Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особость собственного пути (этап профессионализма).



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Особость собственного пути (этап профессионализма). 0.00 из 5.00 0 оценок




“И вдруг, как обвал, вопрос – кому все это надо? Кто благодаря тому, что я все это умею и с увлечением делаю, становится лучше, добрее, порядочнее, наконец, счастливее? ...Все, что было так понятно и очевидно, рассыпается; равновесие, достигнутое годами напряженного труда, утрачено”. Так начинается – если вообще начинается – третий этап профессионального становления, этап постижения смысла деятельности.

Одновременно уясняется и особенность собственного пути, делаются попытки обозреть, описать, обобщить, теоретически обосновать и объяснить собственный опыт, сопоставить его с принятыми нормами. Развитие идет вглубь, интенсивно, в деятельности выявляются глубокие духовные составляющие. Компетентность на этом этапе обычно выходит за верхнюю границу сложившейся к данному времени профессиональной нормы.

Сиптомы эмоционального выгорания этого этапа:

плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям), затрудненное дыхание, отдышка, гипертензия (повышенное давление) (физические симптомы) ;

недостаток эмоций , неэмоциональность, безразличие и усталость, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, преобладает чувство одиночества (эмоциональные симптомы );

во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть, безразличие к еде; стол скудный, без изысков(поведенческие симптомы);

Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе),увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни, малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании),формальное выполнение работы(интеллектуальные симптомы);

нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби ( социальные симптомы).

Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек” зависит от качеств того и другого. Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности по А.С. Шафрановой (1925г.). Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно заканчиваются перечислением достоинств современного культурного человека таких как: гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного человека, но не являющиеся производными определенной профессии.

Щуркова Н.Е. в своей работе “Классное руководство”(2000г.), говорит о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная личностная черта это:

1. интерес к жизни. Влияние этой личностной черты на содержание и характер работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.

Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с детьми это:

2. интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле. Когда внимание к разного рода личностным проявлениям “Я” человека связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос “любви к ребенку”, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.

Третья важная личностная характеристика это:

3. интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и др. форм созидания в этом мире.

 

ВЫВОДЫ

 

В 1 главе рассмотрена сущность эмоционального выгорания и факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания, а также обозначены этапы профессиональной карьеры учителя и симптомы синдрома эмоционального выгорания свойственные каждому из этапов.

Эмоциональное выгорание представляет собой нарушение адаптации индивида к условиям и содержанию профессиональной деятельности, тогда как профессиональная деформация предполагает изменение личности профессионала непосредственно под ее воздействием (В.Е. Орел, 2005 и др.).

Профессию педагога относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Поэтому люди данных профессий подвержены возникновению симптомов эмоционального выгорания.

 

 

Глава №2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для проведения данного исследования были выбраны следующие методики:

 

1. Методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания”.

 

Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

 

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома.

 

- 9 и менее баллов симптом не сложился;

 

- 10-15 баллов – складывающийся симптом;

 

- 16 и более баллов – симптом сложился.

 

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз.

 

- 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

 

- 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;

 

- 61 и более баллов – фаза сформировалась.

 

3. Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма показателей всех симптомов.

Ф. И. О.   Возраст С Т А Ж  

Тревож-ность

Эмоц. выгорание,

фазы

Причины частого выгорвния

      Лчн* Сит* 1*. 2*. 3*. Пережива-ние психотравмир. обстоятельств Расши-рение сферы эконо-мии эмоций Неадекв. эмоц. реаги рова - ние  
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1.А.Н. 21 1 год 47-высо-кая 36- норм 14 23 3 0 2 17
2И.В. 30 6 лет 41-норм 33-норм 8 69 34 2 25 17
3И.Р. 22 3 года 43-норм 29- низк 10 38 10 0 15 10
4. К.Р. 25 1 год 54-высокая 34-норм 32 19 18 11 3 12
5.О.В. 24 1 год 38-норм 33-норма 29 75 10 17 11 27
6.С.Е. 28 4 года 53-высо-кая 37-норма 27 58 63 2 2 15
7.Т.М. 30 5 лет 36-норм 33- норма 45 63 28 22 33 20
8.Ю.М. 22 3 года 61- высокая 37-норм 36 41 35 9 3 18
9. С.В. 22 2 год 44-нор 37-нор 15 46 48 2 5 18
10. Е.В. 21 3 года 39-норма 32-норм 14 43 47 5 0 18
11.Н.Н. 36 16 лет 54-выс 32-норма 25 67 39 0 0 0
12.Н.Ю. 33 3 год 52- выс 55-выс 17 30 21 14 13 20
13. Л.В. 38 14 лет 43-норма 33-норма 3 64 25 0 25 15
14. Л.С. 39 9 лет 53-выс 49-выс 25 17 79 7 2 15
15. Н.Д. 31 10 лет 43- норм 31- норма 14 56 65 8 1 4
16. О.С. 39 19 лет 38-нор-ма 36-норма 18 1 5 0 16 0
17. Г.Д. 41 20 лет 40-нор-ма 56-выс 72 97 69 25 43 15
18. Г.А. 47 10 лет 55-выс 34-нор-ма 21 68 23 -0- 25 10
19. К,Л. 44 2 год 53-выс 32-нор-ма 17 25 33 7 20 20
20. О.А. 45 25 лет 44-нор-ма 30-низк 26 31 20 17 0 12
21. Л.Н. 46 10 лет 34-нор-ма 39- нор-ма 11 99 40 2 25 28
22. Л.Н. 46 26 лет 48- выс 43- нор-ма 3 37 15 -0 3 12
23. Н.А 52 30 лет 43- норм 35- нор-ма 13 48 17 4 16 4           
24. А.В.     50 20 лет 40- норм 28- низк 32 47 50 9 8 23
25. Т.М. 53 20 лет 61- выс 31- норм 49 69 56 15 22 15
26. Л.В. 50 25 лет 54- выс 35- норм 6 43 20 4 0 13
27. Т.С. 52 30 лет 51- выс 53- выс 33 66 24 4 20 17
28.В.А. 58 30 лет 56- выс 34- нор-ма 6 37 41 -0 8 18
29. .А. 57 32 года   53- выс 37-нор-ма 11 36 62 5 2 8  
30. Н.В. 51 30 лет 44- выс 31- норма 65 14 28 9 3 11    

Всю выборку можно разделить на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:

 

1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);

 

2 группа – синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);

 

3 группа – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).

В первую группу вошло 15 педагогов, что составляет 50%;

 

во вторую группу 9 человек, что составляет 29,5%;

 

в третью группу 6 человек, что составляет 19,8%.

 

Таким образом, мы видим, что самой многочисленной оказалась группа педагогов с синдромом выгорания, сформировавшимся хотя бы в одной из фаз. А самой малочисленной - группа с не сформировавшимся синдромом.

 

Мы рассмотрели количественные показатели синдрома эмоционального выгорания. Рассмотрим теперь возможную зависимость выгорания от стажа работы.

На рисунке 2 показана динамика развития синдрома эмоционального выгорания по отдельным фазам у педагогов с различным стажем работы.

 

 Рисунок 2

 

 

Анализируя показатели фаз на графиках, можно заметить, что в фазе “напряжения” наиболее высокие показатели, имеют педагоги со стажем работы: от 0 до 5 лет; от 10 до 15 лет и более 20 лет. В группах от 5 до 10 лет и от 15 до 20 показатели имеют более низкий уровень. В фазе “резистенции”, на графике мы видим постепенное возрастание уровня сопротивления от первой к третьей группе (от 0 до 15 лет), затем спад в группе педагогов со стажем работы от 15 до 20 лет и у педагогов со стажем работы более 20 лет этот уровень снова повышается. Фаза “истощения” наиболее ярко выражена у педагогов со стажем работы от 10 до 15 лет; затем у педагогов со стажем работы свыше 20 лет. И менее выражена у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и от 15 до 20.

 

На рисунке 3 показаны средние значения развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы.

 

 

Рисунок 3

 

 

Таким образом, наиболее высокие показатели имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет. Причем педагогов с не формировавшимся синдромом эмоционального выгорания в этой группе не оказалось, СЭВ в стадии формирования у 12,5% и сформировался у 87,5%. То есть, педагоги, вошедшие в данную группу, возрастные границы которой 29-39 лет, оказались наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания. Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности и т.д. Если этого не происходит, осознанно или нет, человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одним из факторов формирования СЭВ. Важно отметить, что все испытуемые педагоги это женщины, а у женщин стадии жизненного цикла в большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цикла – брак, появление детей, оставление выросшими детьми родительской семьи (Поливанова 2000 г.). Возраст 29-39 лет - это тот возраст, когда первый ребенок, уже возможно, подросток, а если есть другие дети, то еще не совсем самостоятельные. Специальные исследования показывают, что на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то специфические особенности, связанные с ее профессиональным трудом, как семейное положение и количество детей (Абрамова, 1999г.). Этот факт также может быть одним из возможных факторов возникновения СЭВ. Еще одной причиной может быть так называемый “педагогический криз” (Львова, 1988 г.), это спад профессиональной деятельности учителя после 10-15 лет работы.

 

Педагоги со стажем 0-5 лет. Возрастные границы в данной группе 23-29 лет. Возможной причиной выгорания в этом возрасте может стать несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной действительностью. Один из источников этих ожиданий – это набор верований относительно профессионалов и их работы, которые заложены в нас обществом. Например, мы ожидаем, что, как только профессионал закончил обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя неадекватными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены. Это также средний возраст создания семьи (24 года, по Абрамовой, 1999г.) и молодых педагогов вступивших в брак ждет не только начало семейной жизни, но и критический период ее становления, что может быть одним из факторов возникновения симптомов эмоционального выгорания. И, напротив, неудачные попытки создать семью в более старшем возрасте, на наш взгляд могут накладывать отпечаток на профессиональную деятельность педагога.

 

У педагогов со стажем работы более 20 лет, возрастные границы 40 -53 года, все фазы синдрома эмоционального выгорания также имеют тенденцию к росту. Но среди них педагогов со сформировавшимся, формирующимся и не сформировавшимся синдромом оказалось примерно равное количество (35,7%, 35,7% и 28,5%). Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Этот период связан с кризисом идентичности личности. Перед человеком встает вопрос: “А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу?”. Тот, кто избегает работы по изменению себя, к старости может оказаться в трагической ситуации. Единственным ее содержанием могут стать болезни, одиночество и ожидание смерти. Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он переживает новый подъем творческих сил. Возможно, поэтому в данной группе оказались педагоги с разными стадиями формирования синдрома.

 

Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем работы от 15 до 20 лет, возрастные границы 35-41 год. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.

 

Что касается взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания со стажем работы, мы видим, что наиболее высокие показатели имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет. Это может быть вызвано такими факторами как кризис середины жизни, нагрузки связанные с наличием семьи и детей, “педагогический криз”, т. е. спад профессиональной деятельности после 10-15 лет работы. У педагогов со стажем работы более 20 лет все фазы синдрома эмоционального выгорания также имеют тенденцию к росту. Этот период может быть связан с кризисом идентичности личности. Наконец, у педагогов со стажем работы до 5 лет, выгорание может быть связано с несоответствием ожиданий связанных с профессией с реальной жизнью, а также с возможным кризисом семейной жизни, совпадающим с данным возрастом. Наиболее устойчивой к синдрому эмоционального выгорания оказалась группа педагогов со стажем работы от 15 до 20 лет. Это связано с таким фактором как освоение родительской дистанции с выросшими детьми, что приводит к обновлению переживаний, чувству полноты жизни и причастности ко всем ее проявлениям.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что синдром эмоционального выгорания развивается в результате длительной профессиональной деятельности, не подтверждается. Выраженность фаз синдрома эмоционального выгорания носит не монотонный возрастающий характер, а существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога.

 

 



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Особость собственного пути (этап профессионализма). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особость собственного пути (этап профессионализма).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)