Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примеры формирования ваших представлений о конкретной организации на основе модели построения интеллектуальной организации



2019-12-29 155 Обсуждений (0)
Примеры формирования ваших представлений о конкретной организации на основе модели построения интеллектуальной организации 0.00 из 5.00 0 оценок




Концепция интеллектуальной организации (The Thinking Organization) появилась в начале 1990-х гг., как естественное развитие концепции обучающейся организации и вобрала в себя ряд новых управленческих идей: концепцию интеллектуального капитала, обучающейся организации, либеральной организационной культуры, сетевые принципы формирования структуры фирмы. Рассмотрим их последовательно.

Интеллектуальный капитал. По словам английского теоретика менеджмента Чарльза Хэнди, «в новом мире источниками благосостояния являются идеи, информация и разведданные», в экономике знаний основное значение имеют не принадлежащие организации материальные активы, а ее интеллектуальный капитал. В силу особых свойств информации, как единственного вида актива, который увеличивается при его использовании, важна «возможность доступа, а не владение, и в некотором роде мир ничейной собственности сможет подстегнуть экономику, так как охватит даже тех, у кого ничего нет».

Концепция интеллектуального капитала была предложена менеджером шведской компании Skandia Лейфом Эдвидссоном, опубликовавшим в 1997 г. (в соавторстве с Мишелем Мэлоуном) книгу, в которой дано экономическое обоснование модели интеллектуальной организации. Под интеллектуальным капиталом подразумевается произведение человеческого капитала, то есть интеллектуальных способностей персонала фирмы, а также их практических навыков, на структурный капитал, определяемый связями фирмы с поставщиками, партнерами, потребителями, общественностью, авторитетными учеными и правительством, брэндами, бизнес-процессами, информационными системами, а также «упакованными знаниями» – базами данных и другими нематериальными активами. Структурный капитал, таким образом, включает все те интеллектуальные составляющие, которые остаются на фирме, когда ее работники расходятся по домам.

Человеческий капитал и многие элементы структурного капитала (связи, корпоративные информационные системы) представляют собой неформализуемые факторы, не учитываемые в бухгалтерском балансе как нематериальные активы. Поэтому рыночная стоимость интеллектуальной организации значительно (иногда в несколько раз) превышает балансовую. Эта разность учитывается в гудвилле (goodwill).

Интеллектуальный капитал – продукт управления знаниями, которые фирма заимствует у других организаций либо получает в процессе обучения (концепция обучающейся организации).

Новая концепция организации. Согласно классическому подходу, организация представляет средство повышения эффективности деятельности ее участников в процессе достижения их общих целей. Однако в информационной экономике под коммерческой организацией понимают нечто большее, чем инструмент получения прибыли для собственников.

Концепция интеллектуальной организации рассматривает не только персонал или менеджмент, но и саму организацию как своеобразный мыслящий организм. Отметим, что слова «организация» и «организм» (лат. organismus), имеют общий корень, означающий «живой, полный жизни». Первым обратил внимание на органическую природу фирмы представитель школы человеческих отношений, биолог по образованию, Элтон Мэйо. В своей книге «Человеческие проблемы промышленной цивилизации» (1933 г.) он рассматривал фирму как органическую систему, сложную и постоянно изменяющуюся. Ее основной отличительной особенностью является совокупность параметров, находящихся в состоянии подвижного равновесия, причем изменения одного параметра отражаются на остальных (гомеостаз).

По справедливому утверждению Питера Сенге, социальные институты, в том числе организации, следует рассматривать как развивающиеся системы. Господствовавшие в XX веке представления о фирмах как о механизмах существенно ограничивали возможности развития межличностных отношений.

Концепция организации как «живой компании» (The Living Company) была предложена бывшим директором отдела планирования нефтяной компании Royal Dutch/Shell Ари де Геусом (1977). По его словам, «как все организмы, живая компания существует в первую очередь ради собственного выживания и совершенствования: с целью реализовать свой потенциал и вырасти настолько большой, насколько это возможно»

Однако самое главное свойство «живой компании» – это ее интеллект, который, так же как и у человека, играет решающую роль в приспособлении (адаптации) организации к изменяющимся внешним условиям. При этом имеется в виду не просто совокупный интеллект работников, менеджеров и собственников, но некое свойство, присущее организации как единой системе. Согласно А.де Геусу 7, «компании умирают потому, что менеджеры концентрируют свое внимание на производстве товаров и услуг и забывают о подлинной природе организации. Организация – это человеческое сообщество».

Рис.1. - Составные части концепции интеллектуальной организации и их связь

Интеллектуальным капиталом МДОУ №6 является уровень образования сотрудников всех структурных подразделений, их навыки работы в данной организации и опыт работы по данной профессии ранее. С этой точки зрения, отметим, что базовое образование всех сотрудников соответствует занимаемым ими должностям. Средний стаж работы в данной организации по занимаемым на момент исследования должностям составляет порядка 5 лет, что позволяет судить о достаточных практических навыках работы.

Оценивая связи МДОУ №6, отметим, что они разнообразны в силу специфики деятельности и включают в себя и связи с общественностью и с органами местного самоуправления и с поставщиками. Косвенно оценить данные связи позволяет показатель посещаемости сада детьми, который составляет порядка 92%, и показатель стабильности работы с определенными поставщиками продукции – порядка 64% (по данным опроса руководства МДОУ).

Социальные институты, коим и является МДОУ №6, можно рассматривать как развивающуюся систему, так как, несмотря на сложности в развитии детских садов в 90-е гг., сад продолжал функционировать и до сих пор востребован со стороны родителей дошкольников.


Заключение

Анализ и синтез обеспечивают повышение обоснованности принимаемых решений, отказ от случайных мер, определяемых волей сотрудников аппарата управления, углубленное изучение развития организации, ее дальнейших тенденций. Этот инструмент управления характеризуется системностью Изучение организаций как социально-экономических объектов предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза. На основании методов анализа-синтеза при моделировании экономических систем широко используются декомпозиционные и композиционные подходы к решению задач оптимизации. Самосохранение - это частный случай, точнее, составная часть устойчивости и надежности системы-организации. Устойчивость организации зависит от внешней и внутренней сред, характера ее деятельности, наличия ресурсов, качества управления Согласно мнению Богданова А.А., в силу закона наименьшего прочность цепи определяется наиболее слабым из ее звеньев.

Концепция интеллектуального капитала была предложена менеджером шведской компании Skandia Лейфом Эдвидссоном, опубликовавшим в 1997 г. (в соавторстве с Мишелем Мэлоуном) книгу, в которой дано экономическое обоснование модели интеллектуальной организации.


Библиографический список

 

1. Зябриков В.В. Концепция интеллектуальной организации / В.В. Зябриков // Проблемы современной экономики. – 2007. - №3(23). – http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=22639

2. Ю. Н. Лапыгин Теория организации: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - Инфра-М, 2007. – 320 с.

3. Лафта Дж. К. Теория организации: Учебное пособие / К.Дж.Лафта. - М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2005. - 416 с.

4. Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для вузов / Г.Р.Латфуллин, А.В. Райченко. 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.

5. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 720 с.

6. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 320 с.

7. Саркисян Р.Е. Теория организации : учебное пособие / Р.Е. Саркисян. – М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2006. – 144 с.

8. Теория организации. Учебник. / Под общей редакцией В.Г. Алиева. М.: «Экономика», 2003. 431 с.

9. Туровец О.Г. Теория организации: учеб. пособие / О.Г. Туровец, В.Н. Родионова. - М.:Инфра-М, 2004.

10. Тюрина А.Д. Теория организации: конспект лекций / А.Д. Тюрина. – М.: Эксмо, 2008.

11. Шеметов П.В. Теория организации. Курс лекций. М: Инфра-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. 176 с.

 



2019-12-29 155 Обсуждений (0)
Примеры формирования ваших представлений о конкретной организации на основе модели построения интеллектуальной организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примеры формирования ваших представлений о конкретной организации на основе модели построения интеллектуальной организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)