Совместная деятельность.
12 Параллели между двумя ведущими теориями химии - Периодическим законом и Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева и теорией химического строения органических соединений А.М. Бутлерова Тарасова Нелли Степановна, учитель химии Статья отнесена к разделам: Преподавание химии | Внеклассная работа Цели: · Сравнить жизнь и деятельность двух великих русских ученых и найти общее в судьбе, научных теориях, значении для науки · Почувствовать гордость за нашу Русскую землю, подаривших миру этих великих людей. · Развитие исследовательских навыков, творческих способностей. А.М. Бутлеров – один из величайших русских ученых, он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов. (Д.И.Менделеев) “… я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств”. (Д.И.Менделеев) При изучении этого раздела мы с учащимися выбрали форму защиты учебных проектов. Защита учебного проекта включает в себя написание реферата и его презентацию другим участникам. Подготовка конференции включала несколько этапов: 1. Выбор темы учебного проекта. 2. Написание реферата. 3. Защита проекта. Темы рефератов: · Дмитрий Иванович Менделеев – гениальный русский химик. · Александр Михайлович Бутлеров – величайший русский ученый. Литература: 1. Гроссе Э. Химия для любознательных. 1987 г. 2. Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность (Университетский период) 1861-1890 М. 1993 г. 3. Дмитриев И.С. “Особая миссия Менделеева – Аргументы и факты, Санкт-Петербургский университет” 1996 г. 4. Стариков В.И. “Д.И. Менделеев” 1984 г. Свердловск. 5. Макареня А.А. “Менделеев в Петербурге” Лениздат. 1982 г. На первом этапе подготовки учащимся дается примерный перечень тем для работы: · Годы жизни. Место рождения. Семья. Увлечение. · Личностные качества. · Совместная деятельность · Предпосылки. · История открытия. · Научные теории · Триумф. · Основные направления развития двух теорий. · Философские законы развития. · Значение П этап – этап самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой. Ш этап – обмен информацией, запись учащимися основного содержания в тетрадь. Годы жизни. Место рождения Семья. Увлечения. Бутлеров Александр Михайлович 1828-1886 гг. Менделеев Дмитрий Иванович 1834-1907 гг Выступления учащихся в тезисах: Бутлеров А.М. – родился 15 сентября 1828 г. в городе Чистоноле Казанской губернии. Отец Бутлерова, Михаил Васильевич, участник Отечественной войны 1812 года, после отставки в чине подполковника жил в родовом селе Бутлеровка; мать Софья Александровна, скончалась в 19 лет, через несколько дней после рождения сына. Воспитанный отцом, человеком образованным, Саша во всем хотел походить на него. Учился Бутлеров в частном пансионе, потом в первой Казанской гимназии. В 10 лет хорошо владел французским и немецким языками, занимался химическими опытами (один из них закончился взрывом, и преподаватели пансиона отправили провинившегося в карцер, повесив ему на грудь дощечку с надписью “великий химик”, собирал коллекции растений и насекомых. В 1846 г. Александр заболел тифом и чудом выжил, а вот заразившийся от него отец скончался. Бутлерову было 18 лет, учился он на естественном отделении Казанского университета. Менделеев Д.И. – родился в Сибири, в городе Тобольске. 8 февраля 1834 года семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Минделеева, директора Тобольской гимназии. В том же году отец Д.И. Минделеева ослеп. Когда Дмитрию было 13 лет – умер отец и все заботы о семье перешли к матери, Марии Дмитриевне, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно вести небольшой стеклянный завод и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Она умерла в 1850 г. Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память. Учился Д.И. Менделеев в Главном педагогическом институте в Петербурге у выдающихся учителей, умевших вызвать глубокий интерес к науке. Это были лучшие научные силы, того времени, академики и профессора Петербургского университета, такие, как математик М.В. Остроградский, физик Э.Х. Ленц, химик А.А. Воскресенский. В 23 года от роду Д.И. Менделеев защитил диссертацию на степень магистра и стал доцентом Петербургского университета, где читал сначала неорганическую, а затем органическую химию. В 1865 году он защитил диссертацию “О соединении спирта с водой” на степень доктора химии и через два года становится во главе кафедры неорганической (общей) химии. Личностные качества. А.М. Бутлерова По свидетельству современников, Бутлеров был одним из лучших лекторов своего времени: он безраздельно владел аудиторией благодаря ясности и строгости изложения, которые сочетались у него с образностью языка. Умение отдыхать – и в студенческие и в зрелые годы помогало Александру Михайловичу самозабвенно работать. Общительный и дружелюбный, готовый к шутке и спору, скромный и трудолюбивый – таким запомнили Бутлерова многочисленные друзья, коллеги и ученики. Д.И.Менделеева Д.И. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Это был могучий человек, потому что сделанное им под силу только гиганту, благодаря крепости духа, уверенности в том, что дело его необходимо. Д.И. Менделеев – настоящий патриот. Это человек, любящий свою родину, страну, где родился. Он своей работой, всей своей жизнью способствовал благу и процветанию своей родины. Дмитрий Иванович – классический пример патриота России. Обоих ученых отличали от других химиков: · Энциклопедичность химических знаний; · Умение анализировать и обобщать факты; · Научное прогнозирование; · Русский менталитет и русский патриотизм. Совместная деятельность. Весной 1868 г. по инициативе знаменитого химика Менделеева Александра Михайловича Бутлерова пригласили в Петербургский университет, где он начал читать лекции и получил возможность организовать частную химическую лабораторию. Бутлеров разработал новую методику обучения студентов, предложив ныне повсеместно принятый лабораторный практикум. Сохранились сведения о совместной преподавательской работе Бутлерова и Менделеева на кафедре химии Петербургского университета: - неоднократно Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров принимали вместе экзамены по химии. - совместно участвовали в работе совета по защите диссертаций. - в их отношениях была и взаимная поддержка и практика заблуждений. В 1861 г. Бутлеров излагает свою теорию строения органических соединений, и, любопытное совпадение - в том же году Менделеев публикует две работы, целиком посвященные органической химии. Выходит его учебник “Органическая химия”, через два года появляется второе издание. За свой труд Д.И. Менделеев удостаивается Демидовской премии – высшей научной награды России того времени. Предпосылки периодического закона: Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 элемента и описаны свойства их многочисленных соединений. Работы ученых – предшественников Д.И. Менделеева: классификация Берцелиуса, триады Деберейнера, спираль Шанкуртуа, октавы Ньюлендса, таблица Мейера. Съезд химиков в Карлсруэ, когда окончательно утвердилось атомно-молекулярное учение. Предпосылки теории химического строения: Известны сотни тысяч органических соединений, состоящих из углерода, водорода, кислорода, реже – азота, фосфора и серы. Работы предшественников А.М. Бутлерова: введение термина радикал и теории радикалов; теория типов; введение термина “изометрия”; Франкланд и Кекуле утвердили понятие о валентности элементов; Кекуле развил представление о четырех-валентности углерода; Канницаро уточнил атомные и молекулярные массы. Оба признавали заслуги Берцелиуса как разработчика первооснов классификации.
12
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |