Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие транспорта России



2019-12-29 153 Обсуждений (0)
Развитие транспорта России 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 

 

Кафедра «Экономика и управление

предприятиями сервиса»

 

Реферат

по дисциплине «Региональная экономика»

на тему «Уровень развития и показатели обеспеченности транспортом территории»


ВВЕДЕНИЕ

Экономика транспорта является одним из важнейших разделов экономической теории, прикладной экономической наукой, изучающей природу и особенности транспорта, специфический характер закономерностей, форм проявления экономических законов в развитии транспорта как отрасли материального производства.

Экономики видов транспорта (составляющих единую транспортную отрасль народного хозяйства) обладают общностью законов развития, однородностью производственных и социально-экономических процессов, назначением создаваемой продукции (транспортных услуг, т.е. услуг по перемещению грузов и пассажиров в соответствии с потребностями государства и населения). Экономики видов транспорта имеют различия, обусловленные спецификой производства, структурой производственных фондов, составом издержек производства, уровнем развития техники и технологий и др.

Существование любого государства невозможно без развитого транспорта. Особенно велика роль транспорта для России.

Транспортный комплекс включает в себя:

1) Железнодорожный транспорт (в России 86 тыс. км нормальной колеи с шириной колеи 1520 мм; в Европе ширина колеи – 1435 мм). В США имеется проект по созданию супертяжелых грузовых магистралей. Сейчас существует 86 тыс. км магистральных дорог; 89 тыс. км путей промышленных предприятий. Имеются также пути узкой колеи.

2) Автомобильный транспорт (в России 750 тыс. км автодорог, в США в 10 раз больше, в Японии 1100 тыс. км).

3) Речной транспорт (84 тыс. км речных путей).

4) Морской транспорт (1 млн. км морских путей).

5) Авиационный транспорт (800 тыс. км авиапутей).

6) Городской транспорт

На комплексном транспорте занято 4 млн. человек, а на дорожном транспорте – 6 млн. человек. Транспорт ежегодно потребляет 18% топлива, 6% электроэнергии, 10% - лесоматериалов, 4% - металлов.

В недавнем прошлом транспорт СССР был единым. Основой этого составляла общественная форма собственности на транспортные ресурсы. В связи с проведением рыночных реформ и приватизации транспортных средств понятие единства исчезло. Был приватизирован автомобильный, речной, авиационный, морской транспорт.

Упор делается на конкуренцию между видами транспорта. Рынок – это не анархия, а вполне регулируемый государственный механизм. Главное – это положительный результат для человека: его благосостояние, социально-экономическая защищенность и общепринятый уровень свободы. Конечным результатом должна быть ресурсосберегающая экономика, важнейшей частью которой является транспорт. Специфика транспорта в России заключается в том, что в силу сложившейся геополитических условий для транспорта нет конкурентного рынка, а есть во многих регионах какой-нибудь один вид транспорта, а другой дополняет его.

7) трубопроводный транспорт (220 тыс. км в России, в США – 280 тыс. км).

Устав железных дорог 1895 г. перешел неизменно в советскую Россию. В советское время морской транспорт занимал 3-е место в мире. Аэрофлот по мощности был также на 3-м месте в мире. Трубопроводы равнялись длине трубопроводов США. Городской транспорт был на уровне, строился метрополитен.

В России была принята программа транспорт России.


ГЛАВА 1. Основные понятия и развитие транспорта

Различие понятий транспорта

 

Транспортная отрасль представляет собой систему видов/комплексов транспорта, имеющую определенную структуру, отвечающую целям государственного регулирования и удовлетворения реальных потребностей (в услугах транспорта) страны (территории), где потенциал каждого элемента (вида транспорта, используемых им путей и транспортных средств, инфраструктуры и т.д.) оценивается через провозные возможности, техническую оснащенность и экономический вклад в развитие страны. Приоритет процессов организации и регулирования в понятии транспортной отрасли отражен в организационной структуре управления (встроенный механизм государственного регулирования) отраслью, имеющей устойчивые связи между элементами управления на разных уровнях и предприятиями отрасли.

Существенное различие между понятиями «транспорт» и «транспортная отрасль» отражает комплекс отношений, которые они охватывают.

Понятие транспорт используется как характеристика техническая, масштабная — количество наличных транспортных средств, их дифференциация для обслуживания специфических процессов производства в отрасли (транспортные средства для перевозки видов грузов — навалочные, наливные, контейнерные и др., а также для перевозки пассажиров — для перевозок по городу, между городами, между странами и др.).

 

Развитие транспорта России

Доли морского и железнодорожного видов транспорта уменьшились в общем объеме производства без серьезных изменений в структуре грузопотоков. Деятельность речного транспорта с начала 1990-х гг. и до настоящего времени находится в катастрофическом положении (основная причина — переключение грузопотоков на другие виды транспорта как более дешевые, удобные, скоростные в доставке). Аналогичные процессы наблюдаются и на воздушном транспорте, перевозка которым только дорожает, а политика вида транспорта не претерпевает серьезных изменений. В относительно благополучном состоянии находится трубопроводный транспорт при общем, но не столь резком падении объемов производства.

Результатами структурных изменений стали коммерциализация видов транспорта, приспособление к происходящим изменениям парка транспортных средств, формирование и развитие конкурентной среды. После проведения приватизации в собственности государства к концу 1995 г. осталось около 31 % всех действующих автотранспортных предприятий. К концу 2003 г. эта величина составила 7 %. В результате от общего объема перевозок в настоящее время 86,7 % — коммерческие.

Описанные процессы вызвали изменения в структуре парка транспортных средств, особенно AT. В наследство от СССР остался парк автомобилей в основном средней грузоподъемности (98 % всего парка автотранспортных средств составляли автомобили грузоподъемностью 4,5…6 т, общая доля малых, больших и особо больших составляла около 2 %).

 

Основные понятия экономики транспортной отрасли

Транспорт как отрасль материального производства, сформировавшаяся в России в социалистический период, до сих пор отражает следующие особенности социалистической организации производства:

1) с момента образования и до настоящего времени транспорт сохраняет позиции отрасли, имеющей для государства стратегическое значение;

2) основной понятийный аппарат экономики транспорта сформирован в период планового управления экономикой страны, когда производственные отношения на транспорте, в том числе и на автомобильном, имели яркую политическую окраску.

Экономические реформы изменили приоритеты в развитии транспорта, определив в качестве основных не стратегическую значимость транспорта (как отрасли, важной для поддержания независимости государства), а экономические выгоды основных производителей транспортной отрасли и эффективность национальной экономики в целом. Становление на транспорте рыночных отношений определило необходимость пересмотра основных понятий, характеризующих состояние и развитие рынка транспортных услуг (РТУ), транспорта, его различных подотраслей (автомобильной и др.), их взаимосвязей и динамики.




2019-12-29 153 Обсуждений (0)
Развитие транспорта России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие транспорта России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)