Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к занятию по праву.



2019-12-29 618 Обсуждений (0)
Требования к занятию по праву. 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                                             Юридический факультет

                                                             Кафедра общеправовых дисциплин

                                                                 

 

 

Теория и методика преподавания права

Курсовая работа

Учебное занятие по праву и основные требования к нему.

 

 

Преподаватель:

 

 

Йошкар-Ола

2011

 


Содержание

Введение. 3

Учебное занятие по праву и основные требования к нему. 6

1.1 Урок права. 6

1.2. Требования к занятию по праву. 13

Современно занятие по праву в школе. 17

Заключение. 23

Список литературы .. 24


Введение

Основная цель преподавания прав человека заключается в воспитании свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую отличают устойчивые нравственные качества и умения жить плодотворной жизнью в мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями.

Обучение правам человека на уроке выполняет важные образовательные и воспитательные функции:

· философско-культурологическая, которая направлена на формирование планетарного сознания, расширение кругозора, преодоление узконационального мышления, обыденности предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам;

· образовательно-правовая, смысл которой в повышении правовой культуры учащихся путем расширения знаний не только национальных, но международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умение творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем. Познание основных прав человека и элементарных правовых норм является основой формирования правосознания школьников;

· воспитательно-формирующая, ориентированная на глубокое восприятие и осмысление прав человека, представлений, оценок, требований, личностного отношения и преобразования их в устойчивые убеждения и прочные навыки, сознательного гуманного поведения;

· психолого-развивающая, которая в процессе усвоения прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, к своему внутреннему миру, к познанию своего «я», системе потребностей интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования;

· коррекционная, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами.

Основной формой учебно-воспитательной работы в облас ти права в современной системе общего образования является урок. Специалисты называют его логической единицей правового курса. Эта известная в мире форма организации учебной деятельности имеет глубокие исторические корни, однако много раз критиковалась в среде практиков и теоретиков. Но она прошла серьезное испытание временем и доказала свою пригодность к современной системе правового образования.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее количество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения учащихся. Совершенствование системы образования в России в целом приводит к формированию новых требований к уроку права в соответствии с веяниями времени.

Очень многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Этим и обуславливается актуальность данной темы курсовой работы.

Цель курсовой работы рассмотреть современный урок права и основные требования к нему.

Задачи:

- раскрыть урок как организационную форму занятия по праву;

- определить современные требования к организации урока в школе;

- рассмотреть основные требования, предъявляемые к уроку права;

- проанализировать занятие по праву на примере современного урока в школе.

В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические вопросы: кратко рассматриваются основные компоненты современного урока по праву, основные гигиенические, дидактические и психологические требования к современному занятию по праву.

Во второй главе, для более широкого практического раскрытия темы курсовой работы, дается практический пример современного урока по праву и его краткий анализ.

 


Учебное занятие по праву и основные требования к нему.

Урок права.

Учебное занятие по праву - это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования является урок. Специалисты называют его логической единицей правового курса. Эта известная в мире форма организации учебной деятельности имеет глубокие исторические корни, однако много раз критиковалась в среде практиков и теоретиков. Но она прошла серьезное испытание временем и доказала свою пригодность к современной системе правового образования.

Современный урок по праву можно рассмотреть с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих компонентов:

—учитель права;

—обучаемые;

—юридическое содержание учебных курсов;

—система методов, приемов, средств обучения;

—цель и результат.

Рассмотрим составляющие компоненты каждого элемента.

Преподаватель права - один из важных субъектов обучающего процесса, от которого зависит, насколько грамотно и верно будет организовано правовое обучение и воспитание.

Среди ученых существует немало дискуссий в отношении того, каким должен быть современный учитель права и каким образом следует осуществлять процесс формирования его профессионально-значимых качеств. Деполяризацию всех суждений можно представить позициями В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко, первый из которых заметил, что «педагогом надо родиться», а второй возразил: «Им может стать каждый, кто имеет опыт и не ленится».

Деятельность современных образовательных учреждений, уделяющих особое внимание обществоведческой подготовке детей, позволила выявить личностные и профессионально значимые качества педагога, способного работать в российских школах нового типа. Рассмотрим эти качества.

Важной особенностью профессионализма учителя является знание предмета и эрудиция. В этой связи особую актуальность приобретают умения не просто воспроизведения заранее обозначенной программой информации, но и способности переноса этой информации в нестандартную ситуацию.

Авторитарная педагогика ориентировала все дидактическое обеспечение учебного процесса на типовое образование начиная от целей, содержания и методического построения учебного процесса. В инновационной школе нельзя не учитывать, что потребности и установки человека определяют избирательность восприятия и мышления. Личностно ориентированная образовательная концепция, о которой говорят современные ученые, требует от педагога высокого уровня знаний, в том числе и по различным аспектам психологии личности.

Особенностью новой школы является наличие исследовательского компонента в системе обучения и научно-методической деятельности учителя. Большинство ученых (И.Д. Чечель и др.) считают, что исследователей-педагогов создают в собственном коллективе. Этому способствуют методические объединения, предметные ассоциации (межшкольные, городские), вовлечение учителей в рабочие группы по разработке насущных школьных проблем, педсоветы и т. д.

Учитель права должен обладать высоким уровнем методического и педагогического мастерства. Под этим понятием понимаются следующие характеристики педагога: умение донести учебный материал до уровня понимания каждым учеником (способность работать в системе индивидуального и дифференцированного режима обучения детей); умение создать благоприятный психологический климат в ходе занятия, способствующий выработке у школьников положительной установки на обучение; обладание чувством юмора, умением управлять настроением аудитории.

Изучая роль таких качеств личности педагогов, как юмор и оптимизм, исследователи пришли к выводу, что шутки, оказывающие положительное воздействие на один класс, по отношению к другому или в иной ситуации могут не дать ожидаемый результат. В любом случае следует соблюдать такие правила: не подвергать осмеянию личность человека, не смеяться над тем, что человек не может исправить (по поводу фамилии, физической слабости), нельзя допускать пошлые и грубые шутки.

Учитель права должен обладать хорошими знаниями стилей управления детским коллективом и умело применять к конкретной ситуации соответствующий уровень требований. Опыт показал, что наибольшая результативность обучающего процесса обеспечивается демократическим стилем общения педагога с детьми. Это характеризуется доступностью учителя, образцовым выполнением тех требований, которые он предъявляет учащимся, исключением повелительного наклонения в разговоре, учетом мнения коллектива при поощрении и наказании его членов. Вместо приказов используются предложения, советы, просьбы, учитываются индивидуальные особенности членов коллектива. Появление этих особенностей носит закономерный характер.

Сознание, воля, самовоспитание позволяют любому преподавателю выработать у себя наиболее эффективный демократический стиль руководства.

Универсальным средством коммуникации является речь. Для учителя она приобретает особую значимость. На результативность обучающего процесса влияют такие параметры, как темп, дикция, интенсивность, образность, грамотность и эмоциональность речи. Темп речи определяется количеством слов, сказанных учителем в минуту. Дикция показывает четкость произношения учебной информации с обязательным написанием каждого нового термина. Интенсивность речи — это ее громкость. Она определяется умением концентрировать внимание на самом главном. Важной характеристикой речи является ее образность, под которой понимается умение учителя делать сравнения, использовать метафоры. И, наконец, общая и специфическая грамотность речи становится необходимым элементом характеристики учителя.

Весьма значимым компонентом является внешний облик учителя, который оказывает целенаправленное воздействие на формирование личности ученика.

Таким образом, вышеуказанные компоненты являются основополагающими при характеристике профессионально-личностных качеств учителя права.

Пытаясь научно оценить профессионально значимые качества, умения учителя права, можно прийти к выводук выводу о доминировании следующих черт у учителя-мастера: доброжелательность, справедливость, моральная ответственность, профессиональная ответственность, эмпатия, толерантность, эрудиция, умение понять ученика, доходчиво объяснить материал, культура речи, педагогический оптимизм, организаторские умения, эмоциональность, умение владеть собой, знание современных технологий обучения. Все вышеуказанные качества личности не являются статичными. Профессионализм учителя-мастера постоянно совершенствуется, а значит, появляются новые требования к его личности и профессиональной деятельности.

Вторым компонентом учебного занятия по праву являются обучаемые. Здесь очень важна активность и самостоятельность учеников в освоении юридического материала. При построении нового урока необходимо учитывать уже сформированный уровень учебных умений и навыков. Учителю на уроках права следует формировать новые знания на основе повторения и закрепления старых, чётко приводить параллели между ними.

 Немаловажны так же навыки сотрудничества и работы в коллективе. На учебных занятиях по праву это очень важный признак, он проявляется при организации обучения по группам).

Степень дисциплинированности и организованности обучаемых тот фактор который влияет на продуктивность занятия по праву у в целом.

Третьим компонентом учебного занятия по праву является юридическое содержаниеучебного курса, при анализе которого следует обращать внимание на такие параметры, как:

1. Научность правовой информации, ее достоверность.

2. Доступность материала определенному адресату. Материал, который отбирается учителем для разъяснения, должен несколько опережать уровень подготовки обучаемых.

3. Актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью.

4. Наличие новизны изучаемой правовой проблемы.

5. Оптимальность объема предложенной юридической информации.

Четвертым компонентом учебного занятия по праву является система методов, приемов, средств организации учебной деятельности.

Здесь учитывается рациональность и эффективность использования времени на уроках права.

Специалисты считают, что усвоение информации правового характера осуществляется неодинаково на различных этапах урока. Так, с первой по четвертую минуту обучаемые способны усвоить лишь 60% материала, а с четвертой по двадцать третью минуты — 90%, с двадцать третьей по тридцать четвертую минуты усваивается 50% той информации, которая предложена на уроке. С тридцать четвертой по сорок пятую минуту процент усвоения информации падает. Учитывая эти особенности, учитель права может выстраивать свою систему организации учебной деятельности на уроке, осознавая, что в конце учебного занятия не следует давать новый материал. Завершать урок по праву необходимо четкими итоговыми выводами (так используется психологический прием, согласно которому «концовка мероприятия остается надолго в памяти человека»).

Обучаемых следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения.

На современном уроке права так же необходимо учитывать, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток. Специалисты констатируют, что самый лучший период для быстрого восприятия сложного юридического материала определяется временными рамками от 11 часов до 13 часов дня. Подъем работоспособности наблюдается в субботу, так как у обучаемых на уровне подсознания заложена информация о существующем впереди выходном дне.

Немаловажным фактором современного урока влияющем на успешность преподавания права в целом является наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву.

На уроках права необходима обратная связь, учитель должен поддерживать её, осуществлять эффективный контроль за работой обучаемых, оценивать их деятельность.

Практика показала, что среди учителей права встречается определенное количество тех, которые допускают в работе типичные ошибки: например, проявляют свой эгоцентризм, организуя работу с несколькими наиболее активными обучаемыми, задают вопросы и отвечают на них сами, не давая возможности ученику думать. Такие подходы современная наука отвергает.

И, наконец, весьма интересным является цель и результатучебного занятия по праву.

Цель урока – это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут учителем и учащимся в конце урока.

Современный урок права должен стремится к так называемой «триединой цели» – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.

Учебно-образовательный аспект урока обычно определяет, какие предполагаются приращения в знаниях. Это может быть формирование новых знаний; обеспечение углубления знания правового материала, формирование правовых умений и навыков, наработка навыков работы с правовыми источниками и др.

Развивающий аспект - это то какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся. Это может быть развитие речи (обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи). Развивающий аспект включает в себя также развитие мышления (умение выделить объекты сравнения; находить параметры и признаки сравнения; умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия; умение анализировать и др.)

Развивающий аспект в цели урока так же призван формировать интерес к предмету, связывая изучение правового материала с историей развития правовой науки в целом.

Воспитательный аспект подразумевает какие качества личности будут формироваться на уроке права (формирование мировоззренческого понимания правовой науки, воспитание активности, настойчивости, самостоятельности в изучении права, воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру  правового поведения, коммуникабельность, эстетическое воспитание.

Здесь следует обратить внимание на степень конкретности, четкости, лаконичности поставленных целей. Любая цель учебного занятия по праву должна быть конкретной и достижимой.

Помимо цели урока очень важна оценка результатов урока. Учителю необходимо оценить степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по праву на школьников.

 

 

Требования к занятию по праву.

Общие требования к уроку права можно сформулировать так:

вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

· формировать у учащихся прочные правовые навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

· повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

· осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

· формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать правовые задачи, которые встречаются в жизни.

· вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, правовым источником, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

· формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении правовых знаний, положительное отношение к учению.

В современной науке к уроку права предъявляется большая группа дидактических, психологических, гигиенических требований.

Рассмотрим каждую группу требований более подробно.

Гигиенические требования к уроку включают в себя требования по температурному режиму, освещенности, учитывает критические точки усвояемости учениками материала и др. Продолжительность урока права  в школе, в зависимости от возраста детей, устанавливается от 35 до 45 минут. Педагогу не следует задерживать школьников на перемену, которая дана ученику для отдыха. Учитель права при выборе тех или иных методов и приемов работы на уроке должен учитывать все факторы, способные оказать отрицательное влияние на здоровье школьника (как он сидит, какова освещенность помещения и рабочего стола и проч.). В разработке санитарно-гигиенических правил для процесса обучения принимают участие врачи, призванные следить за здоровьем школьников.[1]  

Следующая большая группа требований к уроку права это психологические требования. К ним относятся:

· учет психологических особенностей тех или иных учеников и класса в целом, 

· требования к стилю урока,

· требования к учителю (подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению, рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе),

· учёт возрастных особенностей учащихся (планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся; проведение урока с учетом сильных и слабых учеников; дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

 При организации урока необходимо особое внимание уделять  общему эмоциональному настрою учеников на восприятие правового материала, проводить распределение по группам в зависимости от особенностей детей при интерактивных методах обучения и проч.

К дидактическим  требованиям к современному уроку относятся:

· четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

· определение места в общей системе уроков;

· определение оптимального содержания урока права в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

· прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

· выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,

· сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

· реализация на уроке всех дидактических принципов;

· создание условий успешного учения учащихся


 




2019-12-29 618 Обсуждений (0)
Требования к занятию по праву. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к занятию по праву.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (618)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)