ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ БУРЕНИЯ ВТОРОГО СТВОЛА
8.1 ВЫБОР ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ БУРЕНИЯ ВТОРОГО СТВОЛА
Строительство БС начинается с подготовки рабочей площадки и фундаментов для расстановки буровой установки (подъемного агрегата). Площадка подсыпается песком и выравнивается. Соседние скважины останавливаются и накрываются специальными защитными экранами (от попадания грязи и падения на них мелких предметов). Если работам мешают станки-качалки или кабельная эстакада, то они демонтируются. Примерная схема расположения комплекта оборудования стотонного подъемного агрегата и элементов очистки бурового раствора приведена на рис. 3. Конкретная расстановка комплекта оборудования зависит от расположения на территории кустовой площадки оборудования по добыче нефти, ЛЭП и других коммуникаций. Основные требования, предъявляемые к комплекту бурового оборудования:
Рис. 3 - Примерная схема расположения комплекта оборудования 100-тонного подъемного агрегата при бурении боковых стволов
1 – приемный мост; 2 – стеллажи для труб; 3 – рабочая площадка; 4 – мобильный подъемник; 5 – желоб сливной; 6, 7 – ранее пробуренные скважины; 8 – оттяжки ветровые; 9 – выкидные линии ПВО; 10 – блок дросселирования ПВО; 11 – пост фиксации плашек ППГ; 12 – пульт гидроуправления ПВО; 13 – блок очистки и дегазации; 14 – бункер-шламоприемник; 15 – блок емкостной; 16 – насосный блок; 17 – дизельэнергоблок; 18 – водокомпрессорный блок; 19 – площадка ГСМ
- грузоподъемность подъемника не менее 100 т, высота мачты 34 м; - буровой насос производительностью не менее 18 л/с при давлении 10,0-12,0 МПа; - система очистки не менее трех ступеней, позволяющая удалять части выбуренной породы диаметром до 20 мкм (в циркуляционной системе необходима установка магнитных ловителей стружки); - блок хранения бурового раствора емкостью не менее 40 м3, дегазатор; - комплект противовыбросового оборудования, позволяющий герметизировать устье скважины как на любом из элементов бурильной и обсадной колонны, так и при отсутствии в скважине этих элементов. Силовой привод для подъемного агрегата и насосов может быть как электрический, так и дизельный или смешанный. На этапе забуривания производится формирование бокового ствола скважины в пределах вырезанного участка обсадной колонны. Технология забуривания направленного бокового ствола включает следующие этапы. 1. Выбор породоразрушающего инструмента и двигателя-отклонителя. 2. Выбор и расчет компоновки низа бурильной колонны (КНБК). 3. Спуск и ориентирование отклоняющей КНБК. 4. Формирование бокового ствола путем фрезерования боковой поверхностью долота стенки скважины и последующим ассиметричным разрушением. Технология бурения БС аналогична для обеих схем забуривания: с клина-отклонителя и с зарезного цементного моста. Бурение бокового ствола скважины осуществляется с помощью компоновок низа бурильной колонны, которые в общем виде включают долото, наддолотный калибратор, гидравлический винтовой забойный двигатель, телесистему, диамагнитные и обычные УБТ. На начальном этапе забуривания бокового ствола применяются КНБК с двигателем-отклонителем. Для бурения прямолинейно-наклонных и горизонтальных участков скважины возможно применение КНБК неориентируемого типа. Для осуществления управляемого бурения всего бокового ствола скважины применяются КНБК с двигателем-отклонителем и телесистемой. Проводка прямолинейно-наклонных и горизонтальных интервалов профиля двигателем-отклонителем реализуется путем вращения бурильной колонны. Так как нижняя часть КНБК искривлена, то при вращении ротором диаметр скважины несколько больше диаметра долота, что является положительным фактором при спуске и креплении хвостовика. Для увеличения диаметра бокового ствола возможно применение бицентричных долот. Бурение БС осущетсвляется в соответствии с его проектным профилем, который может быть плоским или пространственным. Управление отклоняющей КНБК азимутальным направлением (обеспечение изменения азимута) осуществляется путем изменения угла установки двигателя-отклонителя относительно апсидальной плоскости траектории БС (вертикальная плоскость, проходящая через касательную к траектории бокового ствола в ее конечной точке). Управление отклоняющей КНБК в ее зенитной плоскости (обеспечение изменения зенитного угла) осуществляется путем чередования режима «скольжения» (инструмент не вращается) и вращения бурильной колонны. Это позволяет обеспечить проектные параметры бокового ствола скважины и значительно уменьшает возможные отклонения от проектного профиля БС. Забуривание бокового ствола из обсадной колонны в настоящее время происходит по трем схемам: 1. С помощи стационарного клинового отклонителя через щелевидное окно в обсадной колонне. 2. С помощью стационарного или съемного клинового отклонителя в интервале вырезанного участка обсадной колонны. 3. С помощью турбинных отклонителей в интервале вырезанного участка обсадной колонны. Для забурки бокового ствола применяем клиновой отклонитель КОП- 135С фирмы ООО «Биттехника».
Таблица 20 - Типоразмеры клинового отклонителя
Выбор рациональных схем компоновок нижней части бурильной колонны для бокового ствола скважины Для бурения бокового ствола скважины используются два типа компоновок низа бурильной колонны: - отклоняющая КНБК (отклонитель). Обеспечивает искривление ствола скважины в проектном азимуте с заданной интенсивностью; - неориентируемые КНБК для реализации прямолинейного участка бокового ствола скважины. Применяемые КНБК должны удовлетворять следующим требованиям: - обладать жесткостными характеристиками обеспечивающими стабильность показателей назначения и управляемость в порцессе работы КНБК; - создавать минимальные силы трения при спуско-подъемных операциях; - позволять производить контроль параметорв ствола скважины и геофизические исследования в процессе бурения на минимальном расстоянии от забоя. Для проводки искривленного участка бокового ствола скважины применяют отклонители. Отклонитель состоит из двух секций, соединенных между собой искривленным переводником с углом перекоса, величина которого определяется из условий получения требуемой интенсивности искривления ствола скважины и свободного прохождения отклонителя в эксплуатационной колонне и в искривленном стволе скважины. Выбор отклоняющей компоновки производится исходя из совокупности требований и возможностей бурения по принятому профилю бокового ствола. Выбирается максимальная длина каждой секции отклонителя, которые определяются по формулам: (24) (25) где = , м. (26)
Проверка вписываемости, без остаточных деформаций, каждой секции отклонителя в искривленном по радиусу R ствола скважины производится исходя из условий: (27)
(28)
Интенсивность искривления оси ствола скважины при заданных геометрических размерах отклонителя и угле перекоса искривленного переводника определяется по формуле: , (29)
где - длина нижнего плеча (секции) отклонителя (от торца долота до середины искривленного переводника), м; - длина верхнего плеча (секции) отклонителя, м; - угол наклона нижнего плеча отклонителя к оси скважины, град; - угол перекоса искривленного переводника при заданной интенсивности и длинах секций отклонителя, град. Угол наклона нижнего плеча отклонителя к оси скважины определяется по формуле: (30) Угол перекоса искривленного переводника определяется по формуле: (31)
Компоновка низа бурильной колонны выбирается из условия обеспечения реализации проектного бокового ствола с учетом беспрепятственного прохождения ее в различных интервалах скважины. Определим длину УБТ диаметром 89 мм, необходимую для создания нагрузки на долото. Нагрузка должна создаваться за счет 75% веса утяжеленной бурильной трубы, с учетом облегчения их при погружении в буровой раствор.
8.2 проекТирование осевой нагрузки на долото. Осевая нагрузка на долото с учетом показателей механических свойств горной породы и конструктивных данных о площади контакта рабочих элементов долота с забоем определяется по формуле: , ; (32) где - твердость породы; - эмпирический коэффициент, учитывающий влияние забойных условий на изменение твердости ( =0.3-1.59); - площадь контакта зубьев долота с зубьем в, . (33)
где - диаметр долота, мм; - кэффициент перекрытия; - притупление зубьев долота, мм.
(34)
Величину осевой нагрузки на долото определяем по формуле:
кН. (35)
Нагрузка на долото должна создаваться за счет 75% веса УБТ с учетом облегчения их при погружении в жидкость. Исходя из этого длинна УБТ составит
(36) где - коэффициент, учитывающий превышение веса УБТ под нагрузкой на долото 1,25; - осевая нагрузка на долото; - плотность бурового раствора 1140 кг/ ; - плотность металла 7850 кг/ ; - удельный вес 1м УБТ =51,1 кг.
Определяем длину утяжеленной бурильной трубы.
1255 м. (37)
8.3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ частоты вращения долота. Для расчета частоты вращения долота при турбинном способе бурения используют формулу: , об/мин; (38) где - средняя величина шага зубцов долота по венцам Б, В и периферийному венцу шарошки = 1,7 см; - радиус шарошки 7,305 см; - время контакта = 4,5 млс.
об/мин 8.4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАСХОДА БУРОВОГО РАСТВОРА Расчет промывочной жидкости (Q) должен удовлетворять следующему условию: , где - минимально необходимый расход промывочной жидкости для очистки забоя от шлама; - технологическая величина производительности насосов; - удовлетворяющая технологическим требованиям процесса углубления скважины ( /с или л/с). В первую очередь определяем , обеспечивающий хорошую очистка забоя скважины от выбуренной породы, затем определяют технологически необходимый расход . Минимально необходимый расход определим по формуле: , ; (39) 0,00726 . Уточняем полученное значение, используя следующую формулу: , ; (40) где - коэффициент для данного горизонтального участка (интервала) ( м/с), м/с. 0,0081 ; С учетом полученных значений предварительно принимаем = 8 л/с. Величина определяется по формуле:
, (41) где - максимальная величина давления на выкиде бурового насоса, МПа; - перепад давления в промывочном узле долота, МПа; - давление, необходимое для очистки забоя от выбуренной породы, МПа; - гидроимпульсное давление (МПа), принимается равным 2; - плотность промывочной жидкости внутри бурильного инструмента и в заколонном пространстве, / ; - коэффициенты гидросопротивлений, зависящие от глубины скважины, ; - длины секций бурильной колонны с разными диаметрами и толщинами стенок труб, м;
Расчет максимальной величины давлений на выкиде буровых насосов.
Максимальная величина давлений на выкиде бурового насоса определяется при выполнении следующих условий: чтобы к турбобуру или к ГЗД подводилась максимально возможная часть гидравлической мощности бурового насоса при технологически необходимых затратах мощностей на преодоление гидросопротивлений в гидравлическом тракте скважины. Рассчитываем по формуле:
, (42) где - максимальная нагрузка на долото, Н; - вес вращающихся элементов турбобура (забойного двигателя), Н.
Н, (43)
где - вес турбобура, Н; - коэффициент, учитывающий архимедову силу;
(44) где - плотность промывочной жидкости, ; - плотность материала, ; - осевая нагрузка на опору двигателя, Н; м3; кН; Чтобы полней использовать момент вращения двигателя необходимо осевую опору загрузить осевым усилием не менее чем в 45 кН, т.е. кН, тогда
МПа. - коэффициент гидросопротивлении, не зависящих от глубины скважины (от длины бурильной колонны), , рассчитываемый по формуле:
, (45)
где - учитывает сопротивления в манифольде и стояке =1,008 ; - учитывает сопротивления в буровом шланге =0,39 ;
- учитывает сопротивления в вертлюге =0,29 ; - учитывает сопротивления в ведущей трубе =0,57 . 2,26 . Перепад давления в промывочном узле долота определим по формуле:
, (46)
5,3 МПа.
Определим коэффициенты: , (47) 2,4 ; (48) ;
; . Определим технологически необходимый расход:
л/с.
9. ЗАКАНЧИВАНИЕ БОКОВОГО СТВОЛА Вариант заканчивания скважин в боковом стволе выбирается в зависимости от следующих условий: - назначения скважины; - устойчивость от разрушения пород, слагающих продуктивный пласт; - наличие расстояния до газонефтяного контакта (ГНК) или водонефтяного контакта (ВНК). С учетом этого выбираются три основных варианта крепления продуктивного пласта: - крепление хвостовика без цементирования (рис. 4а); - крепление хвостовика с манжетным цементированием (рис. 4б); - крепление хвостовика с прямым цементированием по всей длине (рис. 4в).
а) б) в)
Рис. 4 - Основные варианты установки и крепления хвостовиков: а – крепление хвостовика без цементирования; б – крепление хвостовика с манжетным цементированием; в – крепление хвостовика с прямым цементированием по всей длине
Для рассматриваемой скважины № 1016 Рогожниковского месторождения выбираем крепление хвостовика с манжетным цементированием.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |