Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



2019-12-29 155 Обсуждений (0)
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Сегодня отечественная социология находится в состоянии определения. По словам специалистов, она еще не выяснила для себя, какой она является, какой она хочет стать и какой она может стать. Сегодняшнее состояние украинской социологии определяется, в первую очередь, общей ситуацией в стране.

Основное внимание в целом сосредоточено на изучении изменений, которые происходят в нашем обществе, в Украине, генезисы этих изменений и их последствия.

Классическая социология выходила из идеи построения всеобъемлющей картины социального мира. Основатели социологии пытались создать универсальную картину общества. В начале прошлого столетия многие социальные теории превратились в социальную инженерию и вылились в такие социальные эксперименты, как коммунизм, фашизм, апартеид. Во второй половине ХХ столетие стало понятно, что эти эксперименты принесли человечеству трагедии и разочарования. Была потеряна вера в "большие", всеобъемлющие объяснительные модели общества. Социологи сосредоточились на фрагментарном описании разных типов обществ, построении "маленьких картин".

Социология в разных частях света имеет разные традиции. Американская социология преимущественно эмпирическая, сосредоточенная главным образом на конкретных социальных проблемах. Европейская социология - более теоретическая, более философская, более историческая. Однако в последние годы европейские социологи все более внимания уделяют сравнительным международным проектам, таким как "Исследование европейских ценностей", "Европейское социальное исследование", в которых участвует и Украину. И благодаря этим исследованиям открывается новая перспектива создания "больших картин" общественного строя, основанных на синтезе современного теоретического знания и результатов мониторинговых социологических исследований.

 

1. НАУЧНО - СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Развитие социологической науки и образования невозможно без сохранения научных школ. В 70-80-х годах, по мнению специалистов, в Украине сформировалось несколько так называемых социологических школ: школа киевских социологов, Харьковская и Одесская. Именно в этих городах (Киев, Одесса, Харьков, Днепропетровск) в основной массе и до сих пор выходят коллективные и индивидуальные труды социологов, научные записки, сборники трудов. Но это лишь более-менее "благополучные островки". Научная работа на большинстве вузовских кафедр требует дальнейшей активизации.

И сегодня остается одним из острейших вопрос научного общения. Организовать конференцию, провести семинар, "круглый стол" и тому подобное очень трудно по основной причине: слабой институализации социологии, научно-коммуникативной системы. Хотя за годы независимости Украины появились новые периодические издания: "Генезис" (г. Львов), "Константы" (г. Херсон), "Современное общество" (г. Харьков), "Развитие государства", "Политический портрет Украины", журнал "Политическая мысль" (г. Киев), все-таки, за нехваткой средств, они едва поддерживают жизнь социологической науки. Важнейшим достижением в этой отрасли стало основание первого в Украине профессионального издания "Социология: теория, методы, маркетинг".

В 1990 г. в Украине был сформированный институт социологии НАН Украины, в результате реструктуризации Института философии НАН Украины. Этого же года была создана Социологическая ассоциация Украины (САУ) - организация, которая объединяет научных работников, специалистов и научно-исследовательских коллективов, которые работают в отрасли социологии. С 1993 г. она является коллективным членом Международной социологической ассоциации. Главной целью САУ является содействие повышению профессионального уровня и практических ценностей социологических исследований в Украине, защита законных интересов социологов и распространения социологических знаний. Приоритетными заданиями САУ определенно: развитие отечественной социологии, выявления проблем социального развития Украины, содействия профессиональному социологическому образованию в Украине, развитие научных связей и много других.

Относительно социологического образования в Украине, то это сравнительно новая отрасль высшего профессионального образования как социального института государства. Ее целью является создание, обновление и распространение социологических знаний и подготовка квалифицированных специалистов. Длительное время социологическое образование в Украине было отсутствующим по идеологическим причинам, и только в 80-х годах образуются первые кафедры социологии. В настоящее время социологическое образование в Украине имеет определенную сеть учебных и научно-исследовательских учреждений. Социологов готовят несколько государственных университетов и другие высшие учебные заведения, которые имеют социологические факультеты или отделения на других факультетах: Киевский, Харьковский, Одесский, Львовский, Днепропетровский, Волынский университеты, Киево-Могилянская академия и др. В целом в этих заведениях учатся и добывают квалификацию несколько сотен студентов и около сотни аспирантов.

К социологии сегодня в обществе господствует большой интерес, и это обеспечивает высокий престиж соответствующих вузов, отделений, факультетов. Полностью логично, что рынок реагирует на этот спрос, и, как грибы после дождю, появляются социологические факультеты, отделения, специализация в вузах. На первый взгляд, такого рода активизацию можно приветствовать, однако в связи с этим возникают и существенные негативные тенденции.

В первую очередь - появление социологических отделений в тех вузах, специализация которых никак не вяжется с социологией. А отсюда - другая особенность: отсутствие соответствующих условий для подготовки социологов на многих новообразованных факультетах и отделениях, что оказывается, прежде всего, в том, которое бракует квалифицированных преподавателей, способных обеспечить качественную подготовку, недостаточно укомплектованные социологической литературой библиотечные фонды, отсутствующая надлежащая техническая база, базы приобретения практического опыта.

Не беспроблемной остается и система последипломной подготовки социологов, где имеют место аналогичные явления.

Сегодня на социологию спрос. Причиной этого является то, что социологические исследования начали проводиться на коммерческой основе, наблюдается стремление со стороны правящей власти и тех, "кто платит", "закупить" социологию. В Украине, как и в России, создано большое количество социологических центров, институтов, групп отдельных личностей, которые проводят опрос общественного мнения, мониторинги, маркетинговые исследования, и, к сожалению, не всегда на профессиональном уровне. Следовательно, перед институтом науки появляется ряд заданий относительно усовершенствования социологического образования, формирования в обществе социологического мышления, массовой подготовки специалистов-социологов.

Актуальным является создание учебных и методических пособий из социологии, которые выступали бы и в качестве функции экспертной оценки теоретических и эмпирических результатов науки. Заслуживает внимания и формирования крепкой академической социологии, которая должна стать в авангарде развития этой науки.

Следовательно, социология в Украине, как в системе науки, так и в системе образования, переживает свое становление, находится в состоянии поиска своей идентичности. И прежде всего, нуждается в большем внимании со стороны государства и общества.

 

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социология образования - один из крупных разделов современной социологии. Она и смежные с нею отрасли социальных исследований образования получают с середины XX века активное развитие во многих странах мира.

Интерес к социальным вопросам образования в СССР обусловился тем, что образование в советском обществе было одним из средств социальной политики государства и одновременно важным фактором социального расслоения. Социологические аспекты в 20-30-е гг. носили характер редких методических и теоретических вкраплений в исследованиях образования и экспериментах, проводимых с позиции социальной педагогики и педагогической психологии.

Более самостоятельное развитие социологии образования в СССР и Украине связано с возрождением социологической науки в 60-е годы. Оно началось с крупномасштабных эмпирических исследований, которые, однако, сосредоточивались на отдельных аспектах. В этот период она недостаточно выделялась из ряда других отраслей социологии. Региональные эмпирические исследования охватывали в 60-70-е гг. вопросы профессиональных ориентации, трудоустройства, жизненных путей групп молодежи, престижа разных видов труда, профессиональной и территориальной мобильности, эффективности производственного обучения (В. Н. Шубкин, В. И. Артемов, Н. Р. Москаленко, Н. В. Бузукова, В. А. Калмык, М. X. Титма, Э. А. Саар, А. А. Терентьев, В. В. Туранский, В. Ф. Черноволенко, В. А. Оссовский, В. И. Паниотто и др.)2.

Ряд работ был посвящен более общим проблемам: истории и теории социологии образования и роли образования в обществе (Ф.Р. Филиппов), общественным потребностям в образовании (Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич), социологии личности (И. С. Кон, Л. П. Буева и др.), комплексному анализу.

В развитии отрасли первенствуют США, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Индия, Австралия, Канада, страны Скандинавии.

В 70-х годах появляются работы, стремящиеся к более обобщенному положению теоретических вопросов социологии образования, которые получили развитие и в 90-х (В. Н. Турченко, Ф. Р. Филиппов, Г. Е. Зборовский, В. С. Собкин, С. Писарский и др.).

Глубже стали рассматриваться вопросы институциализации и сущности образования (В. Я. Нечаев), социальная природа и динамика , Дмитриев А. В. Личность студента. Л., 1974; Иконникова С. Н. Молодежь.

Анализ отечественных источников позволяет сделать ряд принципиальных выводов о состоянии социологии образования в Украине:

1. Существует недостаток работ теоретического и обобщающего характера

2. Обращения к социальным вопросам образования чаще встречаются в сборниках статей, журнальных публикациях и монографиях, посвященных пограничным с социологией образования вопросам - социологическим проблемам молодежи, труда, семьи, культуры, миграции, политики, науки и т. п., что свидетельствует о недостаточной интеграции научной отрасли. Вместе с тем в силу социальной востребовательнности в социологии образования выделяются внутриотраслевые направления, ориентированные на формирование социологических концепций отдельных проблем или элементов системы образования (социология школьного образования, высшей школы и др.).

3. Для советского периода характерна политизация социальных исследований образования. Многие работы, изданные в 70-80-е годы и в начале 1990-х годов, опираются не на теоретические или эмпирические исследования, а на правительственно-партийные документы.

4. В отечественной социологии образования не достигнута достаточная определенность в вопросах, касающихся ее предмета, приоритетов проблематики, категорий, в том числе понятий "образование" и "воспитание", что свидетельствует об остаточной теоретической зависимости социальных исследований образования от академической педагогики.

5. Современное развитие социологии образования в Украине характеризуется немногочисленными исследованиями на периферии ее проблемного поля и в пограничных проблемах, в то время как методологические и концептуальные вопросы пока не получают достаточного

6. Социально-практическая направленность и отдача социологии образования обусловлена рядом внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы определяются в наиболее общем смысле теоретическим потенциалом отрасли. Внешние - восприимчивостью самой системы образования к инновациям, что подразумевает ее социально-организационную гибкость и позитивную программу развития.

9. Разработки в украинской социологии образования уступают зарубежным по спектру поднимаемых, вопросов и уровню достигнутого теоретического обобщения результатов.



2019-12-29 155 Обсуждений (0)
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)