Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовая устойчивость бюджета как фактор, определяющий его характеристики



2019-12-29 185 Обсуждений (0)
Финансовая устойчивость бюджета как фактор, определяющий его характеристики 0.00 из 5.00 0 оценок




Чаще всего категория устойчивости применяется для характеристики сложных динамических систем, подверженных влиянию большого числа факторов, в т. ч. факторов со случайными характеристиками. Устойчивость объекта - это его способность противостоять усилиям, стремящимся вывести его из исходного состояния статического или динамического равновесия. Однако, очевидно, что устойчивость состояния или траектория развития системы требует самостоятельного исследования, независимо оттого, равновесно оно или нет.

Понятие финансовой устойчивости бюджетов было предложено Г.Б. Поляком, по мнению которого, уровень устойчивости территориального бюджета определяется объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов [3|. В понятие устойчивости закладывается такое состояние бюджета, при котором обеспечиваются нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных в бюджете расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга. Устойчивость бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти.

Финансовая устойчивость регионального бюджета тесно взаимосвязана и с другими финансовыми категориями: финансовой безопасностью, гибкостью, стабильностью, равновесием. Несмотря на значительную взаимообусловленность данных категорий, каждая имеет свою специфику.

Финансовое состояние регионов весьма различно по своим характеристикам. Регулярно проводимый мониторинг исполнения бюджетов субъектов РФ показывает, что и по темпам роста собственных доходов, по действующим и принимаемым расходным обязательствам, получаемой из федерального бюджета

 

Таблица I Примеры руководств и кодексов рекомендуемых практик в сфере управления общественными финансами, действующие в других странах

Сфера управления общественными финансами Документы, содержащие разделы, посвященные соответствующей проблематике
Бюджетное планирование -Рекомендуемые практики для штатов и местных администраций». Ассоциация государственных финансистов США и Канады, май 2001 года (GFOA Recommended Practices for State and Local Governments)
Управление доходами «Улучшение качества управления местными финансами» (Свод лучшей практики). Счетная комиссия. Великобритания (Improving value for money in local government (Audit Commission. UK))
Исполнение бюджета • Кодекс практики казначейского управления в сфере общественных услуг». Специализированный Институт общественных финансов и бухгалтерского учета, Великобритания (Codeof PracticeforTreasury Managementinthe Public Services (CIPFA))
Управление инвестициями Кодеке рационального финансирования капитальных расходов органами местного самоуправления. Специализированный институт общественных финансов и бухгалтерского учета, Великобритания (The Prudential Code for Capital financein Local Authorities (CIPFA))
Долговая политика и управление заимствованиями «Общий кодекс для местных образований». Главное управления территориальными образованиями (орган Министерства внутренних дел Франции) (CodeG<in6raldes Collectivity Territorialcs (France) Localgovernmentcode)
Межбюджетные отношения «Программа в области межбюджетных отношений и управления региональными и муниципальными финансами». Институт МБРР (Intergovernmental Fiscal Relations Program by World Bank Institute)

 

Мониторинг дебиторской задолженности в областной бюджете учетом инфляции позволяет оценить реальный объем потерь областного бюджета в результате изменения дебиторской задолженности системы управления общественными финансами, существуют проблемы, связанные с оптимизацией бюджетных потоков, которая достигается посредством обеспечения финансовой устойчивости бюджета.

Чаще всего категория устойчивости применяется для характеристики сложных динамических систем, подверженных влиянию большого числа факторов, в т. ч. факторов со случайными характеристиками. Устойчивость объекта - это его способность противостоять усилиям, стремящимся вывести его из исходного состояния статического или динамического равновесия. Однако, очевидно, что устойчивость состояния или траектория развития системы требует самостоятельного исследования, независимо оттого, равновесно оно или нет.

Понятие финансовой устойчивости бюджетов было предложено Г.Б. Поляком, по мнению которого, уровень устойчивости территориального бюджета определяется объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов. В понятие устойчивости закладывается такое состояние бюджета, при котором обеспечиваются нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных в бюджете расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга. Устойчивость бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти.

Финансовая устойчивость регионального бюджета тесно взаимосвязана и с другими финансовыми категориями: финансовой безопасностью, гибкостью, стабильностью, равновесием. Несмотря на значительную взаимообусловленность данных категорий, каждая имеет свою специфику.

Финансовое состояние регионов весьма различно по своим характеристикам. Регулярно проводимый мониторинг исполнения бюджетов субъектов РФ показывает, что и по темпам роста собственных доходов, по действующим и принимаемым расходным обязательствам, получаемой из федерального бюджета финансовой помощи и другим показателям регионы делятся на несколько групп. Невозможно четко разделить субъекты по признаку финансовой устойчивости региональной финансово-бюджетной системы. Но можно попытаться составить качественную характеристику потенциальной устойчивости бюджетов субъектов РФ в условиях, когда в результате изменения социально-экономической ситуации возможно изменение собираемости бюджетообразующих налогов.

В соответствии с изложенным можно сделать вывод, что стратегической задачей управления региональными финансами в условиях реформирования бюджетного процесса, наряду с повышением качества и эффективности оказании государственных услуг и решения комплексных социально-экономических проблем, является обеспечение финансовой устойчивости бюджета субъекта РФ. Это требует комплексного подхода к мониторингу и анализу дестабилизирующих факторов и принятию соответствующих управленческих решений в случае отклонений показателей финансовой устойчивости бюджета региона от их целевых значений.

В ходе комплексного исследования сущности финансовой устойчивости бюджета сделан вывод о том, что устойчивость бюджета субъекта РФ необходимо рассматривать с позиции текущей и долгосрочной устойчивости. В данном контексте текущая устойчивость увязывается со способностью бюджета адаптироваться к изменениям как внутренней, так и внешней среды, а также с обеспечением полного, своевременного и независимого от других бюджетных уровней выполнения своих обязательств перед потребителями государственных услуг. Сохранение текущей устойчивости бюджета субъекта РФ является целью управления региональными финансами в краткосрочном периоде. Долгосрочная устойчивость бюджета субъекта РФ характеризуется позитивной динамикой фактических и прогнозных характеристик его основных параметров, определяемых финансовой безопасностью, и ориентирована на формирование бюджетного потенциала территории в увязке со стратегией развития бюджетной системы России и региона.

 

 

бюджетный финансовый устойчивость угроза

 

Исследование вопросов, связанных с рисками исполнения бюджета, позволило установить, что необходимо учитывать различия в понятиях «риски» и «угрозы» финансовой устойчивости бюджета области. Под угрозой финансовой устойчивости бюджета области предлагается понимать объективно существующую потенциальную возможность возникновения негативной ситуации, подрывающей его устойчивость. Объективными источниками угроз являются внешняя среда и внутренние факторы. В табл. 3 фрагментарно приведены угрозы финансовой устойчивости бюджета области и их индикаторы.

Перечисленные угрозы повышают финансовые риски, ограничивают возможности эффективного решения комплексных социально-экономических проблем, эффективного и качественного предоставления государственных услуг.

Фактором, обостряющим проблематику, является низкая бюджетная обеспеченность Ивановской области и, как следствие, высокая дотационность областного бюджета. По итогам 2006 г. Ивановская область среди субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности занимала 63-е место, а доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета области составляла 36,4%. Острый дефицит ресурсов негативно сказывается на бюджетных инвестициях, обусловливает необходимость активно привлекать долговые заимствования.

В 2009 г. ожидается рост государственного долга более чем в 5 раз по отношению к уровню на начало 2008 г. В этих условиях принципиальное значение приобретает вопрос мобилизации доходов, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования механизмов управления рисками и поддержания финансовой устойчивости.

Недостаточное финансовое обеспечение реформы местного самоуправления, а также увеличение расходов местных бюджетов, не обеспеченных соответствующими доходами, препятствуют устойчивому социально-экономическому развитию. Успешность решения данной проблемы связана прежде всего с наличием у местных органов власти материальных и финансовых ресурсов. Для этого необходимы более широкие законодательно закрепленные полномочия по формированию налоговой базы местных бюджетов.

Развивающийся финансовый кризис обусловил ситуацию, когда доходы большинства региональных и муниципальных бюджетов недостаточны для финансирования соответствующих расходов, в первую очередь, в социальной сфере. В то же время наблюдаются недостаточный уровень собираемости отдельных налогов, нарушения в процессе налогообложения, обусловленные несовершенством законодательной базы и отсутствием четкого механизма взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Возникает необходимость увеличения объема поступлений в региональные и муниципальные бюджеты за счет повышения уровня собираемости налогов. Согласно изменениям в налоговом законодательстве в 2008 г. средства, остававшиеся ранее благодаря системе зачетов в регионах, полностью поступают в федеральный бюджет.

В результате соотношение при распределении налогов между федеральным и региональными бюджетами составляет соответственно 59 и 41 Необходимо совершенствовать налоговые отношения между регионами путем создания единой методологической основы, исключающей субъективизм, усиления их заинтересованности в изыскании дополнительных источников доходов и повышения ответственности в компетентном использовании бюджетных средств.

В силу своей значимости налоговая политика постоянно находилась в поле зрения отечественных экономистов. Вместе с тем остаются недостаточно разработанными и теоретически обоснованными вопросы влияния налоговой политики на инвестиционную активность региона, рассматриваются лишь отдельные стороны данной проблемы. Можно констатировать, что именно сейчас регионы нуждаются в эффективных рычагах регулирования экономического роста и инвестиционной деятельности.

 

Таблица 3 Угрозы финансовой устойчивости бюджета области и их основные индикаторы*

Вид угрозы Основные индикаторы
Социально-политические Политическая нестабильность в регионе. Социальная обстановка в регионе и лр.
Правовые Принятие на федеральном и региональном уровнях законодательных актов, сокращающих бюджетный потенциал региона
Информационные Отсутствие публичности информации об управлении региональными финансами и бюджетном потенциале. Искажение информации по субъективным причинам и др.
Финансово-экономические Изменение приоритетов экономической политики. Рост инфляции. Снижение уровня платежеспособности населения региона. Снижение инвестиционных ресурсов. Изменение курса рубля и др.
Угрозы кадрового потенциала Некомпетентность и недобросовестность сотрудников органов власти в сфере управления региональными финансами
Внутренние угрозы Недостаточно эффективное расходование бюджетных средств на оказание государственных услуг, исходя из необходимости максимально полного удовлетворения потребностей жителей и организаций области в государственных услугах. Низкая эффективность бюджетных расходов, направляемых на решение комплексных социально-экономических проблем. Неразвитость институциональных механизмов снижения управленческих рисков в сфере государственных финансов и поддержания финансовой устойчивости и др.

 

Формирование бюджетно-налоговой политики должно быть направлено на создание условий, способствующих увеличению ресурсного потенциала, который посредством роста финансового и налогового потенциалов территории будет способствовать росту доходной базы и доходов бюджета региона. В этом контексте особое значение приобретает управленческая позиция администрации субъекта РФ, нацеленная (или нет) на повышение налоговой активности территории.

 


Заключение

В заключение отметим, что развитие муниципальных финансов является составной частью реформы общественных финансов и должно проходить в рамках общих усилий государства по реформированию бюджетной сферы.

При этом основной целью реформирования муниципальных финансов должны стать стимулирование экономического роста в муниципальных образованиях, усиление роли органов местного самоуправления в общественных процессах, поскольку устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований невозможно обеспечить без предоставления муниципальным образованиям финансовых и материальных ресурсов, необходимых для качественного и своевременного предоставления социально-бытовых услуг населению.


Список использованной литературы

1. Боровикова Е. Финансы субъектов РФ об условиях реформирования бюджетного процесса // Бюджет. 2008. № 4.

2. Бескоровайная // С. Стратегия управления бюджетными потоками региона//Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2005. N? I.

3. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. М.: ЮН 11 - ТИ, 2001.

4. Пикман Л. Устойчивость бюджетов субъектов РФ // Бюджет. 2008. № 12.

5. Никифорова А.А. Факторы финансовой устойчивости и безопасности местного бюджета: Дисс. на соискание уч. степени канд. эк. наук. Волгоград: ВГУ, 2007.

6. www.fintrip.ru

 

 



2019-12-29 185 Обсуждений (0)
Финансовая устойчивость бюджета как фактор, определяющий его характеристики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовая устойчивость бюджета как фактор, определяющий его характеристики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)