Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление учебно-вопитательным процессом на современном этапе



2019-12-29 163 Обсуждений (0)
Управление учебно-вопитательным процессом на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




Обеспечение высокого качества образования - это, прежде всего, наш гражданский долг.

Качество образования зависит от многих факторов: качества обучающего контингента, профессионализма преподавателей и мастеров производственного обучения (п/о), качества организации учебно-воспитательного процесса, качества материально-технической базы учебных заведений, качества системы административного управления. Всё это можно отнести к принципу управления функционированием учебного заведения.

Функционированию системы управления всегда должно уделяляться  особое внимание, что позволяло бы добиваться хорошей результативности учебно-воспитательного процесса. Однако в связи с введением Государственных образовательных стандартов НПО следует отметить, что в управленческой системе ещё не сформированы целостные механизмы управления развитием образования, ориентированные на конечный результат. Этот вывод подтвердили диагностические данные по качеству обучения в период внедрения стандартизации, которые стали понижаться.

Именно поэтому целью реформирования системы управления в образовательных учреждениях на современном этапе является создание целенаправленной, эффективной системы управления, направленной на обеспечение развития образования, позволяющей гибко и оперативно реагировать на изменение конъюктуры рынка труда в зависимости от различных факторов.

 Поскольку государственный образовательный стандарт НПО чётко регламентирует содержание и объём учебного материала с определённым уровнем усвоения, то стало очевидным проведение реформирования системы управления процессом обучения и воспитания, а именно изменение принципов управления, т.е. переход от управления функционированием учебного заведения к управлению развитием образования.

Такой подход потребовал внесения существенных корректив в процесс организации управленческой деятельности, выразившихся в перенесении акцента с традиционно распорядительного управления, характерного для административно-командного управления в прежних условиях, на регулируемый, демократичный, имеющий ярко выраженную направленность на достижение конечного результата. Именно поэтому, мы отказались от жесткости и схематичности, разрабатываемых внутриучилищных планов, а пришли к необходимости усиления их конкретности с целью приближения к практическим запросам тех предприятий и организаций, для которых готовятся кадры. При этом значительно больше внимания стало уделяться вопросам управления педагогами, что повлекло за собой изменение организации труда в результате пересмотра функциональных обязанностей среди членов педагогического коллектива, вовлекая их в управленческую деятельность процессом обучения и воспитания.

Изменения затрагивают и функции внутриучебного контроля, которые пересмотриваются в направлении отслеживания результативности учебно-воспитательного процесса в соответствии со Стандартом образования для принятия управленческих решений на основе анализа полученных результатов. Это, в свою очередь, позволяют повысить эффективность применяемой в училище системы премирования, сориентировав ее на достижение конечного результата.

Таким образом, поиск методов реформирования управленческой деятельности в училище привёл нас к пониманию необходимости разработки концепции "Управление по результатам", в основу которой положено совершенствование качества подготовки конкурентоспособных рабочих путем регулирования управленческой деятельности администрации и педагогов в процессе обучения и воспитания, направленной на достижение конечного результата. Отсюда вытекает основная цель деятельности учебного заведения, предполагающая достижение соответствия конечного результата ЗУН учащихся требованиям Государственного образовательного стандарта НПО.

Любой процесс управления предусматривает планирование, реализацию планов, контроль, анализ и внесение определённых корректив.

Получив определённую свободу и самостоятельность, образовательные учебные заведения столкиваются с необходимостью совершенствования существующих методов планирования и систем управления с целью приведения их в соответствие с изменениями, связанными с внедрением Государственных образовательных стандартов. Но ограничиться руководством, основанном на перспективном планировании, не учитывающем различные возникающие ситуации невозможно. Следует отметить, что руководители учебных заведений определить эти ситуации и своевременно отреагировать на них, не привлекая инженерно-педагогический коллектив, также не имеют возможности. Именно поэтому функционирование системы управления, нацеленной на достижение конечного результата, в современных условиях должно базироваться на ситуационном подходе к принятию управленческих решений на всех уровнях управления при организации учебно-воспитательного процесса.

Новизна и сложность использования ситуационного подхода предопределяют объективную необходимость более широкого привлечения представителей инженерно-педагогического коллектива в процесс управления на всех уровнях организации учебно-воспитательного процесса.

Реализация концепции "Управления по результатам" предполагает создание ряда внутриучилищных структур с возложением на них определённых функций: организационно-планирующее подразделение осуществляет планирование и организацию работы всего коллектива по решению основной задачи, внося необходимые коррективы с учётом постоянно меняющейся ситуации; информационно-методическое подразделение разрабатывает и обеспечивает инженерно-педагогический коллектив научной и нормативно-справочной документацией, необходимой для повышения своей квалификации, а так же научно-методической литературой по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; профессионально-образовательное подразделение осуществляет формирование и совершенствование знаний, умений, навыков (ЗУН) учащихся в соответствии с нормативными требованиями Государственного образовательного стандарта; воспитательное подразделение нацеливает свою деятельность на формирование у учащихся приоритета общечеловеческих ценностей и социализацию личности учащегося; контрольно-аналитическое подразделение осуществляет контроль за деятельностью инженерно-педагогических кадров (ИПК), а также контроль за качеством обучения, анализируя полученную информацию с целью внесения соответствующих корректив в учебно-воспитательный процесс.

Состав каждого подразделения, за исключением его руководителя, жестко не регламентируется, поскольку в зависимости от конкретной проблемно-ориентированной задачи к ее решению могут привлекаться разные сотрудники.

Сущностью процесса управления по результатам являются этап определения результатов, этап управления по ситуации и этап контроля за результатами.

Этап определения результатов начинается с проведения всестороннего анализа деятельности педагогов и результативности обучения учащихся. Эта процедура начинает осуществляться в начале учебного года, когда рассматриваются пакет научно-методического обеспечения предмета и контролирующий пакет документов. Чётко определяются те желаемые результаты обучения, на которые должны выйти в конечном итоге все учащиеся. Именно на этом этапе отслеживается соответствие заложенных педагогами объёма и содержания учебного материала требованиям государственного образовательного стандарта, правильность выбранных ими форм и методов обучения, которые способствовали бы усвоению необходимого материала.

На этапе управления учебно-воспитательным процессом в зависимости от ситуаций в управленческую деятельность активно включается весь инженерно-педагогический коллектив. Ситуационное управление предъявляет достаточно высокие требования к уровню аналитической деятельности структурных подразделений и педагогов, поскольку влияние различного рода факторов внешнего и внутреннего характера, должно получить оперативное отражение в дифференцированном подходе к процессу обучения и воспитания учащихся. А такими факторами могут быть изменения в содержании образования, непредсказуемый уровень обученности и воспитанности учащихся, новые предъявляемые требования рынка труда к выпускникам и т.д.

На этапе контроля определяются достигнутые результаты и степень их адекватности желаемым с установлением вклада каждого члена инженерно-педагогического коллектива в их достижение. На основе анализа, полученного на данном этапе результатов, вносятся необходимые коррективы, направленные на устранение выявленных недостатков и принимается управленческое решение.

Основной целью управленческой деятельности администрации является создание условий для обучения учащихся, необходимых условий для самовыражения личности инженерно-педагогических кадров и роста их профессионального мастерства, а также контроля за их деятельностью.

Основной целью управленческой деятельности педагогов в процессе обучения являются непосредственно обучение и воспитание учащихся. Создание условий для самовыражения личности инженерно-педагогических кадров и роста их профессионального мастерства в целях решения основной цели, направленной на обучение и воспитание учащихся, предполагает решение целого ряда проблем, связанных с формированием педагогической культуры педагогов, системы проведения методической работы, а также системы совершенствования материально-технической базы преподавания.

Построение системы работы по формированию педагогической культуры предполагает создание, прежде всего, соответствующего социально-психологического микроклимата в коллективе (учебная и профессиональная свобода, положительные эмоции, стремления к личным достижениям, удовлетворённости образовательным процессом, личностным развитием), способствующего активизации творческих способностей каждого члена трудового коллектива на достижение конечного результата, что в обязательном порядке должно подкрепляться материальной заинтересованностью в его достижении. Система организации научно-методической работы в училище направлена также на создание условий, способствующих формированию и росту педагогической и профессиональной культуры.

В качестве наиболее распространенных форм оказания методической помощи выступают проводимые еженедельно методические дни, индивидуальная работа в виде помощи по составлению рабочих программ, отбору содержания образования, составлению пакета контролирующих заданий, планированию занятий, разработке методических рекомендаций, работе по решению методических проблем и т.д. Важное значение отводится контролю за деятельностью инженерно-педагогических работников в форме их аттестации или переаттестации, индивидуальной работы с ИПК по итогам аттестации, ежегодной аттестации качества воспитательной работы и учебных группах, а также аттестации учебных кабинетов и конкурсов профессионального мастерства среди мастеров производственного обучения.

Функционирование системы организации методической работы предполагает решение проблем, направленных на гуманизацию учебного процесса посредством использования принципов педагогики сотрудничества, активизацию учащихся в процессе обучения на основе развития учебно-познавательной деятельности и повышение эффективности использования активных методов обучения и воспитания, способствующих достижению заданных конечных результатов.

Для решения вышеуказанных проблем, например в училищах, создаются творческие группы - руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения. Каждая творческая группа самостоятельно работает над обозначенными проблемами в структуре научно-методического подразделения, решения которых дают возможность достижения конечного результата с учетом изменений в складывающейся ситуации.

Сложившаяся ранее система организации индивидуальной методической работы предусматривала деятельность педагога или мастера производственного обучения над обособленной методической темой, увязанной с общеучилищной, но не всегда направленной на конечный результат и при этом практически не учитывающей возможные ситуационные изменения.

Принципиальное отличие используемого в училищах  нового подхода к организации методической работы заключается в том, что преподавателям и мастерам производственного обучения предлагается только алгоритм решения общеучилищной проблемы, а формы и методы достижения конечного результата они выбирают самостоятельно в зависимости от складывающейся ситуации. Все это способствует активизации творческой индивидуальной деятельности каждого педагога и мастера производственного обучения, а также их направленности на выбор наиболее эффективных форм и методов обучения и воспитания учащихся. Проводимый в рамках текущего, рубежного и итогового контроля анализ соответствия ЗУН учащихся требованиям Государственного образовательного стандарта позволяет выявить степень адекватности решения проблемы предложенному алгоритму, а также эффективность выбранных педагогами методов ее решения исходя из полученных при этом результатов. Именно поэтому концепция "Управления по результатам" доминирующее место отводит управленческой деятельности педагогов в процессе обучения и воспитания учащихся.

Наиболее ответственным и наименее проработанным в методическом отношении этапом в управленческой деятельности педагогов и мастеров производственного обучения является составление контролирующего пакета документов и определение критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся, которые в обязательном порядке рассматриваются, анализируются и утверждаются на заседаниях методических комиссий. Реализация непосредственного процесса выявления ЗУН учащихся предполагает выполнение следующих процедур: определение методом входного контроля уровня базовых знаний за курс 9-летней школы; анализ пробелов в знаниях учащихся за школьный курс; корректировку рабочей программы с учетом выявленных ЗУН в соответствии с Государственным образовательным стандартом ; непосредственно процесс обучения; контроль ЗУН; анализ соответствия ЗУН учащихся требованиям Государственного образовательного стандарта; установление причин несоответствия ЗУН учащихся нормативным требованиям на промежуточном этапе; внесение либо корректив в содержание и организацию обучения, либо проведение работы по ликвидации пробелов в ЗУН учащихся; контроль ЗУН.

 Конечный результат обучения учащихся непосредственно зависит от уровня квалификации преподавателей и их творческого потенциала.

Управленческая деятельность педагогов в учебном процессе состоит не только в организации обучения, но и в оказании воспитательного воздействия на учащихся. Система планирования и контроля воспитательной работы в училище осуществляется с учётом дифференцированного подхода в зависимости от курса обучения, группы учащихся и его личности.

Особое внимание уделяется проблемам социального воспитания личности подростка.

Реализация системы воспитательного воздействия на учащихся предполагает помимо перспективного планирования в организации общеучилищных направлений воспитательной работы, также необходимость ситуационного планирования для решения воспитательных задач на разных курсах обучения учащихся с учетом различного рода факторов внешнего и внутреннего характера, которое осуществляется ежемесячно в течение учебного года.

Система воспитательной работы на первом курсе предусматривает, прежде всего, изучение личности подростка и формирование единых требований к учащимся в выполнении правил внутреннего распорядка училища.

На втором курсе обучения целевая установка на воспитание существенным образом меняется. Больше внимания уделяется совершенствованию личности ребёнка, развитию принципов ученического самоуправления.

Воспитательные задачи на третьем курсе обучения сориентированы на адаптацию учащихся в трудовых коллективах, развитие профессионализма и чувства ответственности за качество готовой продукции. Особое внимание при этом уделяется осознанию необходимости постоянного повышения уровня экономических знаний в быстро меняющихся условиях переходной экономики.

В рамках функционирования воспитательного подразделения в качестве методической помощи в процессе реализации воспитательных задач администрацией училища и классными руководителями разрабатываются практические рекомендации по проведению внеклассных мероприятий и классных часов с учетом ситуационного подхода.

Контроль воспитательной работы осуществляется в конце учебного года при проведении аттестации качества воспитательной работы по группам обучения. Данная процедура предусматривает отчёт классного руководителя и мастера п\о о проделанной работе за год. Анализируя совместную деятельность классного руководителя и мастера п/о по определённым критериям, аттестационная комиссия оценивает их работу, вносит необходимые коррективы и совместно с ними определяет задачи на новый учебный год.

В училище детализированы индивидуальные критерии оценки качества воспитательной работы, проводимой классным руководителем и мастером п/о с целью определения результативности их совместной деятельности на различных курсах обучения. Такой подход в организации воспитательной работы заставляет конкретизировать цели и методы воспитания на каждом курсе, в каждой группе и для каждой личности. Внедрение педагогики сотрудничества в сочетании с вышеуказанной системой воспитания позволяет учащимся постоянно самосовершенствоваться и развиваться.

Ориентация на достижение высоких конечных результатов в деятельности учреждений начального профессионального образования в современных условиях предъявляет совершенно иные требования не только к новому уровню планирования, характеру и методам решаемых при этом задач, а также и к новому уровню контроля за качеством учебно-воспитательного процесса.

Поэтому изменения в содержании образования в связи с введением Государственного образовательного стандарта, нацеливающего на повышение качественного уровня всего образовательного процесса, потребовало радикального пересмотра существовавшей системы внутриучилищного контроля, и её адаптации под требования стандарта. С этой целью в училище было разработано "Положение о системе контроля за качеством учебно-воспитательного процесса", которое предусматривает проведение мониторинга качества образовательного процесса, куда входит планирование, содержание и методы проведения контроля за учебно-воспитательным процессом, чётко регламентируется периодичность и формы осуществления контроля в течении всего периода обучения. Контроль (входной, рубежный и итоговый) ЗУН учащихся осуществляется в строго определенное учебное время в форме тестов, зачетов, экзаменов, контрольных работ, поэтапной аттестации, которые определяют объективные показатели качества обучения.

Роль администрации в данном случае сводится к практическому оказанию помощи педагогам и анализу их педагогической деятельности, а также анализу усвоения ЗУН учащимися и соответствия их требованиям нормативных документов.

Выполнение контрольных функций в разработанной нами системе возлагается на контрольно-аналитическое подразделение, осуществляющее контроль как за качеством обучения учащихся, так и за деятельностью инженерно-педагогических кадров.

Таким образом, практическое использование предложенной концепции «Управление по результатам», ориентированное на развитие образование, даёт следующие преимущества:

1. В управленческую деятельность учебно-воспитательным процессом включается весь инженерно-педагогический коллектив, который ориентируются на единую цель - соответствие конечного результата требованиям Государственного стандарта образования.

2. Мотивация к обучению у учащихся повышается в виду использования открытых для них уровней усвоения учебного материала, что ведёт к повышению качества обучения.

3. Мониторинг качества образовательного процесса несёт объективный характер, что даёт возможность определять результативность всего учебно-воспитательного процесса.

4. Формирование и развитие профессиональной и педагогической культуры педагогов повышает их качественный уровень, а следовательно влияет на результативность процесса обучения и воспитания.

 Осуществляемые наблюдения за деятельностью инженерно-педагогического коллектива по результатам проведенных аттестаций и контроль за уровнем усвоения знаний, умений и навыков учащихся, дают возможность получения объективной оценки качества организации учебно-воспитательного процесса учебного заведения в целом, и поэтому используются в училище при проведении очередной аттестации педагогов и мастеров производственного обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как известно, педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Преподавателю важно иметь информацию, как об усвоении студентами знаний, так и о том, каким путем они добыты.

Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и преподавателя.

Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения. Осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше условий для такого закрепления.

Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача преподавателя заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись. Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были выявлены как можно глубже и полнее.

Проверка знаний учащихся - важнейшая объективная форма самоконтроля преподавателя. По настоящему объективной будет самооценка преподавателя в том случае, если проверка знаний организована так, что обеспечивает наиболее полное выявление этих знаний.

Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение преподавателя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Качество образования зависит от многих факторов: качества обучающего контингента, профессионализма преподавателей и мастеров производственного обучения (п/о), качества организации учебно-воспитательного процесса, качества материально-технической базы учебных заведений, качества системы административного управления. Всё это можно отнести к принципу управления функционированием учебного заведения.

Функционированию системы управления всегда должно уделяляться  особое внимание, что позволяло бы добиваться хорошей результативности учебно-воспитательного процесса. Однако в связи с введением Государственных образовательных стандартов НПО следует отметить, что в управленческой системе ещё не сформированы целостные механизмы управления развитием образования, ориентированные на конечный результат. Этот вывод подтвердили диагностические данные по качеству обучения в период внедрения стандартизации, которые стали понижаться.

Именно поэтому целью реформирования системы управления в образовательных учреждениях на современном этапе является создание целенаправленной, эффективной системы управления, направленной на обеспечение развития образования, позволяющей гибко и оперативно реагировать на изменение конъюктуры рынка труда в зависимости от различных факторов.



2019-12-29 163 Обсуждений (0)
Управление учебно-вопитательным процессом на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление учебно-вопитательным процессом на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)