Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции тьютора в работе с обучающимися



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Функции тьютора в работе с обучающимися 0.00 из 5.00 0 оценок




 

У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне опре­деленные задачи.

Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандарт­ных) задач в отношении обучающихся.

Типовые задачи Действия тьютора  
Знакомство (вхождение в деятельность) · Определение целей и задач совместной деятельности. · Оказание психологической поддержки, снятие барьеров, · Диагностика начального и текущего состояния обучающихся. · Разработка стратегии работы группы на презентацию. · Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон. · Определение собственной роли и позиции в группе. · Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение. · Определение учебного потенциала группы. · Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом. · Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.
Размораживание (проблематизация) · Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся. · Включение обучающихся в активную работу. · Создание мотивации. · Выделение индивидуальных проблем обучающихся. · Поддержка мотивации. · Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися. · Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. · Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы. · Вовлечение всех обучающихся в работу группы. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, · позволяющих активизировать обучающихся. · Работа с проблемами, предложенными группой.
Организация изучения концепций курса · Объяснение сложных вопросов, концепций, · Системное представление концепций курса, · Выделение главных идей в теме, курсе, · Организация работы обучающихся с кейс-стади. · Объяснение концепций курса. · Демонстрация связи курса с реальной практикой · обучающихся. · Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией, · видеть и формулировать проблему. · Представление более полного и более широкого, чем · в материалах курса, взгляда на изучаемую область. · Подготовка и чтение мини-лекций. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. · Работа с проблемами, предложенными группой. · Оформление опыта обучающихся. · Обзор материалов всего курса. · Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся · идей, адекватных изучаемым материалам. · Оценка адекватности применения концепций.
Организация групповой и индивидуальной   · Организация групповой работы, · Обучение обучающихся навыкам рефлексии, · Обучение обучающихся практическому применению работы концепций. · Организация межгруппового взаимодействия. · Выбор адекватных методов обучения. · Организация дискуссии. · Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы. · Вовлечение всех обучающихся в работу группы. · Обучение обучающихся навыкам эффективного общения. · Выбор и использование разнообразных групповых упражнений. · Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися. · Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.
Организация обратной связи и рефлексии   · Определение сильных и слабых сторон в деятельности · обучающихся. · Выделение индивидуальных проблем обучающегося; · диагностика начального и текущего состояния обучающихся. · Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося. · Организация обратной связи. · Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы. · Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию. · Проведение рефлексии собственной деятельности. · Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития. · Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах. · Предоставление обучающимся советов по организации личной работы. · Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся. · Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон. · Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.

 

Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

· диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

· осуществление целеполагания;

· мотивация и вовлечение обучающихся;

· управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

· коррекция деятельности обучающихся;

· контроль выполнения заданий;

· рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

 

 

Заключение.

 

Появляется всё больше и больше школ, в которых существует тьюторская форма обучения одарённых детей. На мой взгляд, плюсов такой формы обучения множество. Ведь одаренные дети нуждаются в особом подходе, и, осуществляя тьюторскую поддержку таким детям в пределах обычных школ, мы уберегаем их тем самым от психологических и социальных проблем, которые возникают в специальных школах, рассчитанных только на детей с супер способностями. Ведь жить они будут в мире с людьми разных интеллектуальных возможностей.

 

 

Список литературы:

 

1. Курсовая работа по теме: «Основы деятельности тьютора, как педагога в системе образования»

2. Курсовая работа по теме: «Теоретические аспекты изучения детской одаренности»

3. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

   4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Тьютор

 

   5. http://www.thetutor.ru/history/article05.html

 

 

 Программа обучения интеллектуально одаренных детей должна:

Включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

Использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний;

Предполагать изучение проблем “открытого типа”, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

В максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

Поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

Обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);

Включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.;

Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

Способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

Включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

 

 

3. Формы обучения в условиях школ, ориентированных на работу с одаренными детьми

 

Если целесообразность обучения детей со специальными видами одаренности в специальных школах и классах не подвергается сомнениям, то вопрос о необходимости создания специальных классов и школ для обучения детей с общей (умственной) одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. При принятии решения о создании особых школ и классов следует исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной практики раздельного обучения одаренных детей.

 

Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью (и некоторыми видами специальной одаренности, например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Эти требования сформулированы с учетом выделения наиболее общих психологических особенностей интеллектуально одаренных детей, а также целей обучения, предъявляемых обществом к этой категории детей. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей, в первую очередь, общество возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации.

 

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:

 

1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

 

2) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний;

 

3) предполагать изучение проблем “открытого типа”, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

 

4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

 

5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

 

6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

 

7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);

 

8) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.;

 

9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

 

10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

 

11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

 

Одним из важнейших условий эффективного обучения детей с разными типами одаренности является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования.

 

Бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей и тем более для детей одаренных.

 

Следует принимать во внимание то обстоятельство, что дифференциация обучения имеет две формы.

Первая - дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами).

Вторая - дифференциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (в виде разноуровнего обучения, индивидуальных образовательных программ, подключения режима тьюторства.

 

Первую форму дифференциации можно условно обозначить как “внешнюю”, вторую - как “внутреннюю”.

 

Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение одаренных детей в особых классах или школах, ориентированных на работу с одаренными детьми, может обернуться серьезными проблемами в силу изменчивости проявлений одаренности в детском возрасте. Положение усугубляет нарушение естественного хода процесса социализации, атмосфера элитарности и клеймо “обреченности на успех”. В свою очередь, практика обучения одаренных детей в обычных школах показывает, что при неучете специфики этих детей они могут понести невосполнимые потери в своем развитии и психологическом благополучии.

 

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе “внутренней” дифференциации. По мере повышения качества образовательного процесса в массовой школе, роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения существующие на данный момент варианты “внешней” дифференциации в работе с одаренными детьми, возможно, окажутся сведенными к минимуму.

 

 

  

3.1. Тьюторская форма обучения одарённых детей.

 

     Такую форму обучения одарённых детей можно проиллюстрировать на примере. Допустим, в средней школе среди учеников со средними способностями, учится одаренный ребенок. Он схватывает на лету всё, что объясняет учитель и с легкостью выполняет все задания, опережая всех своих одноклассников. Вполне очевидно, что совсем скоро ученику станет не интересно, ведь он выполняет все требования, а особых заданий не получает. Не дожидаясь момента, когда ребенок потеряет всяких стимул к учебе, и возможно даже потеряет свою одаренность, в его школьной жизни должен появиться тьютор. Тьютор здесь должен выступать в роли связующего звена между учителем, программой, классом и интересами и возможностями ребенка. Учитель может помочь тьютору в разработке специальной программы для такого ученика, особых заданий. Тьютор будет побуждать ребенка к самообразованию, направлять и контролировать этот процесс. Здесь важно то, что все эти задания будут выполняться учеником с охотой, ведь они не останутся без внимания, без поощрения. А когда у ребенка получается что-то хорошо, он стремится сделать это ещё лучше. Тьютор может подсказать ребенку, ответить на интересующие вопросы, организовать его самостоятельную работу, ведь и взрослому это порой сделать не так то просто, тем более школьнику. Он не дает ему готовых ответов, а лишь помогает ему самому их найти. Конечно, это должны быть не только какие то теоретические задания повышенной сложности, а работы требующие исследовательской практической деятельности.

   Ведь у учителя в классе в среднем бывает по 25 учеников, и найти индивидуальный подход к каждому и тем более разработать индивидуальную программу обучения, просто не представляется возможным.

   В школе также имеет место быть и групповая форма тьюторской поддержки. Например, одаренных детей по математике, даже разных возрастов, можно объединить в клуб. Организовать работу группы из 5-10 человек, объединенных общим интересом и выдающимися способностями, под силу одному тьютору.

 

       



2019-12-29 215 Обсуждений (0)
Функции тьютора в работе с обучающимися 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции тьютора в работе с обучающимися

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)