Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современное состояние электронной педагогики и анализ перспектив ее развития



2019-12-29 253 Обсуждений (0)
Современное состояние электронной педагогики и анализ перспектив ее развития 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1. Анализ научно-методических и дидактических задач электронной педагогики

Общепризнано, что классическая образовательная парадигма, идущая от трудов Я.А.Коменского, переживает кризис. Меняются представления о месте и роли информационных технологий в обществе. Естественно, что в те времена, когда происходило формирование классической образовательной парадигмы, информатика попросту не существовала. Однако более важным является тот момент, что во времена формирования классической образовательной парадигмы сама информация, ее источники, содержание, структура, объем существенно отличались от современных. Во-первых, информация имела локализованные, немногочисленные, безусловно авторитетные источники. В качестве этих источников выступали власть в лице ее верховного носителя, иерархии церкви, профессора немногочисленных университетов, учителя немногочисленных школ. Во-вторых, как содержание, так и структура информации, распространяемой в обществе, с течением времени изменялось крайне медленно. Далее направление потоков информации было по преимуществу вертикальным, сверху вниз. И, наконец, считалось, что информация подлежит дозированию.

В связи с этим дидактика рассматривалось как теория образования и обучения, которая занимается изучением процесса обучения как управляемого процесса, цель которого состоит в сообщении суммы знаний, выработке умений и навыков учебной деятельности, умственное развитие обучаемого.

Задачи дидактики до недавнего времени состоят в:

- определении как структуры, так и содержания образования;

- определение эффективных способов вооружения обучаемых знаниями, умениями и навыками;

- вскрытии тех закономерностей процесса обучения, которые способствуют эффективному усвоению учебного материала.

В настоящее время структура информационных потоков претерпела значительные изменения. Во-первых, технический прогресс привел к существенному увеличению числа источников информации, доступных каждому: книг, газет, радио и, наконец, компьютерных сетей. Во-вторых, в быстром темпе происходит изменение объема, структуры и содержания актуальной – на текущий момент – информации. В-третьих, преобладающее направление потоков информации изменилось с вертикального на горизонтальное. Началом этого процесса можно считать, как уже отмечалось, появление и развитие книгопечатания. Наконец, в последние два десятилетия развитие компьютерных и сетевых технологий сделало потоки информации в мире абсолютно горизонтальными. Каждый сейчас имеет возможность получить любую информацию практически без посредников. Поэтому учитель уже не может выступать как единственный источник информации. Это является одной из причин изменения педагогической науки.

В условиях информатизации общества, дидактика рассматривается уже как теория образования, включающая в себя систему знаний о процессе развития личности обучаемого. Целью современной дидактики является создание условий обеспечивающих развитие и саморазвитие личности обучаемого, реализация его интеллектуального потенциала. Современная дидактика ставит перед собой следующие задачи:

- определение структуры, объема, содержания образования, которые соответствуют современному уровню информатизации общества и возможному уровню интеллектуального развития обучаемого;

- выявление индивидуальных возможностей обучаемого к познанию закономерностей объективной реальности;

- разработка методов и организационных форм обучения, адекватных выявленным возможностям, способностям обучаемого и соответствующих современному уровню представления и извлечения знаний.

Естественно предположить, что решение указанных задач является «программой-максимум» современного образования.

Несомненно, следует сначала развивать зарождающуюся в настоящий момент инновационную педагогику, составной частью которой и является электронная педагогика.

Вслед за развитием педагогической теории, будет развиваться и школа. Но это не значит, что эти процессы должны происходить обособленно друг от друга. Просто школе следует быть более разборчивой в выборе пути своего развития. А это, в свою очередь, зависит от того, насколько глубоко мы осмыслим результаты различных инноваций в педагогике.

Электронная педагогика должна быть построена на принципах гуманизма. И в ее основе должна быть заложена гуманистическая педагогика. По крайней мере, те ее положения, которые могут быть положены в основу учебно-воспитательного процесса современного ученика.

Для воплощения в практику форм и методов гуманистической педагогики, но, главным образом, для реализации задач информатизации образования, необходима направленная подготовка учителей к педагогическим инновациям, а точнее подготовка учителей новой формации.

Одна из задач при подготовке учителя новой формации – научить его современным технологиям поиска, хранения и обработки информации. Такими технологиями должен владеть не только учитель ОИВТ, но и любой учитель-предметник.

Вторая задача – помочь учителю научится использовать новые активные формы обучения, умению создавать психологические условия для включения учащихся в образовательный процесс.

Но, главное, следует помочь учителям осознать необходимость отказа от старой модели обучения, существующей в рамках классической образовательной парадигмы. В российской школе глубоко укоренилось положение, при котором учитель несет всю ответственность за обучение и является основным источником знаний для своих учеников. На долю же учащихся достается пассивное усвоение этих знаний, что приводит к утрате интереса к обучению и желания учиться. Чтобы изменить это положение, нужно помочь учителю понять, что учащиеся не должны просто пассивно поглощать информацию, а создавать свое собственное представление предметного содержания обучения. Требуется коррекция устаревшей модели обучения, для которой характерны следующие особенности.

· В центре технологии обучения - учитель.

· Между учащимися идет негласное соревнование.

· На занятиях учащиеся играют пассивную, второстепенную роль.

· Суть обучения – передача знаний (фактов).

На смену этой устаревшей модели должна прийти новая модель обучения, основанная на следующих принципиально важных положениях.

· В центре технологии обучения – учащийся.

· В основе учебной деятельности – сотрудничество.

· Учащиеся играют активную роль в обучении.

· Суть технологии – развитие способности к самообучению.

К особенностям педагогических технологий, все еще характерным для российского образования, следует отнести теоретичность обучения и уже отмечавшуюся выше доминирующую роль педагога в обучении. Развитие школы в советский период шло по пути углубления научно-теоретических знаний по всем предметам школьной подготовки. С одной стороны, углублялось научное содержание дисциплин, с другой - все больший удельный вес приобретали лекционные, зачетные виды учебной работы. Характерным моментом в этом отношении было выдвижение советской дидактикой принципа научности обучения, не получившего признания нигде в мире. Обратной стороной эволюции советского образования стали широко распространенные методы обучения, ориентированные на доминирование педагога в учебном процессе: объяснение учебного материала, опрос у доски, контроль знаний по воспроизведению учебного материала. Крайним проявлением такой ориентации является авторитаризм, диктаторские методы работы многих учителей.

Недостатками старой педагогической парадигмы являются:

1. отрыв обучения от жизни;

2. преобладание технократического мышления;

3. ориентация на усвоение основ наук в качестве главной цели обучения;

4. основная форма проведения занятий – урок (в вузе - лекция);

5. ориентация на индивидуальную форму работы;

6. под содержанием образования и обучения понимается одно и то же – то, что подлежит усвоению;

7. экстенсивное развитие образования как следствие экстенсивного развития общества;

8. догматический, объяснительно-иллюстративный или императивный тип обучения.

Классическая образовательная парадигма является по своей сути социоцентрической. Человек в ней рассматривается как частица социума, а образование - как процесс социализации и профессионализации индивида с точки зрения его максимальной общественной полезности. Современные гуманистические концепции образования и воспитания пропагандируют антропоцентрический подход, суть которого заключается в провозглашении самоценности личности ребенка, а образование понимается как процесс свободного и всестороннего развития личности. Общество требует от школы подготовки свободной, самостоятельной, сознательной и ответственной личности, личности, умеющей предвидеть препятствия, преодолевать их, владеющей навыками самосовершенствования.

Подготовка учителя новой формации, естественно, потребует внесения корректив в такую образовательную практику, радикального изменения технологических приемов и стиля общения педагогов с обучающимися. Общение между ними при этом должно стать более демократичным, лишенным авторитаризма.

Таким образом, определив направленность электронной педагогики, как гуманистической, а также определив первостепенную задачу, как необходимость подготовки учителей новой формации, можно говорить о передовых технологиях электронной педагогики.

2.2.Анализ передовых технологий электронной педагогики

На нынешнем этапе развития педагогики, решение вопросов, связанных с внедрением личностно-ориентированных технологий, имеет обнадеживающие перспективы. Это связано с бурным развитием науки и техники. В первую очередь, это касается области информационных технологий, представляющих собой источник технического обеспечения, базу для реализации идей и методов педагогической теории и практики. Уже сегодня, благодаря достижениям новых педагогических технологий, в том чисел – методов и систем программированного обучения, педагогических эвристик, компьютеризированного и индивидуального обучения, дистанционного образования, проблемного обучения, педагогики сотрудничества.

Именно личностно-ориентированные технологии могут быть использованы в электронной педагогике. Следует отметить, что в основе этих технологий, наряду с другими принципами дидактики, должны лежать:

1. Принцип сознательности обучения, связанный с наличием мотиваций высшего порядка;

2. принцип индивидуально ориентированного диалогового обучения.

Кроме того, для перехода к инновационным педагогическим технологиям, необходимо, чтобы школа изжила практику авторитаризма в образовании и обучении. Ведь в условиях авторитаризма учащийся, практически не приобретает навыков самостоятельной работы, что является необходимым для перехода к инновационным технологиям в образовании. В этом заключается одна из проблем традиционной школы.

Разрешением этого противоречия может стать внедрение дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемого на индивидуальном (субъективном) уровне. Такая трактовка вызвана следующими соображениями:

1) каждый ребенок неповторим, и поэтому невозможно учитывать в полном объеме индивидуальные особенности каждого ученика при организации учебной деятельности;

2) дети являются не столько объектом педагогической деятельности, сколько субъектом собственной деятельности. И мы должны иметь в виду его саморазвитие, так как каждый ребенок (осознанно или неосознанно) с возрастом определяет «траекторию» своего развития.

Задачей же педагогов становится здесь создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, самовыражения в ходе овладения знаниями. В этой связи можно перейти к индивидуально-ориентированной системе обучения – ИОСО.

Эта система обучения является переходной фазой к развитию развития в обучении и образовании; переход от классно-урочной формы обучения – к индивидуальной.

Она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков учащимися.

Эта технология направлена (ориентирована):

- на учет своеобразия психики и личности индивида;

- ориентирует учителя на работу с каждым учеником в рамках одновременной работы со всем классом;

- ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности;

- направлена на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности;

- на учет, раскрытие и реализацию индивидуальных особенностей учителя.

Эта система обучения содержит в себе множество психологических и педагогических методов и приемов организации процесса обучения, образующих определенную целостность, единство.

Ключевым моментом является то, что каждый ученик в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбирает уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создавая условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям. Педагог здесь должен проследить, чтобы у учащихся не был завышен или занижен уровень самооценки. Он должен обучать их самооценке. В этом ему поможет психологическое тестирование, которое может быть проведено с использованием компьютера.

Результатом обучения является развитие навыков самостоятельной работы у учащихся.

Негативной же стороной этой технологии является то, что в рамках этой системы предусмотрены в основном две формы организации занятий: уроки-лекции и уроки-семинары (лабораторные занятия).

Реализация позитивных сторон указанной системы, может стать «трамплином» для перехода к более совершенным, на мой взгляд, технологиям.

Но здесь необходимо отметить, что в ходе реализации любой технологии следует подыскивать индивидуальный подход к ученику, обусловленный уровнем знаний, чертами его характера и личными склонностями.

Наиболее приемлемым в этой связи является педагогическая технология, использующая индивидуальный диалог между учителем и учащимся.

В условиях информатизации общества, наибольшее совершенствование должна получить именно эта технология. Потому, что большое развитие получают средства, при помощи которых может быть осуществлена множественная обратная связь от учащихся к преподавателю.

Эта технология может быть применена и в традиционной педагогике. Но в рамках электронной педагогики технология индивидуального общения получит качественно новое развитие. Ведь здесь подразумевается общение между учителем и учащимся с помощью компьютера. И через компьютер значительно упростятся осуществление всех стадий указанной технологии.

Ясно, что любая технология начинается с обработки «сырья». Педагогические технологии на первой стадии осуществления, подразумевают тестирование, с целью выявления, как психологических качеств личности, так и уровня развития процессов восприятия, мышления, понимания и переработки информации у разных людей, нельзя пренебрегать. И следует учитывать, что люди по-разному воспринимают один и тот же теоретический материал, используя различные способы рассуждений при решении одинаковых проблем.

При быстром и грамотном мониторинге на этой начальной стадии, можно даже предугадать сугубо индивидуальные ошибки и точки непонимания каждого из тестируемых.

Следующим этапом осуществления технологии является собственно процесс обучения. Он должен быть многовариантным и вариативным. И на этом этапе технологического процесса использования компьютерных технологий не менее актуально. Хотя бы в плане выбора того или иного варианта обучения, или проблемы выбора минимального шага усвоения материала. Минимальный шаг, если таковой и существует, по-видимому, является величиной, зависящей от многих трудно учитываемых параметров мышления и восприятия. В итоге становится ясно, что предусмотреть все способы понимания очень непросто. В этом плане, важное значение, приобретает задача разработки технологий индивидуального компьютерного обучения, включающих:

- измерение способностей и степени понимания учебного материала;

- способы коррекции, встроенные в процесс обучения;

- способы изменения стратегий обучения;

- способы предоставления информации, зависящие от типов ошибок и способностей учащегося.

Следует также отметить, что в электронной педагогике могут быть использованы дидактические игры. Прогрессивность этой технологии заключается в том, что в ходе игр, цели обучения достигаются при помощи и посредством деловых игр или игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры. К примеру, большое значение имеет использование дидактических игр для целей активизации внимания и заинтересованности детей при изучении естественнонаучных дисциплин.

В настоящее время особенно бурно развивается направление компьютерных игр. Компьютерные игры применяются в качестве средств обучения практически во всех областях современного образования. Быстродействие, диалоговость, большая емкость памяти, легкость использования образных способов использования информации делают информационные технологии идеальным средством для дидактических игр.

Основные типы таких игр связаны не только с освоением компьютерной грамотности, ознакомление с языками программирования, но и со всем комплексом современных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В принципе по своей сущности компьютерные средства обучения и игры, в том числе, обладают свойствами индивидуальной направленности и подстраиваемости под психологические, психофизические и даже психофизиологические характеристики пользователя. Переменными условиями игры могут являться такие параметры, как скорость предъявления целей, длительность времени их показа, размеры, цветовые решения. Играющий может, при этом по своему желанию, выбрать один из возможных вариантов продолжения игры или сконструировать сам такой вариант. В простейшем, типичном для сегодняшнего уровня развития игр случае, учащийся может изменять параметры игрового процесса в режиме «on line». Такие примеры подтверждают, что использование компьютерных технологий, приводит к большей плодотворности творческой педагогической деятельности.

 

Заключение

Уровень развития современных технологий в стране зависит, в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, уровня развития образования в стране. Вопросы качества и содержания образования приобретают приоритетное значение. Во всех развитых странах и во многих развивающихся идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в поиск новых информационных технологий.

В мире все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения как важнейшей компоненты складывающейся системы открытого образования.

Анализ программного обеспечения компьютерных классов образовательных уч­реждений общего образования выявил, что в основном лицензионное программное обеспечение учебного на­значения имеется не во всех классах.

Как показывает практика, использование информационных технологий и Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.

Использование Интернет в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе не сами по себе, а как средство решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.

Необходимость подключения значительной части данных учреждений к Интернет диктуется задачами развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества учащихся, внедрением новых информационных технологий в содержание дополнительного образования детей по различным образовательным программам. Имеющаяся на сегодняшний день сетевая база, учебно-методическое оснащение для решения этих задач в учреждениях дополнительного образования явно недостаточны и требуют значительного обновления.

Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимает сельская школа. В систему образования России входят 31480 сельских школ основного общего образования. В селах имеется еще около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. В сельских школах обучается примерно треть школьников страны.

В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования.

Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников профессиональных учебных заведений. Прогресс в данном направлении в значи­тельной степени определяется уровнем информационной подготовленности преподавате­лей общеобразовательных и специальных дисциплин.

Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного образования. Зарубежные исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование. Однако существующая система профессионального образования даже теоретически не способна удовлетворять образовательные потребности в таких объемах. Поэтому закономерен переход к открытой образовательной системе.

Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Информатизация предполагает сущностное изменение содержания, методов и организационных форм образования.

Перечисленные проблемы могут быть решены в приемлемые сроки в рамках Федеральной целевой программы «Об образовании», а также программы «Электронная Россия», Национальной доктрины образования, развитием работ по информатизации образования в мире, необходимостью координации программ по информатизации образования, проводимых в отдельных регионах России.

Для создания и эффективного использования единой образовательной информационной среды  необходимо комплексное решение следующих наиболее значимых задач:

1. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. Обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения.

2. Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

3. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.

4.  Переход от парадигмы традиционного обучения (непрерывная математика, классические модели физики, биология видов, статическая география и т.д.) к парадигме открытого обучения (непрерывная и дискретная математика с элементами теории вероятностей и статистики, динамической физике открытых систем, динамической и эволюционной популяционной теории, геоинформационным системам и т.д.).

 

 



2019-12-29 253 Обсуждений (0)
Современное состояние электронной педагогики и анализ перспектив ее развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современное состояние электронной педагогики и анализ перспектив ее развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (253)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)