Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое обеспечение развития торговли



2019-12-29 277 Обсуждений (0)
Правовое обеспечение развития торговли 0.00 из 5.00 0 оценок




В настоящее время в Российской Федерации нет единого законодательного акта прямого действия, определяющего общие основы государственного регулирования внутренней торговли.

Отдельные нормы, регулирующие взаимоотношения предпринимателей, потребителей и государства в сфере внутренней торговли, содержатся в гражданском законодательстве, законодательстве о защите прав потребителей, защите предпринимателей при проведении государственного контроля, техническом регулировании, лицензировании и т.д. Еще свыше 600 подзаконных актов РФ регулируют отдельные вопросы в сфере внутренней торговли, зачастую дублируя друг друга при одновременном наличии серьезных противоречий. Таким образом, в настоящее время законодательство в сфере внутренней торговли носит отрывочный, противоречивый характер, по сути своей является несистематизированной совокупностью юридических норм.

Анализ положений Гражданского кодекса РФ и «Закона о защите прав потребителей» показывает, что правовые нормы дублируются. В этой связи, отдельные публично-правовые нормы, в настоящее время содержащиеся в законодательстве о защите прав потребителей (например, относящиеся к правилам продажи отдельных видов товаров, режиму работы торговых предприятий, порядка предоставления информации для потребителей и т.д.), должны быть исключены из сферы действия законодательства о защите прав потребителей, и на их основе может быть разработан и принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования внутренней торговли в Российской Федерации».

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного с ее субъектами ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ. Это предполагает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, совместное решение ими поставленных задач, определяемых федеральными законами и изданными в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Установление конкретных полномочий РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам регулирования торговли позволит устранить нечеткость в их определения, которая может приводить к принятию субъектами РФ правовых актов, ущемляющих интересы предпринимателей и ограничивающих конкуренцию, в том числе через закрытие региональных рынков. Необходимо не только устранить существующие пробелы законодательства и четко разграничить полномочия, но и определить круг обязанностей и уровень ответственности каждого государственного органа. Кроме того, целесообразно установить закрытый перечень методов государственного регулирования внутренней торговли в свете приоритетов предстоящего периода.

Также до сих пор не урегулированы на федеральном уровне особенности организации работы отдельных объектов, например, касающиеся работы рынков, объектов мелкорозничной сети и т.д., что создает существенные трудности в правоприменительной практике. В то же время, когда субъекты РФ принимают собственные акты о порядке размещения и особенностях работы таких объектов, они признаются несоответствующими федеральному законодательству судебными и антимонопольными органами.

Кроме того, с развитием рыночных отношений в Российской Федерации появляются новые форматы торговли, имеющие специфику в правовом регулировании: крупные торговые объекты, сетевые распределительные центры, магазины-склады типа «Cash & Carry» и др. Такие торговые предприятия оказывают значительное влияние на конкурентную среду в РФ и имеют особенности, связанные с градостроительным регулированием, особенно в городах с острым дефицитом свободных земель, что также необходимо отразить в законе. При отсутствии каких-либо разрешительных документов, выдаваемых органами исполнительной власти на местах для объектов торговли (разрешений на размещение и др.), остро стоит вопрос получения информации о размещении таких объектов. Такая информация должна использоваться для анализа экономической ситуации на потребительском рынке в целях эффективного и качественного информационного обеспечения решения органами власти стратегических и оперативных задач развития торговли, в том числе расчетов обеспеченности населения торговыми площадями, сокращения числа проверок органами государственного надзора и др. целей. Такая практика уже много лет используется практически во всех европейских странах. Таким образом, в законе необходимо определить особенности формирование государственных информационных ресурсов в сфере торговли на территории РФ (например, Торгового реестра).

Остро стоит проблема осуществления государственного контроля в отношении торговых организаций. Дублирование функций по контролю связано, прежде всего, с различной ведомственной подчиненностью органов государственного надзора и отсутствием координации их деятельности. В целях защиты прав продавцов необходимо четко определить органы государственного надзора за торговой деятельностью и их полномочия, включая право на приостановление деятельности торговых объектов и приостановление реализации товаров в строго определенных случаях.

Также необходимо установить основы торгового делопроизводства, например, порядка ведения, хранения и учета книги отзывов и предложений, журнала учета мероприятий по контролю (с учетом положений федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля»).

Таким образом, принятие Федерального закона «Об основах государственного регулирования внутренней торговли» позволит:

- создать правовые условия для реализации системного подхода к регулированию внутренней торговли в РФ в условиях административной реформы;

- восполнить существующие пробелы нормативного регулирования в сфере оптовой и розничной торговли;

- определить основания и пределы вмешательства государства в деятельность самостоятельных хозяйствующих субъектов;

- создать условия для формирования единого экономического и правового пространства в РФ с учетом местных условий и особенностей экономического развития отдельных регионов.

 

 

Выводы и предложения

Состояние и основные тенденции развития потребительского рынка указывает на существенные проблемы в их организации и управлении.       Происходящие экономические преобразования наиболее контрастно проявились именно в торговле. Бурное развитие частной формы собственности, увеличение объемов продажи товаров на вещевых и смешанных рынках, опережающий рост потребительских цен. На товары и услуги по сравнению с ростом денежных доходов большинства населения оказали негативное влияние на организацию товароснабжения местного населения. Данная ситуация, очевидно, нуждается в исправлении и регулировании.

Одной из мер, позволяющих смягчить негативное влияние кризисного состояния российской экономики на организацию товароснабжения населения является кооперация торговых предприятий. При этом под кооперацией понимается сотрудничество нескольких самостоятельных (с правовой и хозяйственной точек зрения) предприятий на основе добровольных соглашений в целях повышения общей конкурентоспособности и более эффективного решения производственных задач, чем это возможно на индивидуальной основе.

Основными сферами кооперации, очевидно, могут стать следующие:

· закупочная кооперация;

· кооперация в сфере складского и транспортного хозяйства;

· сбытовая кооперация;

· управленческая кооперация и др.

 Развитие интеграции, кооперации и самоорганизации торговых предприятий нуждается в развитии и поощрении со стороны органов власти.

Наиболее ответственным, трудоемким и капиталоемким этапом переходного периода является формирование и развитие современной рыночной инфраструктуры. Ключевым в решении этой проблемы стал вопрос о том, кому же быть главным действующим лицом создающегося рынка: республикам и регионам, ведомствам или предприятиям. На этот принципиальный вопрос дан однозначный ответ – хозяевами создавшегося экономического пространства должны стать сами производители продукции: предприятия и предприниматели. И действительно, развитие торговой отрасли имеет решающее значение для экономического роста России, для выхода России из состояния глубочайшего экономического кризиса. К сожалению, на сегодняшний момент предприниматели постоянно сталкиваются с самыми разнообразными проблемами и трудностями в своей деятельности. Зачастую это объясняется несовершенством и неразвитостью инфраструктуры предпринимательства, однако, нельзя отрицать и многочисленные положительные тенденции, наблюдаемые в российской экономике, и, на мой взгляд, у российского предпринимательства при условии продолжения экономических реформ есть все предпосылки для дальнейшего развития.

 

 

Список использованной литературы:

1. Бланк И.А. Торговый менеджмент. –  Киев: УФИМБ, 2006. - 408 с.

2. Буров В. П., Морошкин В. А., Ушаков В. А. Стратегия управления фирмой:    Моделирование. Практикум. Деловая игра/ М.: ЦИПККАП, 2006. –  64 с.

3. Вопросы экономики, управления и организации торговли в современных    условиях : Сб. науч. тр./ С.-Петерб. торг.-экон. ин-т ; Отв. ред. Соломатин А.Н. –  СПб., 2005. –  98 с.

4. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х т. – М.: МНИИПУ, 2006. – 272 с.

5. Горфинкель В. Я., Швандар В. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 670 с.

6. Егоров, В.Ф. Управление торговлей крупного города в новых условиях хозяйствования / Санкт- Петербург. ун-т экономики и финансов. –  СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2005. –  107 с.

7. Забелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. –  М.: ИВЦ, 2007. –  195 с.

8. Малышков, В.И. Потребительский рынок Москвы: вчера, сегодня и ближнее    завтра. –  М.: Изд-во тип. им. А.С.Пушкина, 2004. –  221 с.

9. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая Деятельность. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2005. –  328 с.

10. Сафронов Н.А. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Юристь, 1998. – 584 с.

11. Сергеев И. В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 560 с.

12.  Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.: «Наука», 2004. –  592 с.

13.  Торговля в России. 2007: Стат. сб./ Росстат. – Т60 М.: 2007. – 565 с.

14. Фомин, А.И. Проблемные вопросы торговли переходного периода/ Санкт-Петербург. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд. Санкт-Петербург. ун-та экономики и финансов, 2006. –  141 с.



2019-12-29 277 Обсуждений (0)
Правовое обеспечение развития торговли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое обеспечение развития торговли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)