Экономическая сущность конкуренции
Рынок не мыслим без конкуренции точно так же, как и конкуренция вне рынка не может проявить своих адекватных функций. Однако, если одни экономисты доказывают необходимость содействия развитию конкурентных основ, то другие разрабатывают методы ограничения конкуренции. В частности, создана отрасль экономической науки, обеспечивающая цивилизованные методы торговли, - маркетинг. На пути конкуренции естественные процессы и институты ставят многочисленные барьеры: - масштаб капитала усиливает экономическую власть на рынке; - естественные монополии; - частная собственность на редкие и ограниченные ресурсы; - дифференциация товаров; - дискриминационные цены; - преступность: рэкет, мафиозные и коррумпированные структуры; - теневая экономика, квазирынок; - трастовые меры по передаче права продажи; - законодательные ограничения на покупку оригинальной продукции; - законодательные гарантии патентов и лицензий. Конкуренция - общественная форма взаимного соперничества, состязания агентов рыночного хозяйства в процессе реализации их экономических интересов. В результате конкуренции достигается максимизация прибыли или выгоды путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. Это с одной стороны, а с другой - конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию. “Конкуренция, если ей не мешают, - писал Ф. фон Хайек, - создает положение, при котором производиться будет, во-первых, все, что хоть кто-нибудь умеет производить и может продать с прибылью по приемлемой для покупателя цене; во-вторых, все будет производиться теми, кто может делать это, по крайней мере, столь же дешево, как и еще кто-то (хотя этот кто-то на деле, возможно, и не производит данный продукт), и, в-третьих, все будет продаваться по цене более низкой (или, по меньшей мере, по столь же низкой цене), какую в принципе мог бы назначить некто, на самом деле данный товар не продающий”. Закон конкуренции - это регулятор отношений состязательности в рыночном механизме между: 1) товаропроизводителями за рынок сбыта продукции, ограниченный платежеспособным спросом покупателя; 2) предпринимателями за рынок ресурсов в условиях ограниченного их воспроизводства или невосстанавливаемых; 3) продавцами и покупателями за уровень цен на конкурентные товары и услуги; 4) покупателями за возможность приобрести товар в условиях дефицита. П.Ж.Прудон писал о сущности конкуренции: “Предмет каждой страсти аналогичен самой страсти: женщина является предметом страсти для влюбленного, власть - для честолюбца, золото - для скупца, лавровый венок - для поэта; точно так же и предметом промышленного соревнования необходимо является прибыль. Соревнование есть не что иное, как сама конкуренция”. “Конкуренция, - по мнению К.Маркса, - есть торговое, а не промышленное соревнование. В наше время промышленное соревнование существует лишь ради торговых целей. Всех охватывает своего рода горячка за прибылью, получаемой без производства. Эта периодически наступающая вновь и вновь горячка обнажает подлинный характер конкуренции, которая старается избежать необходимости промышленного соревнования”. Однако Людвиг Эрхард видел иной смысл: “Конкуренция - эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния. Она одна дает возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом, особенно в их роли потребителей. Она уже уничтожает все привилегии, не являющиеся непосредственным результатом повышения производительности труда... Она не дает погаснуть личному стремлению каждого к трудовым достижениям”. Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками. При наличии данных условий конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка: - стимулирует рост производительности труда, повышение качества; - согласует через цены частные интересы товаропроизводителей и покупателей; - обеспечивает перелив капитала в прогрессивные отрасли ради прибыли; - выталкивает с рынка неэффективных товаропроизводителей, банкротов; - действует как фактор безработицы. Конкуренция в рыночном механизме различается как: а) внутриотраслевая - между фирмами, производящими равнозначную продукцию (или субституты). Она конституирует стоимость, в силу этого: - мотивирует рост производительности труда и развитие производства; - выталкивает из отрасли неперспективные предприятия с наибольшими издержками; - определяет уровень общественно необходимых затрат труда. б) межотраслевая - модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли. Конкуренция проявляется в двух видах. Совершенная конкуренция - это форма обмена без влияния на цену товара, когда возможность увеличить прибыль предполагает перелив капитала и снижение издержек. Это состязание за максимальную прибыль на свободном рынке. У такой конкуренции много названий: ценовая, честная, добросовестная. Она возможна, если цены плавающие при свободном доступе к условиям реализации и приобретения товаров. Несовершенная конкуренция - это форма реализации экономической власти монополистов ради максимизации сверхприбыли (экономической прибыли). В этих условиях используются: - обновление продукции, изменение качества; - реклама, стимулирование покупок; - мимикрия изделий; - гарантированное и послереализационное обслуживание; - шпионаж, шантаж, разбой; - дискриминация цен; - маркетинг. Признание права “невидимой руки” регулировать рыночный механизм связано с причиной “войны всех против всех” и встречает сопротивление корпораций. “Дамоклов меч” конкуренции отторгается монополизацией рынка. Такое противодействие можно объяснить и действием закона эффекта масштаба капитала, указывающего на то, что рост размеров производства есть результат концентрации и централизации капитала (без чего стремление к сверхприбыли теряет экономический смысл). Рост размеров производства позволяет ускорять накопление капитала и усиливает экономическое могущество корпорации. С одной стороны, предприниматель разрабатывает стратегию конкуренции. С другой - исследует поведение конкурентов в отрасли, поскольку знание целей и возможностей конкурента позволяет спрогнозировать собственные действия. Постоянно осуществляя конкурентные действия, субъекты рынка заинтересованы избавиться от “дамоклова меча”, поэтому предпринимаются меры ограничения конкуренции. Они весьма многочисленны. В частности, создаются: - ниша - монополизация конкретного рынка однородных товаров, отличающихся конкурентоспособностью; - сегмент - выделение в массе товаров оригинального, который возможно монополизировать в силу его редкости или запросов разных групп покупателей. В числе форм и методов воздействия на стратегию конкурентов можно выделить: - снижение издержек производства; - дифференциацию продукции; - сегментирование или создание ниши рынка; - внедрение новой техники и технологий; - реагирование на потребности (спрос рынка); - низкую себестоимость единицы продукции как возможность снижения цены. Но особо важна в конкурентной борьбе диагностика деятельности конкурентов, в частности: - анализ поведения конкурента на рынке; - оценка финансовой стабильности конкурентов; - выявление доли товаров на рынке; - изучение приемов и методов товарной политики; - прогнозирование снижения издержек производства; - определение перспектив конкурента в сегментировании или завоевании ниши; - анализ системы маркетинга, системы управления, бизнес-плана; - техническое переоснащение производства; - анализ рынков ресурсов и других внешних факторов. Реакция законодательства на появление монополизма однозначна - создать условия для конкуренции. Наблюдается нарушение принципа “laissez faire, laissez passer” (“пусть идет, как идет”) в той мере, в какой монополизм обусловлен процессом развития экономики.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |