Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Последствия продажи товара ненадлежащего качества.



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Последствия продажи товара ненадлежащего качества. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Закон не дает прямого определения понятия «ненадлежащее качество», приводя лишь формулировки таких понятий, как «недостаток» и «существенный недостаток». Вероятно, законодатель подразумевает, что товар «ненадлежащего качества» – это товар, имеющий «недостаток» или «существенный недостаток».

Выше отмечалось, что недостаток – это «несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых потребитель поставил в известность продавца при заключении договора, либо образцу или описанию, при продаже товаров по образцам». Исходя из этого, качество товара следует считать ненадлежащим, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков. Недостаток считается существенным, если он неустраним либо не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, а также если он выявляется неоднократно либо проявляется вновь после устранения, или другие подобные недостатки. Значит, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, то качество товара следует считать ненадлежащим, а товар – имеющим существенный недостаток[3].

Потребитель может воспользоваться правами, предусмотренными ст. 18 Закона, только в том случае, если ненадлежащее качество товара не было оговорено продавцом при покупке, и если даже отдельные недостатки были оговорены, это не лишает покупателя права предъявить претензии по поводу других обнаруженных недостатков, не оговоренных при покупке.

Допустим, потребителю был продан холодильник, на корпусе которого есть царапина, о чем потребитель был извещен при покупке. В период гарантийного срока обнаружен дефект реле холода. Т.к. возникший дефект не связан с недостатком, о котором стороны договорились при заключении договора, потребитель имеет право обратиться к продавцу (изготовителю) с претензией.

Таким образом, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

– безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– соразмерного уменьшения покупной цены;

– замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

– замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

– расторжения договора купли-продажи.

Потребитель сам выбирает, каким именно из вышеперечисленных прав он воспользуется в возникшей ситуации.

Однако есть исключения из этого правила.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров потребитель вправе предъявить не все перечисленные требования, а лишь требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов на их устранение третьими лицами, а также о соразмерном уменьшении покупной цены и расторжении договора. Остальные требования потребитель вправе предъявить только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 575 от 13 мая 1997 г. В него вошли:

– Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

– Мотоциклы, мотороллеры;

– Снегоходы;

– Катера, яхты, лодочные моторы;

– Холодильники и морозильники;

– Стиральные машины автоматические;

– Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;

– Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

Увы, понятие «дорогостоящий товар» в законодательстве не раскрывается. Разный уровень обеспеченности в обществе предполагает, что вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, должен решаться применительно не к товару, а к потребителю. Жизненный уровень граждан значительно различается: сумма, которую один потребитель расходует ежедневно, для другой семьи представляет собой месячный доход. Именно поэтому в споре сторон о том, является ли товар дорогостоящим, решение должен принимать суд.

Если у потребителя нет чека (либо иного документа), продавец вправе требовать иных доказательств приобретения товара в этом магазине (гарантийный талон, сопроводительная документация на товар со штампом магазина о продаже, либо иные документы). Отсутствие гарантийного талона зачастую лишает потребителя права предъявить какие-либо претензии. Если никаких документов покупатель представить не может либо представленные документы не вызывают доверия, а у продавца имеются обоснованные сомнения в том, что товар приобретен в данном магазине, то можно вынести спор на разрешение суда. В этом случае основанием к отказу в добровольном удовлетворении требований потребителя является не отсутствие чека, а наличие обоснованных сомнений в том, что товар приобретен именно в этом магазине и именно в те даты, на которых настаивает покупатель. В суде покупатель должен доказать, что он приобрел товар в указанный день в магазине ответчика, а продавец обязан представить доказательства, которые могли бы опровергнуть доводы истца. Рассчитывать только на свидетельские показания нельзя, т.к. суд с учетом конкретных обстоятельств вправе признать, что свидетели могут быть заинтересованы в исходе дела, и при вынесении решения должен это учесть и критически подойти к оценке их показаний. Не следует забывать также, что свидетели несут ответственность за правдивость своих показаний, и если в судебном заседании их показания будут опровергнуты, суд вправе направить материалы в прокуратуру для привлечения к уголовной ответственности за лжесвидетельство. Таким образом, в суде нельзя рассчитывать только на свидетельские показания.

Закон определяет механизм реализации требований потребителей, которые связаны с обнаружением недостатков в товаре.

При обнаружении недостатка потребитель должен поставить продавца (изготовителя, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в известность об этом (извещение лучше произвести письменно, чтобы избежать последующих споров о дате обнаружения недостатка). Если продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) не сомневается в обоснованности требования потребителя, то он обязан принять у него товар и удовлетворить его требование. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, уже на этом этапе нужно правильно оформить отношения между потребителем и продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). При передаче товара следует составить акт, в котором необходимо указать, кто и когда принял товар для проверки качества, описать сам передаваемый товар, указать его отличительные признаки (номера, если есть), указать, в чем выражается обнаруженный дефект и оговорить наличие или отсутствие пломб и внешних повреждений. Следует учитывать, что не всегда причина возникновения недостатка очевидна, поэтому закон предоставляет продавцу право провести проверку качества товара. Закон не содержит требования, чтобы проверка качества производилась независимыми специалистами, следовательно, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) вправе провести такую проверку силами своих сотрудников либо представителей сервисной организации, осуществляющей ремонт на основании договора с продавцом. Потребитель имеет право присутствовать при этой проверке. В случае, если потребитель по каким-то причинам не может присутствовать лично, он может поручить кому-либо из родственников (знакомых) присутствовать при проведении проверки качества товара. Потребитель также вправе пригласить независимого специалиста для компетентного наблюдения за ходом проверки. Полномочия представителей (специалиста) должна удостоверять доверенность, и тогда продавец (изготовитель) будет не вправе не допустить их к участию в проверке. Факт проведения проверки качества товара необходимо отразить в акте проверки, который подписывают все присутствующие при проверке лица. При этом потребитель (его представитель) имеют право указать в акте на допущенные нарушения и (или) выразить свое несогласие с выводами проверки.

Нередко специалисты продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) предвзято относятся к проведению проверки и пытаются установить вину покупателя даже в тех случаях, когда она явно отсутствует. Как же должен поступать потребитель, если после проверки качества товара между сторонами возник спор о причинах недостатка?

Вообще именно продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан провести экспертизу товара после возникновения разногласий с покупателем о его качестве. Однако специальное законодательство об экспертизе в России до сих пор отсутствует. Следовательно, при определении понятия «экспертиза» нужно руководствоваться общими принципами процессуального законодательства: лицо (или организация), проводящие экспертизу, должны быть не зависимы от сторон и не заинтересованы в исходе экспертизы – лишь тогда заключение эксперта будет объективным. Деятельность по проведению экспертизы не подлежит лицензированию (за исключением сфер оценки и аудита). Следует знать, что экспертом может быть любой гражданин, обладающий специальными познаниями в той сфере, в которой проводится экспертиза.

Экспертизу проводят за счет продавца, но если в ходе экспертизы выяснится, что недостаток возник по обстоятельствам, за которые продавец не отвечает, то потребитель обязан возместить продавцу те расходы, которые последний понес в связи с ее проведением (в том числе расходы на транспортировку и хранение товара). В действительности же взыскать с потребителя расходы на проведение экспертизы очень нелегко. Для того чтобы разрешить эту проблему, некоторые фирмы предлагают потребителям в счет обеспечения обязательств внести стоимость экспертизы в депозит нотариуса, оставить ее в банковской ячейке либо иным способом обеспечить возможность компенсации продавцу расходов на проведение экспертизы. Это соглашение не противоречит законодательству, однако необходимо помнить, что оно должно заключаться исключительно на добровольной основе. Нежелание потребителя произвести оплату до получения результата экспертизы не дает продавцу право отказать потребителю в ее проведении. Хотя в законе отсутствует прямое указание на право потребителя присутствовать при проведении экспертизы, для обеспечения объективности исследования и достижения равенства сторон никто не имеет право запретить потребителю или его представителю участвовать в экспертизе, организованной продавцом, а нарушение этого права может послужить основанием для обжалования заключения эксперта.

Случается, что потребитель не согласен с заключением экспертизы. Тогда он может обжаловать его в судебном порядке. О судебном способе защиты нарушенных прав ниже будет изложена более подробная информация, сейчас же следует обратить внимание на некоторые особенности, связанные с экспертизой.

Очень распространено проведение экспертизы товаров самостоятельно, до обращения к продавцу. Потребители с этим заключением обращаются сразу в судебные органы. Это оправдано лишь в тех случаях, когда потребитель сомневается в том, что недостатки носят производственный характер, и хочет убедиться в этом до обращения к продавцу. Здесь необходимо понимать, что продавец имеет право отказаться от оплаты проведенной вами экспертизы, а также от выплаты неустойки и компенсации морального вреда. Это вполне справедливо, т.к. его лишили возможности разрешить конфликт без обращения в судебные органы.

После передачи спора на разрешение суда будьте готовы к назначению судебной экспертизы. Проведенная вами самостоятельно, до суда, экспертиза также будет учитываться: заключение будет принято судом в качестве письменного доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами.

При назначении судебной экспертизы судебные органы обязаны выслушать мнение сторон о кандидатуре экспертов и получить ряд вопросов, на которые, по их мнению, должен ответить эксперт. Определение о назначении экспертизы можно обжаловать в вышестоящем суде в течение десяти дней с момента его вынесения. Обычно экспертизу оплачивает сторона, ходатайствовавшая о проведении экспертизы. В том случае, если экспертиза назначена по инициативе суда, оплату можно возложить в равных долях на обе стороны. Случается, что, учитывая конкретные обстоятельства, суд освобождает одну из сторон (или же обе стороны) от оплаты экспертизы, и тогда оплачивать работу эксперта будет государство. На время проведения экспертизы суд вправе производство по делу приостанавить, а эксперту направить все необходимые материалы. Помимо этого, суд имеет право истребовать от сторон ряд документов. Если одна из сторон препятствует проведению экспертизы (например, не является для освидетельствования или же скрывает документы), а без содействия этой стороны провести ее невозможно, то суд имеет право признать факт, в целях выяснения которого была назначена экспертиза, установленным или опровергнутым.

Допустим, потребитель требует расторжения договора купли-продажи автомобиля, т.к. он обнаружил в нем ряд недостатков, но представить автомобиль на экспертизу отказывается. Исходя из этого, суд вправе вынести решение, что недостатки в автомобиле не обнаружены.

Закон устанавливает (помимо распределения бремени доказывания) обязанности сторон по доставке товара для замены, ремонта, уценки или возврата. Так, доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более пяти килограммов продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и возврат их потребителю после ремонта или замены осуществляется силами продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) и за его счет (согласно п.7 ст. 18). Данное требование распространяется на любые крупногабаритные товары независимо от их веса и на товары, вес которых превышает 5 кг, независимо от их размера. Если же продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) отказывается от доставки товара или отсутствует в месте нахождения потребителя, доставку и возврат товаров может осуществлять потребитель. В этом случае продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю связанные с доставкой и возвратом товара расходы, однако в действительности эта формулировка вызывала многочисленные споры. В целях избежания конфликтов обратите внимание на три момента:

1) прежде чем доставлять товар своими силами, потребителю нужно зафиксировать факт уклонения продавца от исполнения обязанности по доставке; для этого необходимо получить от продавца письмо с просьбой доставить товар на экспертизу (замену), отправив в магазин письмо с требованием доставить товар в определенный срок и т.п.;

2) чтобы потребовать компенсацию расходов на доставку товара, необходимо иметь документальное подтверждение ваших расходов (такими документами являются квитанция, выданная таксистом, договор на доставку, заключенный с частным водителем, квитанция, подтверждающая оплату пересылки (перевозки) товара, и т. п.);

3) по закону продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой товара, а не с проездом потребителя к месту нахождения магазина либо изготовителя (т.е. если потребитель проживает в Ижевске, а приобрел товар в Санкт-Петербурге, он может требовать только компенсации затрат на доставку товара (самолетом, поездом или по почте).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Хороший покупатель – невнимательный покупатель, на этом построена вся система обмана в торговле. Потребитель сам охотно позволяет продавцам обманывать себя и большинство уловок и хитростей рассчитано именно на это. Продавец должен продать товар любой ценой. Его ставка – разорится он или нет, особенно выросла эта ставка сейчас, в кризис. Не разгадав обман, потребитель рискует собственным здоровьем, а порой и жизнью.

Через потребительский рынок идет процесс удовлетворения повседневных потребностей в товарах. А в потребительском рынке главенствующая роль отведена торговле. Именно торговля и ее первичное звено - магазин (любое другое торговое предприятие, в том числе мелкорозничное - палатка, киоск, столик,) независимо от организационно-правовой формы и вида собственности и подчиненности, а так же гражданин-предприниматель, занимающийся торговлей, предоставляют покупателям огромную, исчисляемую миллионами рублей массу потребительских товаров, вырабатываемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, обществами, товариществами, кооперативами и другими предпринимателями - изготовителями продукции, а также ввозимых в порядке импорта из-за пределов России. Являясь посредником между изготовителями (импортерами) и покупателями -потребителями товаров, торговля призвана защищать интересы последних, предъявляя к изготовителям, поставщикам требования в части качества продукции, ее безопасности для здоровья, не говоря о товарном виде, упаковке, предоставления покупателю соответствующей информации о товаре, обеспечивая одновременно должное торговое обслуживание потребителя.

При каждой покупке товара магазин и потребитель заключают договор купли-продажи. Любая вещь, проданная магазином, переходит из его собственности в собственность покупателя, и этот процесс регулируется законодательством, регулирующим правила и порядок заключения и исполнения таких сделок.

За последнее время в России принят пакет нормативных актов, цель которых защитить права граждан-потребителей, повысить требовательность к качеству выпускаемых и продаваемых населению товаров народного потребления, повысить ответственность предприятий торговли и общественного питания независимо от их организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности и формы собственности, а также граждан-предпринимателей, занимающихся производством товаров и их реализацией, за нормальную организацию торгового обслуживания покупателей, недопущения их обмана в любой форме, повышенной ответственности за качество товаров.

Законодательными и специальными актами, принятыми высшими органами власти Российской Федерации и в ряде случаев органами власти субъектов Федерации (республик, краев, областей) и органами самоуправления регулируются процессы торгового обслуживания населения, правила торговли отдельными видами товаров, основные правила работы магазинов, мелкорозничной торговой сети, режима их работы и главное - ответственности их перед потребителем. Совокупность всех правил, регулирующих торговую деятельность, и составляет те нормы, которые составляют обязанность, ответственность магазина или гражданина-предпринимателя - продавца перед покупателем и защищают его законные права и интересы.

Законодательство России, защищающее права и интересы потребителей, еще очень молодо, практику его применения невелика. Органами власти России и субъектов Федерации прилагаются заметные усилия для превращения этой области права из набора лозунгов и деклараций в реальную силу, с которой должны считаться и небольшие производители, и монополисты, и предприятия-импортеры, а также граждане-предприниматели, занимающиеся производством продукции и ее реализацией.

Знание установленных правил позволяет потребителям избежать произвола со стороны продавцов товаров, а производителям и продавцам предотвратить лишние затраты на возмещение убытков от предложенной и проданной продукции, не удовлетворяющей принятой требованиям по качеству, и дополнительно - убытков от экономических и административных санкций.



2019-12-29 217 Обсуждений (0)
Последствия продажи товара ненадлежащего качества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)