Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и особенности рынка



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Понятие и особенности рынка 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Понятие и особенности рынка……………………………………………….5

2 Классификация рынка………………………………………………………..8

3 Функции рынка………………………………………………………………16

4 Типология рынка…………………………………………………………….19

5 Условия существования рынка в России в современных условиях хозяйствования…………………………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованной литературы………………………………………..33

Введение

 

Современная экономика является в первую очередь рыночной. Поэтому важное значение имеет выяснение сущности рынка, его структуры, функций и условий формирования.

Рынок не может существовать без системы предприятий и организаций, которые обеспечивают движение товаров и услуг, ценных бумаг и рабочей силы, то есть рыночной инфраструктуры.
На протяжении длительного времени рынок определяли как место, где осуществляется покупка или продажа товаров. Вот почему у многих людей слово «рынок» ассоциируется в первую очередь с базаром - местом обмена произведенных благ. Однако «рынок» - понятие более широкое и вместительное. Это и магазины, универмаги, универсамы и тому подобное, где продаются продукты питания, одел, обувь, товары ежедневного потребления. На фондовых биржах продаются и покупаются ценные бумаги (акции, облигации), на товарных - предлагаются товары по стандартным качественным показателям. Отношения между продавцами и покупателями по поводу существующих и потенциальных товаров также входят в понятие «рынок».

Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность курсовой работы.

Цели исследования состоят в изучении структуры и функций современного рынка.

В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:

- дать понятие рынка;

- изучить классификацию и функции рынка,

- определить типы рынка;

- рассмотреть основные условия существования рыночного механизма;

- проанализировать состояние рынка в России на современном этапе хозяйствования.

Методы исследования:

- обработка, анализ научных источников;

- анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – структура и функции современного рынка.

Предмет исследования – механизм функционирования современного рынка.

Теоретической основой исследования послужили учебная, методическая и периодическая литература по изучаемой теме.

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты функционирования рынка в современных рыночных условиях

 

Понятие и особенности рынка

 

Как явление хозяйственной жизнь рынок появился в давние времена, будучи следствием исторического развития производства и обмена: развитию общественного разделения труда, появления экономически самостоятельных, юридически независимых, хозяйничающих субъектов и перехода, от натурального производства к непосредственному продуктообмену, а затем и к товарному обмену.

В современных условиях, когда, с одной стороны, неуклонно растет количество товаров, покупателей и продавцов, а из второго - происходит развитие средств связи, покупка-продажа может осуществляться с помощью телефонной и почтовой связи, через Интернет-магазины. Для этого не нужен непосредственный контакт субъектов рыночных отношений, а, следовательно, место для их встречи.

Рынок - это сфера обмена, который осуществляется за законами товарного производства и обращения.

Однако когда идет речь о рынке как сфере обмена, следует иметь в виду, что обмен может происходить и в нерыночной форме (например, бартер), потому понятие рынка предусматривает, что обмен товаров осуществляется по общественной оценке, которая отображается в цене. Иначе говоря, рынок выполняет роль механизма, с помощью которого достигается равновесие политую и предложения происходит координация разнообразной деятельности людей через систему цен[1].

Рынок решает три основных экономических задания: что, как и для кого производить.

Какие товары и услуги производить определяют не парламент или правительство, а покупатели и продавцы. Покупатели покупают только те товары, которые отвечают определенным требованиям. Если нет спроса на какой-то товар, а на его производство потраченные материалы, сырье, орудия труда, рабочая сила, то фирма или производитель несут убытки. Главную роль в решении вопроса, что производить, в рыночных условиях играет цена. Покупатель заплатит за определенный товар цену, которая его устраивает, а продавец отдаст свой товар за сумму, которая принесет ему доход.

Как производить товары определяет конкуренция между производителями. При применении примитивной техники, технологии, организации производства, индивидуальные расходы производства будут выше общественно необходимых, а следовательно, хозяйничающие субъекты будут продавать свои товары за ценами, ниже, чем расходы на эти товары. В результате они станут банкротами. Следовательно, конкуренция побуждает всех товаропроизводителей уменьшать расходы производства через внедрение новой техники, технологии, организации производства , и тому подобное[2].

Для кого производить товары определяет спрос. Если население получает высокие доходы, то оно может покупать разнообразные товары. В случае когда большинство населения страны имеют ограниченные доходы, она будет покупать лишь предметы первой необходимости. В первом случае спрос будет стимулировать производство, а во втором - его отсутствие будет предопределять свертывание производства.

Важным потребителем, а, следовательно, стимулятором производства, есть предприятия, фирмы. Если они получают значительные прибыли, то покупают факторы производства (материалы, сырье, технику, информацию, рабочую силу), которое содействует развитию производственного потребления. И, наоборот, при значительной убыточности предприятий спрос на факторы производства будет уменьшаться.

 Заказчиками разных товаров могут быть правительство и иностранные фирмы, что также определяет направление производства.

Следовательно, рынок обеспечивает связь между производством и потреблением, пропорциональность процесса воссоздания, его целостность, общественное признание созданного продукта, общественного характера труда, который воплощается в нем. Любая потребительская стоимость удовлетворяет потребности людей лишь после ее реализации, а труд, потраченный на производство товара, становится общественно необходимым. Происходит это благодаря достижению равновесия между спросом и предложением. На рынке количество товаров, которые хотят приобрести покупке, должно равняться количества товаров, которые предлагают продавцы. При таких условиях цены устанавливаются на уровне спросу и предложению, что и предопределяет равновесие[3].

Цена равновесия - это цена, при которой предложение отвечает спросу. Равновесие рыночных цен обеспечивает сбалансированность между разными отраслями производства, производственной и непроизводственной сферами, между суммами стоимостей и цен товаров, между платежеспособным спросом и предложением.

Если равновесия между спросом и предложением нет, то рынок через цену влияет на производство. Недостаточное количество определенных потребительских стоимостей на рынке приводит к повышению цен на них и наоборот. Это, в свою очередь, влияет на производство, предопределяет его развитие или сокращение.

Если запасы товаров реализуются за ценами, близкими к цене равновесия, то такой рынок является эффективным.

Эффективнее всего рынки функционируют в условиях чистой конкуренции, к которым принадлежат:

· неограниченное количество участников рынка, свободный доступ к рынку и свободный выход, из него. Свободный рынок существует при любых формах собственности, кроме государственной;

· мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Каждый участник рынка вкладывает деньги в акции, облигации и другие ценные бумаги, для получения дохода. Это возможно лишь в случае привлечения дополнительных ресурсов и расширения производства;

· изделия на рынке однородны; наличие у каждого участника рынка полного объема информации относительно спроса, предложения, цены, нормы прибыли, и тому подобное; в системе свободного рынка нет места любым типам монополии, исключенные инфляция, безработица, перепроизводство.

Таким образом, рынок является одним из наибольших достижений цивилизации, общеэкономическим явлением, характерным для любого способа производства, где действуют законы товарного хозяйства.
Рыночные отношения динамические, они отображают особенности исторических, экономических, естественных, социально-политических, национальных, культурных и других условий развития разных стран. В связи с этим между разными странами существуют значительные отличия в характере рынка и рыночных механизмах (мотивация труда, критерии эффективности, степень развития, кредитно-банковской системы, организация и методы регуляции)[4].

 

Классификация рынка

 

Познать сущность рынка как экономической категории без глубокого анализа его структуры, то есть элементов, из которых он складывается и которые взаимодействуют между собой, невозможно. Для этого следует избрать критерий, за которым можно размежевать элементы рынка. Таких критериев может быть несколько, поскольку рынок является сложным явлением экономической жизни (рисунок 1).

Рисунок 1. – Классификация рынков по критериям

1) Классификация рынков по экономическому назначению объектов рыночных отношений[5].

По этому критерию выделяют 7 взаимозависимых типов рынку. Например, рост спроса на средства производства будет способствовать расширению рынка труда, что, в свою очередь, будет стимулировать увеличение производства предметов потребления, покупку ценных бумаг, валюты.

Каждый из рынков, в свою очередь, разделяется на более мелких. Рынки обуви, косметики, швейных изделий, молочных, хлебных, рыбных продуктов существуют внутри рынка предметов потребления. Рынки машин, станков, нефтепродуктов, металла, угля, входят в состав рынка средств производства. Рынки акций, кредитных ресурсов, являются составляющими финансового рынка.

Рынок предметов потребления и услуг предназначен для удовлетворения физиологичных и социальных потребностей человека. Он непосредственно отображает производство и потребление, спрос и предложение товаров. Материальное и невещественное производство должны быть адекватными платежеспособному спросу населения. Если этого равновесия нет, то в обществе наступает дисбаланс: с одной стороны, не хватает определенной группы товаров потребления, из второго - возникает перепроизводство других товаров. Рынок через конкуренцию, цены, прибыль, перелил капиталу и другие механизмы влияет на производство, изменяя его структуру и влияя на диспропорции в экономике и в сфере обращения. Таким образом, возобновляется равновесие между платежеспособным спросом населения и предложением товаров и услуг.

Рынок средств производства направлен на удовлетворение производственных потребностей. Его субъектами являются физические и юридические лица, которые занимаются экономической деятельностью. Самостоятельность последних зависит от обеспеченности средствами производства, возможности свободной реализации продукции, установления цен, на нее, заключение договоров. Предпринимательство существует только тогда, если юридическое или физическое лицо имеют возможность свободно приобрести любые средства производства.

Рынок средств производства, как и любой товарный рынок, предусматривает экономическую и юридическую ответственность за выполнение контрактов и поставок. Нарушение их приводит к потере прибыли, а иногда и к банкротству.

Рынок недвижимости предназначен для торговли землей, объектами, что на ней построенные, в частности жилыми домами. Субъектами этого сегмента рынка являются физические и юридические лица, которые покупают объекты недвижимости как для личного (квартира или дом), так и для производственного, потребления (земля для сельскохозяйственной деятельности, помещение для офиса и тому подобное).

На рынке научно-технических разработок и информации происходит покупка-продажа научно-технической продукции, технических средств информации, информативных систем. Этот сектор рынка обслуживает все сферы человеческой деятельности. Без внедрения новейших достижений науки и техники в производство нельзя преумножить национальное богатство страны, повысить благосостояние ее граждан, обеспечить их духовный и интеллектуальный рост. Этим предопределенное значение рынка научно-технических разработок и информации в общественно-экономической жизни.

Финансовый рынок (рынок капитала, фондовый рынок) - это специфическая сфера экономических отношений, где происходит покупка-продажа финансовых ресурсов. Она характерна лишь для развитой рыночной экономики и объединяет кредитный рынок и рынок ценных бумаг. Такой рынок формируется на основе средств предприятий, организаций и населения, и обслуживает обращение платежных средств, кредитов и ценных бумаг. В развитой конкурентной среде он является гибким механизмом мобилизации и перераспределения свободных средств для обеспечения финансирования расходов предприятий и организаций.

Валютный рынок - специфический рынок, предметом покупки-продажи на котором являются разные национальные валюты. Их функционирование предопределенно развитием внешнеэкономических связей между разными странами и необходимостью взаимных расчетов. В разных странах валютные операции могут осуществлять разные субъекты - физические и юридические лица, в том числе иностранные, правительства разных стран.

Рынок труда (рабочей силы) является одной из важнейших ланок в развитой рыночной системе. Его существование значит, что каждый человек имеет право на свободную продажу своей рабочей силы по собственному желанию и выбором.

Рабочая сила становится объектом покупки-продажи при условиях существования, с одной стороны, свободного выбора профессии или вида деятельности, которая предусматривает свободное перемещение человека в пределах страны и за ее пределами, а из второго - свободного выбора между занятостью и незанятостью в общественном производстве. В свою очередь, работодатель также имеет право выбора. А это значит, что неотъемлемым атрибутом рынка труда является безработица - чрезвычайно сложная экономическая и социальная проблема для любой страны.

2) Классификация рынков по субъектам[6]:

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

3) Классификация рынков по степени зрелости рыночных отношений.

Развитый рынок - это система товарно-денежных отношений между субъектами хозяйственной деятельности, покупателями и продавцами, которая предусматривает экономическую самостоятельность, равноправие и конкуренцию и товаропроизводителей

Цена на таком рынке формируется под действием законов стоимости, спроса и предложения, предельной полезности. Она является главным регулятором экономической жизни. В то же время государство выступает заказчиком значительного количества товаров и услуг, осуществляет контроль за некоторыми ценами, устанавливает минимальную заработную плату, а, следовательно, является регулятором рыночных отношений.

Характерными чертами развитого рынка является наличие бирж, банков, страховых компаний, аудиторских и брокерских фирм и других институций рыночной инфраструктуры; согласованность законодательных актов, нормативных документов, относительно прав, обязанностей и ответственности субъектов ведения хозяйства.

Рынок с разной степенью ограничения конкуренции (монопольный, олигопольный). Монопольным называют рынок, на котором доминирует один поставщик или продавец. Главный признак олигополии – это господство на рынке товаров или услуг небольшого количества хозяйничающих субъектов.

4) Классификация рынков в соответствии с действующим законодательством[7].

Нелегальный (теневой) рынок запрещен законом. Он обслуживает потребности теневой экономики, которые являются несанкционированной хозяйственной деятельностью. Такая экономика существует во всех странах независимо от социально-экономического уклада. Теневой рынок имеет такую же структуру, что и легальный (официальный), то есть его элементами являются предметы потребления, средства производства, кредит и рабочая сила.

Для теневой экономики характерное: занижение или укрывательство от учета доходов от реализованной в стране деятельности; получение доходов от незаконной деятельности.

Первый компонент связан с легальными видами деятельности, доходы от которых скрываются по различным причинам, например укрывательство от налоговых органов нерегулярных заработков и доходов.

Второй компонент называют нелегальным, подпольным или «черной» экономикой, к которой принадлежат наркобизнес, проституция, рэкет и другие виды преступной деятельности. Эта деятельность обычно не создает новую продукцию, а лишь перераспределяет имеющиеся доходы. Существование «черного» рынку предопределено попыткой нажиться на низких потребностях отдельных людей. Несанкционированная деятельность приводит к развитию мошенничества, краж, злоупотребления чиновников, властью, возникновение мафии.

Борьба с теневой экономикой может быть успешной только при условии преодоления товарного дефицита, монопольных явлений, в процессах производства, обмена, распределения и потребления. Никакими административными или уголовными методами не удастся побороть мафиозные структуры, если будет сохранена их экономическая база.

5) Классификация с учетом ассортимента товаров:

· замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;

· насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;

· рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;

· смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

6) Классификация рынков по административно-территориальному признаку.

Местный рынок расположен в определенном месте (на определенной территории), где осуществляется покупка-продажа разнообразных товаров и услуг. Это продовольственные, оптовые рынки, универмаги, универсамы, магазины и тому подобное.

Национальный (внутренний) рынок интегрирует в себе все рынки страны: предметов потребления и услуг, средств производства, недвижимости, научно-технических разработок и информации, финансовый, валютный, труды, легальный и нелегальный, местные рынки степенью среза ограничения конкуренции. Акты покупки-продажи на внутреннем рынке осуществляются в национальной валюте.

Мировой рынок - это совокупность национальных рынков, связанных между собой товарно-денежными отношениями. Он основывается на международном разделении труда. В начале своего становления он предусматривал обмен сырьевыми ресурсами и продуктами сельскохозяйственного производства. В настоящее время на мировом рынке осуществляется покупка-продажа готовой продукции, в частности разнообразной техники, продуктов питания, а также капитала, рабочей силы, валюты, ценных бумаг, интеллектуальной собственности, услуг и тому подобное. Следовательно, разные виды рынков, имея общие черты, отличаются объектами покупки-продажи, спецификой ценообразования, формированием спроса и предложения, способом потребления и воссоздания.

 

Функции рынка

 

В современных условиях хозяйствования выделяют следующие функции рынка, описанные на рисунке 2.

Рисунок 2. - Важнейшие функции рынка

Регулирующая функция рынка предусматривает постоянство связей между разными отраслями производства, спросом и потреблением, установление пропорций в экономике и непрерывность процесса воссоздания. Через конкуренцию рыночные отношения активно влияют на уровень расходов на производство любого товара, научно-технический прогресс, удовлетворение платежеспособного спроса населения. В результате действия закона стоимости, закона спроса и предложения, других законов рыночной экономики, индивидуальный труд сводится к общественно необходимому. Без конкуренции, эквивалентного обмена, стоимость продукта не может быть определена. Этот механизм способствует выравниванию прибылей предпринимателей разных отраслей производства, образованию средней нормы прибыли, которая достигается через перелив капиталов между отраслями. Последнее, в свою очередь, является регулятором пропорций в экономике[8].

Потребитель осуществляет контроль над производством благодаря тому, что созданная потребительская стоимость превращается в товар лишь после признания ее обществом (после продажи). Если этого нет, то в обществе уменьшается роль рынка как регулятора, который приводит к нарастанию диспропорций между спросом и предложением товаров, возникновения дефицита, как общеэкономического явления.

Определяя важность регулирующей функции рынка, нельзя ее абсолютизировать. В современных развитых системах рынок регулируется также государством и товаропроизводителями. А это предусматривает существование государственных и негосударственных методов регуляции.

Стимулирующая функция рынка заключается в том, что она способствует поощрению тех, кто более рационально использует факторы производства для получения наилучших конечных результатов, применяя новейшие достижения науки, техники, организации и стимулирования труда, управления. Если субъекты ведения хозяйства не будут стремиться к постоянному повышению эффективности производства, их индивидуальные расходы производства превысят общественно необходимые, они будут неконкурентоспособными и обанкротятся. Это значит, что рынок выполняет распределительную функцию.

В конкурентной среде рыночная цена дифференцирует доходы товаропроизводителей, обнаруживает победителей и побежденных. Соответственно происходят и социальное расслоение общества за доходами на богатых и бедных.

Рынок делает экономику одной целой, развивая систему горизонтальных и вертикальных связей (предприятий, отраслей, регионов), в частности внешнеэкономических. В этом оказывается его интегрирующая функций.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то сеть соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного товара, но и его полезность.

Контрольная функция рынка - выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца – поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объёмы информации и выдающий обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки[9].

Будучи по своей природе интернациональным, рынок способствует обмену товарами между странами, который осуществляется за мировыми ценами, которые предопределяются интернациональной стоимостью. Если на мировой рынок попадает товар, расходы на изготовление которого превышают общественно необходимые интернациональные расходы труда, их владелец становится неконкурентоспособным. Мировой опыт убедительно доказал, что возможности рыночного механизма не безграничны.

 

Типология рынка

 

История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемыми деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаше всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами[10]:

1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

4) наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т.д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

6) ни один участок свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

8) отсутствие монополии (один производитель), монополии (один покупатель) и государственного регулирования.

Регулируемый рынок - это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Рынок должен быть регулируемым, чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия.

Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства[11]:

1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

3) монополизм производителя и торговца;

4) несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;

5) чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, огромная эмиссия денег и т.д.;

6) расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;

7) попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;

8) расцвет бартерных сделок вместо более развитых торгово-денежных отношений;

9) деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;

10) отсутствие у потребителя права выбора товара.

Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству в России и последующего его развития. Такими условиями являются:

- наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия, всех хозяйственников в конкуренции и выхода из неё, достаточное количество производителей, должно быть не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции (если производителей 4-5 - это олигополия, если 1-2 - монополия, что может сдерживать развитие рынка);

- обеспечение свободы хозяйственной деятельности, выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договоры, размешать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.), т.е. свободная купля-продажа;

- формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задает извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которая не устраняет рынок;

- свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка мощностей - это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;

- полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;

- наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;

- сохранение наряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;

- последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;

- обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

 



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Понятие и особенности рынка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и особенности рынка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)