Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ФОРМЫ.



2019-12-29 141 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ФОРМЫ. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Сущность, формы, основные инструменты валютной политики.

 

В системе валютного регулирования особое место занимает валютная политика, которая представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития. Она может быть представлена в двух видах в зависимости от текущих либо долгосрочных целей, т.е. структурной и текущей.

Структурная валютная политика проводится в форме валютных реформ, направленных на совершенствование принципов взаимодействия всех стран, и, как правило, сопровождается борьбой за упрочение положения отдельных валют и достижение привилегии. При этом структурная валютная политика обусловливает формирование тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов.

Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене. Экономическая природа валютной политики страны понимается в историческом аспекте, поскольку приоритетными становятся те или иные конкурентные задачи, как то: валютные ограничения, либерализация валютных операций, предотвращение валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации.

Арсенал используемых элементов политики может при том приобретать дисконтную или девизную формы.

Как правило, в целях регулирования валютного курса и платежного баланса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов центральный банк страны может осуществлять дисконтную политику. Суть последней заключается в изменении учетной ставки банка. Так, при пассивном платежном балансе повышение учетной ставки банка способствует усилению притока капитала из стран, где значительно ниже процентная ставка. Тем самым дисконтная политика предотвращает бегство капиталов из страны, стабилизирует платежный баланс и повышает платежный курс. Однако, если экономика страны пребывает в состоянии застоя, то повышение учетной ставки в целях улучшения платежного баланса отрицательно влияет на экономику. При этом нестабильность в экономике не всегда предопределяет движение капитала из страны при оперировании теми или иными процентными ставками. Кроме того, поскольку в мировом хозяйстве усиливаются факторы, регулирующие международное движение капитала и кредита, это обстоятельство ослабляет воздействие учетной политики на платежный баланс. Другими словами, противоречивость внутренних и внешних целей дисконтной политики делают ее не столь привлекательной из-за кратковременности и сравнительно низкой эффективности. Пример тому - активизация дисконтной политики лишь в 30-40 годы и с начала 50-х годов (Англия, США и другие). Однако, усиливающаяся интернационализация хозяйственных связей предопределяет необходимость фиксирована тенденции учетных ставок в других странах обусловливают эффект ценовой реакции.

Наиболее эффективным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Она проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация и др.

Валютная интервенция - процесс вмешательства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты, для чего центральный банк продает иностранную валюту. Особенностью такой интервенции, как формы девизной политики являются: относительная крупномасштабность, кратковременность применения, осуществление за счет официальных золотовалютных резервов и краткосрочных валютных кредитов. В настоящее время используется наряду с интервенцией валют в одном отдельном государстве и коллективная валютная интервенция центральных банков в ряде стран.

Диверсификация валютных резервов - это разновидность девизной политики и направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Данная форма позволяет предотвратить потери и обеспечить ритмичность международных расчетов. С этой целью осуществляется продажа нестабильных валют, активизируется покупка более устойчивых валют.

В мире существует около десятка режимов валютных курсов. Многие государства в ходе проводимых экономических реформ использовали и такую форму валютной политики, как двойной валютный рынок. Данная форма обусловливает необходимость деления валютного рынка на две части: официальный валютный курс используется при коммерческих операциях, а рыночный - при финансовых операциях. Круг применения данной политики все более сужался переходом к плавающим валютным курсам. Одними из традиционных методов политики были девальвация - процесс снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам - и ревальвация - процесс повышения курса национальной валюты.

Регулирование режима валютных курсов. Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от двух факторов:

- экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене и причастности к категории развитости;

- временного промежутка в рамках данной страны. Варианты режимов обменных курсов ранжируются в зависимости от степени участия правительства данной страны:

- курс определяется правительством страны;

- имеет место вмешательство правительства в установление режима;

- обусловливается полным отсутствием вмешательства правительства, а режим курса определяется рынком.

Первый вариант предусматривает меры в отношении одной иностранной валюты или одновременно нескольких валют. Вмешательство правительства обусловливает так называемую "ползающую зацепку" курса, когда правительство проводит меры по девальвации, сравнивая разницу в темпах инфляции с приоритетными торговыми партнерами страны. Может получить реализацию и "грязное плавание" курса, когда правительство с учетом приоритетов страны произвольно манипулирует плавающим курсом.

Третий вариант отражает ситуацию, когда валюта страны свободно определяется рынком с учетом спроса и предложения валют.

Каждый из названных режимов обменного курса имеет определенные имущества и недостатки, которые мы и рассмотрим.

Режим фиксированного курса имеет следующие преимущества:

- количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);

- усиливает повышенное доверие к валютной финансовой политике, вызванное необходимостью приближения процентных ставок к ставкам экономики валюты зацепления, а также необходимостью контроля за ростом кредитования и правительственных расходов для предотвращения подрыва обменного курса инфляцией.

Наряду с этим преимущество фиксируемого курса проявляется в сдерживании инфляции. Высокое доверие к валютно-финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках. Однако данный режим не лишен и недостатков[6].

Страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Как правило, эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных. При установлении режима фиксированного курса возникает проблема в отношении уточнения количества валют, но в случае "зацепления за одну валюту" данная страна характеризуется следующим: эта политика удобна для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны;

- значительно сокращается возможность правительственного манипулирования курсами;

-    уменьшается риск обменного курса в торговле, поскольку операции, проведенные в одной валюте, благоприятны для крупного торгового партнера;

-  колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим.

В отличие от этого политика фиксируемого курса с "зацеплением за корзину валют" характеризуется следующими параметрами:

а)   иностранные инвесторы тяжелее воспринимают данную политику, предполагая, что власти манипулируют валютами, так как состав корзины валют широко не известен. Как правило, в таких случаях иностранные партнеры предполагают возможность девальвации;

б) данная политика устраняет риск повышения стоимости единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования сделок со всеми торговыми партнерами страны. Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает платежный баланс страны.

К другим преимуществам данного режима можно отнести то, что колебание курса валют значительно меньше, если все валюты корзины взвешены одинаково относительно своих зацепляемых обменных курсов.

Плавающий режим обменных курсов. Валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно в условиях использования свободноплавающего режима. Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам и шокам, а самое главное - правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса. Несмотря на эти преимущества, режим свободно плавающего обменного курса не лишен недостатков:

- если валютный рынок характеризуется незначительной емкостью, то при данном режиме несколько крупных сделок могут подорвать существующее состояние;

- данный режим может обеспечить эффективность валютной политики при регулировании со стороны государства, а также принятии валютно-финансовых 'л фискальных мер;

- следует признать непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме;

- существует угроза правительственного манипулирования ("грязное плавание"), что подрывает доверие субъектов рынка;

- если страна имеет наличие крупных спекулятивных потоков капитала, то определение обменных курсов в значительной степени ограничивает валютно-финансовую независимость.

Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, т.е., когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.

Для введения плавающих валютных курсов главенствующими условиями являются наличие развитого финансового рынка, степень интегрированности с мировой системой, взаимозаменяемость национальных и иностранных денежных активов, а также степень развитости финансового посредничества. Тем не менее, несмотря на отсутствие данных факторов, многие государства перешли на режим плавающих курсов. Причинами этого являются неуравновешенность платежных балансов, незначительность объемов официальных валютных резервов для поддержки фиксируемых курсов, желание блокировать "черные" валютные рынки. Первыми на данный режим преимущественно перешли промышленно развитые государства, а затем и развивающиеся.

Однако ввод плавающих курсив национальных валют происходил в рамках стабилизационных программ МВФ и при наличии технической помощи. Это вызывало необходимость проведения комплекса экономических мер, таких, как структурная перестройка экономики, либерализация валютных и таможенных режимов, ограничения спроса и т.д. В условиях же отсутствия этих предпосылок многие государства используют режим сочетания фиксируемых и плавающих курсов. Модифицированной его формой является "ползучий" валютный курс, сущность которого состоит в проведении мелких и частных корректировок обменной стоимости валюты, которые повторяются 1 -2 раза в месяц.

К преимуществам ползающей зацепки можно отнести:

- предварительное объявление темпов "ползания", что увеличивает доверие экспортеров и потенциальных инвесторов;

- наличие возможности поддержания реально фиксируемого валютного курса. Так, например, при внутренней инфляции в 10% в год и инфляции у торгового партнера в 5% в год Темп "ползания" фиксируется в 5% обесценивания в год.

Недостатки ползающей зацепки следующие:

- оптимальный обменный курс может изменяться в течение времени, что вызывает постоянную необходимость корректировки темпов "ползания" во избежание дестабилизации экономики;

- режим может привести к более высокой инфляции, чем при фиксируемом обменном курсе[7].

История показывает, что режимы обменных курсов менялись неоднократно. Так, после второй мировой войны использовалась контролируемая МВФ система фиксированных, но поправляемых обменных курсов. Государства обязались сохранить обменный курс в пределах договоренности и осуществляли меры по поддержке своей валюты при внешнем воздействии на нее.

С развалом бреттонвудской системы с 1973 года многие страны получили возможность применения широкого плавания валют и перешли к более гибким системам, что было вызвано перепадами обменных курсов крупных стран, витком высокой инфляции - в развивающихся. Дефицит платежного баланса в этих странах стал тормозом в развитии экономики, и в целях поддержания конкурентоспособности многие из них отдали предпочтение "ползающей зацепке".

Во многих государствах для стимулирования внешнеэкономической деятельности центральные банки использовали режим множественности валютных курсов. Необходимость этого обусловливается возможностью регулирования платежного баланса, не вовлекая количественные ограничения и административные запреты, при этом официальный курс валюты удерживается на высоком уровне для сдерживания роста цен на импортируемые товары, а движение капиталов и операции, связанные с ним, осуществляются по плавающему курсу. Данный режим валютных курсов используется, как правило, для нетрадиционных видов экспорта. Обобщая сказанное, следует отметить, что этот режим правомерно использовать в странах с переходной экономикой, но следует ограничить временной промежуток его применения, поскольку длительное использование системы накапливает искажение в распределении ресурсов, изменяет структуру относительных цен. Немаловажным фактором является извлечение прибыли не из производственной деятельности, а из существа разницы между неодинаковыми уровнями валютных курсов.

Валютная интервенция. Одним из методов регулирования валютных курсов являются операции, вмешательства центрального банка в функционирование валютного курса в целях воздействия на курс национальной валюты. В этом случае, если на валютном рынке предложение иностранной валюты избыточно, то центральные банки осуществляют ее скупку и продают, когда произошло снижение предложения иностранной валюты. При этом центральный банк уравновешивает спрос и предложение на иностранную валюту и ограничивает пределы колебания ее курса.

Эта форма валютной политики осуществляется центральным банком одной страны или банками нескольких государств. Для примера можно привести европейскую валютную систему. Так, центральные банки европейской системы с помощью валютной интервенции поддерживают курсы своих валют в определенных границах. При осуществлении валютной интервенции необходимо определиться с выбором валюты, что зависит от места данной валюты в международной валютной системе, цели интервенции и сложившейся институциональной среды. Большинство центральных банков определяет порядок валютных интервенций на межбанковском рынке напрямую через дилеров, брокеров, при этом информация может быть конфиденциальной.

Следует признать, что применение валютных интервенций имеет определенные ограничения, что обусловливается размерами официальных валютных резервов. Соответственно в условиях недостаточности объемов валютных резервов многие государства прибегают к использованию валютных ограничений.

Валютные ограничения. Ими являются меры и правила, которые установлены государством в законодательном или административном порядке. Условием применения является хронический и крупный дефицит платежных балансов для сбалансированности внешних платежей и поступлений. Разновидностей валютных ограничений существует много - от определенных пределов до 100% требований продажи экспортной выручки центральному банку по официальному курсу. Применение может получить и практика лицензирования продажи иностранной валюты импортерам, а также формы запретов на ввоз или вывоз валютных ценностей без специальных разрешений. Ограничения распространяются на права физических лиц, на владение и распоряжение валютой. В случаях необходимости регулирования иностранных инвестиций, трансферта прибыли, внешних займов и кредитов в ряде стран устанавливаются определенные ограничения. Некоторые страны обязуют заемщика депонировать часть иностранных кредитов на специальные счета в центральном банке, при этом в зависимости от назначения этих кредитов транжируется диапазон депозитов.

Девальвация и ревальвация валют. Многие страны, развивая международные экономические отношения с внешним миром, испытывают различную степень инфляции в разных странах. При этом, если используется режим фиксируемых валютных курсов, то центральные банки ощущают необходимость пересмотра официальных курсов своих национальных валют, поскольку реальные курсы, обусловленные покупательной силой валют, значительно отклоняются от официального курса. Как правило, курсы валют, обесценение которых не существенно, реально повышаются; валюты, обесценение которых происходит быстрыми темпами, по сравнению с официальным курсом резко снижаются. В такой ситуации созревает необходимость корректирующих операций в отношении валютного курса, т.е. девальвировать или ревальвировать.

Инфляция. В специальной литературе есть термины "гиперинфляция" и "хроническая инфляция". Такие страны, как Аргентина, Бразилия и Уругвай, зачастую относят к странам с "хронической инфляцией", критерием этому служат два показателя: средний годовой темп инфляции свыше 20% и жизнедеятельность ее на протяжении трех десятилетий.

Антиинфляционные меры в Аргентине позволили снизить трехзначную цифру инфляции в 1975 году до 90% в 1986, в Уругвае же после 1972 года темп инфляции превышал 30%, а с 1984 он составляет свыше 50%. В обоих случаях причиной ее является высокий темп роста денежной массы, что было продиктовано необходимостью финансирования хронического дефицита бюджета.

На рубеже 60-70-х годов инфляция в Чили и Мексике мало отличалась от инфляции вышеназванных стран. Однако при принятии стабилизационной программы 1978 г. в Чили инфляция достигла 19% по итогам 1981г., а между 1981-1990гг. превышала 20%. В отличие от этих стран в 60-е годы темпы инфляции в Мексике были на уровне американской экономики. Начиная с 1970 по 1985 годы темп ее измерялся трехзначной цифрой и была снижена до 20% в 1981 году. Высокий уровень инфляции и ее устойчивость на протяжении долгого периода позволяют зафиксировать определенное их сходство.

Примеры гиперинфляции имели место в годы первой мировой войны в Германии, Австрии, Венгрии, Польше. Однако они продолжались не в течение длительного промежутка времени, а, как правило, наблюдались в краткосрочном периоде (месяцы), при этом отмечался гигантский скачок либо в сторону повышения, либо в сторону понижения. Для сдерживания гиперинфляции используются такие регуляторы, как проведение радикальных реформ в бюджете, в политике ценообразования. Однако при этом следует отметить, что гиперинфляцию можно обеспечить немедленной стабилизацией цен, если стабилизировать валютный курс.

Исследования показывают, что нетрадиционные программы антиинфляционного характера осуществлялись в Латинской Америке. Суть их сводится к следующему:

- во-первых, использовался фиксированный валютный курс;

 - во-вторых, периодически проводилась девальвация национальной валюты и в-третьих, в той или иной степени регулировались доходы населения.

Программы, проведенные в Аргентине, отличались тем, что не предусматривался контроль за ценами и заработной платой и постоянно публиковался график девальвации относительно доллара с постепенным снижением коэффициента девальвации. Но изменение темпа инфляции происходило медленно, а соответствующее снижение реального валютного курса было фатальным, что установило высокий валютный курс и подтолкнуло к финансовому кризису. Аргентина в 1985 году произвела замену национальной валюты и использовала контроль над заработной платой и ценами, что позволило достичь традиционного бюджетного равновесия. Однако темп инфляции медленно приближался к коэффициенту девальвации, и имело место устойчивое снижение реального валютного курса, что привело к непокрываемому дефициту балансов. Кроме того, ухудшилось состояние текущего платежного и внешнеторгового балансов. В конечном счете эти меры обеспечивали активность реальной экономики лишь на начальном периоде, затем эта активность обязательно шла к снижению.

Авторы осуществленных программ преследовали цель приблизить темп инфляции страны к темпу мировой инфляции и заданному коэффициенту девальвации. Фактически же намеченные темпы так и не совпали[8].

 


2. Валютная политика России.

 

Система валютной монополии государства, существовавшая в условиях централизованной плановой экономики бывшего СССР, являлась неотъемлемым элементом монополии государства на внешнеэкономическую деятельность в целом, а система расчетов с поставщиками экспортной и потребителями импортной продукции обеспечивала поступление в союзный бюджет всех разниц между внутренними и внешнеторговыми ценами.

Расчеты с предприятиями осуществлялись на базе внутренних цен, при этом в бюджет изымались все положительные разницы этих цен с внешнеторговыми контрактными ценами, пересчитанными по официальному курсу рубля, а отрицательные разницы дотировались из бюджета. Все доходы и расходы бюджета от внешнеэкономической деятельности планировались и отражались в сводном валютном плане, разрабатывавшемся Госпланом СССР.

Госбанк СССР устанавливал единый официальный курс рубля к иностранным валютам по всем видам операций на базе золотого содержания валют. Золотое содержание рубля было рассчитано на базе паритета покупательной способности рубля к другим валютам, так как других объективных критериев его определения в условиях валютной монополии не существовало. После окончательного краха золотого стандарта в международной валютной системе курс рубля был привязан к «корзине» из шести основных валют (именно поэтому с 1972 г. курс доллара к рублю стал «плавать» в зависимости от изменения стоимости данной корзины).

Госбанк СССР имел исключительное право на совершение сделок с валютными ценностями на территории страны, а проведение международных валютных, расчетных м кредитных операций было поручено Внешторгбанку (Внешэкономбанку) СССР.

«Эрозия» системы валютной монополии началась в конце 80-х гг. в рамках концепции совершенствования внешнеэкономической деятельности, когда сначала несколько десятков, а затем все предприятия и организации получили право самостоятельного выхода на внешние рынки.

Последовательный демонтаж системы валютной монополии начался после распада СССР. С этого момента важнейшими целями валютной политики правительства России стали:

• достижение конвертируемости национальной валюты;

• поддержание стабильности курса рубля;

• превращение рубля в единственное законное платежное средство на территории России.

С 1992 г. система валютного регулирования претерпела радикальные изменения: был установлен единый валютный курс по всем видам операций, а сам он устанавливался дважды в неделю по итогам аукционов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и носил статус официального курса Банка России.

С мая 1996 г. Банк России отменил механизм установления официального курса рубля в форме привязки к курсу ММВБ и перешел к объявлению ежедневных курсов покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском и биржевом валютных рынках.

Последовательные реформаторские усилия по достижению основных целей валютной политики в конечном счете позволили России с 1 июня 1996 г. принять на себя обязательства по ст. VIII Учредительного соглашения (Устава) МВФ, в соответствии с которыми полностью снимаются все ограничения на валютные операции по текущим счетам и переводам. Тем самым был завершен переход к конвертируемости рубля по текущим операциям, что являлось одной из важнейших целей рыночных реформ в России[9].

Валютная политика в России в зависимости от её целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой – повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры.

Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой – структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе Международного Валютного Фонда. Это предполагает:

1.   образование полномасштабного внутреннего валютного рынка;

2.   формирование рынка золота и других драгоценных металлов;

3. введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям;

4.  установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам;

5.   преодоление долларизации экономики;

6.  интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Текущая валютная политика России оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой.

Валютная политика в 2006 г. осуществлялась в общем контексте экономической политики, проводимой Правительством Российской Федерации и Банком России. Следуя режиму фиксированного валютного курса, Центральный банк Российской Федерации направлял курсовую политику на сдерживание инфляции, а также на недопущение чрезмерного укрепления рубля и предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.

Такая валютная политика позволила Банку России гибко и взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание внутридневных колебаний эффективной стоимости рубля.

Номинальный курс доллара США к рублю в течение 2006 г снизился на 7,0% , а номинальный курс евро к рублю снизился на 0,6% – до 33,98 руб/евро (График № 1). В результате курс рубля возрос на 3,2%.

Индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам – синтетический показатель изменения внешнеторговой конкурентоспособности страны составил 8,1% по отношению к декабрю 2005 года. Однако, несмотря на общее увеличение индекса реального эффективного курса рубля, масштабы укрепления российской национальной валюты по отношению к валютам стран – торговых партнеров России различались. Так, по отношению к доллару США, реальный курс рубля увеличился на 11,4%, к евро увеличился на 5,8% .

Политика фиксированного валютного курса рубля в 2006 г. осуществлялась в сочетании с комплексом мер денежно-кредитной политики.

В частности, в целях нейтрализации свободной ликвидности, представляющей угрозу для стабильности валютного рынка, использовались такие инструменты, как повышении процентных ставок по депозитам в Банке России.

В 2007 году валютная политика России будет направлена главным образом на сдерживание инфляции и поддержание устойчивой макроэкономической ситуации и финансовой стабильности российской экономики. Курсовая политика будет проводиться в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, интервенции будут проводиться в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля и предотвращения резких колебаний валютного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.

Для поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам продолжится использование в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины, состоящей из евро и доллара США. Это позволит при реализации политики валютного курса оперативно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание колебаний эффективной стоимости рубля.

Основными направлениями валютной политики России так же являются:

1. ослабление или ужесточения валютных ограничений; осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями, привлечение иностранного капитала в российскую экономику;

2. управление международными ликвидными (золотовалютными) резервами.

В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной политики. Конечная цель – оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кредитоспособности, укрепление рубля.

Осуществление валютной политики в качестве составной части экономической стратегии страны, развитие валютного рынка находят свое конкретное выражение в достижении конвертируемости национальной валюты[10].

 


3. Валютная политика других государств.

 

Валютная политика латиноамериканских государств.

Реформирование внешней и внутренней политики Чили представляет собой смену зачастую полярных парадигм. В процессе осуществления валютной политики можно отметить ту или иную методику использования разных инструментов на том или ином историческом промежутке времени. Выбор Пиночетом неолиберальной политики экономии был продиктован достигнутой несбалансированностью макроэкономических показателей. В частности, стартовый период реформы фиксировал темпы инфляции, которые были в пределах 600% в год. Безусловно, в такой ситуации предпочтение было отдано жесткой монетарной политике, которая через 5 лет позволила поднять планку инфляции до уровня 30%. В этом плане Чили использовала один из элементов политики, свойственных для развивающейся страны: сокращение бюджетных средств, в том числе на социальные нужды населения. Между тем в фирмах и отраслях, работающих в режиме мягкой фискальной политики (налоговые льготы), работало большинство предпринимателей страны. Новый режим обеспечил введение единого налога, увеличив перечень предприятий налогоплательщиков при значительном снижении уровня ставки. Активизация соответствующих институциональных структур, которые ужесточили выплаты и контроль за ними, способствовала наполнению бюджета страны, хотя и сделала ее непривлекательной для зарубежного инвестирования. Условие для постоянного поступления в бюджет налогов достигалось проводимым процессом денационализации предприятий, а степень участия в акционировании работающих и слушающих обеспечила рост эффективности за счет повышения производительности труда.

Второй этап реформы сопровождался изменением ориентиров в экономической политике, поскольку заниженный обменный курс чилийского "песо" наряду с высокими процентными ставками и либерализацией внешней торговли вызвал массовое банкротство предпринимателей. В такой ситуации правительство Чили использует тактические приемы валютной политики, рассчитанные на краткосрочные периоды, т.е. лишь девальвацию. Понимая необходимость предотвращения новой волны банкротств, оно объектом своего контроля определило и финансовое состояние коммерческих банков. Протекционистский режим в основных экспортопроизводящих отраслях нормализует состояние внешнеторгового платежного баланса. Политика поддержания бюджетного дефицита на низком уровне и управление темпами инфляции обеспечили постепенное понижение темпов экономического развития. В частности, можно привести такой пример. На начало 1987 года темп инфляции здесь был на уровне 22%, а к началу и концу 1988 года соответственно составил 13% и 11%. Особую роль при этом сыграли снижение НДС, рамочные соглашения с мировыми банками и ревальвация реального обменного курса.

На третьем этапе завершается реформа, и уже сниженный уровень инфляции до 11% практически не претерпевал изменений в сторону роста, а существенный прирост валого внутреннего продукта улучшил платежный баланс и сократил дефицит торгового баланса по текущим счетам.

Валютно-финансовая область, по прогнозам, будет претерпевать умеренные колебания темпов инфляции - от 6% до 11%. С точки зрения овладения методами валютной политики, интерес представляют для нас стратегические и тактические подходы политики Бразилии. Практика хозяйствования Бразилии отмечает последовательное осуществление антиинфляционных программ. Ставку на инфляционные методы финансирования правительство вынуждено было сделать из-за нехватки ресурсов. Темпы инфляции в 1970 году выражались двухзначными цифрами, но в 1989 году инфляция вышла из под контроля и уровень ее достиг 1763%. Внешние долги 1980-1990 годов выросли в два с лишним раза, а ежегодный платеж поглощал 33% экспортных доходов страны. По всей вероятности, это явление стало следствием военного режима 1964-1985 гг. Пришедшее затем к власти гражданское правительство Бразилии ставку сделало на повышение темпов экономического роста. Необходимые для подъема производства финансовые ресурсы не могли быть изысканы из внутренних резервов страны, так как дефицит государственного бюджета составлял 6% от валого внутреннего продукта, а внутренние и внешние долги - около 160 млрд.долларов.

В 1986 году в целях преодоления инфляции и упорядочения финансов страны была введена новая денежная единица и установлен твердый ее курс к доллару США. Такое финансовое положение страны требовало сокращения социальных расходов и фиксации различных цен. Следует признать, что это позволило на непродолжительный период времени обуздать темпы инфляции. Кроме вышеназванных факторов, а также и таких, как снижение банковских процентных ставок, вынудило население резко увеличить свой потребительский спрос, что и дало толчок к импульсу роста производства.

Тем не менее соотношение между производством и потреблением на разумном уровне программа не смогла обеспечить. К концу 1986 года правительство было вынуждено перейти к новой программе стабилизации, задача которой заключалась в необходимости сокращения дефицита государственного бюджета и принятии ограничительных мер возросшего потребительского спроса. Инструментом, обеспечивающим эти цели, был рост налогов на товары и услуги, а затем повышенные ставки налога на промышленные изделия с параллельной отменой индексации заработной платы. Эти два антиинфляционных плана не смогли реализовать своих возможностей.

В 1987 году правительство Бразилии приступило к разработке нового плана, который предусматривал вновь повышение цен на предприятиях государственного сектора. сужение программ капитального вложения в ряд отраслей народного хозяйства. К концу 1987 года темп инфляции увеличился до 366%, а обязательства по сокращению государственных расходов оказались невыполненными. Четвертая попытка удержать инфляцию была предпринята в 1989 году. Она вошла в историю бразильской экономики под названием " Летний план". Для сдерживания инфляции при <



2019-12-29 141 Обсуждений (0)
ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ФОРМЫ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 2. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ ФОРМЫ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (141)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)