Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сод-ние и ср-ва В-я уч-ся.



2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Сод-ние и ср-ва В-я уч-ся. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сод-ние воспит-го пр-са – это то, чем наполнена организуемая педагогами взаимод-вия пед-га с реб-ком, это то, что наполняет любого вида деят-ть чел-ка, будь это труд, познание, худож-ное твор-во, либо оющение с детьми.

Под умственным В-м подразумев-ся целенаправленное деят-ть воспитателей по р-ю умственных сил и мышления уч-ся. Под умственным р-м м/о понимать пр-с р-я умственных сил и мышл-я, происходящий в рез-те всей суммы возможных жизненных явл-ний и воздействий. В опр-нии умст-го В-я и р-я входят п-я мышление и умств-ные силы. Мышление пред-ет собой опосредованное и оббщённое познание чел-ком предметов и явл-ний объективной дейст-ти в их существенных связях и отн-ниях, явл-ся продуктом деят-ти мозга. (виды: логическое, абстракт, обобщён, теорет-ое, технич, репродукт, твор-кое). Под умственными силами поним-ся опр-ная степень развитости ума, делающее чел-ка способным к накоплению знаний, совершения основных мыслительных операций, овладению опред-ми интеллектуальными умениями. Задачи умст-го В-я: 1. накопление фонда знаний как усл-вий мыслит деят-ти 2. Овладение основными мыслит-ми операциями 3. формир-ние иннтел-ных умений, хар-щих интелл-ную деят-ть 4. формир-ние диалектико-материалист-го мировоззрения. Умств-ное р-е и умение мыслить предпол-ет овладение основ-ми мыслит-ми операциями: анализом, синтезом, сравнение, классификацией. Нравственное В-е предполагает развитие нравственных качеств воспитанников , привитие им навыков правильного общественн-го поведения , формирование системы морально-нравствен-х принципов личности. Наивысший уровень нравст-н становления чел-ка – направленность лич-ти, к кот-ой отражены наиб типичные черты и кач-ва, способы действий и форм поведения.В основе поведения всегда должны лежать : знания отом что являя-ся правильным, а что неправильным., т е у чел-ка д б сформир-ны опред-ные пред-ния и п-я о моральных нормах; определённая эмоцинно- окрашенная оценка этих норм, т н необход-ть следовать, им д б выработано нравственное сознание как регулятор всех действий и поступков чел-ка. В нравственное В-е входят воспитание патриотизма, В-е гуманизма и В-е бережного отн-ния к природе. Трудовое в-е. ориентировано на фор-ие ответ-ого, добросов-ого,твор-ого отнош. к разным видам труд-ой деят-ти, накопл-я проф-го опыта как необход-го условия выполнения важнейш. обяз-ей чел-ка. Под организ-ей труда понимается его упорядочивание, придание ему планомерности. Орг-ция дет. труда д. учит-ть возраст-е и индивид-е особенности детей и закономерности их р-я, в т. чл. эстетич-е и физич-ое.От педагога требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деят-ть. Основные сферы трудового В-я: политехническое обр-ние, производительный труд, общественно-полезный труд, сомаобслуживание, домашний и профессиональный труд. Эстетеическое в-е –направлено на р-е эстетич-го отн-ния к действ-ти, что выраж-ся в способности восприятия прекрасного. Задачи: 1. р-е эстетического восприятия, способности воспринимать прекрасное в окр-щей природе, в исусстве. 2. В-е эстетич вкуса, способности оценивать прекрасное 3. В-е эстетеического отн-ния к дейст-ти, что вкл-ет активные действия чел-ка по охране и защите прекрасного. Эстет. В-е в обуч-нии осущ-ся как в пр-се преподавания ряда общеобраз-ных дисциплин (лит-ры, геогр, истории, биологии), так и с помощью эстетич-ких дисциплин (музыки, изо).  Физическое В-е – это В-е физических качеств чел-ка, совершенствование его двигательных навыков, формир-ние воли и хар-ра. Задачи: 1. В-е у уч-ся высоких мор-ных, волевых и физич-х качеств, готовности к высокопроизводительному труду 2. сохранение и укрепление здоровья школьников, содействие правильному формированию и всестороннему р-ю орг-ма, поддерживание высокой работоспособ-ти на протяжении всего периода обуч-я 3. всесторонняя физич-кая подготовка уч-ся 4. В-е убеждённости в необход-ти регулярног заниматься физич-кой кул-рой и спортом. Ведущая форма физ В-я – урок. Физ В-е имеет большое зн-ние для всего пр-са обуч-я. Исследования психологов показали, что причиноу неуспеваемости 85% уч-ся явл-ся нездоровье. От общего здоровья з/т память, усидчивость и внимательность. След-но, укрепление физ здоровья способст-ет повышению интенсивности умсвенного труда.

 

 

12. Пед технология. Зарождение идеи тех-ии пед пр-са связано с внедрением достижений научно-технич. пр-са в различ. области теоретич. и практич. деят-ти. У истоков технологизации пед-ки стоял Макаренко. Массовое внедрение пед тех-ий относят к началу 1960-х г. И связывают его с реформированием вначале амер-ой, а затем и Европ-ой шк. Авторы современ. Пед тех-ий за рубежом: Д.Ж. Керолл, Б. Блум, Г. Гейс. Рос-ие учен.: Гальперин, Талызина, Бабанский, Беспалько. В наст. вр. пед тех-ии рассматр-ся как один из видов человековедческих тех-ий и базир-ся на теориях психодидактики, соц псих., кибернетики, управления и менеджмента. Первоначал. Мног. Термин «пед тех.» использовался только применительно к обуч-ю, а сама тех-я понималась как обуч-е с помощью технич ср-в. Тех.- это набор и последоват-ть оперций, выполненных с помощью дан. Техники в каждом данном производственном пр-се. В наст. вр. пед. тех-ю понимают как послед-ю, взаимосвяз-ю сис-му действий пед-га, направленных на решение пед задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного пр-са. Пед тех. В макс. степени связана с учеб. пр-ом- деятельностью учителя и уч-ка, её структурой, ср-ми, мет-ми и формами. Поэтому в стр-ру пед тех. входит: 1. концептуальная основа 2. содержательная часть обуч-я: цели обуч-я – общие и конкретные; сод-ние учебного мат-ла.3. процессуальная часть – технологически пр-с: орг-ция учебного пр-са; мет-ды и формы учебной деят-ти шк-ков; мет-ды и формы уч-ля; деят-ть уч-ля по упр-нию пр-сом усвоения мат-ла; диагностика учеб-го пр-са. Классификация: по сущности, целевой ориентации, орг-ции обуч-ия выд-ся следующие классы пед технологии: 1. по ур-ню применения выдел-ся общепед-кие, часстно-мет-кие и модульные техн-гии 2. по философской основе – материалистич-кие и идеалистич-кие; диалектич-кие и метофизич-кие; научные и религиозные; гуманист-кие и антигуманные 3 по ведущему фактору псих-го р-я: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические техн-и 4. по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтат-технол-гия, развивающие. 5. по ориентации на личностные стр-ры: информационные (формир-ние школьных ЗНУ), операционные, эмоционально-худож-ные и эмоционально-нравственные тех саморазвития; эвристич-кие и прикладные. 6. по типу орг-ции и упр-ния познавт-ной деят-ти: а) классическое лекционное обуч-е б) обу-е с пом аудиовизульных техн-их средств в) сис-ма «консультат» г) обуч-и с пом учебной книги д) групповые и дифферен-ные способы обуч-я е) компьютерное обуч-е ж) программное 

 

 

 

 

 

 

10. Методы об-я в школе-это способы порядочного взаимодействия м-у учителем и учеником направленные на достижение намеченной цели. Методы обучения д.б. отражены общие положения требования закономерностей и принципов об-я. Выбор и применение методов на практике обуславливаются личностью педагога(мастерство, творчество), особенностями учеников, а также условиями, где проходит учебный процесс. Поскольку обучение черезвычайно сложный и динамический процесс, то и его главные «инструменты» - дидактические методы также отвечают всем этим характеристикам и не могут быть сведены к одной классификации. Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к ис­тине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядочен­ный способ деятельности по достижению учебно-вспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, поня­тие метода обучения отражает:

1. Способы обучающей работы учителя и способы
Учеоной работы учащихся в их взаимосвязи;

Специфику их работы по достижению различных Целей обучения Таким образом, считается, что МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ -это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактиче­ских задач.

Методы реализуются в педагогической действитель­ности в различных формах: в конкретных действиях, при­емах, организационных формах и т.п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут

найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично-поисковый метод, а может носить репродуктивный харак­тер, реализовать соответствующий метод и быть нацелен­ной на запоминание и закрепление. То же можно сказать  о работе с книгой, и об экскурсии, и т.д.

В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и приемы, осуществляются различ­ными средствами обучения, к которым относятся как ма­териальные, так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений ма­териальной и духовной культуры, слово, речь и др.

Из истории развития методов обучении. Метод обучения - категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производ­ственных отношений оказывают влияние на общие цели обучения. С изменением целей меняются и методы обуче­ния. Так, в древние времена преобладали методы обуче­ния, основывавшиеся на подражании. Наблюдая и повто­ряя за взрослыми определенные действия, например, тру- довые. ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Основным способом преподавания была передача учителем готовой информации с помощью пись­менного, устного, а позднее и печатного слова с после­дующим усвоением его учащимися. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам -одной из главных задач образования.

В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают свое значение единствен­ного способа передачи знаний учащимся. Развитие полу­чают методы наглядного обучения, методы, помогающие применять знания на практике.

На рубеже XIX—XX веков интерес вызвала концепция "учение через деятельность" с использованием практиче­ских методов обучения. Большие надежды возлагались также на очередной вариант словесного метода, основан­ного на самостоятельности движения к знаниям. Однако этот метод требует слишком много труда и времени для получения результатов. Методы обуч-я: 1. словесные м-ды: рассказ предпол-ет устное повествовательное изложение содер-ния учебного мат-ла и применяется на всех этапах школьного обуч-я. Выд-ся несколько видов рассказов: рассказ-вступление, рас-изложение, рас- заключение (доступный язык, логическое изложение, эмоциональность, достоверность фактов), объяснение – словесное истолкование законом-тей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных п-й и явлений. Объяснение – это монолог (объяснение теорем, изучение теретич-го мат-ла, решение задач, раскрытие коренных причин явлений природы). При использовании данного м-да необ-мо использовать точные и чёткие формулировки задач, последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументация и доказат-во, использование сравнения, сопоставление аналогии, яркие примеры), беседа – диалогический м-д обуч-я , при кот-ом уч-ль путём постановки тщательно продуманной сис-мы вопросов подводит учеников к пониманию нового мат-ла или проверяет усвоение ими уже изученного. Первым стал использ-ть данный м-д Сократ. Беседы бывают вводные, организующие, беседы сообщения, синтезирующие или систематизирующие. Одна из разновидностей бес это собеседование (индивид-ное, фронтальное). Бес имеют след преимущества: активизируют уч-познав-ную деять уч-ся, развивают память и речь. Недостатки: требуют много времени, необходим запас знаний. Дискуссию – как м-д обуч-я целесообразно использовать в том сл-е, когда уч-ся обладают значительной степенью зрелости самост-ти мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точ зр. Лекция – монологический способ изложения объёмного мат-ла, используется в старших классах и занимает почти весь урок.

Работа с учебником и книгой – важнейший м-д обуч-я. В начальных кл работа с книгой осущ-ся главным образом на уроках под руководством уч-ля. Дальше дети работают с книгой сам-но. Ряд приёмов работы с печатными источниками: конспектирование, составление плана текста, тезирование, краткое изложение основных мыслей прочитанного, цитирование – дословная выдержка из текста, рецензирование, составление справки. 2. наглядныем-д иллюстраций предпол-ет показ ученикам иллюстративных пособий: плакаты, таблицы, картины, карты, зарисовки на доске, м-д демонстрацийобычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технич установок, кинофильмов, диафильмов. Наглядность должна соответств-ть возрасту уч-ся, должна использоваться в меру, показывать н/о соответст-щий момент урока. Все должны хорошо видеть демонстрируемый предмет, н/о чётко выделять главное. 3 практические упражнения- многократное выполнение умственного или практич-го действия с целью овладения им или повышение его кач-ва. Упр-ния по своему хар-ру дел-ся на: устные (способствуют р-ю логического мышления, памяти, речи и внимания уч-ся, не требуют затрат времени на ведение записей.), письменные (использ-ся для закрепления знаний и выработки умений, способствуют р-ю логического мышления, культуры письменной речи, самост-ти), графические (отн-ся работа по составлению схем, чертежей, графиков, карт, применение их помогает уч-ся лучше воспринимать, осмысливать, и запоминать учебный мат-л) и учебно-трудовые (отн-ся работы уч-ся, имеющие производственно-трудовую направленность, их цель: применение теоретич-ких знаний на практике), лабораторные работы – это проведение уч-ся по заданию уч-ля опытов с использованием приборов, применением инструментов и др технич-ких приспособлений, проводятся в иллюстративном или исследовательском плане. Практические работы –проводятся после изучения крупных разделов тем и носят обобщающий хар-р. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы, напр «школьный огород».Выбор методов обучения В педагогической науке на основе изучения и обобще­ния практического опыта учителей сложились определен­ные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. Выбор ме­тодов обучения зависит:

— от общих целей образования, воспитания и развития
учащихся и ведущих установок современной дидактики;

— от особенностей содержания и методов данной нау­
ки и изучаемого предмета, темы;

— от особенностей методики преподавания конкрет­
ной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой
требований к отбору общедидактических методов;

— от цели, задач и содержания материала конкретного
урока;

—  от времени, отведенного на изучение того или
иного материала;

— от возрастных особенностей учащихся; от уровня их
реальных познавательных возможностей;

—  от уровня подготовленности учащихся (образо­
ванности, воспитанности и развития);

— от материальной оснащенности учебного заведения,
наличия оборудования, наглядных пособий, технических
средств; —  от возможностей и особенности учителя, уровня
теоретической и практической подготовленности, методи­
ческого мастерства, его личных качеств. М-ды обуч-ния в опыте творчески работающих людей. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятель­ность, когда каждый участник и команда в целом объедине­ны решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурны­ми элементами являются:

— моделируемый объект учебной деятельности;

— совместная деятельность участников игры;

— правила игры;

принятие решения в изменяющихся условиях; —                 эффективность применяемого решения. Суть объяснительно-иллюстративного метода обучения остоит в том, что учитель сообщает готовую информацию азными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают i фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный ме--од - один из наиболее экономных способов передачи ин-[юрмации. Однако при использовании этого метода обучения геваться полученны­ми знаниями.

Для приобретения учащимися этих умений и навыков используется репродуктивный метод обучения. Суть его со­стоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя.

Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика - в выполнении действий по образцу.

Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показы­вает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать об­разцы научного познания, научного решения проблем. Уча­щиеся при этом следят за логикой решения проблемы, полу­чая эталон научного мышления и познания, образец культу­ры развертывания познавательных действий.

В целях постепенного приближения учащихся к само­стоятельному решению познавательных проблем использует­ся частично-поисковый или эвристический метод обучения. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает твор­ческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

Этой цели служит исследовательский метод обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Уча­щиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности. Технология конструирования мет-дов обуч-я. Принцип целостности пед техн имеет своим следствием необх-ть выбора и оптимального сочения мет-ов, приёмов обуч-я в зависим-ти от учебных возможностей уч-ся, целей и уровня усвоения, трудности. При этом нецелесообразно закреплять за классами стандартный набор мет-ов и приёмов обуч-я. Выбор учителем мет-ов д оперативно корректироваться с учётом изменений в учебных ситуациях, обеспечивая соответствие мет-в и учебных возможностей класса в целом и отдельных уч-ся. В классах пед поддержки словесные методы работают на осознанность мышления, любое действие сопровождается словесным подтверждением; в классах продвинутого обуч-я словесный м-д – способ абстрагирования. Практич-кие м-ды м б использованы одинаково часто в классах любого уровня, но носить различный хар-р. Наглядность играет большую роль в осознанности восприятия, в классах пед поддержки этот м-д следует использовать на большин-ве уроков.

 

 

 

 

 

 

4. Пед пр-с как целостность. Пед пр-с – это пр-с, в кот-м соц опыт переплавляется в кач-ва лич-ти. Целостность, оющность, единство – главные харк-ти пед пр-са, подчёркивающие подчинение всех составляющих его пр-сов единой цели. Сложная диалектика отн-ний внутри пед пр-са заключ-ся: 1. в единстве и самост- ти пр-ов, его образующих; 2. в целостности и соподчиненности, входящих в него обособленных систем; 3. в наличии общего и сохранение специфического. Специфика пр-ов, обр-щих целостный пед пр-с, обнаруживается при выделении доминирующих f -ций. Доминирующая f-я пр-са обуч-я – обуч-е, воспитания- воспитание, развития- развитие. Каждый из названных пр-св выполняет в целостном пр-се и сопутствующие f-ции: В. осуществляет не только воспитательную, но и развив-ю и образ-ю f-ю, а обуч-е немыслимо без сопутствующего ему В. И р-я. Так. Обр оба пр-са ведут к главной цели-формир-нию лич-ти, но каждый их них способствует достижения этой цели присущими ему сред-ми. Специфика пр-сов проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обуч-нии используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в В-и превалируют б. свободные формы различного хар-ра, общественно-полезная, спортивная, художественная деят-ть, целесообразно- организованное общение, посильный труд. Имеют свою специфику методы контроля и самокононтроля, принимаемые в обуч-и и В. В обуч-и, напр.обязательно применяются устный контроль, письиен-ые работы, зачёты, экзамены. Контроль за рез-ми В.-я мене регламентирован. Информацию пед-ам дают наблюдения за ходом деят-ти поведения учен-ов ,обществен. Мнение, другие прямые и косвенные характер-ки. Закономерности :1. законом-ть в динамики пед пр-са. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменения на предыдущем этапе. Это з/т, что пед пр-с как развивающееся взаимодействие м/у педагогами и воспитующими имеет постепенный ступенчатый хар-р напр. тот ученик будут. иметь б высокие общие достижения, у кот-го были б высокие промежуточные рез-ты. 2. законом-ти р-я лич-ти в пед пр-се. Темпы и достигнутый уровень р-я лич-ти зависят от: а)наследственности б) воспитат. и учебной среды в) включение в учебно-воспитат деят-ть г) принимаемых средств и способов пед воздействия 3. закон-ть упр-ния учебно-воспит пр-сом. Эффективность зависит от: а) интенсивности обратных связей м/у воспитуемыми и педагогами б) величины, хар-ра и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых. 4 закон-ть стимулирования. Зависит от а)действия внутренних стимулов учебно-воспитат деят-ти б) интенсивности, хар-ра и своевременности внешних (пед-х, морал, матер- х)стимулов5. Закон-ть единства чувственного, логич-го и практики в пед пр-се. Эффектив-ть зависит от а) интенсивности и кач-ва чувственного восприятия б) логического осмысления воспринятого в) практического применения осмысленного. 6. закон-ть единства внешней (пед) и внутренней (познават-ной) Эффект-ть з/т от: а) кач-ва пед деят-ти б) кач-ва собственной учебно-воспитательной деят-ти воспитуемых 7. заномер-ть обусловленности пед пр-сом. Течение и рез-ты учебно-воспит пр-са з/т от: а) потребностей об-ва и лич-ти б) возможностей( материально-технич-е, эконом-е) общ-ва в) условий протекания пр-са (морально-псих-е, санитарно-гигиенич-е, эстетич-е) Структура – это расположение элементов в с-ме. Стр-ру П с-мы сост-ют выдел-е по принятому критерию эл-ты,а т.же связи м/у ними. Компоненты с-мы, в к-ой протекает пед. пр-с,-педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам пед пр-с хар-ют цели, задачи, содерж-е методы, формы взаимодействия пед-ов и воспитуемых, достигаемые при этом рез-ты. Это и есть образующие сис-му компоненты- целевой, содержательный, деятельнострый, результативный. Целевой ком-т пр-са включ. Все многообразие целей и задач пед. деят-ти: от генеральной цели- всестороннего и гармонич-ого р-я лич-ти-до конкрет задач формир-я отдельных качеств или их эл-ов. Содерж-ый отраж. смысл ,вкладываемый как в общую цель,так и в конкрет-ю задачу, адеятельностный- взаимод-е пед-ов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление пр-ом, без к-ых не м/т быть достигнут конечный рез-т . Результатив-й отраж эф-ть его протекания, хар-ет достигнутые сдвиги в соств-ии с поставленной целью.       25. Пед. мастерство. (По Макаренко) это знание осо бенностей пед. пр-са, умение его построить и привести в движение. Нередко пед. мас-во сводят к умениям и навыкам пед. техники, в то же время это лишь один из внешне проявляющихся компонентов мас-тва. Овладение пед. мас-ом доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно фор-ся на основе практич. опыта, но не любой опыт становится источником проф-ого мас-ва. Таким источником явл. Пед. деят-ть, осмысленная и проанализ-я. Пед. мас-во- это сплав личностных и проф-х качеств. Пед и гуманитар-я культура уч-ля. В последние годы всё шире исп-ся и разрабат-ся пон-е пед культуры. Однако пед культура ещё не гарантир-ет успеха в осущ-ии пед деят-ти. В «живом» реальном пед пр-се проф-зм проявл-ся в ед-ве с общекультурными и нравственными проявлениями личности пед-га. Ед-во всех этих проявлений образует гуманитар-ю(общую)культуру пед-га. Гуманитар-я кул-ра пед-га- это совокуп-ть личностных и проф-ых кач-в, а т. ж. ценностей, ориентаций и умений. Практич-я готовность к пед деят-ти.В пр-се пед работы уч-ль осущ-ет неск-ко видов деят-ти:конструктивную, организаторскую и коммуникативную.1 м. б. осущ-на при наличии у пед-га аналитических, прогностических и практич-х умений. Аналитические умения складываются из след-х частных умений а) разделять пед явления на составляющие эл-ты б) осмысливать каждое пед явление во взаимосвязи в) вычленять основную пед задачу (проблему) и определять способы её оптимального решения г)правильно диагностировать пед явления В основе прогнозтич-их умений педагога лежат знания сущности и логики пед пр-са, закон-ти возрастного и индив-го р-я уч-ся. Пед прогнозирование пред-ет видение тех качеств уч-ся и особ-тей К-ва, кот-ые м б сформулированы за тот или иной промежуток времени. Выделяют 3 гр: 1. умение прогнозировать, р-е К-ва, р-е сис-мы взаимоотн-ний 2. умение прогнозировать р-е лич-ти,её качеств, чувств, воли и поведение возможных отклонений в р-и 3. умение прогнозировать ход пед пр-са: трудности уч-ся, рез-ты тех или иных мет-ов, приёмов и средств об-я и В-я Проективные умения. Стр-ра пр-я: 1. переводить цели и сод-ние обр-ния и В-я в конкретные пед задачи. 2. учитывать потребности и интересы уч-ся, возможности материальной базы, свой опыт и личностно-деловые кач-ва 3. определить основную и подчинённые зад для кажго этапа пед пр-са 4. отбирать виды деят-ти соотвествующие поставленным задачам 5. планировать индивид работу с уч-ся с целью преодоления имеющих недостатков и р-е их способностей, творческих сил и дарований 6. отбирать сод-ние, выбирать формы методы и ср-ва пед пр-са вих оптимальном сод-нии. 2.Организаторская. – предпо-ет умение включать уч-ся в различные виды деят-ти и орга-ть деят-ть К-ва. Особое зн-ние организаторской деят-ти приобретает в воспит работе. Сюда отн-ся а) мобилизационные умения – это умения привлечь внимание уч-ся и развивать уних устойчивый интерес к учению и др видам деят-ти, сформировать потребность в знаниях, вооружить уч-ся навыками учебной работы. Б) информационные умения – включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения практически преобразовывать информацию в)развивающие умения пред-ют опред-ние зоны ближайшего р-я отдельных уч-ся и класса в целом г) ориентационные умения – пред-ют собой умения формировать ценностные установки воспитанников, куда входят отн-ния к труду, явл-ниям природы и об-ва, идеалов и др мотивов поведения. 3.Коммуникативная деят-ть педагога структурно м б представлена как взаимосвязанные гр-ы перцептивных умений, собственно умений общения и пед техники. Перцептивные умения –это умения понимать других, их личностные особенности и ценностные ориентации. Умения общения в пел пр-се –это умения распределять внимание и поддерживать его устойчивость. Пед технология – сов-ть умений и навыков, необ-ых для стимулирования активности как отдельных уч-ся, так и К-ва в целом Творчество –это деят-ть, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формир-ние новых комбинацийЗУН, продуктов. Рез-том творчества явл-ся введение в пед пр-с инноваций. Выд-ют несколько ур-ней инноваций: 1. открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать пед действительность  2.изображения, разработка и внедрение новых эл-ов пед технологии. 3. пед рационализаторство- усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным усл-ям уже используемых мет-в и средств В-я и об-я. В отличии от творчества в др-х сферах (наука, техника, искусство) ТВ-во педагага не имеет своей целью создание соц-но –ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся р-е лич-ти. Творческий потенциал пед-га формируется на основе 2-х ком-тов: пед-го профессионального и соц опыта. Без спец подготовки и знаний успешное пед ТВ-во невозможно. Творческая пед деят-ть складыв-ся из след этапов: возникновения замысла, его проработка и преобр-ние в идею (гипотезу), поиск способа воплощения замысла и идеи. В сфере лич-ти пед ТВ-ва проявл-ся как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивид- тью, как опр-ние индивид-ных путей своенго проф-го роста и построение программы самосоверш-ния. Уровни пед творчества: 1. воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): пед-г использует обратную связь, корректирует свои воздействия по её рез-там, но он действует по шаблону, по опыту др учителей. 2. оптимизация деят-ти на уроке, начиная сего планирования, когда ТВ-во прояв-ся в умелом выборе и целесооб-ном сочетании уже известного пед-гу сод-ния, методов и форм об-я 3. использование творческих возм-тей, живого общения с учениками 4. исп-ние готовых приёмов с привнесением личностного начала, соответ-щего твор-ой индивид-ти пед-га, особенностям лич-ти восипт-ка, конкретному ур-ю раз-я кл. Мотивы лич-ого раз-я пед-га. Установлено что бол-во студ-в, поступающих в пед вузы, имеют интерес к профессии пед-га или склонность к пед деят-ти. Мотивы выбора пед проф-ии во многом предопределяют и мотивы учения ст-в пед вузов. Если принять во внимание, что мотив-это не что иное, как потребность, то для будущих уч-ей такой потребностью м.б. «чистый» познават-ый интерес, стремление лучше подготовиться к сам-ой будущ. деят-ти, чувство долга и ответ-ти или же стремление посредством учения выделиться среди однокур-ов, занять престижное положение в кол-ве, избежать нареканий со стороны преподав-ей и родителей, желание получить повышенную стипендию. Мотивы раздел-ся на ведущие (долговременные) и ситуативные. Кроме того, различ-ют внешние и внутренние мотивы. Деят-ть пед-га пред-ет собой цепь разл-ных ситуаций. В одних сит-ях цель деят-ти и мотив совпадают. Другие ситуации восприним-ся как целенапрвл-ное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. Важнейшую роль играют соц –но-ценные мотивы пед деят-ти. К ним отн-ся чувства проф-го и гражданского долга, ответственность за В-е детей, честное и добросовестное выполнение проф-ных ф-й, увлечённость предметам преподав-ния и удовлетворение от общения с детьми, любовь к детям, чув-во признания Творческая индвид-ть пед-га. Хар-ся прежде всего потребностью в самореализации, т е стремление к возможно более полной реализации своего потенциала в проф-ной деят-ти. Потребность в самореал-ции хар-но для чел-ка с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору. Деят-ть учителей новаторов, мастеров пед труда доказывает, что чем ярче индивид-ть пед-га, тем гармоничнее сочетаются в нём профессио-зм и дух-ная кул-ра, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает окружающую действит-ть, а потому он более интересен уч-ся, обладает бодьшими возм-ми влияния на р-е лич-ти. Творческая индивил-ть проявл-ся не только в освоении накопленной человеческой кул-ры и р-я на этой основе индивид-ной духовной кул-ры. Она прежде всего выраж-ся в активной преобразоват деят-ти, в пр-сах личностного выбора и личностного клада, полной отдачи себя. Условия р- я творческой индив-ти пед-га. Рядом исследователей установлена сов-ть необходимых для формир-ния прфес-го самосознания будущего пед-га. Они способствуют возникн-нию у пед-га потреб-ти в творческой проф-ной деят-ти. Среди усл-вий м/о выделить след-щие: 1. обращённость сознания на себя как на субъект пед деят-ти. 2. переживание конфликтов 3. способность к рефлексии 4. орг-ция самопознания личностных качеств 5. использ-ние совместных форм деят-ти 6 широкое вовлечение будущего учителя в различные виды проф-но-нормативных отн-ний 7. предоставление возм-тей для наиболее полного сравнения и оценив-ния прфесс-но важных качеств, УН, формир-ние правильного отн-ния отн-ния к седее и другим. Как видно, важнейшее место в р-и творческой инд-ти пед-га занимает самор-е. Потребность в самосовер-нии строится на идеалах лич-ти. Пед идеал – это представление пед-га о том, каким он д б в соот-вии с той пед целью, кот-ю он ставит пред собой. Оценка эффектив-ти и стадии самор-я. Самор-е имеет как бы двойной пед рез-т. с одной стороны это те измен-ния, кот происходят в личностном р-и и проф-ном росте, а с другой – овладение самой способностью заниматься самор-м. Судить о том, овладел ли будущий пед-г этой способностью, м/о потому, научился ли он осуществлять след-щие действия: 1. целеполагание: ставит пред собой проф-но значимые цели и задачи самор-я 2. планирование –выбирать ср-ва и способы, действия и принципы самор-я 3. самоконтроль6 осуществ-ть сопоставление хода и рез-тов самор-я с тем, что намечалось 4. коррекция: вносить необходимые поправки в рез-ты работы над собой. Овладение такими действиями требует времени и определённых умений, поэтому исслед-ли выделили стадии проф-го самор-я:  в нач стадии овладение проф ным саамов-м его цели и задачи не конкретны, сод-ние не достаточно определено. Они сущ-ют в виде неопределённого желания стать лучше вообще, кот-рое проявл-ся при воздействии внешних стимулов. Ср-ва и способы саамов-я ещё не вполне освоены. Пр-с саамов-я протекает как учебная процедура, поэтому студент нуждается в помощи со стороны значимого другого (преподавателя) На 2-ой стадииовладения самор-м целеполагание стан-ся более опред-ным и конкретным. При этом цели и задачи, кот-ые ставит пред собой студент, касаются конкретных качеств его лич-ти. Многое в процедурах р-я зависит от внешних обстоятельств. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность - существенные проявл-ния самор-я на этой стадии.  На 3-ей стали самор-я пед-г сам-но и обоснованно формулирует его цели и зад. При этом сод-ние самор-я поднимается от часных качеств до глобальных и общих проф-но- значимых свойств лич-ти. Планиров-ние работы над собой, отбор средств самовоздействий осущ-ся легко. Все основные действия самор-я –целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция – осущ-ся автоматически, непринуждённо. 17. Воспит сис-ма … Воспит сис-ма – это целостный соц организм, возникающий в пр-се взаим-вия основных ком-тов В-я и обладающий такими интегративными хар-ми, как образ жизни К-ва, его псих климат. Ком-ты воспит сис-мы:1. подсис-ма целей и идей. Цель воспит сис-мы должна соответ-ть след требованиям: а)орг-ция цели на р-е лич-ти, б)соответствие цели воспит сис-мы запросам социума и ожидания уч-ся в) наличие чёткой и ясной формулировки цели г) возм-ть деления главной цели на составл-щие д)диагнозтичность (т е насколько мы можем проверить эффективность). 2. общность людей, реализующих цели и идеи: а) пед К-в б)ученический К-в. Каждый д б заинтересован над достижением какой цели работает обр-ное учр-ние. 3. подсис-ма деят-ти общения и отн-ния. Условия, кот-ым должен соот-ть тот или иной вид деят-ти: а) этот вид деят-ти должен выражать преобл-щую Кол-ную потребность и быть престижным в

2019-12-29 177 Обсуждений (0)
Сод-ние и ср-ва В-я уч-ся. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сод-ние и ср-ва В-я уч-ся.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)