Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лингвистические принципы



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
Лингвистические принципы 0.00 из 5.00 0 оценок




Эти принципы базируются на данных языкознания как ба­зисной для методики науки.

Принцип системности рассматривает язык как системное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов разных уровней, объединенных в единое целое. Реализация этого прин­ципа на занятиях предполагает:

1) такое описание изучаемого языка в учебных целях, при котором единицы языка рассматриваются с точки зрения их коммуникативной и функциональной значимости для выраже­ния различных смыслов (коммуникативных намерений);

2) формирование в сознании учащихся представления о язы­ке как целостной системе, состоящей из набора языковых и ре­чевых элементов и правил их употребления в речи;

3) изучение грамматики в органической связи с лексикой, позволяющее выявить лексико-семантические особенности язы­ковых единиц в процессе их функционирования'

4) изучение морфологии на синтаксической основе, что предполагает введение законченных речевых единиц (предло­жений и словосочетаний) в связи с условиями общения.

Принцип концентризма предусматривает такой характер отбора и введения лексико-грамматического материала, при котором обеспечивается многократное обращение к уже изу­ченному материалу с постепенным его углублением и расши­рением. Соблюдение этого принципа обусловливает:

1) коммуникативность и высокую мотивированность обуче­ния благодаря возможности обучающихся участвовать в рече­вом общении уже на ранних стадиях обучения;

2) доступность, поскольку расположение материала обеспе­чивает переход “от легкого к трудному”, “от уже усвоенного к новому”;

3) достаточность для построения высказывания в пределах тем и ситуаций, составляющих содержание обучения;

4) открытость, т.е. возможность расширения ранее пройден­ного материала в соответствии с содержанием урока.

Принцип разграничения лингвистических явлений на уров­не языка и речи предполагает выделение трех аспектов в общей совокупности языковых и речевых явлений, ставших объекта­ми усвоения и определяемых как языковые (система языка), ре­чевые (способы формирования и формулирования мыслей по­средством языка), речедеятелыюстпые (осуществляют процесс общения). Характер взаимодействия отдельных аспектов опре­деляется с учетом цели и этапа обучения. Так, на занятиях со студентами-филологами равное внимание уделяется овладению речью и системой языка при взаимосвязанном обучении видам речевой деятельности. В работе с будущими преподавателями языка большое внимание уделяется приемам педагогизации в ходе овладения различными видами речевой деятельности, ра­боте с художественным текстом. На занятиях со студентами-нефилологами основным объектом коммуникации становится письменный текст как источник языка специальности.

Принцип функциональности заключается в том, что языко­вой материал на занятиях вводится с учетом содержания выс­казывания. В практическом курсе этот принцип находит выражение в рассмотрении формы и значения грамматического яв­ления в их единстве. При этом возможны два подхода к подаче языкового материала: а) системно-структурный, который пред­полагает введение материала на основе логико-смысловых ка­тегорий, т.е. с учетом выражаемых синтаксических отношений (функций), образующих логическую основу высказывания (вы- I ражение субъектно-предикативных, сравнительных отношений и др.); б) фупкциопалъно-смысловой, определяющий отбор и по­дачу грамматического материала в соответствии с содержани­ем высказывания (интенциями). Выбор способа реализации принципа функциональности определяется целями обучения. На занятиях с филологами оба подхода являются одинаково зна­чимыми. Для слушателей краткосрочных курсов ведущим яв­ляется функционально-смысловой подход, реализуемый наибо­лее последовательно в учебниках коммуникативного типа и коммуникативных грамматиках.

Принцип стилистической дифференциации означает важ­ность учета в процессе обучения языковых и речевых особен­ностей, характерных для разных стилей речи. На краткосроч­ных курсах основное внимание уделяется разговорному стилю и речевой деятельности в учебной и бытовой сферах общения. Выбор текстов определенной стилевой направленности, объем и глубина его проработки зависят от цели и продолжительнос­ти обучения. В работе с филологом принцип проявляется на занятиях по практической стилистике и при лингвострановедческом анализе текста. В отличие от краткосрочных курсов, где акцент делается на обязательных речевых средствах в рамках того или иного стиля, в работе с филологами основное внима­ние уделяется речевым средствам, соотносимым с ситуациями общения в рамках изучаемого стиля. Учащиеся должны также уметь объяснять свой выбор, что отвечает задачам их профес­сиональной подготовки.

Принцип минимизации языка заключается в отборе языко­вых и речевых средств для занятий. Такие средства, с одной стороны, должны включать самые необходимые единицы в соот­ветствии с этапом обучения и представлять относительно за­конченную функциональную систему, а с другой - адекватно отражать структуру языка в целом.

Минимизация языка в учебных целях касается отбора: а) фонетического, лексического, грамматического материала; при этом создаются соответствующие минимумы для разных эта­пов и профилей обучения; б) речевых ситуаций; в) страновед­ческого материала; г) текстов для чтения; д) материала по сти­листике, содержащего основные характеристики функциональ­ных стилей языка.

Реализация данного принципа применительно к выпускни­ку филологического вуза означает следующее: а) объем базис­ного языка, подлежащего усвоению, приближается к объему носителей языка; б) с учетом профессиональных интересов уча­щихся предполагается более глубокое языковедческое осмыс­ление базисного языка в сравнении с другими категориями уча­щихся; в) предусматривается межпредметная координация ми­нимумов практического курса с теоретическими курсами (современный русский язык, лингвистика текста, сопоставитель­ная лексикология и фразеология русского и иностранного язы­ков и др.).



2019-12-29 251 Обсуждений (0)
Лингвистические принципы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лингвистические принципы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)