Система показателей себестоимости продукции
Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции. Изучение динамики себестоимости, выявление причин отклонения фактической себестоимости от нормативной, а так же обоснования возможных путей снижения издержек производства на единицу товарной продукции основаны на использовании индексного метода. Смета затрат на производство – наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота. Для анализа динамики затрат можно использовать двухфакторные или трехфакторные мультипликативные модели. 2. Затраты на производство продукции по совокупности единиц зависят от изменения объема продукции и от изменения себестоимости единицы продукции по каждой единице совокупности: . Тогда имеем систему взаимосвязанных индексов и разложение абсолютного прироста затрат на производство продукции на два фактора: 3. В случае выпуска однородной продукции на различных предприятиях можно использовать трехфакторную модель зависимости общих затрат от общего объема произведенной продукции, от структуры производства и от себестоимости единицы продукции по каждому предприятию: . Тогда система взаимосвязанных индексов и разложение абсолютного прироста общих затрат следующие: , где - абсолютное изменение затрат за счет изменения объема выпуска продукции; - абсолютное изменение затрат за счет изменения структуры выпуска продукции; - абсолютное изменение затрат за счет изменения себестоимости единицы продукции на отдельных предприятиях. В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен. При изучении динамики себестоимости единицы продукции одного вида по совокупности предприятий рассматривается следующая система взаимосвязанных индексов средней себестоимости: , где - индекс средней себестоимости; -индекс структурных сдвигов (характеризует влияние на динамику средней себестоимости изменения структуры выпуска продукции, т.е. изменение доли производства более дорогой и более дешевой продукции); -индекс себестоимости постоянного состава (характеризует влияние на динамику средней себестоимости изменения себестоимости единицы продукции на отдельных предприятиях); -доля производства продукции с i-ым уровнем себестоимости в общем объёме продукции. Абсолютное изменение средней себестоимости единицы продукции за счет каждого фактора в отдельности (за счет изменения себестоимости единицы продукции на отдельных предприятиях и за счет изменения структуры производства продукции) можно вычислить как разность числителя и знаменателя соответствующего индекса. Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе. Показатель снижения себестоимостисравнимой товарной продукцииприменяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к введению новых моделей, стандартов и технических условий. Для характеристики динамики себестоимости сравнимой товарной продукции применяется следующая система индексов: - индекс динамики себестоимости сравнимой продукции – характеризует отклонение фактической себестоимости от базисной. Числитель представляет собой сумму фактических затрат на производство продукции отчётного периода, знаменатель – условная сумма затрат на ту же продукцию отчетного периода при сохранении базисной себестоимости на каждый вид продукции. Разность числителя и знаменателя показывают фактическую экономию (перерасход) средств на весь объём фактически произведенной продукции в связи с отклонением фактического уровня себестоимости от базисного её уровня: Индекс планового задания по себестоимости сравнимой продукции:
Числитель представляет собой сумму плановых затрат на продукцию, знаменатель – условная сумма затрат на плановый объём продукции при сохранении базисной себестоимости на каждый вид продукции. Разность числителя и знаменателя –плановая экономия (перерасход ) средств на весь объём плановой продукции в связи с изменением планового уровня себестоимости относительно её базисного уровня: . Индекс выполнения плана по себестоимости сравнимой продукции: Числитель представляет собой сумму фактических затрат на продукцию отчётного периода, знаменатель – условная сумма затрат на ту же продукцию отчётного периода при сохранении базисной себестоимости на каждый вид продукции. Разность числителя и знаменателя – сверхплановая экономия (перерасход) средств на весь объём фактически произведенной продукции в связи с отклонением фактического уровня себестоимости от ее планового уровня: . Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции – наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности. Для определения размера затрат на 1 руб. реализованной продукции следует сумму затрат на производство и реализацию всей продукции разделить на сумму выручку от реализации продукции: . Плановый показатель затрат на 1 руб. товарной продукции: , где - количество единиц продукции каждого вида по плану, - принятая в плане отпускная цена единицы продукции, -плановая себестоимость единицы продукции. Фактический показатель затрат на 1 руб. товарной продукции: . Затраты на 1 руб. фактически выпущенной товарной продукции, исходя из плановой себестоимости и плановых цен: . Фактические затраты на 1 руб. товарной продукции в ценах, принятых при составлении плана: . Расхождение фактического показателя с плановым может быть обусловлено: - изменением себестоимости единицы продукции ( ); - иным объемом и составом продукции, чем было предусмотрено планом ( ); - также изменением отпускных цен на продукцию ( ). Изменение фактического уровня затрат на рубль продукции по отношению к плановому показателю можно проанализировать с помощью индекса выполнения плана по затратам: , на основе которого можно построить следующую систему индексов (трёхфакторную мультипликативную модель): , где - характеризует изменение затрат на рубль продукции за счет изменения одновременно всех трех факторов; - характеризует изменение затрат на рубль продукции за счет изменения объема и ассортимента продукции; - характеризует изменение затрат на рубль продукции за счет изменения себестоимости; - характеризует изменение затрат на рубль продукции за счет изменения отпускных цен на продукцию. Абсолютное изменение затрат на рубль продукции можно также разложить на три факторных прироста за счет каждого фактора в отдельности: , где - абсолютное изменение фактических затрат на рубль продукции по сравнению с плановыми за счет всех трех факторов вместе; - абсолютное изменение фактических затрат на рубль продукции по сравнению с плановыми за счет изменения объема и ассортимента продукции, - абсолютное изменение фактических затрат на рубль продукции по сравнению с плановыми за счет изменения себестоимости единицы продукции, - абсолютное изменение фактических затрат на рубль продукции по сравнению с плановыми за счет изменения цен на продукцию Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам: - по составу учитываемых расходов – цеховая, производственная, полная себестоимость; - по длительности расчетного периода – месячная, квартальная, годовая, за ряд лет; - по характеру данных, отражающих расчетный период, - фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая; - по масштабам охватываемого объекта – цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п.
Расчётная часть Имеются следующие выборочные данные по предприятиям одной из отраслей промышленности в отчётном году (выборка 20%-ая механическая):
Таблица 1
Выполнение Задания 1 Цель задания: Изучить состав и структуру выборочной совокупности предприятий путем построения и анализа статистического ряда распределения предприятий по признаку себестоимость единицы продукции. 1. Построить статистический ряд распределения предприятий по признаку себестоимость единицы продукции, образовав заданное число групп с равными интервалами. Статистический ряд распределения – упорядоченное распределение единиц изучаемой совокупности на группы по определённому варьирующему признаку. В нашей задаче ряд распределения является вариационным (строится по количественному признаку (в порядке возрастания наблюдённых значений)) и интервальным (основан на непрерывных признаках (принимающих любые значения, в том числе и дробные)). Для построения интервального ряда распределения определяем величину интервала I по формуле: xmaxи хmin – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности; n – число групп интервального ряда. Число групп n задаётся в условии задания или рассчитывается по формуле Г. Стерджесса: N – число единиц совокупности. В нашем случае число групп n задаётся в условии задания. Определяем величину интервала при заданных: тыс. руб. При i = 5 тысяч рублей границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (таблица 2): Таблица 2
Определяем число предприятий, входящих в каждую группу, используя принцип полуоткрытого интервала [ ), согласно которому предприятия со значениями признаков, которые служат одновременно верхними и нижними границами смежных интервалов (110; 115; 120; 125), будем относить ко второму из смежных интервалов. Для определения числа предприятий в каждой группе строим разработочную таблицу 3 (данные графы 3 потребуются при выполнении Задания 2). Таблица 3 Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения и аналитической группировки
На основе групповых итоговых строк «Всего» (таблица 3) формируем итоговую таблицу 4, представляющую интервальный ряд распределения предприятий по себестоимости единицы продукции. Таблица 4 Распределение предприятий по себестоимости единицы продукции
Итого | 30 |
Приведём ещё три характеристики полученного ряда распределения – частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты , получаемые путём последовательного суммирования частот всех предшествующих интервалов , и накопленные частости, рассчитываемые по формуле:
Таблица 5
Структура предприятий по себестоимости единицы продукции
Номер группы |
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |