Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трансформация акцентуаций характера



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Трансформация акцентуаций характера 0.00 из 5.00 0 оценок




Трансформация типов акцентуаций характера является одним из кардинальных явлений в их динамике. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним, типа и даже в том, что черты последнего становятся доминирующими. Наоборот, в случаях изначально смешанных типов черты одного из них могут настолько выходить на первый план, что полностью заслоняют черты другого.

Трансформация типов возможна только по определенным закономерностям - только в сторону совместных типов.

Трансформации типов акцентуаций с возрастом могут быть обусловлены как эндогенными закономерностями, так и факторами экзогенными - как биологическими, так и особенно социально-психологическими.

Эндогенный - происходящий из организма или выработанный в организме. [12]

Мощным трансформирующим фактором являются продолжительные неблагоприятные социально-психологические влияния в подростковом возрасте, т. е. в период становления большинства типов характера. К ним прежде всего относятся разные виды непродуктивного воспитания. Можно указать на следующие из них:

1) гипопротекция, достигающая в крайней степени безнадзорности;

2) особый вид гипопротекции, описанный А. А. Вдовиченко под названием «потворствующая гипопротекция”, когда родители предоставляют подростка самому себе, фактически не заботясь о его поведении, но при начинающихся проступках и даже правонарушениях всячески его выгораживают, отводя все обвинения, стремятся любыми способами освободить от наказаний и т. п.;  

3)доминирующая гиперпротекция («гиперопека»);

4) потворствующая гиперпротекция, в крайней степени достигающая воспитания «кумира семьи»;

5)эмоциональное отвержение, в крайних случаях достигающее степени третирования и унижения;

6) воспитание в условиях жестоких взаимоотношений;

7) в условиях повышенной моральной ответственности;

8) в условиях “культа болезней”. [13]

Можно выделить две основные группы изменений при акцентуациях характера.

Первая группа - это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.

На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции. Встречается несколько видов острых аффективных реакций.

1. Интрапунитивные реакции представляют собой нанесение себе повреждений, покушение на самоубийство, учинение себе вреда разными способами (отчаянные безрассудные поступки с неизбежными неприятными последствиями для себя, порча ценных личных вещей и т.п.). Наиболее часто этот вид реакций встречается при двух, казалось бы, диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций: сенситивной и эпилептоидной.

2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее - нападение на обидчиков или «вымещение злобы» на случайных лицах или попавших под руку предметах. Наиболее часто этот вид реакции можно видеть при гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуациях.

3. Иммунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак эту ситуацию не исправляет, а часто даже очень дурно оборачивается. Этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой, а также при шизоидной акцентуациях.

Аффектогеннойможет быть названа ситуация, характеризующаяся тем, что находящийся в ней человек должен обязательно действовать и испытывает в этом почти непреодолимую потребность, но подходящих способов действия не находит. Также ситуация, вызывающая и провоцирующая аффект.

4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в «спектакль», в разыгрывание бурных сцен, в изображение попыток самоубийства и т. п. Этот вид реакций весьма характерен для истероидной акцентуации, но может встречаться и при эпилиптоидной и при лабильной.

Другой вид изменений при акцентуациях характера (наиболее выраженный в подростковом возрасте) - это преходящие психоподобные нарушения поведения. [14]

Преходящие нарушения поведения могут проявляться в виде:

1) делинквентности, т. е. в проступках и мелких правонарушениях, достигающих наказуемого в судебном порядке криминала;

2) токсикоманического поведения, т. е. в стремлении получить состояние опьянения, эйфории или пережить иные необычные ощущения путем употребления алкоголя или других дурманящих средства;

3) побегов из дома, и бродяжничества;

Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера - это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств - неврозов, реактивных депрессий и т. п. Но в данном случае дело уже не ограничивается “динамикой акцентуаций”: происходит переход на качественно иной уровень - развитие болезни. [15]

    Вторая группа – это относительно устойчивые изменения. Они могут быть нескольких типов.

1. Переход «явной» акцентуации в скрытую. Под влиянием повзросления и накопления жизненного опыта акцентуированные черты характера сглаживаются, компенсируются.

Скрытая акцентуация относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе. Однако черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм.

Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.           [16]                                   

 

2. Формирование психопатических развитий, достигающих уровня среды патологии, на почве акцентуаций характера  и под действием благоприятных условий среды. Для этого обычно бывает необходимо сочетанное действие нескольких факторов:

1) наличие изначальной акцентуации характера,

 2) неблагоприятные условия среды должны быть такими, чтобы адресоваться именно к “месту наименьшего сопротивления” данного типа акцентуации,

3) их действие должно быть достаточно продолжительным,

4) оно должно упасть на критический для формирования данного типа акцентуации возраст.

Таким образом, каждый тип акцентуации при определенных условиях подвержен какому либо типу изменений и трансформаций в положительную или отрицательную сторону.

 

 

Вывод

Таким образом, при работе с данной темой можно выделить следующие аспекты:

1) Основой акцентуации является характер человека, именно его свойства и черты определяют динамику развития, неотъемлемые особенности и характеристики для каждого типа акцентуации. Акцентуация строится на крайних вариантах нормальных направленностей характера.

2) Акцентуация не является патологией.

3) Классификация типов акцентуаций по принципу классификации типов характеров. Каждому типа присущи определенные свойства, но можно выделить также типы со сходными свойствами и характеристиками. Такие типы могут быть совместимы.

4) Типы воспитания могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на динамику акцентуации.

5) Вследствие воздействия типов воспитания проявляется трансформация акцентуации.

 

Заключение

Для проведения данной работы была выбрана тема «Акцентуация характера», так как  современной психологической науки изучение акцентуаций весьма необходимо.     

     При выполнении работы были рассмотрены все поставленные задачи. В работе хотелось пояснить основные понятия, классификации, методы воспитания выделить как особенность то, что даже при наличии явной акцентуации нельзя считать ее патологией. По окончании работы можно сделать вывод о том, что поставленная цель была достигнута.

 

 

Список литературы

1) Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической
диагностике. - Киев, 1989

2) Иванов Н.Я., Личко А.Е. “Патохарактереологический диагностический опросник для подростков”, М., С.-Петербург “ФОЛИУМ”, 1994.

 

3) Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1981

 

4) Личко А. Е. Подростковая психиатрия.

 

5) Патохарактерологические исследования у подростков. Под ред. Личко А.Е. и Иванова Н.Я., Л., 1981.

 

7) Немов Р.С. “Психология” т.1, М., “Просвещение” “Владос”, 1995.

 

6) Методика определения уровня невротизации и психопатизации. //
Методические рекомендации. - Л., 1985

9) Акцентуации характера и использование опросника Г. Смишека //
Методические рекомендации для практических психологов. Составила В.
Г. Сахарова. - Владивосток, 1998

 

8) Диагностика психических состояний в норме и патологии. под редакцией Случевского Ф. И. - Л.,1980

10) Юстицкий В. В. Применение математических методов в исследовании
процесса обучения. // Соотношение структуры и основных типов
акцентуаций личности в системах Личко и Леонгарда. - Вильнюс, 1977

[1]http://www.dreamkids.ru/students/texts/akcentuacii_haraktera.htm

 

[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Характер_(психология)

 

[3]http://www.psychologos.ru/index.php/Теория характера Кречмера

 

[4] http://www.tspu.tula.ru/res/psi/specpsy/sp4.htm

 

[5] http://www.bestreferat.ru/referat-54098.html

 

[6] http://ru.wikipedia.org/wiki/Ганнушкин

 

[7] http://ru.wikipedia.org/wiki/Акцентуация

[8] http://www.humanities.edu.ru/db/msg/72157

[9] http://ru.wikipedia.org/wiki/Псих

[10] http://www.dreamkids.ru/students/texts/akcentuacii_haraktera.htm

[11] http://psylist.net/pedagog/tipfemvosp.htm

[12] http://dic.academic.ru/dic.nsf/medic/8680

[13] http://www.5ballov.ru/referats/preview/19694/12

[14] http://ru.wikipedia.org/wiki/Афект

[15] http://www.dreamkids.ru/students/texts/akcentuacii_haraktera.htm

[16] http://www.textreferat.com/referat-2133-2.html



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Трансформация акцентуаций характера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трансформация акцентуаций характера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)