Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тактико-психологические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Тактико-психологические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых 0.00 из 5.00 0 оценок




Дипломная работа

Выполнил: студент заведующий кафедрой 4 курса, группы СОП уголовно-правовых дисциплин Жирнов Максим Олегович

Уральская государственная юридическая академия

Уфа, 2012 г.

Введение

Допрос – это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела. Это самое распространенное, но и самое сложное следственное действие. Искажение и вымысел надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний.

В своей работе, следователь руководствуется профессиональным опытом ведения допроса с применением тех или иных тактических приемов и умением устанавливать контакт с лицом, подозреваемым в совершении общественно опасного деяния, и лицом, привлекаемым по расследуемому уголовному делу в качестве обвиняемого.

Допрос относится к числу наиболее распространенных процессуальных средств, с помощью которых получают наибольший объем доказательной информации, устраняют противоречия в системе доказательств.

Актуальность данной темы, как нам представляется, в том, что получение правдивых показаний от допрашиваемых лиц в качестве подозреваемых, обвиняемых является наиболее важной проблемой, по расследуемым уголовным делам. Следователь в ходе допроса подозреваемого или обвиняемого устанавливает контакт и выбирает правильную тактику ведения допроса, для каждого допрашиваемого в отдельности. В практике не существует отведенной модели тактики допроса подозреваемого, обвиняемого, в связи с чем, следователь должен подходить к каждому допросу подозреваемого, обвиняемого с индивидуальными особенностями. Правильно установленного контакта с подозреваемым или обвиняемым, зависит полнота и правдивость полученных следователем данных в ходе допроса и дальнейшее применение их в ходе расследования.

Объектом исследования являются криминалистические, уголовно-процессуальные, психологических и этические факторы, оказывающие влияние на тактику допроса подозреваемых, обвиняемых.

Предметом исследования является закономерности, знание которых позволяет разработать теоретические положения тактико-психологических приемов допроса подозреваемых, обвиняемых.

Целью исследования – является разработка новых и совершенствование имеющихся теоретических положений, научно обоснованных и практически значимых рекомендаций по тактико-психологическим основам допроса подозреваемых, обвиняемых с учетом их психофизиологических особенностей и в условиях неукоснительного соблюдения процессуальных и этических норм производства данного следственного действия.

Исходя из поставленной цели, могут быть сформулированы следующие задачи исследования.

1. Раскрыть понятие и процессуальные основы допроса подозреваемого, обвиняемого.

2. Рассмотреть психологический механизм формирования показаний подозреваемых, обвиняемых.

3. Раскрыть понятие психологического контакта и методы его установления с подозреваемыми и обвиняемыми.

4. Изучить понятие личности подозреваемого, обвиняемого и рассмотреть методы изучения личности подозреваемого, обвиняемого.

5. Проанализировать тактику ведения допроса подозреваемых, обвиняемых.

Теоретической основой дипломного сочинения являются труды известнейших российских криминалистов, а так же специалистов в области юридической психологии. Среди них работы таких авторов как Ю.В. Голик, С.А. Шейфер, Г.И. Борягин, Т.И. Посошков, В.А. Аверин, Г.Г. Доспулов, П.И. Зинченко, Г.А. Зорин, Н.И. Порубов, А.Р. Ратинов и других.

В ходе исследования под углом зрения избранной темы проанализированы международно-правовые акты и российское законодательство.

Эмпирической основой работы является опубликованная следственная и судебная практика, а также результаты проведенного по специально разработанной анкете опроса следователей, что оформлено как приложение к дипломной работе.

Глава 1. Понятие допроса.

§ 1.1. Виды допроса и его процессуальные основы.

Самым распространенным и важным следственным действием является допрос, осуществляемый по уголовным делам в процессе уголовного судопроизводства. Основной целью допроса является получение и фиксация показаний лица по существу расследуемого уголовного дела.

Допрос производится по обстоятельствам расследуемого уголовного дела, имеющих значение для правильного его разрешения, чаще всего допрос производится по поводу обстоятельств совершенного преступления, виновности или невиновности обвиняемых в данном преступлении, так же выясняются обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность.

Цель допроса заключается в получении данных, относящихся к обстоятельствам расследуемого уголовного дела. Данные полученные и зафиксированные в ходе допроса должны быть достоверными, то есть - соответствующими действительности. Только с помощью достоверных данных может быть установлена истина по уголовному делу, что является главной целью расследования.

Автором Голиком Ю.В. в своей книге «Настольная книга следователя», было предложено понятие допроса «Допрос – это самостоятельное следственное действие, заключающееся в получении и фиксации в процессуальной форме показаний лиц о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для установления истины по делу»[1].

Уголовно процессуальное законодательство Российской Федерации, в качестве доказательств допускает показания подозреваемого, обвиняемого. Различают и такие разновидности допроса, как первоначальный допрос и дополнительный допрос. Под первоначальным допросом - понимается первый допрос по существу расследуемого уголовного дела. В ходе расследования могут выясняться дополнительные обстоятельства, которые остались невыясненными при первом допросе, о которых допрошенное лицо может быть осведомлено. В ходе расследования уголовного дела, нередко возникает необходимость в проведении дополнительного допроса. Таким образом, целью дополнительного допроса, является уточнение и дополнение ранее полученных показаний.

Из всех принципов уголовного судопроизводства выделяют, такие принципы как, уважение чести и достоинства личности, руководствуясь которым, можем считать, что в ходе уголовного судопроизводства запрещаются действия, унижающие честь и достоинство участника уголовного судопроизводства. Так же, никто из участников уголовного судопроизводства не может быть подвергнут насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Относительно допроса подозреваемых, обвиняемых, можем сказать, что допросу подлежат подозреваемый или обвиняемый, если он желает давать показания, что предусмотрено ч. 2 ст. 173 УПК. Допрос подозреваемых, обвиняемых является частью уголовного судопроизводства осуществляющегося в форме предварительного следствия, связанной с дачей им заключения. Для подозреваемого и обвиняемого дача показаний на допросе служит средством их защиты от подозрения и обвинения.

Выбор места производства допроса зависит от следователя, как правило, в служебном кабинете, в исключительных случаях допрос производится в месте нахождения допрашиваемого лица – таким местом может являться занимаемое допрашиваемым жилое помещение, учреждение лишения свободы учебное заведение, лечебное учреждение, промышленное предприятие, офис организации, и другие. Необходимость производства допроса, по месту нахождения допрашиваемого возникает в случаях, когда допрос является первоначальным, и промедление с которого недопустима, так же, когда допрос не может осуществляться в кабинете следователя в связи с состоянием здоровья допрашиваемого. Подозреваемые, обвиняемые, находящиеся под стражей, допрашиваются в помещении изолятора, в котором для проведения следственных действий оборудованы кабинеты. Так же, допрос производится на месте, где происходило событие расследуемого преступления. В своей книге «Следственные действия» Шейфер С.А. писал: «Вид местности по закону ассоциаций играет роль пускового механизма для оживления памяти и припоминания забытого. Однако этот прием допроса не превращает данное действие в проверку показаний на месте…»[2].

Значение допроса как доказательства, заключается в том, что его проведение позволяет получить следователю показания подозреваемого (ст. 76 УПК), обвиняемого (ст. 77 УПК РФ). Согласно ст. 75 УПК РФ недопустимыми доказательствами признаются показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде. Доказательствами, так же являются приложенные к протоколу схемы, чертежи, рисунки, диаграммы.

На проведение допроса потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста необходимы основания. Основаниями же допроса подозреваемого и обвиняемого являются сведения, полученные в ходе производства предварительного следствия, указывающие на то или иное лицо, как на лицо в силу своей осведомленности, может сообщить следствию обстоятельства относящиеся к расследуемому преступлению. В случае отказа от дачи показаний обвиняемым, закон запрещает повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 173 УПК РФ, только по просьбе самого обвиняемого.

Допрос, как и другие следственные действия, не может проводиться в ночное время. Согласно ст. 5 УПК РФ ночное время - это промежуток времени с 22.00 до 06.00 часов по местному времени, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

§ 1.2. История становления психологических знаний в производстве допросов подозреваемых, обвиняемых.

В России психология как наука начала складываться в 18 веке. Значительное влияние на развитие психологической науки оказали труды М.В. Ломоносова1, других ученых того периода. Однако надо признать, что в то время на судопроизводство они особого влияния не оказали. Лишь с протяжением времени, постепенно наряду с физическими пытками стали применять и нравственные методы, в основе которых уже был определенный элемент использования общежитейского опыта воздействия на психику людей.

Рекомендации по тактике ведения следствия появляются в конце 18 века в отдельных работах, основанные на обобщении сведений из области психологии. Так, Посошков И.Т. в своей работе "Книга о скудости и богатстве" умело обобщил использование приемов допроса свидетелей, дающих ложные показания, подробно объяснил, как надо детализировать показания лжесвидетелей с тем, чтобы получить обширный материал для их последующего изобличения2.

До судебной реформы 1864 года, в нашей стране еще не было условий для проведения исследований о возможности применения психологических знаний в деятельности правосудия. С проведением судебной реформы. Российские юристы остро почувствовали необходимость изучения психологических проблем. Возникающих в деятельности следственных и судебных органов. С которыми не приходилось сталкиваться до тех пор, пока суд не стал гласным.

Как уже отмечалось, в России, производилось мало исследований по судебной психологии. В связи с чем, российские юристы вынуждены были обращаться к трудам иностранных ученых. В конце 19 века в страну стали проникать труды Ломброзо и его последователей, которые трактовали преступность как биологическое явление. Личность преступника рассматривали с точки зрения влияния патопсихологических начал. Так, Крепелин Э. писал, что «среди немалого количества неисправных преступников, бродяг и проституток... мы имеем дело с болезненными свойствами и недостатками психической конституции… Здесь можно говорить о врожденных преступниках".1

Подобные утверждения вряд ли могли найти безоговорочную поддержку со стороны молодой российской юридической мысли. Такие видные русские юристы как Кони А.Ф., Сергиевский Н.О., Спасович В.Д. и другие выступали с критикой этой теории.

В свою очередь, у юристов России появился интерес в изучении психологии свидетельских показаний, что отразилось в теории несовершенства свидетельских показаний, основанной на проведении опытов по восприятию человеком объективной действительности. Эти исследования, доказывавшие свидетельских показаний, приводили к попыткам использования психологической науки, особенно экспериментальной психологии, для выяснения истинности, объективной проверки показаний подозреваемых и обвиняемых.

Определенное распространение получает литература, в конце 19 - начале 20 века, о возможностях использования в целях правосудия и других течений в психофизиологии и психологии, где широко пропагандировались различные способы познания личности человека через его внешность, физиологические и анатомические особенности. Появляется литература по графологии - науке о познании человека по почерку, по физиогномике - познание человека по чертам его лица, хиромантии- познание человека по линиям на ладонях рук и так далее. Появились и работы, освещающие возможность совершения преступления под гипнозом, а затем начал рассматриваться и вопрос о применении гипнотизма в целях правосудия.1

При углубленном исследовании психологии личности, русские юристы пришли к введению в судейскую практику психологические экспертизы. Наименование данные экспертизы носили не психологические, а художественные, и назначался данный вид экспертиз для установления «душевного состояния» человека в определенные период жизни. С целью производства подобных экспертиз приглашались не психологи, а художники, хоть при производстве данного вида экспертиз необходимо было пользоваться непосредственно психологическими знаниями. В виду того, что все же была необходимость разрешения вопросов психологического характера, вопросы ставились на разрешение психиатрической экспертизы, нечеткость предмета которой позволяла решать с ее помощью все относящиеся к "духовной жизни" человека вопросы.

На ряду с теоретическим подходом к становлению психологических основ в совершенствовании уголовного судопроизводства, ученые разрабатывали и проверяли на практике теории по психологии формирования показаний. Так, в книге А. Бине «Внушаемость» рассматривалось влияние внушения на показания. Экспериментально автор доказывал, что формулировки вопросов могут иметь различную меру внушения, вплоть до введения допрашиваемого в заблуждение. В связи с этим он указывал на необходимость в протоколах судебных заседаний излагать как ответы допрашиваемого лица, так и вопросы, которые ему задавались.

В. Штерн - немецкий психолог произвел ряд экспериментов по психологии формирования показаний. В сотрудничестве с Г. Гроссом они в 1903 — 1906 годах издавал журнал «Доклады по психологии показаний».

В своих опытах В. Штерн исследовал закономерность в зависимости от промежутка времени между запоминанием события и его воспроизведением изменения показаний свидетелей. Штерн показывал испытуемым три картинки и предлагал запомнить их содержание. Испытуемые знали о последующем опросе по этим картинкам, то есть у них была установка на запоминание. Первый опрос был проведен тотчас после запоминания, а второй – через пять дней. Отсрочка воспроизведенний на пять дней увеличила количество ошибок на 10%.

В этих и других опытах было установлено, что «количество ошибок меньше в свободном рассказе, чем в ответах на конкретные вопросы. Небезынтересно отменить, что чем выше ответственность лица, дающего показания, тем меньше количество ошибок. (В опытах Штерна эта ответственность повышалась вопросом экспериментатора: «Можете ли вы дать присягу, что ваши показания правильны?»)»1

Как видно из сделанного краткого обзора положения психологической науки, в России уделялось внимание целому ряду проблем использования психологических знаний при осуществлении правосудия, определялись дальнейшие пути внедрения психологических знаний в практике органов следствия и суда. Однако следует признать, что судебной психологии как отрасли знания в России той поры не существовало, поэтому не могло быть и речи о применении каких-либо узконаправленных методов и приемов при проведении следственных действий и для исследования личности подозреваемых и обвиняемых.

Глава 2. Психологический механизм формирования показаний подозреваемых, обвиняемых.

Лицо являющееся в уголовном процессе подозреваемым, обвиняемым, является биологическим и общественным существом.

В ходе деятельности личности подозреваемого и обвиняемого возникают познавательные, эмоциональные и волевые процессы, которые, влияют на дальнейшее течение этой деятельности, побуждая к определенным действиям и поступкам. В ходе деятельности лица возникают не только психические процессы, так же происходит формирование психических свойств личности. В процессе жизнедеятельности человека, практическая деятельность создает психический облик человека. Таким образом, зная проявления психических процессов и психических состояний, можно судить о психических свойствах личности, а разобравшись в этих свойствах личности, можно определить, как она себя вела или будет вести в тех или иных ситуациях. Следователь, зная, как жил и что делал подозреваемый, обвиняемый, может понять, почему у него возникли те или иные потребности и интересы, сложились те или иные свойства его личности.

С целью правильного понимания поведения подозреваемого, обвиняемого и оценки его показания на допросе, надо наблюдать за проявлениями психических процессов, психических состояний и свойств конкретной личности изучая их взаимосвязь. Личность представляет собой структуру со своими элементами, данные элементы, по-разному связаны между собой, и образуют целостную личность, которая в свою очередь оказывает обратное влияние на них. Каждой личности присуща своя особая психологическая структура. Для изучения поведения людей, включенных в процесс расследования, и анализа их показаний перспективным представляется разработанная Платоновым К.К. модель личности1, в основу которой положена концепция динамической функциональной структуры личности.

С целью изучения психологических механизмов формирования показаний подозреваемых, обвиняемых, проанализируем 2 этапа формирования показаний, такие как допроцессуальный этап и процессуальный этап формирования показаний.

Сущность допроцессуального этапа формирования показаний, заключается в сборе сведений, на основании которых, будут строиться показания подозреваемого, обвиняемого. Результаты восприятия зависят от объекта восприятия, индивидуальных особенностей конкретной личности. Данная личность характеризуется своими потребностями, интересами, способностями, личным отношением к тем вещам, которые воспринимаются.

К динамическим процессам так же можно отнести восприятие окружающих предметов. Согласно мнения Г.Р. Латфуллина опубликованного в книге «Организационное поведение», человек производит множество перцептивных (от лат. perceptio — восприятие) действий для того, чтобы сформировать адекватный образ объекта восприятия. Эти действия состоят в движении глаза при зрительном восприятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводящей слышимый звук, и так далее1.

Восприятие человеческом информации, имеет связь с анализом полученных данных. Так, например: объект, увиденный издалека, освещенный дневным или электрическим светом, меняется на глазах, по мере приближения к последнему. При приближении к данному объекту, более правильное восприятие его форм, цвета, размера. Таким образом, на основе воспринятых данных, складывается впечатление будущего подозреваемого и обвиняемого о воспринятом предмете.

Формирование показаний состоит из восприятия ранее полученных знаниях и полученных представлениях о предметах в процессе жизнедеятельности.

Допрос производится по обстоятельствам, относящимся к событию расследуемого преступления. В восприятиях будущего подозреваемого, обвиняемого могут иметь место ошибки, обманы. Формирование показаний часто происходит в критических ситуациях, вызывающие в человеке эмоциональные реакции.

«Фрустрация» либо растерянность, указывает на обстоятельство, при котором терпится неудача. Н.Д. Левитов дал понятие фрустрации как психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. В состоянии растерянности может находиться лицо, оказавшееся не в состоянии довести до конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. «Если при напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции — производны»1.

Подозреваемый и обвиняемый могут запоминать в одном случае приятное, а в другом — неприятное, в зависимости, что им в том или ином случае более важно. Эксперименты, проведенные Зинченко П.И., показали, что «как приятные, так и неприятные события могут во многих случаях потерять для человека свое актуальное значение и быть забытыми через самые различные сроки. Это может произойти в зависимости не только от того, какое значение они имели в свое время для человека, но и в связи с новыми обстоятельствами его жизни и деятельности, которые могут изменять первоначальный смысл этих событий для личности»2.

Перед следователем возникает необходимость учитывать особенности характера подозреваемого и обвиняемого, в зависимости от оптимистического или пессимистического склада личности, так же прочие равные условия. Одни более склонны запоминать приятное, а другие в свою очередь— неприятного.

Деятельность обвиняемого протекающая, после воспринятого обвиняемым материала, оказывает влияние на обвиняемого. Полученные эмоции обвиняемым могут забываться полностью или частично. На силу забывания, так же влияет воздействия другого, последующего события, интенсивность умственной работы или большего количества новых событий.

Создание ложной информации. Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно1. Допрашиваемый, не желающий давать правдивые показания, наряду с той информацией, которую он воспринял, и сохранил в памяти, заблаговременно сознательно формирует и старается запомнить «легенду», то есть ложную информацию.

Ложь, имеет свои специфические закономерности. Как писал А.Р. Лурия: «Ложь имеет свои формы, свои правила, свои приемы. Человек, который лжет, прибегает всегда к определенным законам мышления, к определенным формам логики»2.

Так же в научной литературе выделяют мотивы обвиняемого и подозреваемого, которые скрывают правду. К данным мотивам относится страх получения наказания, стремление исключить придание огласки совершенного преступления при этом отрицая его совершения, стыд от осознания своего поведения; цель оставить не тронутыми соучастников преступления, страх отмщения со стороны соучастников мести с их стороны; неуверенность в возможном раскрытии органами следствия действительных обстоятельств дела; желание отвести подозрение от действительного виновника совершенного преступления; желание уклониться от ответственности за другое совершенное, более тяжкое преступление; при этом ставит цель запутать и затянуть следствие, чтобы затруднить раскрытие преступления; недоверие к лицу, производящему допрос, личная неприязнь к нему.

Нередко для того, чтобы сделать выбор между правдой и ложью, подозреваемому, обвиняемому нужно не только давать оценку полезности возможных результатов для себя или для человека, в пользу которого он создает ложь, но и попытаться предугадывать развитие событий в ходе расследования дела. Выбор того или иного вида лжи, того или иного приема его создания производится допрашиваемым с учетом вероятности принятия следователем определенных решений усугубляющих положение лица.

Оценка допрашиваемым «полезности» создаваемой им лжи не всегда остается неизменной. Представление о «полезности» лжи у него изменяется по мере того, как она служит лжецу в достижении поставленной цели.

Сказанное делает возможным разоблачение лжи и получение сведений соответствующих тому, как они были восприняты и сохранены в памяти. Это происходит на следующем процессуальном этапе формирования показаний.

Процессуальный этап показаний подозреваемого обвиняемого, заключается в том, что словесное оформление предоставленной допрашиваемым информации, прием и переработка ее следователем - таково содержание этого этапа.

Процессуальный этап формирования показаний начинается с момента воспроизведения, на допросе ранее воспринятой информации подозреваемым, обвиняемым. При этом совершается целенаправленное восстановление в сознании воспринятых обстоятельств.

Для воспроизведения актуального слоя запечатления достаточно предложения следователя рассказать все известное по делу или дать показание по существу предъявленного обвинения

Речь следователя по принципу условного рефлекса вступая в закономерную связь с процессами, обеспечивающими воспоминание допрашиваемого, приводит к воспроизведению нужной информации.

Воспоминание и припоминание—процессы, не изолированные друг от друга. Между ними существует двусторонняя взаимная связь. Припоминание является, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой - оно оказывается его результатом. Припоминание происходит в процессе воспроизведения, в ходе рассказа подозреваемого и обвиняемого на допросе.

По длительности сохранения воспринятого память бывает двух видов кратковременной и долговременной, механизм которых совершенно различен. При наблюдении какого-то явления информация вначале поступает в блоки кратковременной памяти, оттуда может перейти в блоки долговременной памяти и сохраняться неопределенно долго. Переход информации из долговременной памяти в кратковременную, есть процесс воспроизведения информации.

Используя закономерности функционирования механизмов памяти, следователь с помощью тактических средств воздействия помогает переносу информации, сохраняемой в памяти допрашиваемого, из механизмов долговременной в кратковременную и тем облегчает ему правильное воспроизведение забытого.

Забывание представляет собой процесс, противоположный запоминанию. 3абывание - явление физиологически вполне нормальное. Вовсе необязательно чтобы подозреваемый, обвиняемый постоянно держал в памяти образы того или иного человека, предмета, связанные с каким-то преступлением, непрерывно думал о них. Как уже говорилось, переход информации от механизмов кратковременной памяти в долговременную есть простейший вид забывания временное забывание. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновременно всплывала в сознании человека, то продуктивное мышление практически было бы невозможным. Человек усилием воли каждый раз извлекает из долговременной памяти только ту часть информации, которая необходима для выполнения данного вида деятельности. Как писал А.Н. Лук «Движение мысли – это та нить, которая переводит необходимую информацию из длительной памяти в оперативную»1. Таков механизм воспроизведения показаний подозреваемым, обвиняемым.

При воспроизведении какого-либо события всегда имеет место узнавание. В данном случае мы имеем в виду не узнавание предмета или человека при повторном восприятии во время опознания, а узнавание допрашиваемым воспроизводимого им материала на допросе.

Чтобы добиться максимальной полноты воспроизведения, следователю важно сделать правильный выбор времени допроса подозреваемого и обвиняемого. Попытки ученых определить время наиболее продуктивного воспроизведения информации оказались безуспешными. Однако некоторые исследователи не без основания считали, что возможность утраты и искажения воспринятого материала с течением времени увеличивается.

Отсюда вытекает, что чем раньше подозреваемый и обвиняемый будут допрошены об известных им фактах, тем с большей вероятностью от них будут получены полные и достоверные показания. Это общее правило. Но из него бывают исключения Показания, данные непосредственно после события преступления, иногда оказываются неполными, недостаточно ясными, непоследовательными. Это объясняется реминисценцией. Сущность реминисценции заключается в том, что происходящий сразу же после восприятия процесс торможения делает первоначальное воспроизведение недостаточно продуктивным. В течение последующих двух-трех дней происходит сопоставление и усиление в памяти частей и элементов воспринятого, их смысловых связей. По-видимому, отсроченный на два-три дня допрос оказывается более эффективным, чем непосредственно после происшествия.

В следственной практике довольно редко встречаются подозреваемые, обвиняемые, прямо заявляющие о своем нежелании сообщить следователю информацию, которой они располагают. Сравнительно чаще некоторые допрашиваемые, давая по требованию следователя показания, сообщают ему ложные сведения.

Глава 3. Понятие психологического контакта и методы его установления с подозреваемым и обвиняемым.

§ 3.1. Понятие психологического контакта с подозреваемым и обвиняемым.

Целью психологического контакта с допрашиваемым, является создание атмосферы допроса, в которой допрашиваемое лицо проникается уважением к следователю, задачам, стоящим перед последним. При попытках следователя поймать подозреваемого, обвиняемого в ловушку, при даче последним ложных показаний, подрывают доверие к следователю, что в последствии, способствует появлению конфликтов в ходе допроса.

В результате изучения личности подозреваемого, обвиняемого возможно предположить его линию защиты при производстве допроса и на основании чего предположить о применении наиболее подходящей тактики ведения допроса и применения психологических приемов.

Умение использовать диалог для поисков и установления истины можно считать признаком высокой культуры расследования. При использовании диалогов следователь, наряду с личным опытом, обязан руководствоваться знаниями психологии, законодательства, умением действовать в соответствии с процессуальным законом.

Психологический контакт является важнейшим элементом взаимоотношений в обществе. Психологический контакт возникает, при необходимости в реализации совместной деятельности либо в ходе общения. Внутренней основой психологического контакта является взаимное понимание, обмен информацией.

Контакт между следователем и допрашиваемым носит односторонний характер. Следователь стремится получить как можно больше информации, хотя сам до определенного момента скрывает свою осведомленность по делу. Иными особенностями психологического контакта являются, необходимость этого общения для одного из участников; несовпадение в большинстве случаев их интересов; сложность последующего установления контакта, если таковой не был достигнут на первоначальном этапе общения; активная деятельность следователя по установлению и поддержанию контакта.

С контакта в ходе допроса подозреваемого, обвиняемого, определяется психологическими отношениями, возникающими между следователем и подозреваемым или обвиняемым. Установление контакта обеспечивается правильно избранной тактикой ведения допроса, которая основывается на изучении индивидуальных особенностей личности, материалов расследуемого уголовного дела, а также коммуникативными способностями следователя. В ходе производства допроса следователь должен устранять из общения конфликтность, благоприятную атмосферу производства допроса и установить с допрашиваемым психологический контакт, создать. Установление психологического контакта с допрашиваемым – одно из основных условий получения правдивых показаний, достижения истины по делу. Его необходимо поддерживать не только в течение допроса, но и в дальнейшем при осуществлении предварительного следствия. Не исключено, что установленный контакт может быть потерян или, наоборот, отсутствие доверия на первых порах заменится прочным психологическим контактом, характеризующимся должным взаимопониманием1.

Одной из важных особенностей поддержания психологического контакта по окончанию допроса – это то, что психологический контакт не должен заканчиваться допросом. Важно сохранить психологический контакт для дополнительных допросов и других следственных действий, производимых с участием допрошенного лица. Часто бывает, что характер отношений, сложившихся со следователем, допрашиваемый переносит и на других лиц, участвующих в осуществлении правосудия1.

Одной из проблем допроса является проблема отношений, которые возникающих в ходе допроса между подозреваемым, обвиняемым и следователем, которые в определенной мере влияют на разрешение следователей поставленных целей допроса. Правильное разрешение этой проблемы зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Характер отношений между следователем и обвиняемым влияет на результаты допроса, во многом определяет его успех или неудачу. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый свою причастность к преступлению скрывает только потому, что не доверяет следователю, относится к нему неприязненно или даже враждебно. Основными психологическими задачами допроса являются:

- диагностика истинности показаний;

- оказание правомерного психического воздействия с целью получения достоверных показаний;

- изобличения ложных показаний.

Для получения достоверных показаний подозреваемого, обвиняемого следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие подозреваемым тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.

При допросе подозреваемого следователь должен отделить объективные факты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры.

Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь учитывает и использует при допросе особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.

Многим допрос представляется борьбой следователя и допрашиваемого. Опытный следователь на допросе делает следующее: целенаправлен, но воздействует на личность допрашиваемого в рамках закона. Он умеет выбрать тот единственный ключ, который открывает интимный мир человека, его душу. Одной из ведущих характеристик этого процесса является закономерность его динамики, установление последовательных этапов, выявление особенностей каждого из этих этапов, раскрытие внешних и внутренних (психологических) факторов, которые определяют особенности каждого из этапов.

Первая часть допроса – вводная, здесь следователь получает от допрашиваемого анкетные данные. Но это только внешняя сторона. Подтекстом этой части, ее внутренним содержанием является определение обоими собеседниками линии своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу.

Вторая стадия допроса – стадия перехода к психологическому контакту. Обычно на этой стадии задаются незначительные для существа дела вопросы. Речь идет о трудовом и жизненном пути допрашиваемого, может быть, даже о погоде, о видах на урожай и т. д. Но главной задачей этой части является установление контакта между следователем и д



2019-12-29 169 Обсуждений (0)
Тактико-психологические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тактико-психологические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)