Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


На уроках ИЗО с элементами истории искусства



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
На уроках ИЗО с элементами истории искусства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Целью моей деятельности явилось осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости моих учеников благодаря синтезу знаний и умений, полученных в двух учебных заведениях: Пермское художественно-графическое педагогическое училище №4 и искусствоведческое отделение филологического факультета Уральского Государственного университета им. М.Горького. Вся моя деятельность подчинена прежде всего воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности, что достигается через изучение истории мирового искусства, основанное на выдающихся образцах человеческой мысли и творчества. Искусство тесно переплетается с моралью. В основе этого единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни, столкновение добра и зла, интереса и долга, проблемы смысла жизни, решаемые искусством эстетически: в художественной форме и художественными средствами. Но для нравственно-возвышенного восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой то степени готов оценить моральный образ мысли и действий героев художественных произведений, чтобы эстетическое переживание определенным образом прояснило нравственные чувства.

Приступая к обучению истории мирового изобразительного искусства, я задалась вопросами: что я предложу своим ученикам, зачем этот предмет будет изучаться, то есть каковы цели, задачи и значение учебного курса и как следует изучать данный учебный предмет. Прежде чем изучить мир художественной культуры, необходимо научиться чувствовать и понимать мир искусства, нужно быть готовым к ее восприятию. Искусство требует умения фантазировать, разгадывать, зорко видеть, тонко чувствовать. Сила искусственного образа требует способности сотворчества, сопереживания. Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживанию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей. Первые попытки приобщения к этому обучающихся были на уроках изобразительного искусства по программе Б.Неменского, по которой я работаю. Начиная с 1-го класса и до 8-го, эта программа помогает в изучении курса истории искусства. Она построена на тех принципах, что самая квалифицированная научно-техническая подготовка без соответствующего нравственно-эстетического развития не может не привести к профессиональной узости, прагматизму и нравственному цинизму.

Программа по изобразительному искусству с элементами истории искусства предполагает глубокое изучение мировой художественной культуры. Она формирует представление о художественной культуре как части духовной культуры.

На уроках я пытаюсь развить качества человека, чтобы тонко чувствовать искусство, понимать его и пробовать самому создавать художественные произведения (предполагаются классные и домашние практические задания по изученным темам).

Во-первых, это высокая эмоциональность. Чтобы пробуждать чувства в других, важно самому уметь чувствовать глубоко и остро.

Во-вторых, необходимо творческое воображение.

В-третьих, точность и яркость образов, возникающих при восприятии искусства и в процессе его создания, зависит от знаний человека, умения извлечь их из памяти, обобщить, сопоставить разрозненные явления, факты, события, что требует развитого образного мышления, воображения, фантазии.

Поэтому на итоговых занятиях предлагаются практические задания, например, выполнить рисунок в определенном художественном стиле или разных художественных манерах.

В кратком изложении концепция изучения истории искусства представлена следующим образом:

1. Цель курса – ввести личность обучаемого в художественную культуру, приобщить школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, сформировать готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, повысить уровень художественного развития обучающихся. Цель воспитания – формирование у учащихся прежде всего духовно-нравственных качеств, культуры и толерантности, воспитание гуманности, патриотизма и эстетических взглядов.

2. Содержание курса как предмета складывается из следующих компонентов: а) изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях; б) показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов.

3. В программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Обучающимся даются знания по художественной культуре различных эпох, начиная с Древнего искусства и заканчивая XIX веком, где на конкретных примерах школьники видят многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой. Отечественной культуре посвящается целый год, но она также рассматривается во взаимосвязях с художественной культурой других стран.

4. Для реализации вышеуказанных целей мною применяются следующие методы обучения: а) по источникам знаний – словесный, наглядный, практический; б) по степени взаимодействия учителя и учащихся – монологический, диалогический, эвристический (в классах с эстетическим уклоном); в) по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский (например, при выполнении рефератов).

 

В ходе уроков я обеспечиваю изучение таких вопросов, как патриотизм, интернационализм, гуманизм, этические нормы поведения. Для решения задач эстетического воспитания я знакомлю ребят с элементами эстетики как науки о прекрасном. В классах с эстетическим уклоном я преподавала курс эстетики как творчества по законам красоты. Постигнуть тайны, законы красоты непросто, особенно сейчас, когда в умах людей и в обществе в целом нет спокойствия, гармонии, уверенности в завтрашнем дне. Обучение основам эстетики предназначено для тех, кто хочет приобрести душевные силы, быть человеком чувствующим, который всегда стремится понять законы красоты и следовать им.

Программа рассчитана на обучающихся с 6-го по 9 классы, и чтобы ученики понимали язык искусства, вначале введен курс «Основы искусствоведения». Я считаю, что если будет в старших классах вводиться предмет «Мировая художественная культура», школьники будут более успешно изучать этот курс.

Само преподавание предмета стараюсь вести на доступном для обучающихся языке, иногда удается подобрать соответствующий музыкальный ряд, сопровождаю интересными, увлекательными рассказами из истории, зачастую опираюсь на знания учащихся. Чаще всего я использую проблемное изложение материала. После изученного исторического блока я предлагаю подготовить ребятам театрализованное представление в костюмах разных эпох и народов. На уроках ввожу моменты спора (в хорошем смысле этого слова), например о том, какие художественные стили главенствуют в художественной культуре. Предоставляю возможность самим подготовить беседу, доклад, написать и защитить реферат по истории искусства. Обучающиеся, начиная с 5-го класса, собирают свою домашнюю «картинную галерею», помогают подобрать иллюстративный материал по той или иной теме для урока, сами рисуют и составляют таблицы. В процессе изучения истории искусства я пытаюсь ученика поставить активным субъектом художественной жизни той или иной эпохи, страны. Например, представить себя зодчим или иконописцем, художником Готики или эпохи Возрождения и попытаться самому создать нечто художественное, соответствующее данному отрезку времени.

В целях решения задач физического воспитания и профилактики утомления я ввожу на уроках небольшие упражнения по системе японского профессора Ниши, отечественного доктора Амосова и зарядку для глаз.

Экологическое воспитание у меня идет в основном при изучении тем пейзажной живописи. Важная воспитательная задача – экология души – решается практически на каждом уроке. Опираясь на все это, я формирую у учащихся общечеловеческое мировоззрение.

На уроках я прежде всего использую личностно-ориентированный подход, так как зачастую творческие задания требуют индивидуального решения, и приходится работать с каждым учеником лично. При построении уроков я учитываю все три вида мотиваций. Во-первых, социальную. Я не жалею похвалы для ребенка за успешно выполненную задачу – будь то рисунок, подготовленный доклад, мастерски выполненный реферат и т.п., чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей. Кроме того, использую дневник не для замечаний, а для записи родителям об успехах его чада. Прагматическую мотивацию я вижу в усилении внимания к предмету, т.к. некоторые из ребят намерены поступать в учебные заведения, в которых основное направление – искусство (в последнее время усилился интерес учеников к специальности дизайнер). При работе с сильными и одаренными учащимися я направляю основной акцент на содержательную мотивацию. На занятиях ввожу познавательные споры, например, на уроке о художественных стилях разбиваю учеников на группы, в которых они готовят материал для доказательства наиболее важного художественного стиля в мировом искусстве. В споре, как известно, рождается истина. Также ввожу учащихся в проблемные ситуации или устраиваю парадоксальные демонстрации, например, организовываю выставку истинных шедевров живописи или изделий декоративного искусства и вместе с ними «кичевые» работы. В основном содержательную мотивацию я учитывала в преподавании в двух выпусках классов с эстетическим уклоном, в которых я была классным руководителем. Помимо этого я стимулирую положительное отношение к учению через создание ситуаций успеха, деловое сотрудничество в парах, группах, обеспечиваю психическое и физическое здоровье учащихся на уроках.

Одним из важнейших направлений я считаю стимулирование любознательности и познавательного интереса к саморазвитию. Например, через домашние задания: подбор материала для беседы, создание своей «малой художественной галереи» (репродукции, открытки, марки). И, конечно же, пытаюсь способствовать развитию как сильных, так и слабых учеников. Ведь хоть и говорят, что все дети талантливы, – лишь небольшое их количество по-настоящему способны к рисованию. Особенно у детей старших классов при возрастании самокритичности появляется некий страх перед созданием композиции. Этому способствуют и «зомбирование» увлеченных компьютером, и малое количество уроков искусства – 1-2 занятия в неделю, хотя во всем цивилизованном мире в школах искусство преподают 4-5 раз в неделю на протяжении 10-12 лет. Поэтому моя цель в мотивационном обеспечении урока еще и сохранение эмоционального благополучия детей, веры в свои силы. При этом я практикую беседы о творчестве «наивных» художников, художников-импрессионистов и пост-импрессионистов: Ван Гога, Гогена и др. Этому способствуют и помогают коллективные творческие работы, в которых композиция создается учениками с разными способностями. Например, при изучении искусства средневековья мы создаем композицию средневековый город. Наиболее способные ученики конструируют готические соборы с применением бумажной пластики, рисуют образы жителей в традиционных костюмах той эпохи, а остальные эти здания декоративно оформляют, придумывают эмблемы и т.п.

Основными задачами развития учащихся для меня является:

· Умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, формирование умения сравнивать, классифицировать, обобщать, например, ученики оформляют свою «книгу по искусству», с конспектами из моих рассказов или текстов, самостоятельно иллюстрируя ее.

· Развитие самостоятельного мышления (например, как выразить графически тот или иной графический стиль или из массы репродукций и текстов выбрать нужный материал), развитие речи учащихся (ребята готовят доклады, поочередно бывают то зрителями, то экскурсоводами, выступают перед родителями, полемизируют друг с другом, изучают необходимую художественную терминологию и т.п.).

· Развитие воображения, памяти, внимания учащихся (ни один урок практически не обходится без этого).

· Развитие тонкости чувства (при изучении таких тем, как «Образ матери в творчестве Рафаэля» или древнерусской иконописи).

· Развитие у учащихся ориентирования в пространстве и времени (изучение истории мирового искусства содействует этому).

 

Помимо этого я пытаюсь формировать у ребят умение преодолевать трудности в учении, развиваю интеллектуальные способности, мыслительные умения, учу переносу знаний в новые ситуации: ставлю задачу перед учениками - где и когда в перспективе дальнейшей жизни все эти навыки и знания могут пригодиться. В принципе – мы вместе приходим к выводу – в любой выбранной ими профессии весь накопленный багаж знаний поможет им стать хорошим профессионалом и высоконравственной, культурной личностью.

Целью развития, в основном, я вижу развитие психических качеств интеллекта учащихся (мышления, познавательных общетрудовых умений), воли и самостоятельности. В развитии аналитико-синтезирующего мышления делаю акцент на развитие умения выделять существенные признаки и свойства, развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы. В развитии познавательных умений основное внимание уделяю на формирование умения выделять главное, вести конспект, развитие умений частично поисковой познавательной деятельности. Не менее важно и развитие абстрактного мышления. В развитии воли и самостоятельности главное для меня научить детей владеть собой и уметь действовать самостоятельно.

В своей практической деятельности я пользуюсь такими видами уроков, как урок-лекция, урок-беседа, урок исследовательского типа, урок практических работ, урок-экскурсия. Из этих видов я чаще всего провожу урок изучения нового материала, комбинированный и контрольный.

Основная структура моего урока:

- введение в тему занятия;

- восприятие произведения искусства по определенной теме и обращение к соответствующим реалиям окружающей жизни;

- созидательная творческая практическая деятельность по этой же теме;

- обобщение и обсуждение итогов.

 



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
На уроках ИЗО с элементами истории искусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: На уроках ИЗО с элементами истории искусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)