Решение систем линейных алгебраических уравнений в среде МС
12
Для многих численных методов решение системы линейных уравнений является одним из этапов. Как известно, систему линейных уравнений можно представить в матричной форме AX = B , где А – матрица коэффициентов системы, В - вектор правых частей уравнений. Для решения системы линейных уравнений можно использовать метод обратной матрицы. Этот метод, являющийся достаточно громоздким, в МС реализуется одной строкой. В соответствии со свойством обратной матрицы A-1A=I, где I-единичная матрица, получаем, что столбец неизвестных X := A -1 B . Выполнив вычисление по этой формуле, далее в документе нужно вывести результат на экран и выполнить проверку (правая часть должна совпасть с вектором b). Пример. Решение системы трех уравнений
Для решения системы уравнений можно использовать встроенную функцию lsolve ( A , B ). Матрицы A и B определяются так же, а затем находится вектор неизвестных .
Универсальный характер векторов и матриц в среде МС. В МС реализован принцип вложенности структур данных различного типа. Это означает, что элементами вектора или матрицы могут быть другие векторы или матрицы, или функции. Функция, в свою очередь, может иметь матричную структуру, и так далее. Это позволяет экономично описывать исходные данные, планировать вычисления и группировать результаты. Вложенность данных используется также при разработке программных блоков в среде МС. При выводе на экран таких векторов или матриц МС показывает не численные значения, а структуру элемента (в фигурных скобках), например
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ
Выполнить вычисления в задачах №1, №2, №3, №4 (по вариантам).
ЗАДАЧА 1. Выполнить действия по обработке заданных векторов и матриц с выводом на экран всех промежуточных результатов.
1) ra3=(1.2,-2.3,6.05); cz4=(-0.4,3.1,8.2); │ 2 3 -1│ │-1 0 5│ A = │ 9 5 2│ ; B = │35 1 3│ ; │-1 0 7│ │-2 -2 4│ - вычислить скалярное произведение ra3 и cz4; - вычислить модуль вектора a=2*ra3-3*cz4; - вычислить векторное произведение векторов 2*cz4 и -3*ra3; - вычислить определитель матрицы 2*A-3B - вычислить произведение матриц A^(-1) и B^2 - вычислить новую матрицу A1 путем возведения элементов исходной матрицы A в куб; - вычислить след матрицы (А+5B)^(-1);
2) kq3=(3.6,-2.3,9.45); uv4=(-5.1,5.8,-8.4); │ 2 4 7 │ │ 2 3 –5 │ T = │ 5 1 –4 │; S = │41 -4 3 │; │ 9 3 –3 │ │ 3 -1 1 │ - вычислить векторное произведение kq3 и uv4; - вычислить модуль вектора a=6*kq3-2.3*uv4; - вычислить скалярное произведение векторов kq3 и uv4; - транспонировать матрицу 5*T-3*S - вычислить произведение матриц T^2 и S^4 - вычислить новую матрицу S1 путем деления всех элементов ис- ходной матрицы S на минимальный; - вычислить след матрицы T^(-1);
3) vx3=(6.6,-3.1,8.36); ca4=(-6.3,8.5,-3.3); │ 9 5 –2 │ │ 4 3 –3 │ G = │13 -3 –3 │; H = │51 11 4 │; │ 6 7 4 │ │ 5 -2 14 │ - вычислить модуль векторного произведения 4*vx3 и -ca4; - вычислить максимальный элемент вектора b=3.4*vx3+2.3*ca4; - вычислить скалярное произведение векторов b и vx3; - вычислить определитель матрицы 3*G-4*H^3 - вычислить произведение матриц (G-H)^3 и (2G+H)^(-1) - получить новую матрицу G1 путем вычисления функции Бесселя J3 от модулей элементов исходной матрицы G; - вычислить след матрицы (G+H)^4;
4) dy3=(4.6,-2.7,2.48); se4=(-8.1,5.4,-9.3); │ 19 -4 2 │ │ 3 -1 5 │ W = │ 25 1 4 │; D = │11 -4 –8 │; │ 9 4 –3 │ │ 2 5 13 │ - упорядочить элементы вектора c=6*dy3-4.3*se4; - вычислить скалярное произведение (dy3+c) и se4; - вычислить модуль векторного произведения векторов c и dy3; - вычислить определитель матрицы -4*W+3*D; - выполнить объединение матриц W^2 и D^3; - получить матрицу D1 путем вычисления функции ch от элементов матрицы W/9; - вычислить след матрицы (W-D)^7;
5) qn3=(4.3,-7.3,7.21); um4=(-4.1,7.2,-7.9); │ 31 5 –7 │ │ 6 5 5 │ R = │ -5 4 4 │; G = │61 -4 –3 │; │ 1 3 –1 │ │ 4 -3 2 │ - вычислить модуль вектора d=2.9*qn3-5.3*um4; - вычислить векторное произведение d и um4; - вычислить скалярное произведение векторов qn3 и um4; - упорядочить элементы второй строки матрицы 3*R-7*G; - вычислить определитель произведения матриц R^4 и G^2; - вычислить матрицу G1, обратную матрице G; - вычислить след матрицы R1, элементы которой получены вычислением квадратного корня из модулей соответствующих элементов матрицы R;
6) fa3=(7.6,3.2,8.02); hi4=(-1.4,5.6,-6.4); │ 24 7 8 │ │ 1 4 –6 │ V = │ 15 14 –9 │; B = │54 -3 5 │; │ 4 3 –1 │ │ 5 -2 7 │ - вычислить минимальный элемент вектора w=3.6*fa3-1.3*hi4; - вычислить векторное произведение hi4 и 2*w и его модуль; - вычислить скалярное произведение векторов w и fa3; - вычислить определитель матрицы V^2-3*B - вычислить произведение матриц V^(-1) и B^2 - вычислить новую матрицу V1 путем вычисления функции sh от элементов матрицы V/5; - вычислить след матрицы (V+B)^4;
7) wa3=(3.6,-2.1,9.45); ek4=(-5.1,5.8,-8.4); │ 11 4 7 │ │ 2 1 –5 │ P = │ 5 1 –4 │; R = │31 -4 3 │; │ 15 3 –3 │ │ 3 -3 1 │ - упорядочить элементы векторного произведения wa3 и ek4; - вычислить модуль вектора s=6*wa3-2.3*ek4; - вычислить скалярное произведение векторов s и wa3; - вычислить определитель и след матрицы 5*R-3*P; - вычислить минимальный элемент объединения матриц R^2 и P^4; - вычислить новую матрицу R1 путем деления всех элементов ис- ходной матрицы R на ее определитель; - упорядочить элементы 1-го столбца матрицы P^5;
8) bt3=(4.6,-3.1,4.45); up4=(-5.1,6.8,-7.8); │ 3 5 17 │ │ 8 -3 5 │ A = │ 11 6 –9 │; K = │27 4 –3 │; │ 4 7 –3 │ │ 3 13 8 │ - вычислить модуль вектора g=6*bt3-2.3*up4; - вычислить векторное произведение bt3 и g; - вычислить скалярное произведение векторов g и (bt3-up4); - вычислить определитель матрицы 0.5*A-0.3*K - вычислить произведение матриц A^3 и K^(-1) - вычислить новую матрицу K1 путем возведения в куб матрицы, обратной матрице K; - вычислить след матрицы (4*А-K)^6;
9) jx3=(1.6,-2.4,3.35); rd4=(-4.4,5.5,-6.7); │ 14 8 –7 │ │ 7 -1 –5 │ Q = │ 5 3 1 │; Z = │36 4 3 │; │ -1 13 3 │ │ 3 -9 13 │ - вычислить минимальный элемент вектора h=6*jx3-2.3*rd4; - вычислить модуль векторного произведения h и rd4; - вычислить скалярное произведение векторов (h-jx3) и rd4; - вычислить определитель матрицы 3.5*Q-2.3*Z - вычислить след произведения матриц (2Q+Z^4)(Q-4Z) - вычислить новую матрицу Q1 путем умножения всех элементов ис- ходной матрицы Q на ее определитель; - транспонировать матрицу Z^(-1);
10) es3=(3.6,-2.1,9.45); ya4=(-5.3,5.8,-8.4); │ -2 4 7 │ │ 2 3 –5 │ C = │ 5 1 –4 │; D = │71 -4 3 │; │ 16 3 –3 │ │ 3 -1 1 │ - вычислить векторное произведение es3 и ya4; - вычислить модуль вектора r=5*es3-2.9*ya4; - вычислить скалярное произведение векторов r и (ya4-es3); - вычислить определитель матрицы 5*C-3*D^4; - вычислить произведение матриц (D^2-C^4) и (2D+3C); - вычислить новую матрицу D1 путем вычисления функции exp от элементов исходной D/20; - вычислить след матрицы C^3;
11) hx3=(9.8,-7.1,5.34); mc4=(-4.3,5.9,-7.3); │ 9 13 7 │ │ 4 3 –5 │ A = │ -5 3 4 │; B = │81 -4 3 │; │ 4 9 –1 │ │ 3 -1 1 │ - вычислить максимальный элемент вектора y=6*hx3-2.3*mc4; - вычислить модуль векторного произведения 2*hx3 и y; - вычислить скалярное произведение векторов y и (hx3+3*mc4); - вычислить след и определитель матрицы 4.5*A-3.9*B; - вычислить максимальный элемент произведение матриц (A-B)A+3B; - получить новую матрицу A1 путем вычисления степени (1/3) от элементов исходной матрицы A; - транспонировать матрицу А^5;
12) yk3=(9.6,-7.3,1.45); vs4=(-8.1,4.4,-3.4); │ 7 4 2 │ │ 3 -3 –2 │ W = │ -5 11 –4 │; F = │11 4 3 │; │ 8 3 –3 │ │ 5 -1 4 │ - вычислить минимальный элемент вектора k=0.6*yk3-1.3*vs4; - вычислить векторное произведение (yk3+vs4) и k; - вычислить скалярное произведение векторов k и yk3; - вычислить определитель матрицы 4*W-2*F+WF; - транспонировать произведение матриц W^3 и F^4; - получить матрицу W1 путем вычисления функции Бесселя J0 от элементов исходной матрицы W; - упорядочить элементы 1-й строки матрицы (W+2F)^(-1);
13) nn3=(1.4,-2.3,6.05); mm4=(-0.4,3.3,8.4); │ 2 -3 -1 │ │ -1 0 5 │ E = │ 4 5 2 │; G = │ 50 1 3 │; │ -3 0 7 │ │ -2 -2 4 │ - вычислить скалярное произведение nn3 и mm4; - вычислить модуль вектора a=2*nn3-3*mm4; - вычислить векторное произведение векторов 4*nn3 и -3*mm4; - вычислить определитель матрицы 2*E-G; - вычислить след произведения матриц E и G^4; - получить матрицу E1 путем вычисления функции Бесселя J4 от элементов исходной матрицы G; - вычислить след матрицы (E+5G)^(-1);
14) av3=(3.6,-4.1,9.45); qq4=(-5.1,5.8,-8.4); │ 6 4 7 │ │ 2 3 –5 │ Y = │-5 1 –4 │; H = │ 9 -4 3 │; │ 1 3 –3 │ │ 3 -1 1 │ - вычислить векторное произведение av3 и qq4; - упорядочить элементы вектора t=6*av3-2.3*qq4; - вычислить скалярное произведение векторов t и qq4; - вычислить определитель матрицы 5*Y-3*H; - транспонировать произведение матриц Y^2 и H^2; - получить матрицу H1 путем вычисления функции tg от элементов исходной матрицы H; - вычислить след матрицы Y^(-1);
15) st3=(6.6,-3.1,8.36); gg4=(-6.3,8.5,-1.3); │ 4 5 –2 │ │ 4 3 –1 │ U = │17 -1 –3 │; L = │29 13 4 │; │ 6 7 4 │ │ 5 -2 12 │ - вычислить модуль векторное произведение 2*st3 и -gg4; - найти минимальный элемент вектора b=3.4*st3+4.3*gg4; - вычислить скалярное произведение векторов b и gg4; - вычислить определитель матрицы 3*U-2*L^3 - вычислить произведение матриц (U-L)^2 и (4U+L)^2 - вычислить след матрицы U1, элементы которой получены вычислением функции Бесселя J1 от элементов матрицы U; - вычислить след матрицы (U+L)^4;
16) tt3=(4.6,-2.7,2.48); hv4=(-8.3,5.4,-9.3); │ 14 -4 2 │ │ 3 -1 5 │ B = │-11 3 4 │; M = │10 -4 –8 │; │ 9 4 –3 │ │ 4 5 11 │ - вычислить модуль вектора c=6*tt3-2.3*hv4; - вычислить векторное произведение (tt3+c) и hv4; - вычислить скалярное произведение векторов c и hv3; - вычислить определитель матрицы -2*B+3*M; - вычислить след произведения матриц B^4 и M^3; - вычислить новую матрицу M1 путем объединения матриц B и 2M; - транспонировать матрицу (B-M)^7;
17) wr3=(4.3,-7.3,7.41); ac4=(-4.3,7.4,-7.9); │ 19 5 –7 │ │ 6 5 5 │ S = │ -5 4 4 │; N = │20 4 –3 │; │ 1 3 –1 │ │ 4 -3 2 │ - вычислить вектор d=4.9*wr3-5.3*ac4; - вычислить модуль векторного произведения d и ac4; - вычислить скалярное произведение векторов wr3 и ac4; - вычислить след матрицы 3*S-7*N; - вычислить определитель произведения матриц S^4 и N^(-1); - вычислить матрицу N1, обратную матрице N; - вычислить след матрицы (S-4N)^5;
18) dt3=(7.6,3.2,8.02); bs4=(-3.4,5.6,-6.4); │ -6 7 8 │ │ 3 4 –6 │ D = │-15 4 –9 │; J = │30 -3 5 │; │ 4 3 –1 │ │ 5 -2 7 │ - вычислить минимальный элемент вектора f=3.6*dt3-1.3*bs4; - вычислить векторное произведение bs4 и 4*f; - вычислить скалярное произведение векторов f и dt3; - вычислить определитель матрицы D^4-3*J - упорядочить элементы 2-й строки произведения матриц D^(-1) и J^4; - вычислить новую матрицу D1 путем вычисления функции arccos от элементов матрицы D/10; - вычислить след матрицы (D+J)^4;
19) uw3=(3.6,-4.1,9.45); po4=(-5.1,5.8,-8.4); │ 12 4 7 │ │ 2 3 –5 │ P = │ -5 1 –4 │; R = │40 -4 3 │; │ 11 3 –3 │ │ 3 -1 1 │ - вычислить модуль векторного произведения uw3 и po4; - упорядочить элементы вектора a=6*uw3-2.3*po4; - вычислить скалярное произведение векторов a и uw3; - вычислить определитель и след матрицы 5*R-3*P; - найти минимальный элемент произведения матриц R^4 и P^4; - вычислить новую матрицу R1 путем вычисления степени (3/7) от модулей элементов матрицы R; - транспонировать матрицу P^6;
20) da3=(4.6,-3.1,4.45); te4=(-5.1,6.8,-7.8); │ -3 5 17 │ │ 8 -3 5 │ T = │ 15 6 –9 │; W = │47 4 –3 │; │ 24 7 –3 │ │ 3 11 8 │ - вычислить модуль вектора g=6*da3-2.3*te4; - вычислить векторное произведение da3 и g; - вычислить скалярное произведение векторов g и (da3-te4); - вычислить определитель матрицы 0.5*T-0.3*W; - найти максимальный элемент произведения матриц T^3 и W^(-1); - получить матрицу T1 путем вычисления функции arctg от элементов матрицы T; - вычислить объединение матриц 3T и W^2;
21) uk3=(3.6,-2.4,3.35); vm4=(-4.4,5.5,-6.7); │ -4 8 –7 │ │ 7 -3 –5 │ A = │ 5 1 1 │; Z = │-6 64 3 │; │ 21 13 3 │ │ 3 -9 11 │ - упорядочить элементы вектора h=6*uk3-4.3*vm4; - вычислить модуль векторного произведения h и vm4; - вычислить скалярное произведение векторов (h-uk3) и vm4; - вычислить определитель матрицы 3.5*A-2.3*Z; - вычислить след произведения матриц (4A+Z^2)(A-4Z); - вычислить новую матрицу A1 путем вычисления кубического корня от модулей элементов матрицы A; - транспонировать матрицу Z^(-1);
22) mw3=(3.6,-2.1,9.45); cv4=(-5.1,5.8,-8.4); │ -2 4 7 │ │ 4 1 –5 │ C = │ 35 1 –4 │; D = │-1 54 3 │; │ 11 3 –3 │ │ 3 -1 1 │ - вычислить векторное произведение mw3 и cv4; - вычислить модуль вектора a=5*mw3-4.9*cv4; - вычислить скалярное произведение векторов a и (cv4-mw3); - вычислить определитель матрицы 5*C-3*D^4 - вычислить произведение матриц (D^2-C^4)(4D+3C) - вычислить новую матрицу D1 путем деления всех элементов ис- ходной матрицы D на минимальный; - вычислить след матрицы C^3;
23) zx3=(9.8,-7.1,5.34); df4=(-2.3,5.9,-7.3); │ 16 33 7 │ │ 2 7 –5 │ F = │ 5 3 4 │; Y = │-1 60 3 │; │ -4 9 –1 │ │ 3 -1 1 │ - вычислить максимальный элемент вектора y=6*zx3-2.3*df4; - вычислить векторное произведение 4*zx3 и y; - вычислить скалярное произведение векторов y и (zx3+3*df4); - вычислить определитель матрицы 4.5*F-1.9*Y - транспонировать произведение матриц (F-J)F+3Y - получить матрицу F1 путем вычисления функции Бесселя J1 от модуля элементов исходной матрицы F; - вычислить след матрицы F^3;
24) sa3=(9.6,-7.1,3.45); ip4=(-8.1,4.4,-3.4); │ 17 4 2 │ │ 3 11 –4 │ R = │ 5 31 –4 │; S = │11 20 3 │; │ -1 3 –3 │ │ 5 -1 4 │ - вычислить модуль вектора k=0.6*sa3-1.3*ip4; - вычислить векторное произведение (sa3+ip4) и k; - вычислить скалярное произведение векторов k и sa3; - вычислить определитель транспонированной матрицы 4*R-4*S+RS; - упорядочить 2-й столбец произведения матриц R^3 и S^4; - получить матрицу R1 путем вычисления функции ch от элементов матрицы R/8; - вычислить след матрицы (R+4S)^(-1);
25) gt3=(3.4,-4.3,6.05); yd4=(-0.4,3.3,8.4); │ 12 3 -1 │ │ -3 22 5 │ U = │ 4 5 2 │; X = │ 40 -1 3 │; │ -3 0 7 │ │ 2 -2 4 │ - вычислить скалярное произведение gt3 и yd4; - упорядочить элементы вектора a=4*gt3-3*yd4; - вычислить векторное произведение векторов 4*gt3 и -3*yd4; - вычислить определитель транспонированной матрицы 4*U-X; - вычислить след произведение матриц U и X^4; - получить матрицу U1 путем вычисления квадратного корня от модулей элементов исходной матрицы U; - вычислить максимальный элемент матрицы (U+5X)^(-1);
ЗАДАЧА 2. Выполнить указанные действия по решению заданных систем линейных уравнений и обработке матриц. Результаты вывести на экран с точностью 0.001. - пример 1) - решить систему уравнений по формулам Крамера и методом обратной матрицы. Проверить результаты подстановкой; - пример 2) - решить систему уравнений методом обратной матрицы. Проверить результаты подстановкой; - пример 3) – вычислить матричное выражение; - пример 4) – решить матричное уравнение. Проверить результат подстановкой; Варианты условия задачи берутся из книги: ║ Воробьева Г.Н., Данилова А.Н. Практикум по вычислительной ║ ║ математике. М., 1990. - стр. 22-29. ║
ЗАДАЧА 3. Решить систему линейных уравнений методом обратной матрицы. Результаты вывести на экран с точностью 0.0001. Проверить результаты подстановкой. Варианты условия задачи берутся из книги: ║ Воробьева Г.Н., Данилова А.Н. Практикум по вычислительной ║ ║ математике. М., 1990. - стр. 39-40. ║
ЗАДАЧА 4. Решить систему линейных уравнений методом обратной матрицы. Результаты вывести на экран с точностью 0.0001. Проверить результаты подстановкой. Варианты условия задачи берутся из книги: ║ Воробьева Г.Н., Данилова А.Н. Практикум по вычислительной ║ ║ математике. М., 1990. - стр. 32-33. ║
Составил: Дей Е.А. v2.1 2008
12
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (146)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |