Функции тьютора в работе с обучающимися
У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне определенные задачи. Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандартных) задач в отношении обучающихся.
Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся. Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие: · диагностика состояния и процесса обучения обучающихся; · осуществление целеполагания; · мотивация и вовлечение обучающихся; · управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся; · коррекция деятельности обучающихся; · контроль выполнения заданий; · рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Заключение.
Появляется всё больше и больше школ, в которых существует тьюторская форма обучения одарённых детей. На мой взгляд, плюсов такой формы обучения множество. Ведь одаренные дети нуждаются в особом подходе, и, осуществляя тьюторскую поддержку таким детям в пределах обычных школ, мы уберегаем их тем самым от психологических и социальных проблем, которые возникают в специальных школах, рассчитанных только на детей с супер способностями. Ведь жить они будут в мире с людьми разных интеллектуальных возможностей.
Список литературы:
1. Курсовая работа по теме: «Основы деятельности тьютора, как педагога в системе образования» 2. Курсовая работа по теме: «Теоретические аспекты изучения детской одаренности» 3. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с. 4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Тьютор
5. http://www.thetutor.ru/history/article05.html
Программа обучения интеллектуально одаренных детей должна: Включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему; Использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний; Предполагать изучение проблем “открытого типа”, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы; В максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком; Поддерживать и развивать самостоятельность в учении; Обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности; Предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети); Включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.; Обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества; Способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей; Включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
3. Формы обучения в условиях школ, ориентированных на работу с одаренными детьми
Если целесообразность обучения детей со специальными видами одаренности в специальных школах и классах не подвергается сомнениям, то вопрос о необходимости создания специальных классов и школ для обучения детей с общей (умственной) одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. При принятии решения о создании особых школ и классов следует исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной практики раздельного обучения одаренных детей.
Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью (и некоторыми видами специальной одаренности, например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Эти требования сформулированы с учетом выделения наиболее общих психологических особенностей интеллектуально одаренных детей, а также целей обучения, предъявляемых обществом к этой категории детей. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей, в первую очередь, общество возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации.
Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:
1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;
2) использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний;
3) предполагать изучение проблем “открытого типа”, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;
4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;
5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;
7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);
8) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.;
9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;
10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;
11) включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
Одним из важнейших условий эффективного обучения детей с разными типами одаренности является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования.
Бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей и тем более для детей одаренных.
Следует принимать во внимание то обстоятельство, что дифференциация обучения имеет две формы. Первая - дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами). Вторая - дифференциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (в виде разноуровнего обучения, индивидуальных образовательных программ, подключения режима тьюторства.
Первую форму дифференциации можно условно обозначить как “внешнюю”, вторую - как “внутреннюю”.
Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение одаренных детей в особых классах или школах, ориентированных на работу с одаренными детьми, может обернуться серьезными проблемами в силу изменчивости проявлений одаренности в детском возрасте. Положение усугубляет нарушение естественного хода процесса социализации, атмосфера элитарности и клеймо “обреченности на успех”. В свою очередь, практика обучения одаренных детей в обычных школах показывает, что при неучете специфики этих детей они могут понести невосполнимые потери в своем развитии и психологическом благополучии.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе “внутренней” дифференциации. По мере повышения качества образовательного процесса в массовой школе, роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения существующие на данный момент варианты “внешней” дифференциации в работе с одаренными детьми, возможно, окажутся сведенными к минимуму.
3.1. Тьюторская форма обучения одарённых детей.
Такую форму обучения одарённых детей можно проиллюстрировать на примере. Допустим, в средней школе среди учеников со средними способностями, учится одаренный ребенок. Он схватывает на лету всё, что объясняет учитель и с легкостью выполняет все задания, опережая всех своих одноклассников. Вполне очевидно, что совсем скоро ученику станет не интересно, ведь он выполняет все требования, а особых заданий не получает. Не дожидаясь момента, когда ребенок потеряет всяких стимул к учебе, и возможно даже потеряет свою одаренность, в его школьной жизни должен появиться тьютор. Тьютор здесь должен выступать в роли связующего звена между учителем, программой, классом и интересами и возможностями ребенка. Учитель может помочь тьютору в разработке специальной программы для такого ученика, особых заданий. Тьютор будет побуждать ребенка к самообразованию, направлять и контролировать этот процесс. Здесь важно то, что все эти задания будут выполняться учеником с охотой, ведь они не останутся без внимания, без поощрения. А когда у ребенка получается что-то хорошо, он стремится сделать это ещё лучше. Тьютор может подсказать ребенку, ответить на интересующие вопросы, организовать его самостоятельную работу, ведь и взрослому это порой сделать не так то просто, тем более школьнику. Он не дает ему готовых ответов, а лишь помогает ему самому их найти. Конечно, это должны быть не только какие то теоретические задания повышенной сложности, а работы требующие исследовательской практической деятельности. Ведь у учителя в классе в среднем бывает по 25 учеников, и найти индивидуальный подход к каждому и тем более разработать индивидуальную программу обучения, просто не представляется возможным. В школе также имеет место быть и групповая форма тьюторской поддержки. Например, одаренных детей по математике, даже разных возрастов, можно объединить в клуб. Организовать работу группы из 5-10 человек, объединенных общим интересом и выдающимися способностями, под силу одному тьютору.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |