Индивидуальная психотерапия.
Прежде всего следует согласиться с мнением М.С. Лебединского (1971) о том, что психологию и психотерапию Адлера правильнее было бы называть не индивидуальной, а индивидуалистической. 1) понимание психотерапевтом специфического для пациента жизненного стиля; 2) помощь больному в понимании себя и своего поведения; 3) формирование у него повышенного социального интереса.
Первый этап. Чтобы распознать жизненный стиль, Адлер просил пациента подробно рассказать о себе. Особое внимание он обращал на воспоминания о раннем детстве, выяснял, не имели ли место физическая неполноценность, гиперопека или отверженность. Адлер подчеркивал, что не бывает «случайных воспоминаний». «Из бесчисленного количества впечатлений, - писал он, - с которыми сталкивается индивидуум, его память выбирает только те, которые... имеют отношение к его нынешней ситуации»[3].
Заключение. Альфреда Адлера по праву считают основателем индивидуальной психологии, в основе которой лежит понимание каждого человека как интегрированной целостности, не отделенной от социальной среды. Он заложил основы «социальной ориентации» в лечении больного, создав тем самым базу для целого направления в психотерапии. Идеи Альфреда Адлера были, несомненно, весьма прогрессивными и важными для развития психологической науки в целом. Его исследования и выводы даже предвосхищали развитие науки в данной области. Принцип компенсации, являющийся одним из устоев концепции Адлера, родственен позднейшему учению о гомеостазе. Компенсация толкуется А. Адлером как универсальный механизм психической деятельности. В основе всей человеческой деятельности он усматривает стремление к полноте и личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознаётся индивидом, становится центром формирования личности, детерминируя её психику. Характер цели и способы её реализации создают уникальный "жизненный стиль". Сама неполноценность личности выявляется, однако, только в отношении к среде; отсюда Адлер делает вывод, что личность по своему формированию социальна. Ряд черт его системы развивался также и другими психологическими школами: тезис о примате целого над отдельными психическими элементами - гештальтпсихологией, принцип компенсации - у немецкого экзистенциалиста К. Ясперса и др., идея достижения "здорового общества" с помощью терапии - т. н. социальными фрейдистами (Э. Фромм, К. Хорни).
Литература. Асмологв А. Г. Психология и конструирование миров. - М.-Воронеж, 2003 Клиническая психология. Н.Д.Лакосина, И.И.Сергеев, О.Ф.Панкова.: Учебник для студ. мед. ВУЗов - 2-е изд.- М., 2005. 3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М.: Издательский центр "Академия", - 2002 Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ.- М., 1999 Чепелева Н. В. Индивидуальная психология (А.Адлер)
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |