Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Следующий важный вид деятельности – учить писать сочинения.



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Следующий важный вид деятельности – учить писать сочинения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сочинения на литературоведческие темы («Образ», «Сравнительная характеристика...», «Художественные особенности») иной раз не вызывают у ребят энтузиазм, а провоцируют списывание, благо есть откуда. По-моему, все эти сборники сочинений, простых и «золотых», издаются только с целью делать деньги. Эти работы (часто довольно примитивные) вовсе не служат образцом, а, как и готовые упражнения по русскому языку и «Сборник изложений для экзаменов в 9-м классе», искушают детей, заставляют хитрить, изворачиваться, обманывать. Впрочем, в этом мы убедились на практике.

Мне больше нравились небольшие сочинения на свободные темы, которые предлагались девятиклассникам несколько лет назад: это побуждало их к размышлению, давало возможность проявить творческие способности.

Теперь мы вынуждены пользоваться открытым сборником, предлагая ребятам наиболее интересные тексты для прочтения и написания «элементов сочинения», т.е. для выражения своей точки зрения по поводу прочитанного.

В программных произведениях я пытаюсь найти ключевые выражения, которые могут подтолкнуть учеников к рассуждению, вызвать работу мыслей и чувств.

Например, при изучении «Мцыри» я обращаю внимание на строки поэта:

«...а душу можно ль рассказать?» –

и ребята пишут миниатюру на эту тему, достигая довольно интересных результатов.

 

Стремлюсь научить своих ребят выражать представление о многообразии мира, чувствовать душу языка. Поэтому даже темы традиционных сентябрьских сочинений звучат не «Как я провел лето», а поэтично «Сон в летнюю ночь», «Ах, этот летний роман!», «Мечта, которая сбылась этим летом», а для учащихся среднего звена – «Разговор падающих листьев»,   «О чем чирикал воробей в солнечный морозный день, «О чем рассказала ласточка, прилетевшая с юга»* Уже не говоря о таких необычных творческих работах, как придумать монологи от имени вещей, которые окружают нас (старая расческа, перегоревшая лампочка, шнурок в правом ботинке, дверная ручка и др.). Казалось бы, что можно интересного увидеть в старой беззубой расческе?

Какую замечательную жизнь я прожила! Правда, многих зубов досчитаться не могу, зато есть, что вспомнить. Первый зуб свой сломала я в восьмом классе: уж больно у нас с хозяйкой волосы густые да пышные. Второй (как сейчас помню) на выпускном вечере. Третий – на свадьбе (все-таки нервничаешь), четвертый и пятый – в роддоме… А сейчас лежу я в ящике стола. Бывает, возьмет меня хозяйка в руки – ну, думаю, выбросит! А она подержит, погладит и на место положит. Тоже помнит…

                                                                                         Петрова Г., 10 класс.

Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.

 

Из чего складывается моя кропотливая работа по обучению детей искусству писать сочинение? Вот некоторые правила общего характера:

· Во-первых, учу писать сочинения, в том числе и по литературе, с пятого класса. Учу серьезно относиться к любой творческой работе. Стараюсь привить любовь к этой трудной, кропотливой и важной деятельности, вызвать интерес, используя для этого различные приемы.

· Понимая, насколько важен положительный эмоциональный настрой, не упускаю возможности ободрить ребят; говорю о том, что любое творчество – чудо, и думающий человек, создающий что-то хорошее, прекрасен. Стремлюсь поддержать атмосферу творческого поиска, чтобы каждый мог испытать благодатные «муки творчества», работая над собственным текстом.

· Осторожно подхожу к оценке сочинений самых маленьких, когда они только учатся выражать свои эмоции, впечатления словами. В этот период оценка может быть и «кнутом», и «пряником», в отличие от старших классов, где оценка в большей мере – измерительный инструмент.

· Не ориентируясь только на поиск недостатков, так как всем известно, что любой текст несовершенен и при желании минусы можно найти в любой работе, я бережно отношусь к тому, что создано учениками, в первую очередь отмечаю плюсы сочинения (закрепить в памяти детей моменты удачи очень важно). Стараюсь в каждой работе находить что-то интересное, самостоятельно открытое. Свое видение темы, проблемы, жизни. Всегда радуюсь и отмечаю в классе всякую свежую мысль.

· Отмечая достоинства, зачитывая вслух наиболее удачные обороты речи, мысли или все сочинение, указываю на недостатки работы, стараюсь объяснить, как избежать подобных ошибок в следующий раз.

· Учу детей быть внимательными, вдумчивыми, размышляющими, стараться глубоко вникать в суть темы, ставить вопросы, которые послужат компасом к созданию текста.

· Учу собирать, обрабатывать и классифицировать живой языковой, литературный материал.

· Говоря о цитировании, напоминаю, что, во-первых, должен соблюдаться принцип меры, а во-вторых, цитата должна развивать мысль автора работы.

· Кропотливо, изо дня в день, из года в год учу языковому оформлению сочинения. Помогаю постичь закономерности построения текста.

· Учу быть взыскательными, советую избегать общих слов, искать слова и выражения наиболее точные, яркие, формулировать мысли четко и конкретно, поощряю стремление найти «свое».

· Большое внимание уделяю культуре письма, эстетике оформления работы.

· Формирую умения совершенствовать написанное, контролировать логику изложения мыслей, замечать и устранять ошибки и недочеты в содержании и языковом оформлении работы.

· Обычно знакомлю учеников на одном из уроков с отрывком из книги Анатолия Мариенгофа «Бессмертная трилогия» (отрывок приведен в газете «Русский язык» № 24/2002. С. 2), в котором рассказывается о том, как редактировал первую фразу Городничего в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь, чтобы ребята почувствовали, как может после хорошего редактирования преобразиться, зазвучать текст. На уроках литературы по комедии «Ревизор», зачитывая первую фразу Городничего, мы всегда обращаем внимание на мастерство писателя: поражает чрезвычайная стремительность и емкость этой фразы. Наблюдаем: в ней всего 15 слов. А ведь в первой редакции было 78 слов! И далее анализируем, как Гоголь совершенствовал первоначальный текст.

· Говорю своим ученикам: «Чтобы научиться писать сочинения, надо их писать, надо много работать».

· Создаю и постоянно пополняю копилку упражнений, помогающих развивать творческие способности, совершенствовать речеведческие навыки.

 

Например, такие:

– восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст; найдите лишнее предложение;
– подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль текста;
– восстановите нарушенный порядок частей и допишите подытоживающий вывод к данному тексту;
– прочитайте текст, найдите места, где пропущены доказательства обозначенных тезисов, выпишите необходимые доказательства;
– прочитайте предложения, определите характер речевой ошибки, внесите необходимые исправления;
– прочитайте текст, определите его тему и главную мысль, тип и стиль; отметьте изобразительно-выразительные средства языка, характерные для данного стиля речи; найдите «народные» лексические обороты и синтаксические конструкции;
– исправьте текст, решая речевые, синтаксические задачи (устранение повторов, неоправданное разъединение частей сложноподчиненных предложений, однообразие синтаксических конструкций и т.д.).

 Дидактический материал для подобных упражнений можно найти в художественной, публицистической литературе, а также в творческих работах учеников.

· Сочинение требует всесторонних знаний. Степень понимания – темы, проблемы, произведения – показатель общего развития человека, от понимания зависят содержательность творческих работ, самостоятельность суждений. Беседуя с учениками, советую им расширять свои знания в различных областях, читать художественную, научно-популярную, философскую литературу. Говорю: «Хотите хорошо писать – читайте классиков, не пропускайте ничего, все важно. Учите наизусть наиболее важные, яркие отрывки поэзии и прозы». Таким образом ухо маленького человека, по словам В.Г. Белинского, постепенно приучается к гармонии слова, а сердце переполняется чувством изящного.

·  Напоминаю о том, что многого можно достичь добросовестным трудом, вместе с которым придут подлинный интерес, увлеченность работой, ясное представление о том, что хочешь сказать, уважение к собственному труду и твердое желание достичь положительного результата.

· Как правило, ребята с течением времени проникаются мыслью о серьезности данной работы. Естественным образом создается атмосфера в классе, когда все стихает, нет суеты, появляется возможность сосредоточиться.

В работе учителя по развитию речевых навыков, творческих способностей ребенка большую роль играет внеклассная работа:

Это и КВН по стихам и сказкам, путешествия в страну Веселых Грамотеев,

В страну Поэзии, различные виды экскурсий, интеллектуальные игры…

Это может быть красочно оформленная газета с постоянно меняющимися рубриками. Например, в рубрике «клад» (классики – детям) могут появляться советы известных мастеров слова о том, как писать творческие работы. Так, например, однажды я принесла в помощь пишущим творческую работу – советы А.И. Куприна:

Если хочешь что-нибудь изобразить... сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Никогда не пиши: какой-то странный цвет или он как-то неловко вскрикнул. Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази розу или голос совершенно отчетливо, чтобы их точно так же видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные.

В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребенок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Не пиши: мальчик в страхе убежал, а в это время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше.

Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарный иначе. Если описываешь от своего лица, покажи это свое лицо, свой темперамент, настроение, обстоятельства жизни...

Изгони шаблонные выражения. Не пиши заплакал, а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья». Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола.

Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят...

Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживаясь с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения.

Работай! Не жалей зачеркивать, потрудись... в поте лица. Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы... Не давай себе покоя, пока не добьешься, чего надо. Добивайся упорно.

Ребята с интересом отнеслись к статье, кто-то сделал для себя выписки в специально заведенную тетрадь по развитию речи. А потом я решила еще раз обратиться к словам А.И. Куприна на уроках русского языка, провести комплексную работу с этим текстом, чтобы дети лучше запомнили ключевые, важные советы, использовали их при создании творческих работ.

Познакомились также с советами К.Г. Паустовского:

Главное... – это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи... <...> Во время работы надо забыть обо всем и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете.

Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал. (Из книги «Золотая роза»: «Первый рассказ»)

С первого года работы в школе уделяю много внимания и времени развитию устной и письменной речи детей, оформляю книги лучших творческих работ учеников:                 

§ - рукописные книги (дети не только пишут рассказы, стихи, сказки, но и иллюстрируют свои произведения), *

§ - книги детского творчества (в ней помещены кроссворды, викторины, шарады, монограммы и др., придуманные учащимися),**

§ - творческие сочинения.***

Всем этим мы занимаемся в литературно- творческом клубе «Алый парус», который существует уже несколько лет.

 

 

 

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что русский язык и литература предоставляют большие возможности для развития способностей детей. Результатами работы в этой области являются отсутствие боязни у детей при написании сочинений , интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда многие учащиеся перестают читать художественную литературу.

Деятельность педагога заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества.



2019-12-29 192 Обсуждений (0)
Следующий важный вид деятельности – учить писать сочинения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Следующий важный вид деятельности – учить писать сочинения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)