Специфические способности
12 В научной литературе наиболее освещен вопрос, касающийся специфических способностей. Наиболее сильными сторонами профессиональной деятельности кадров управления, обобщая и перефразируя, по мнению О. А. Полищук, И Н. Семенова, С. Ю. Степанова, содержание книги «Раскрепощенный менеджер» Д. Френсиса, М. Вудокова, являются: 1. Сформированность личных ценностей и принципов. От руководителей ожидается принятие решений, основанных на личных ценностях и принципах. 2. Наличие четких личных целей. Люди могут влиять на ход своей деловой и личной жизни, оценивая имеющиеся возможности и выбирая те или иные альтернативы. 3. Стремление к постоянному саморазвитию. Некоторые руководители не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным ростом. 4. Способность управлять собой Работа управленца трудна, полна волнений, а часто и стрессов. Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, так чтобы постоянно поддерживать свою производительность. 5. Изобретательность, творческий подход к профессиональной деятельности. Управленец с относительно низкой изобретательностью редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других быть творцами и использовать новые подходы в работе. 6. Способность руководить Для эффективного управления людьми и ресурсами требуется много навыков, которые и можно назвать способностью руководить. 7. Умение решать проблемы. Квалифицированное решение проблем само по себе является очевидным управленческим навыком. 8. Знание современных управленческих подходов. В управлении людьми необходимо постоянно оценивать эффективность того, как это делается. 9. Высокая способность влиять на окружающих. Руководителям постоянно необходимо воздействовать на тех, кто им прямо подчинен. 10. Умение обучать и развивать подчиненных Почти каждый руководитель время от времени выступает в роли наставника. 11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Для того чтобы добиться результатов, большинство руководителей должны объединяться с другими, используя их опыт и умения.[16] Обобщенный анализ организационной жизни руководителя на страницах книги Р. Л. Кричевского «Если Вы — руководитель…» показывает, что к специфическим особенностям менеджера также можно отнести: 1) способность к выполнению большого числа действий, преимущественно кратковременных; 2) способность выдерживать нагрузки, связанные с частым вмешательством извне; 3) умение удерживать в поле деятельности широкую сеть контактов, выходящих далеко за пределы рабочей группы; 4) навыки речевого общения с окружающими (коммуникативные способности). Способности руководителя исходя из функционального анализа его деятельности Функциональный анализ работы руководителя (администраторская ( прежде всего этап контроля); стратегическая ( планирование и прогноз возможных событий в сфере); деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом); экспертно - консультативная; представительская; воспитательная; коммуникативно - регулирующая; инновационная; дисциплинарная) позволяет выделить ряд важных психологических характеристик личности. Исходя из многих профессионально важных качеств руководителя все же можно выделить основные черты его личности, описанные в справочнике Р. Стогдилла: ¾ доминантность; ¾ уверенность в себе; ¾ эмоциональная уравновешенность; ¾ стрессоустойчивость; ¾ креативность; ¾ стремление к достижению успеха, предприимчивость, склонность к риску; ¾ ответственность; ¾ надежность в выполнении задания; ¾ независимость; ¾ общительность, личное обаяние. Понятно, что несмотря на описанную выше идеальную модель личности руководителя, в деятельности они проявляют себя по-разному, и каждый имеет свою индивидуальность.[17] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблемы лидерства и эффективного руководства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Именно для достижения общих целей в организации руководитель должен обладать определенным набором качеств, способностей, выступать в роли лидера. Если же менеджер будет ограничен в своих способностях, то организация, возможно, потерпит крах, как говориться «рыба гниет с головы». При рассмотрении различных подходов в определении способностей лидера и руководителя, можно заметить, что они во многом пересекаются, имеют довольно много общих черт. Но принципиальная разница руководителя и лидера в том, что они предстают два феномена: первый как социальный, второй как психологический. По моему мнению, организация достигает поставленных перед собой целей в том случае, когда руководитель сочетает в себе эти два феномена и присущие для них определенные способности. Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Войтик И. М., Семёнов И. Н. Оценка рефлексивного мышления: Учебное пособие. — Новосибирск: СибАГС, 2001. — 144 с. 2. Ромашов О. В. Социология и психология управления. — М.: «Экзамен», 2002. — 512 с. 3. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» — М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с. 4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб.: «Питер», 1999. — 368 с.: (Серия «Мастера психологии») 5. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с. 6. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. — М.: ТЕИС, 2002. — 501 с. 7. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… М.: «Дело», 1993. — 352 с. 8. http://psyfactor.org/lib/lider2.htm 9. http://psyfactor.org/lider4.htm [1] Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. с. 190 [2] Ромашов О. В. Социология и психология управления. — М.: «Экзамен», 2002. — 512 с. [3] Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства лидерства в спортивном коллективе. М., 1985. [4] Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. с. 310-311 [5] Аверченко. Психология управления: курс лекций - М., Инфра-М – «Сибирское соглашение», 2001 [6] Андреева Г. М. Социальная психология. М.: изд-во МГУ, 1980. с. 263 [7] Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» — М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с. [8] Galton F. Hereditary genius. London. 1869. [9] Dowd J. Control in Human Societies. N. Y., 1986. [10] Klubeck C. Bass B/ Differential Effects of Training on Persons of Different Leadership Status. 1954 [11] Chapman R. Leadership in British Civil Service. L., 1984. [12] Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с. [13] Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» — М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с.
[14] Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» — М.: Флинта: МПСИ, 2000. — 648 с. [15] Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… М.: «Дело», 1993. — 352 с. [16] Войтик И. М., Семёнов И. Н. Оценка рефлексивного мышления: Учебное пособие. — Новосибирск: СибАГС, 2001. — 144 с. [17] Войтик И. М., Семёнов И. Н. Оценка рефлексивного мышления: Учебное пособие. — Новосибирск: СибАГС, 2001. — 144 с.
12
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (125)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |