Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы совершенствования организационно-экономического механизма управления системой туристских транспортных услуг в РФ



2019-12-29 321 Обсуждений (0)
Перспективы совершенствования организационно-экономического механизма управления системой туристских транспортных услуг в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Перевозки в РФ занимают одно из основных мест в структуре туристского продукта, являясь неотъемлемой частью туристского путешествия. Этот постулат нашел отражение в законодательно закрепленном определении туристского продукта.[7] Одним из индикаторов низкой эффективности этой отрасли в России является высокая цена и низкое качество услуги туристской перевозки по сравнению с зарубежными аналогами.

Доля затрат на транспортные услуги в его составе в последние годы находится на уровне 30-40% (порядка 35 - 40 млн. рублей в год) и характеризуется тенденцией к росту. При этом по данным Росстата доля затрат на гостиничные услуги в течение последних лет падает (с 68% в 2004-ом до 62% в 2007-ом), а доля транспортных услуг возрастает с 24% до 30% соответственно. Структура платных туристских услуг отражена на рисунке 1. Однако приведенные данные о туристских транспортных услугах не являются полными, поскольку в официальной статистической отчетности не принимаются во внимание; 1) расходы туристов на трансфер, 2) транспортные затраты туристов, не вошедшие в структуру туристского пакета, 3) часть затрат, которая оплачивается иностранными перевозчиками. С учетом представленных выше компонентов их доля может превышать 40%, а в некоторых случаях достигать 50% при оценке полного объема туристско-транспортных услуг в составе туристского продукта.

 

Рисунок 1 - Структура платных туристских услуг в сфере туризма и отдыха России в 2007г.[8]

Представленная структура затрат отражает низкий уровень эффективности управления туристским транспортным комплексом, роль которого в последние годы становится доминирующей на туристском рынке. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие регулирующего звена в системе экономического, организационного и нормативного управления туристским транспортным комплексом России с четко выраженными целями координации и развития сферы туристских перевозок. Ни ФАТ, ни Министерство Транспорта не берут на себя подобных обязательств и не имеют в своей структуре соответствующих подразделений.

    Основными направлениями усовершенствования взаимодействия субъектов рынка туристско-транспортных услуг являются:

- вертикальная интеграция субъектов туристского транспортного комплекса (турфирм и перевозчиков) и аккумулирование их капитала с целью создания единого парка туристских транспортных средств;

- внедрения практики предоставления транспортных средств во временное пользование (тайм-шер);

- обслуживание транспортного парка перевозчиками на базе аутсорсинга.

Эти изменения позволят решить следующие задачи:

- сократить число организаций-посредников, выполняющих спекулятивные функции по перепродаже услуг туристской перевозки;

- сократить долю транспортных затрат в структуре стоимости туристского продукта;

- повысить ценовую доступность туристских услуг для конечного потребителя (туриста).

Основными направлениями совершенствования механизма взаимодействия государства и частного бизнеса в рамках туристского транспортного комплекса являются: 

- разработка и реализация проектов по развитию туристской транспортной инфраструктуры на уровне регионов и федеральных округов;

- внедрение новых информационно-логистических систем обеспечения туристских перевозок для объединения туристских транспортных маршрутов в единую туристскую транспортную сеть;

- интеграция узлов различных видов транспорта для обеспечения интермодальности межрегиональных туристских перевозок;

- создание и внедрение специальных и экологически чистых туристских транспортных средств;

Формирование разветвленной туристско-транспортной инфраструктуры, успешное развитие внутреннего и въездного туризма могут быть достигнуты при высокоэффективном функционировании системы управления туристскими перевозками. Для достижения высокой эффективности и получения значительных доходов от туристской индустрии требуется совершенствование теоретической и нормативно-правовой баз туристских перевозок, использование новых организационно-экономических инструментов управления. К их числу относятся: стимулирование субъектов рынка туристских перевозок, разработка скоординированных целевых программ по развитию туризма и транспорта, широко доступное информирование туристов о многообразии отечественных туристских продуктов.

Таким образом, для совершенствования организационно-экономического механизма управления системой туристских транспортных услуг на экономическом уровне необходимо:

- регулирование процесса ценообразования туристских транспортных услуг путем совершенствования организационно-экономического взаимодействия туристских фирм и перевозчиков;

- совершенствование системы налогообложения в области функционирования туристской индустрии и транспортной отрасли;

- управление спросом на услугу туристской перевозки через информационные системы.

На организационном уровне необходимо:

- совершенствование требований к туристским транспортным средствам;

- развитие туристской и транспортной инфраструктур;

- совершенствование туристских транспортных маршрутов.

На нормативном уровне необходимо:

- совершенствование нормативов, регулирующих деятельность туристской индустрии и транспортной отрасли;

- модернизация совокупности транспортной документации при реализации туристских транспортных услуг.                                            В заключение третьей главы можно сделать вывод о том, что российский туристско-транспортный комплекс имеет немало проблем, связанных с низкой конкурентоспособностью при высокой цене турпродукта. При этом нужно отметить, что Российская Федерация обладает большим потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма, совершенствования транспортной инфраструктуры. Необходимо лишь провести грамотные рациональные изменения в сфере организационно-экономического механизма управления системой туристских транспортных услуг на всех уровнях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перевозки занимают одно из центральных мест в составе практически любого туристского продукта, являются неотъемлемым этапом путешествий и туристских поездок. Правильность выбора вида перевозки во многом определяет эффективность путешествия и достижения цели. Индустрия перевозок является определяющей в генерации туристской деятельности и туризма как высокодоходной отрасли экономики.

При реализации международного туризма особого внимания требуют различные стороны транспортного обслуживания. Научно-технический прогресс в обществе привел к возникновению транспортных средств, способных быстро доставить человека в любую точку земного шара (сверхзвуковые самолеты, высокоскоростные поезда, автомобили-внедорожники, ледокольный и глубоководный транспорт), а также к внедрению новых технологий в область транспортного обслуживания.           Конкурентная борьба за клиента как между отдельными транспортными структурами, так и между перевозчиками внутри каждого вида транспорта дала мощный импульс процессу совершенствования сервиса для пассажиров. Повышение уровня сервиса проявляется в современном техническом оснащении подвижного состава, создании комфортных условий проезда, организации досуга пассажиров на борту транспортных средств, предоставлении им спецпитания, разработке поощрительных программ для постоянных клиентов транспортных компаний.                       Важным направлением в области международного транспортного обслуживания является тесное сотрудничество различных транспортных систем. Это способствует созданию мультимодальных вокзалов, согласованию расписаний, гармонизации транспортных услуг и их комплексному предоставлению пассажирам.                                                Очень важным вопросом при осуществлении перевозок является безопасность, которая подразумевает соблюдение правил эксплуатации подвижного состава, профессиональную и слаженную работу различных служб, обеспечивающих движение транспортных средств, соблюдение правил поведения самими пассажирами, использование экологически чистых видов транспорта.  

Туристско-транспортный комплекс РФ характеризуется низкой конкурентоспособностью и слабой организацией управления. Он преимущественно ориентирован на выездной туризм и на людей с достаточно высоким уровнем дохода, что ведет к увеличению дефицитного сальдо платежного внешнеэкономического баланса России.               Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаточная эффективность организационно-экономического механизма управления туристскими транспортными услугами и отсутствие реальной координации деятельности в этой сфере. Эти недостатки выражаются в высоких тарифах на туристские перевозки, низком уровне безопасности на туристских маршрутах, невысоком качестве туристско-транспортных услуг. Для решения данных проблем требуются новые подходы к совершенствованию организационно-экономического механизма туристских перевозок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что транспортный и туристический комплексы находятся в беспрерывном взаимодействии, постоянно влияя на развитие друг друга, особенно в условиях расширения географии путешествий, международных связей, глобализации мировой экономики. В такой ситуации необходима чёткая координация деятельности, сотрудничество субъектов транспортного комплекса и индустрии туризма. Только в этом случае возможно эффективное функционирование туристско-транспортного сектора мировой экономики и полное удовлетворение потребностей основного объекта – туриста.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Азар В.И. Международный туризм в России в 2000 году. – Отель, 2001. №4.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для Вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Александрова А. Ю. Структура туристского рынка: Учеб/ пособие для вузов. М.: Соло-Пресс, 2002.

4. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Биржаков К.М., Никифоров В.И.Индустрия туризма: ПЕРЕВОЗКИ +CD. 3-е изд., перераб.и доп , Издательство: "Герда ИД", 2007

6. Богдарецкий А. В. Основные направления в исследовании рынка транспортных услуг. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия "Экономика". 2007. №5 Северо-Кавказский государственный технический университет // http://www.ncstu.ru

7. Вахмистров В.П.Правовое обеспечение туризма Издательство: "Изд-во Михайлова", 2005

8. Гордиенко М.В. "Организационно-экономические проблемы управления и транспортного обеспечения российского туризма".// Материалы 15 Всеросс. конф. молодых ученых и студентов "Реформы в России и проблемы управления-2000", М., ГУУ, 2000.

9. Дурович А.П. Маркетинг в туризме - М.: Институт дистанционного образования; МЭСИ, 2000.

10.  Елеева А.В., Зарина М.И. У России все шансы стать новой туристской Меккой Тенденции развития международного туризма в 2005-2015 гг. Туризм №9, 2005

11.  Зорин И.В., Коверина Т.П., Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 288с.

12.  Ильина Е. Н. Менеджмент транспортных услуг: Учебник. – М.: РМАТ, 2001.

13.  Ильина Е.Н. Организация железнодорожных путешествий. – М.: Турист, 2000.

14. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: Организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.

15.  Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов: Учебн. Пособие для студентов высш. учебн. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

16.  Папирян.Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2000.

17.  Ревинский И.А., Романова Л.С. Поведение фирмы на рынке услуг. Туризм и путешествия: Учеб. пособие. - Новосибирск: Сиб. унив.изд - во, 2001.

18.  Романов С.А. Краткий анализ отечественного рынка туристских перевозок // Проблемы прогнозирования. –  2008г. – №4 (108).

19.  Сенин В.С. Организация международного туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003.

20.  Современное состояние и перспективы развития туризма в Российской Федерации // Гостиничное дело. – 2006. – № 2.

21.  Сорк Д.И. Туризм. Транспорт. – М.: Спрос, 2000.

22.  Троицкая, Н. А. Единая транспортная система / Н. А. Троицкая, А. Б. Чубуков. - 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр "Академия", 2004.

23.  Чудновский А.Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.

24.  Федеральный закон от 24 ноября № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в российской Федерации» (1996 г.)

25.  www.turizm.ru – российская туристическая газета

 


[1] Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. С. 219

[2] Гуляев В.Г «Организация туристской деятельности» - М.: НОЛИДЖ, 1996.С. 210.

[3] Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

[4] Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг: авиационные перевозки в туризме. М.: Советский спорт, 2007.

[5] Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2007.

[6] Туризм в цифрах. 2009: Стат. сб./ИИЦ «Статистика России», 2009 г.

[7] Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в редакции от 05.02.07

[8] Объем туристских транспортных услуг оценен на основе статистических данных ФАТ.



2019-12-29 321 Обсуждений (0)
Перспективы совершенствования организационно-экономического механизма управления системой туристских транспортных услуг в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы совершенствования организационно-экономического механизма управления системой туристских транспортных услуг в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)