Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Денежная масса и её регулирование



2019-12-29 610 Обсуждений (0)
Денежная масса и её регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важным количественным показателем денег является денежная масса. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных, платежных средств и накопленных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

Регулирование денежной массы в стране является задачей центральных банков. Оно осуществляется путем денежной эмиссии, проведения операций на открытом рынке (купля и продажа государственных ценных бумаг), регулирование нормы обязательных резервов коммерческих банков и определения размера ставки рефинансирования.

Структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами, прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе составляет в среднем 25-30 %, а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов, т. е. безналичными деньгами.

В структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”, которые представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.[6]

Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого-либо имущества или активов понимается их легкореализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоколиквидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование.

 

Контроль за денежной массой.[7]

Изменение количества денег, циркулирующих в экономической сис­теме, может оказывать существенное воздействие на реальный выпуск продукта, уровень цен, занятость и другие экономические переменные. Существование определенного соответствия между долгосрочной динами­кой денежной массы и движением уровня цен было замечено еще в давние времена. Оно и легло в основу количественной теории денег, которая су­щественно модифицировалась в XX в. благодаря исследованиям монетаристов. В центре внимания – механизм воздействия денежной массы на цены, структура самой денежной массы, ее агрегаты. Для экономической ста­бильности очень важен контроль за количеством денег, а экономисты, аналитики и политики должны обладать адекватными возможностями для из­менения денежной массы. К инструментам государственного регулирования денежного обращения относятся: проведение эффективной денежно-кредитной политики; управление государственным долгом; реализация налоговой политики; формирование финансового рынка; контроль за де­нежной массой в ходе проведения монетарной политики.

 Для осуществления эффективного контроля за состоянием денежной массы необходимо:

 ~ полностью отказаться от разграничения принципов и сфер обращения наличных денег и безналичных денежных средств;

~ строго соблюдать монополию центрального банка на осуществление эмиссии денег, выпуска в обращение денежных знаков во всех формах; что ведет к увеличению денежной массы;

~ регулировать единый денежный оборот на следующих принципах:

~ прогнозирование потребности в денежных средствах на макро уровне, в отдельных отраслях и регионах;

~ разработка системы и внедрение контрольных цифр и нормативов (минимальные и максимальные границы прироста денежной массы и объема кредитования; лимиты наличности и резервов в банках);    

~ разработка и использование экономико-математического аппарата и функций спроса и предложения денег.

~ внедрение в практику учета, анализа и регулирования денежного обращения системы коэффициентов мультипликации денежные средств. Эти коэффициенты отражают степень трансформации на личных и безналичных средств.

 ~ разработка показателей совокупной денежной массы, расчет соответствующих агрегатов и проведение мероприятий денежно-кредитной политики.

 

Инструменты регулирования денежной массы.[8]

В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:

1. Операции на открытом рынке, являющиеся самым основным инструментом в мировой практике, и влияющие на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов (купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Если ЦБ продает ценные бумаги на открытом рынке, а комбанки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк представляет им дополнительные ресурсы.

2. Девизные операции, то есть покупка и продажа Центральным банком иностранной валюты для поддержания курса национальной валюты и предотвращения его резких колебаний, противодействия спекулятивным настроениям участников рынка.

3. Депозитные операции Банка Украины, которые также используются для изъятия излишней ликвидности комбанка. Эти операции позволяют НацБанку Украины оперативно привлекать в депозиты временно свободные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок, не допуская обесценения национальной валюты и росту инфляции в связи с этим.

4. Политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка. Предоставление кредитов происходит по ставке рефинансирования, устанавливаемых НацБанком Украины. Повышение ставку по учетно-ссудным операциям призвано ограничить темпы роста инфляции путем «сжатия» денежной массы, находящейся в обращении. Эта ставка не вечна.

5. Изменение нормы обязательных резервов, устанавливаемой также НацБанком. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена «на счетах Центрального банка и не может быть использована коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращается денежная масса в обращении.


Методы и инструменты регулирования денежного оборота и денежного обращения[9]

 

Выбор проводимой денежно-кредитной политики и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков центральный банк осуществляет, исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и появлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана “чисто” денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве осуществляется центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты: квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных категорий и на привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контенгирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые; нормативные, когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций; корректирующие, которые отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации.

Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих – центрального банка. К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и устанавливаемых в виде норматива. К корректирующим методам относятся учетная политика (учетное окно) и проведение операций на открытом рынке.

Нормативные методы реализуются через установление и периодический пересмотр контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения. Скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия является гибкой и оперативной.

В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций центральный банк ориентируется на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются мероприятия по денежно-кредитному регулированию на каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.

В рыночных условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, являются: нормативы обязательных резервов, депонируемые в центральном банке; рефинансирование банков; операции банков на открытом рынке; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.

Обязательные резервы, являясь одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики центрального банка, представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы отражают обязательную норму вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемую законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двойное назначение: во-первых, оно призвано обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков, во-вторых, является важным инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитоспособности коммерческих банков. Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату привлеченных денежных средств, поскольку часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

Центральный банк, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения, при этом такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы, и наоборот.

Рефинансирование банков. Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию “банка банков”. Кредиты рефинансирования позволяют свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований центрального банка.

Кредитное рефинансирование различается:

по форме обеспечения: учетные и ломбардные кредиты; по срокам использования: краткосрочные (на один или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев); по методам предоставления: прямые кредиты и кредиты, реализуемые центральным банком через аукционы; по целевому характеру: корректирующие и сезонные кредиты.

Учетные (дисконтные) кредиты предоставляются центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до наступления срока оплаты по векселям. Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляются лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами.

Операции на открытом рынке. К экономическим методам регулирования денежно-кредитной политики относятся операции центрального банка на открытом рынке с ценными бумагами. Политикой открытого рынка называют куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, вызывать соответствующую реакцию у коммерческих банков.

Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс национальной валюты.

Политика открытого рынка представляет собой средство быстрого и гибкого воздействия. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги, чтобы сократить их кредитные возможности по отношению к экономике и к населению.

Проводить такую политику центральный банк может двумя путями:

Во-первых, он может определить объем купли-продажи и уровень процентных ставок, по которым банки могут покупать у него ценные бумаги. Курс продажи ценных бумаг устанавливается дифференцированно в зависимости от их срока. В этом случае влияние на формирование рыночных ставок будет косвенным; Во-вторых, центральный банк может установить процентные ставки, по которым он готов покупать ценные бумаги.

Успех политики открытого рынка зависит от множества факторов. Коммерческие банки приобретают ценные бумаги у центрального банка только при малом спросе на кредиты со стороны предпринимателей и населения, а также когда центральный банк предлагает ценные бумаги открытого рынка на более выгодных для коммерческих банков условиях, чем условия предоставления кредитов коммерческих банков предпринимателям и населению.

Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а, соответственно и их кредитную активность, центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В таком случае широко используются перекупочные соглашения, по которым центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что через определенный период времени они осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой, так называемые обратные операции (операции РЕПО). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок и поэтому являются более гибким инструментом регулирования.

Валютное регулирование. Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты, которое становится фактором инфляции.

Традиционно центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством: проведения денежно-кредитной политики; валютных интервенций; использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

На практике обычно использую две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную. Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменении курса национальной денежной единицы – это и есть девизная политика. Подобные операции получили название “валютных интервенций”. Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений СВОП) национальную валюту, центральный банк увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Наряду с прямыми мерами валютного регулирования (дисконтной и девизной политикой) и мерами непосредственного валютного регулирования на валютный курс, значительное влияние оказывают многие другие законодательные нормы.

Установление ориентиров роста денежной массы и прямые количественные ограничения – политика таргетирования. Таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период, получило развитие в связи с усилением в 70-х годах XX века инфляционных процессов, влияющих на увеличение темпов роста денежной массы, а также введением режимов плавающих курсов, ослабивших воздействие внешних факторов на динамику денежной массы. В настоящее время установления целевых ориентиров осуществляется во многих странах, однако роль данного инструмента в ограничении прироста денежной массы в различных странах неодинакова.

По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объема денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних в форме контрольных цифр, в форме прогнозов.

Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность. Использование центральным банком целевых ориентиров способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

К операциям, осуществляемым центральными банками, относятся: кредитование в порядке рефинансирования; расчетное и кассовое обслуживание правительства и иных государственных органов; переучет векселей и других денежных обязательств; операции на рынке ценных бумаг; инкассация и перевозка денежной наличности, валютных и других ценностей; управление золотовалютными резервами; межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями; прием ценностей на хранение; денежные переводы и иные расчетные операции; валютные операции; операции по обслуживанию государственного долга и ряд других, закрепленных законодательством.


Заключение

 

Таким образом, денежное обращение представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет) спрос. Денежное обращение поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Поэтому денежное обращение - это кровеносные сосуды для финансовой системы.

И наличные, и безналичные формы расчетов просто необходимы для нормального функционирования экономики. Но, несмотря на всю важность наличного денежного обращения и его неотделимость от безналичного, можно смело говорить о том, что будущее принадлежит именно безналичным расчетам. В России предпринимаются попытки ограничить налично-денежное обращение, т.к. оно позволяет уходить от контроля государства за деятельностью юридических и физических лиц. Переход на безналичные расчеты позволит обеспечить страну необходимыми инвестиционными ресурсами, независимо от конъюнктуры на внешних рынках нефти и других экспортных позиций. Поэтому в России необходимо проведение реформы платежной системы, основными путями которой экономисты называют: введение общенациональных чеков; законодательное ограничение размеров наличных кассовых оборотов вплоть до полной их отмены в реальной ситуации, когда все расчеты без ущерба можно проводить чеками или иными средствами безналичных расчетов; активизацию органов валютного контроля по запрету незаконных расчетов иностранными валютами на территории России; создание соответствующей законодательной базы, в частности федерального закона об общенациональном чековом обращении.

Стабилизация денежного обращения необходима в той мере, в которой она создает условия для сбалансированного и устойчивого экономического роста. Поэтому курс на финансовую стабилизацию и регулирование денежной массы следует проводить в комплексе с мерами по стимулированию инвестиционной деятельности и расширению производства. Государственное регулирование денежного обращения должно способствовать обеспечению экономического роста, что является первостепенной задачей для России.


Список использованной литературы

 

1. Деньги. Кредит. Банки. Алпатов Г.Е, Базулин Ю.В. и др. (Под ред. Иванова В.В, Соколова Б.И.) М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 624с.

2. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. М.: КНОРУС, 2007.- 449с.

3. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.

4. Косой А.М. Денежная эмиссия: Сущность, свойства и оптимальность//Деньги и кредит. – 2007. - №5. – 456с.

5. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. – 566с.

Материалы интернета

 

http://www.i-univer.ru/?p=495 Статья «Методы и инструменты регулирования денежного оборота и денежного обращения» М.Л.Землянский

 

http://www.kredit-moskva.ru Статья «Денежная масса и скорость обращения денег» Л.Н.Красавина, 2009г.

http://kredit-stati.ru Статья «Инструменты регулирования денежной массы» П.М.Кириченко

 


[1] Косой А.М. Денежная эмиссия: Сущность, свойства и оптимальность.

//Деньги и кредит. – 2007. - №5. – С. 34-36.

[2] Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. М.: КНОРУС, 2007.- с.53-54.

[3] Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки. М.: КНОРУС, 2007.- с.60-62.

[4] Деньги. Кредит. Банки. Алпатов Г.Е, Базулин Ю.В. и др. (Под ред. Иванова В.В, Соколова Б.И.) М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — с 62-65.

[5] http://www.kredit-moskva.ru Статья «Денежная масса и скорость обращения денег» Л.Н.Красавина, 2009г.

[6] Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.с 45.

[7] Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008. с37.

[8] http://kredit-stati.ru Статья «Инструменты регулирования денежной массы» П.М.Кириченко

[9] http://www.i-univer.ru Статья «Методы и инструменты регулирования денежного оборота и денежного обращения» М.Л.Землянский



2019-12-29 610 Обсуждений (0)
Денежная масса и её регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Денежная масса и её регулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (610)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.032 сек.)