Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тройной композиционный анализ цветной репродукции.



2019-12-29 296 Обсуждений (0)
Тройной композиционный анализ цветной репродукции. 0.00 из 5.00 0 оценок




Практические занятия

По дисциплине

"Лингвистическое обеспечение АСОИУ"

Композиционный анализ: тоновой, цветовой и линейный.

Методические указания

 

Теоретическая часть

Композиция

Рассмотрим несколько определений композиции:

Композиция строение, соотношение и взаиморасположение частей [Ожегов, 1992]

Композиция (лат. — сочинение, соединение) — построение произведения, согласованность его частей, отвечающая его содержанию.

Композиционное построение включает размещение изображения в пространстве (трехмерном в скульптуре, на плоскости — в живописи и графике).

Сюда входят: выяснение центра, узла композиции и подчинение ему других, более второстепенных частей произведения; объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве; соподчинение и группировка с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения. [Аксенов, 1976].

 

Рассмотрим некоторые теоретические основы построения так называемой черно-белой композиции в станковой живописи. В качестве примеров приведены абстрактные схемы. В основу данного материала легли уроки по композиции [Электронный ресурс 1].

 

Черно-белая композиция состоит из плоскости и пятен. Законы композиции основаны на законах восприятия, которые работают на подсознательном уровне. Поэтому гармоничная композиция должна отвечать пяти условиям комфортности:

1. неравное количество черного и белого

2. присутствие пятен трех размеров - больших, средних и малых

3. цельность - построение композиции относительно композиционного центра

4. немонотонный ритм

5. сбалансированность композиции

Первое условие комфортности - неравное количество черного и белого в композиции. Это нужно для того, чтобы ясно читалось, что есть фон, а что - фигуры на нем. Обычно подсознательно в качестве фона воспринимается то чего больше. А если количество черного и белого равно, это вызывает дискомфортные колебания восприятия из-за невозможности явного предпочтения.

Второе условие комфортности - присутствие в пространстве композиции пятен трех размеров. Все предметы в быту мы делим на три большие категории: большие предметы, средние и маленькие. Однако, это деление относительно и связано со вмещающей средой. Например, стул на улице мы воспринимаем как небольшой предмет. Стул в комнате воспринимается как предмет среднего размера. Стул, поставленный в шкаф - большой предмет.

Присутствие в пространстве элементов трех категорий - большие, средние и малые элементы - делает это пространство комфортным. Если в композиции отсутствуют малые пятна, она воспринимается как часть чего-то большего, как тесная или, иначе говоря, фрагментарная. Если в композиции отсутствуют большие пятна, она воспринимается как пустая, скучная или монотонная (см. Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1.

Третье условие комфортности - композиция должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают относительно единого узла, называемого композиционным центром. Композиционный центр - это специально выделенное место в композиции, которое обладает качествами, присущими только ему.Композиционный центр не является геометрическим центром листа.

 

Рассмотрим способы выделения композиционного центра:

1. Выделение пятна в качестве композиционного центра по признаку размера. Чтобы выделить пятно в качестве композиционного центра достаточно будет оставить его единственным в своем разряде (см. Рисунок 2).

Рисунок 2.

2. Выделение пятна в качестве композиционного центра на нюансе (инверсия). Пример такого способа представлен на Рисунке 3: большое черное пятно, на котором расположено маленькое белое пятно, начинает выделяться среди подобных ему, в то же время, маленькое белое пятно тоже выделено - среди маленьких пятен только оно одно белое.

Возникает вопрос: что же является композиционным центром - большое черное пятно или маленькое белое пятно на нем? Композиционный центр не является пятном, это точка, некий центр равновесия в пятне. В данном случае мы имеем два пятна и композиционный центр находится где-то на линии, соединяющей их центры.

Рисунок 3.

 

3. Выделение части фона в качестве композиционного центра. Композиционный центр может находиться не на пятне, а на выделенной окружающими пятнами части фона. Тогда он находится где-то посередине фигуры образованной линиями, связывающими центры этих пятен по периметру (см. Рисунок 4).

 

Рисунок 4.

4. Сложные способы выделения композиционного центра. Часто композиционный центр выделяется не одним, а несколькими способами. Например, большое черное пятно с маленьким белым на нем работает с выделенной частью фона. В этом случае композиционный центр находится между тремя центрами: центром большого черного пятна, центром малого белого пятна и центром выделенной части фона (см. Рисунок 5).

 

Рисунок 5.

 

Теперь пора объяснить, почему пятна выделяющие часть фона связаны по периметру, а не через середину. Это происходит в силу инерции восприятия. Когда мы разглядываем черные пятна взгляд переходит от пятна к пятну по самому короткому пути, стараясь скорее миновать белые пространства. Именно на этом свойстве восприятия строится понятие движения в композиции. Под движением в композиции подразумевается подсознательная последовательность разглядывания элементов изображения. Чередование пятен и промежутков между ними по ходу движения создает ритм, подобно тому, как в музыке ритм создается чередованием ударов и пауз различной длительности.

Ритм (греч.) — одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, элементов узора, цветов и т. д.); чаще всего проявляется в монументальном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре.

В произведениях живописи, графики и скульптуры проявление Р. бывает более сложным. Здесь он часто способствует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции и усиливается ее воздействие на зрителя.

Ритм нередко проявляется в вариантах жестов, движений и композиционных группировок фигур, в повторах и вариантах световых и цветовых пятен, а также в чередовании при размещении в пространстве более крупных частей изображения, являющихся значительными элементами композиции [Аксенов, 1976].

 

Четвертое условие комфортности - пятна и промежутки между ними должны быть различной величины, иначе ритм становится монотонным. Даже если только промежутки или только пятна будут равной величины, ритм начинает тяготеть к монотонности, что создает дискомфорт.

Кроме понятий движения и ритма мы введем понятие пластики. Понятие пластики часто употребляется в хореографии применительно к танцевальным движениям. Говорят о красивой, некрасивой, текучей, угловатой пластике и т.д. То есть, одно и то же движение можно выполнить с различной пластикой. Пластика в этом случае это способ сочетания составляющих движение элементов. То же самое и в нашей композиции: пластика - это способ сочетания частей при образовании целого.

Движение, ритм и пластика являются средствами организации композиции. Например, используя движение, мы можем привести внимание зрителя к определенному месту композиции. При этом ритм и пластика зададут этому движению какое-то конкретное настроение.

Пятое условие комфортности - сбалансированность выходов пятен в края композиции. Если в композиции все пятна находятся на каком-то расстоянии от краев, а одно пятно расположено вплотную к правому краю, то у нас создастся впечатление что наш лист обрезан справа и является левой частью большего листа. То же произойдет если одно пятно находится вплотную к левому краю - композиция будет восприниматься как фрагмент большего изображения. Это создает дискомфорт. Если же пятна граничат и с левым и с правым краями, композиция будет восприниматься как нечто цельное или как центральный фрагмент, что вполне комфортно. По горизонтали выходы пятен в края композиции должны компенсироваться. А вот с выходами вверх и вниз все обстоит иначе - они не нуждаются в компенсации. По вертикали композиция устойчива. Геометрическим центром листа в композиции является не точка, а вертикальная линия (см. Рисунок 6).

 

Рисунок 6.

 

Тройной композиционный анализ цветной репродукции.

 Композиционный анализ - это приведение сложного изображения (репродукции) к простому виду или к схеме с целью выяснения принципа построения композиции в этом изображении.

Тройной композиционный анализ включает в себя три схемы: тоновую, цветовую и линейную.

 



2019-12-29 296 Обсуждений (0)
Тройной композиционный анализ цветной репродукции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тройной композиционный анализ цветной репродукции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)