов – даталогическая модель), необходимые для функционирования информационной системы, является частью методики разработки информационной модели.

При рассмотрении программного обеспечения задачи обосновать выбор программных средств, языка программирования, привести иерархию функций управления и обработки данных, которые призван автоматизировать разрабатываемый программный продукт, описать процессы проектирования и алгоритмизации ПО, укрупненные спецификации модулей,  словесно-формульные или графические формы – представления основных алгоритмов, способы организации данных и методы доступа к ним,  организацию интерфейса с пользователем (руководство инструкции пользователю), структуру сценария диалога. При разработке структуры диалога необходимо предусмотреть возможность работы с экранными формами входных документов, формирование выходных документов, корректировку, просмотра вводимой информации, работу с таблицами НСИ, помощь на всех этапах работу и т.д.

В данном пункте показать дерево программных модулей, а в приложении листинга программного кода решения задачи.

Инструкция для пользователя должна содержать четкую последовательность действий при установке и эксплуатации разработанного программного приложения.

При описании технического обеспечения задачи осуществить выбор аппаратных средств, привести топологии сети (при необходимости); технологического обеспечения – привести схему технологического процесса автоматизированного варианта решения задачи, которая должна соответствовать всем ранее сформированным проектным решениям.

В экономической части рассмотреть методику и расчет экономической эффективности разработанного проекта. Привести сравнительные оценки стоимостных и временных затрат существующей и предлагаемой ИС в случае модернизации системы, оценки стоимостных и временных затрат при создании новой информационной системы.

Каждая часть обязательно должна заканчиваться выводами, содержащими основные ее результаты.

Заключение. Дается оценка приведенного исследования и его результатов с учетом поставленной цели, формируются выводы и предложения по рассмотренным в проекте вопросам. В них резю минируются итоги выполненной работы в виде обобщение самых существенных положений. Выводы должны отражать только содержание проекта быть краткими, ясно и четко сформированными.

В данном разделе необходимо показать как решены задачи, поставленное во введении, привести основные результаты проекта, сделать свои заключения о целесообразности и экономической эффективности разработанной ИС, а также дать ряд рекомендаций, по практическому использованию проекта и возможно, направления его дальнейшего совершенствования.

Список литературы. Список литературы необходим для подтверждения выводов автора и для просмотра источников руководителем проекта. В список литературы включаются все источники информации: публикации все видов, патентные материалы, государственные стандарты, отчеты о научной исследовательской работе, инструкции и другая рабочая документация организаций. Список литературы может быть составлен по алфавиту или по мере цитирования. При оформлении списка следует придерживаться общих правил для публикаций.

Приложения. Материалы, представленные в приложении, должны иллюстрировать основные положения проекта. Например, фрагменты классификаторов, формы документы входной и выходной информации, экранные формы и меню,  кадры видеограмм и т.д. Громоздкие или малоинформативные таблицы, схемы, рисунки из основной части курсового проекта также целесообразно разместить в приложениях.

Объемом курсового проекта без приложения примерно – 25-40 листов. 

     



2019-12-29 149 Обсуждений (0)
Организация и руководство разработкой курсового проекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация и руководство разработкой курсового проекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (149)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)