Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация управленческого учета.



2019-12-29 155 Обсуждений (0)
Организация управленческого учета. 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЛАН

 

 

Введение 3
1.Организация управленческого учета 4-5
2. Себестоимость продукции 6-22
3. Влияние управленческого учета на себестоимость продукции 23-27
4. Практическая часть 28-30
5. Заключение 31-32
   
6. Приложение 33-36
 
5. Используемая литература 37
 
   
   
   
   
 

 

 

Введение.

Среди экономистов отсутствует единое мнение о сущности, роли и назначении управленческого учета, его месте в системе управления предприятием, что затрудняет процесс внедрения управленческого учета в хозяйственную практику предприятий.

В данной работе представлены основные теоретические вопросы и проблемы постановки системы управленческого учета на предприятии. В частности, показано различие и сходство между финансовым и управленческим учетом, уточнены и систематизированы цель, задачи и функции управленческого учета, определены предмет и объект данного вида учета, сформулированы принципы, а также выделены основные проблемы его внедрения в практику российских предприятий.

Сегодня в сфере управления затратами и финансовыми результатами деятельности предприятия существует две основные проблемы. Первая - переориентировать отечественную теорию и накопленный опыт на решение новых задач, стоящих перед управлением предприятием в условиях рынка. Вторая - создание новых, нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости, подсчету финансовых результатов, а также методов анализа, контроля и принятия на этой основе управленческих решений. В этом отношении значительный интерес для российских предприятий представляет изучение системы управленческого учета. Общепризнано, что управленческий учет является необходимым инструментом для управления организацией, позволяющим повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений, максимизировать ожидаемый результат и эффективно контролировать риски хозяйственной деятельности.

Организация управленческого учета.

 

Под управленческим учетом понимается система организации, сбора и агрегирования учетных данных, направленная на решение конкретной управленческой задачи. Основываясь на этом определении, создание системы управленческого учета может быть достаточно четко представлено в виде трех этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи.

Первый этап – формирование управленческого решения учетной задачи или анализ и описание существующего решения. На этом этапе необходимо определить:

-саму управленческую задачу и ее решение;

-данные, которые нужны для ее решения (то есть каким образом должны быть организованы данные для решения задачи), систему их сбора и хранения;

-результаты, которые планируется достичь, а также - лиц, ответственных за их достижение, и соответственно систему управленческой отчетности, планирования и прогнозирования результатов деятельности.

На втором этапе необходимо “увязать” принятые решения с существующими управленческими решениями, учетной политикой и бухгалтерской практикой и, наконец, уже существующими учетными технологиями и программными средствами. Этот этап находится на стыке двух элементов системы управленческого учета – организации и сбора данных. С одной стороны, организация данных существующих схем учета может быть использована при формировании управленческого учета, с другой – требования управленческого учета могут привести к изменениям в существующих структурах данных. Могут измениться и требования к системе сбора данных, например, подвергнутся пересмотру периодичность, объем и адреса предоставления отчетных форм. При этом важно поддерживать согласование между различными учетными схемами с целью устранения дублирования информации, сокращения количества отчетных форм и повышения актуальности предоставляемых данных.

На третьем этапе проводится претворение принятых решений в жизнь. При этом важно поддержать процесс постановки управленческого учета организационно-административными мерами. Необходимо официально возложить ответственность за сбор и анализ данных на конкретных лиц (финансовый директор, главный бухгалтер) и тем самым завершить формирование системы сбора управленческих данных, разработать должностные инструкции для исполнителей, утвердить формы документов и правила документооборота, что вместе с отчетными и аналитическими формами и образует систему агрегирования учетных данных.

 

2. Управление себестоимостью: цели и содержание

 

В процессе хозяйственной деятельности предприятие получает доходы и производит расходы. В современных условиях хозяйствования снижение себестоимости продукции является важнейшей целью предприятия и фактором повышения эффективности его деятельности. В условиях жесткой конкуренции возрастает роль себестоимости как основного фактора образования прибыли. Задачами управления себестоимостью являются:

- расчет динамики и выполнения плана по важнейшим показателям затрат;

- определение факторов, повлиявших на динамику показателей, сумму и причины отклонении фактических затрат от плановых;

- выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить.

Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на её производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело – затраты на производство продукции – издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объёма потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

В экономической литературе и нормативных документах применяются такие понятия как «издержки», «расходы», «затраты». Следует отметить, что некоторые авторы считают эти термины различными, а другие – синонимами.

Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные «жертвы» предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские), так и вмененные (альтернативные) издержки.

Явные (бухгалтерские) издержки – это выраженные в денежной форме затраты предприятия, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров, работ или услуг.

Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.

Поэтому под затратами целесообразно понимать явные (бухгалтерские, фактические, расчетные) издержки предприятия.

Термин расходы означает уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы. На таком понимании указанных терминов ориентирует международный стандарт МСФО 18 «Выручка».

Таким образом, можно сказать, что понятия «издержки», «затраты», «расходы» прямыми синонимами не являются.

Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость продукции. В нем как в синтетическом показателе отражаются многие стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень показателей рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.

Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для:

- оценки выполнения плана по данному показателю и определению его динамики;

- определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

- выявления резервов снижения себестоимости продукции;

- определения цен на продукцию;

- обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших изделий и т.д.

Себестоимость продукции является объективной экономической категорией, однако состав затрат, включаемых в себестоимость продукции в настоящее время регулируется государством.

Воздействие государства на процесс формирования себестоимости продукции проявляется следующим образом:

- разделение затрат предприятий на текущие затраты производства и долгосрочные инвестиции;

- разграничение затрат предприятий на относимые в себестоимость продукции и возмещаемые за счет других источников финансирования;

- установление норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и налогов, включаемых в себестоимость.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат, хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения, размеры затрат корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы, расходы по оплате процентов по кредитам и займам и др.).

Выделяют следующие направления и признаки классификации затрат в зависимости от процессов хозяйственной деятельности предприятия и управления ими:

- принятия управленческих решений – затраты явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные;

- прогнозирования – затраты краткосрочного и долгосрочного периодов;

- планирования – затраты планируемые и не планируемые;

- нормирования – затраты в пределах установленных стандартов, норм и смет и по отклонениям от них;

- организации – затраты по местам и сферам их возникновения, функциям деятельности и центрам ответственности;

- учета – затраты в разрезе экономических элементов и статей калькуляции, одноэлементные и комплексные, постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные, текущие и единовременные;

- контроля – затраты контролируемые и неконтролируемые;

- регулирования – затраты регулируемые и нерегулируемые;

- стимулирования – затраты обязательные и поощрительные;

- анализа – затраты фактические, плановые, стандартные и нормативные, полные и частичные, общие и структурные.

Важным моментом в управлении предприятием является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика и стратегия развития предприятия. При этом прежде всего имеет значение подразделение затрат на явные и неявные (альтернативные).

Явные затраты – это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности.

Затраты, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду. Когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы неограниченны, вмененные затраты равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.

В зависимости от специфики принимаемых решений затраты целесообразно подразделять на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.

На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные.

Эффективные затраты – это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. 

Неэффективные затраты – это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты – это потери на производстве, к которым относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчи товарно-материальных ценностей и др. Выделение неэффективных затрат позволяет не допустить проникновения потерь в планировании и нормировании.

Чтобы затраты на единицу выпускаемой продукции были минимальны, необходимо сделать так, чтобы принимаемые решения были ориентированы на минимизацию затрат. В процессе прогнозирования затраты предприятия по критерию временного лага, рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах. Это обусловлено тем, что краткосрочный и долгосрочный периоды отличаются по возможностям, которые возникают у организации.

К таким отличиям относятся:

- в краткосрочном периоде организация не может изменить свои производственные мощности, а в долгосрочном периоде такая возможность имеется;

- в краткосрочном периоде отсутствует возможность свободного доступа новых фирм в отрасль и на рынок, т.е. число функционирующих экономических единиц, как правило, не меняется; в долгосрочном периоде такая возможность возникает;

- в краткосрочном периоде можно выделить постоянные и переменные затраты. В долгосрочном периоде все затраты становятся переменными в связи с изменением масштабной базы.

Принятые управленческие решения не могут быть осуществлены, если они не будут иметь непосредственные связи с процессом планирования, в ходе которого предполагаемые затраты, связанные с выполнением производственной и коммерческой деятельности, рассматриваются с точки зрения возможностей их охвата планом. В этих целях затраты предприятия необходимо подразделять на планируемые и не планируемые.

Большое значение имеет классификация затрат в зависимости от их отношения к действующим на предприятии нормам, нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм, действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля за уровнем издержек производства.

По составу затраты подразделяются на: одноэлементные и комплексные.

Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от места их возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.

Комплексными считаются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.

По экономическому содержанию затраты классифицируют по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части.

Для всех предприятий установлен единый перечень элементов затрат, включающий в себя следующие затраты: материальные, оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности. Данная группировка дает возможность устанавливать потребности в основных и оборотных фондах, определении фонда оплаты труда и т.д.

Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции.

Для решения этой задачи применяют классификацию затрат по статьям калькуляции. Она позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, устанавливать по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения затрат, На основе этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.

В коммерческих организациях данная группировка затрат является основной, но ее содержание дифференцируется исходя из специфики каждой отрасли.

При установлении системы учета затрат можно выделить группировку затрат по отношению к изменениям объема производства. По данному признаку затраты разделяются на постоянные и переменные.

Постоянными считаются затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства, например, общехозяйственные расходы.

Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др.

Особое значение для учета и управления затратами имеет способ включения затрат в себестоимость продукции. По данному признаку затраты предприятия разделяются на прямые и косвенные.

Прямыми называются затраты по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления на основании данных первичных документов.

Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживанию производства.

Косвенные расходы сначала собирают на отдельных счетах учета, а затем включают в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обусловливается отраслевыми особенностями предприятия.

Важное значение в процессе управления затратами, имеет группировка затрат по их роли в технологическом процессе. По данному признаку затраты предприятия делятся на основные и накладные.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из управленческих и коммерческих расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления организации, эффективности менеджмента и других факторов.

Большую роль в управлении затратами имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие и будущих периодов.

Текущими называются затраты по производству и реализации продукции данного отчетного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.

Расходы будущих периодов – это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды.

Немаловажное значение в управлении затратами имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые – это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления.

Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности субъектов управления, например, переоценка основных средств увеличивает суммы амортизационных отчислений.

При построении эффективной системы контроля затрат на предприятии, необходимо выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты а затем организовать управление затратами. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять «узкие места» в формировании затрат и принимать соответствующие решения. Процесс управления затратами на предприятии включает в себя и процесс регулирования их уровня. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.

Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия, поэтому универсальной методики классификации затрат по этому признаку не существует.

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть в отчетах по центрам ответственности. Это позволит выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.

Опыт успешных предприятий показывает, что четкое определение затрат и их классификация имеют немаловажное значение для организации оптимального управления ими и, соответственно, для их снижения и максимизации прибыли.

Принято считать, что издержки (себестоимость) – это денежное выражение затрат ресурсов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть всё то, во что обходится предприятию производство и реализация продукции. В теории и на практике это называют полной или фабрично-заводской себестоимостью. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объём выпускаемой продукции.

В затраты производства и реализации продукции включаются:

- затраты на подготовку и освоение производства;

- затраты, связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;

- затраты на оплату труда;

- затраты, связанные с использованием природного сырья;

- затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции;

- расходы, связанные с изобретательством, техническим усовершенствованием и рационализаторскими предложениями;

- затраты по обслуживанию производственного процесса (текущий, средний и капитальный ремонт);

- затраты по обеспечению нормальных условий труда и технической безопасности;

- расходы, связанные с набором рабочей силы;

- текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранительного значения;

- расходы, связанные с управлением производством;

- затраты на подготовку и переподготовку кадров;

- расходы по транспортировке работников к месту работы и обратно, отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости от затрат на оплату труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции;

- социальные отчисления;

- платежи по страхованию имущества предприятия;

- затраты на оплату процентов по краткосрочным ссудам банков, оплата услуг банков;

- затраты по гарантийному обслуживанию;

- расходы, связанные со сбытом продукции (упаковка, хранение, транспортировка);

- затраты на воспроизводство основных производственных фондов (амортизация на полное восстановление);

- износ (амортизация) по нематериальным активам;

- потери от брака;

- потери от простоев по внутрипроизводственным причинам.

Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые на производство товаров, а также от технологии их использования.

Цена, по которой приобретаются производственные ресурсы, не зависит от деятельности предприятия. Она определяется спросом и предложением на ресурсы. Отсюда для предприятия чрезвычайно важен технологический аспект формирования издержек производства, обусловливающий, с одной стороны, количество привлекаемых производственных ресурсов, а с другой – качество их использования, причём предприятие должно использовать такие методы производства, которые были бы эффективными как с технологической, так и экономической точки зрения.

Хозяйственная деятельность предприятия есть набор определенных бизнес – процессов. Постоянное изменение внешних условий, рост конкуренции и глобализация бизнеса заставляет предприятия в целях самосохранения совершенствовать свои бизнес – процессы, их качественные и количественные характеристики, а также степень соответствия текущим условиям ведения бизнеса. От того, как предприятие совершенствует свои бизнес – процессы, зависит не только его успешная деятельность в настоящем, но и выживание в будущем.

Преимущества в конкуренции нельзя понять, если оценивать предприятие в целом. Реальные преимущества в минимизации издержек надо находить в цепи действий по созданию определенной стоимости.

Важной частью разработке стратегии предприятия является формулировка способа создания стоимости, т.е. уникального набора выгод для потребителя, который она предоставляет и который не могут предложить конкуренты. Для завоевания устойчивого конкурентного преимущества должны вестись отличные от конкурентов операции или проводиться те же операции, но по-другому. Предприятие должно определять свои подходы к производству, логистике, обслуживанию, маркетингу, управлению персоналом и другим функциям в соответствии со свои способом создания стоимости. Эта деятельность должна тщательно анализироваться, если предприятие хочет достичь реализации своих возможностей.

По мнению Шеремета А.Д. , цепочка создания стоимости является важнейшим элементом анализа эффективности деятельности предприятия. Эта цепочка начинается с обеспечения сырьем и продолжается в процессе производства частей и компонентов, сборки и выпуска продукции, оптовой и розничной продажи продукта или услуги конечным потребителям.

При управлению себестоимость принято выделять пять основных и несколько вспомогательных действий, составляющих такую цепочку на любом предприятии. К основным (первичным) действиям относятся:

 - материально – техническое обеспечение деятельности предприятия. Эти действия связаны с получение, хранением и распределением ресурсов, такие, как обеспечение сырьем и материалами, их складирование, ведение учета запасов, составление графиков движения транспортных средств, расчеты с поставщиками;

- производственные процессы. Это действия, сопряженные с трансформацией вводимых ресурсов в конечный продукт, в частности машинная обработка, упаковка, сборка, техническое обслуживание оборудования, испытание готовой продукции, эксплуатация производственных площадей и помещений;

- материально – техническое обеспечение сбыта. Это операции, связанные со сбором, хранением и доставкой продукции к покупателям;

- маркетинг и продажи включают в себя все действия, сопряженные с куплей – продажей продукта: реклама, продвижение товара на рынке, сбытовые операции, выбор каналов сбыта ценообразование;

- обслуживание включает действия, связанные с оказанием услуг, повышающих или поддерживающих ценность продукта, такие, как установка, ремонт, обучение, поставка компонентов и наладка (регулировка).

К вторичным (или вспомогательным, поддерживающим) действиям следует отнести:

- развитие технологии. Действия, связанные с совершенствованием продукта и (или) процесса, включая научные исследования и опытно- конструкторские разработки, проектирование продукта и его дизайн, проектирование производственных процессов, процедур обслуживания;

- управление людскими ресурсами включает в себя действия, связанные с привлечением, наймом, профессиональной подготовкой, развитием и оплатой труда персонала;

- поддержание инфраструктуры предприятия – это такие действия как общее управление, планирование, финансирование, бухгалтерский учет и т.л.

В условиях экономической и юридической самостоятельности субъектов хозяйствования возникает необходимость постоянного соизмерения выручки и затрат с тем, чтобы определить прибыль или убыток по результатам деятельности.

Деятельность любого субъекта хозяйствования, занятого в той или иной сфере деятельности, связана с определенными издержками (затратами). Себестоимость отражает, сколько и каких затрат было использовано на производство товара. Затраты показывают совокупность фактических расходов на осуществление уставной деятельности в течение расчетного периода. От суммарного объема затрат зависит основной результирующий показатель — масса прибыли. Снижение расходов на производство единицы выпускаемой продукции по сравнению с аналогичным показателем у конкурентов улучшает финансовый результат, т.е., сохранив цену на продукцию, предприниматель имеет возможность получать с каждой единицы дополнительную прибыль. Можно сохранить прежнюю форму дохода на единицу, снизить ее цену в сравнении с ценой конкурентов, что приведет к увеличению дополнительной массы прибыли за счет увеличения общих объемов реализации.

Субъекты хозяйствования, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, — издержки обращения.

Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), называется себестоимостью. Себестоимость отражает величину текущих затрат, обеспечивающих процесс простого воспроизводства.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию.

Все издержки принимаются как альтернативные (вмененные), это означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов рыночной экономики. Различают экономические и бухгалтерские издержки. Экономический подход к определению величины издержек производства несколько отличается от бухгалтерского. Величина издержек упущенных возможностей (альтернативных издержек) — это денежная выручка от наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования ресурсов.

У субъектов хозяйствования наряду с явными издержками (внешними, денежными) — затраты на сырье, материалы, оборудование, рабочую силу — существуют неявные (внутренние, имплицитные) — стоимость затратных ресурсов, являющихся собственностью фирмы: оплата труда предпринимателя, процент на вложенный капитал, нематериальные активы.

Явные издержки (бухгалтерские) соответствуют затратам наших отечественных предприятий и включают: стоимость сырья, материалов, комплектующих, топлива, энергии, амортизацию, зарплату с отчислениями во внебюджетные фонды, административные расходы.

Неявные издержки (издержки упущенных возможностей) — это те доходы, которые могли быть получены из собственных ресурсов, если бы их представить за плату, установленную рынком другим пользователям. В обобщенном виде внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд, как если бы денежные средства были вложены в банк, земля сдана в аренду и приносит ренту и т.д.) и нормальную прибыль (она включает в себя зарплату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но в неявной, в неденежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки. Понятие «экономические» является общепринятым; бухгалтерские исчисляются на практике при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли и т.п.

Учет упущенных возможностей является важной чертой рыночной экономики.

Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательством практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы, исходя из чего выделяют затраты (издержки) по способу возмещения затрат.

По возмещению затрат они делятся на:

- затраты, подлежащие включению в балансовую себестоимость расчетного периода, возмещаемые за счет цены на продукцию, что уменьшает налогооблагаемую прибыль.

- затраты, не подлежащие включению в балансовую себестоимость расчетного периода, возмещаемые за счет чистой прибыли (в распоряжении субъекта хозяйствования), что уменьшает прибыль в распоряжении субъекта хозяйствования — к ним относятся все сверхнормативные расходы (на рекламу, представительские, командировочные, амортизацию, проценты за кредит).

В зависимости от того, в каком структурном звене были осуществлены те или иные затраты, выделяют затраты на уровне цеха (участка) — цеховая себестоимость, на уровне предприятия (фирмы) — производственная себестоимость, а с учетом затрат по реализации продукции — полную (сбытовую) себестоимость.

Под структурой себестоимости продукции (работ, услуг) понимается поэлементный состав затрат в общей стоимости за­трат, т.е. удельный вес различных элементов затрат на производство продукции. Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм организации и размещения, условий снабжения и сбыта.

На основе отраслевой себестоимости, т.е. в зависимости от того, какой элемент затрат является преобладающим, выделяют:

- материалоемкие отрасли (пищевая, легкая);

- энергоемкие отрасли (химическая, алюминиевая);

- фондоемкие отрасли (нефтедобывающие и газодобывающие);

- трудоемкие отрасли (угольная, лесная, сельское хозяйство).

По способу просчета себестоимость делится на плановую, нормативную и фактическую.

Плановая себестоимость определяется по плановым нормам расхода и плановым ценам и тарифам.

Нормативная себестоимость определяется по нормам расхода, действующим на начало расчетного периода и по действующим на начало периода ценам.

Фактическая себестоимость отражает сложившиеся в расчетном периоде затраты на производство и сбыт.

Себестоимость продукции является одним из основных факторов, влияющих на эффективность деятельности предприятия. От того, насколько предприятие эффективно использует резервы снижения себестоимости выпускаемой продукции зависит эффективность деятельности предприятия в целом.

 



2019-12-29 155 Обсуждений (0)
Организация управленческого учета. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация управленческого учета.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)