Особенности делового общения:
Тема «Психология управленческого (делового) общения» План 1. Понятие и виды управленческого и делового общения 2. Влияние личностных качеств (темперамента и характера) на общение 3. Формы управленческого общения 4. Публичное выступление, типичные ошибки и факторы повышения эффективности публичного выступления.
1. Понятие и виды управленческого и делового общения
Данная тема анализирует такой важный феномен как общение в управленческой среде. Управленческое общение – это особый, специфический вид общения. От других видов общения оно отличается тем, что через него и посредством его решаются управленческие задачи. Поэтому управленческое общение определяют как особый вид общения, целью и результатом которого является решение специфических управленческих задач. Управленческое общение, как и любое другое, имеет три стороны: 1) коммуникативную (обмен информацией); 2) перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения); 3) интерактивную (совместная деятельность или обмен действиями в процессе общения). В реальном процессе общения все они переплетены и взаимно обусловливают друг друга. "Управленческое общение имеет специфическую структуру и как бы вплетено в ткань любого управленческого действия Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно–оценочного (эмоционально–оценочного) характера. Очень важным моментом является соотнесение понятий «коммуникация» и «общение»В западной психологии понятие «общение» переводиться как «коммуникация». Однако понятие « коммуникация» более широкое. Оно подразумевает связь, в ходе которой происходит обмен информацией в живой и не живой природе. Общение же существует только между людьми. В качестве субъектов общения может выступать как индивид, так и группа. Общение может осуществляться с целью, Находящейся вне взаимодействия субъектов и в самом взаимодействии субъектов, а также для приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения и, наоборот, приобщения инициатора к ценностям партнера. Общение, находящееся вне самого взаимодействия субъектов, носит название – деловое общение – которое служит способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой. Предмет делового общения – дело. Особенности делового общения: • партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; • общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела; • основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество. В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, барьеры. Содержание – это информация, которая межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. По содержанию общение может быть представлено как: • материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов; • когнитивное – обмен знаниями (познавательная и учебная деятельность); • деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками; от субъекта к субъекту предается информация, совершенствующая и развивающая способности; • кондиционное – обмен психическими и физиологическими состояниями; люди оказывают влияние друг на друга в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а конечно счете – оказать определенное воздействие друг на друга; • мотивационное – обмен побуждениями, целями. Интересами, мотивами, потребностями; имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении: например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т.п. Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. Количество потребностей и соответственно целей у человека увеличивается. В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая осуществляется при интенсивном и разносторонней общении. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации – это способ передачи ее от одного к другому. Средства общения можно разделить на следующие виды: • прямые телесные контакты (касание тела руками и т. п.); • органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов); • язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах (тексты, схемы, рисунки, чертежи и т. д.); • технические средства записи и хранения информации(видеотехник, радио, кассеты, дискеты и т.д.); • интонации, эмоциональная выразительность. По формам общение делится на: Прямое (естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных и невербальных средств информации лично передается одним участником другому) и косвенное (включение в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации) Массовое (множественные непосредственные контакты не знакомых людей. А также коммуникация, опосредованная различными ее видами) и межличностное (непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников, подразумевает психологическую близость партнеров). Императивное – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям; партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной» страдательной» стороной; конечная цель императива – принуждение партнера – незавуалирована; Манипуляции – предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений; партнер по общению используется манипулятором для достижения своих целей; коренное отличие манипуляции от императива состоит в том что партнере информируется об истинных целях общения (они скрываются или подменяются другими); партнер по общению воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных, «нужных » манипулятору свойств и качеств; манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных отношений между людьми. Диалогическое общение представляет собой переход от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению; такое общение обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности. В содержании общения выделяют следующие функции: инструментальная – характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия; интегративная – раскрывает общение как средство объединения людей; трансляционная – функции передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.; функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста; экспрессивная – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний; функция социализации – формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилам; функция социального контроля – регламентация поведения и деятельности. Деловое общение можно рассматривать в единстве трех его сторон: общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения); общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения); общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Деловое общение - это сложный многоплановый контакт между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах для решения целей и задач. Специфической особенностью этого процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям. Известны «писанные и неписанные» нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и формы обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих пониманию людей. Деловой этикет включает в себя две группы правил: 1) нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); 2) наставления, определяющий характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальное отношение). Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией, для того, чтобы строить совместную деятельность и сотрудничество. Взаимодействие состоит из этапов: 1) установка контакта знакомства, предполагает восприятие другого человека; 2) представление себя другому; 3) ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего: 4) обсуждение интересующей проблемы; 5) решение проблемы; 6) завершение контакта (выход из него). Виды делового общения. По способу обмена информацию различают: a) устные виды делового общения, которые разделяются на: ь многологические виды (разговор одного человека); приветственная речь, торговая речь (реклама), информационная речь, доклад (на заседаниях или собраниях); ь диалогические виды - деловой разговор (кратковременный контакт на одну тему); деловая беседа (это продолжительный обмен сведениями, который сопровождается принятием решения); переговоры (обсуждение с целью заключения соглашения по какому-либо вопросу); интервью (разговор с журналистом предназначенный для печати, радио, телевидения); дискуссия; совещание (собрание); пресс-конференция; контактный разговор; телефонный разговор (общение, исключающее невербальную коммуникацию); b) письменные виды делового общения: ь протокол, справка, докладная, объяснительная записка, письмо, акт, заявление, соглашение; ь договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность. По содержанию деловое общение может быть: · материальное - обмен предметами и продуктами деятельности; · конъюнктивное - обмен знаниями; · мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями; · деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями и навыками. По средствам общения выделяют 4 вида: 1) непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов (голова, туловище, голос и т.д.); 2) опосредованное - связано со специальными средствами и орудиями; 3) прямое - предполагаемые личные контакты и непосредственное восприятие друг с другом общающихся людей в самом акте общения; 4) косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |