Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребительская кооперация в первое десятилетие реформ (1991-2000 гг.)



2019-12-29 274 Обсуждений (0)
Потребительская кооперация в первое десятилетие реформ (1991-2000 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В первое десятилетие реформ (1991-2000 гг.) при переходе к рыночным отношениям, первые шаги российской кооперации оказались очень трудными. Проводимая правительством России экономическая реформа изменила политическую и экономическую ситуацию в стране, и продвижение в рыночную экономику проходило болезненно, порой противоречиво. Это испытывает на себе и потребительская кооперация.                                                                                                                    Реальный переход к рыночным отношениям в Российской Федерации начался в январе 1992 г. с либерализации цен. В первый месяц освобожденные цены на продукты и промышленные товары выросли на 245%, к концу года - в среднем в 26 раз, а по многим продуктам питания - в 100 и более раз. Галопирующая инфляция продолжалась до лета 1996 г., пока её темпы не снизились до 1,5 - 2% в месяц. Последствия гиперинфляции для потребительской кооперации оказались очень тяжелыми. В тысячи раз обесценились оборотные средства. Не на что стало покупать товары, сырьё, горюче-смазочные материалы. Установленный государством предел торговых надбавок даже не покрывал издержек обращения. Торговля отечественными продовольственными товарами оказалась убыточной, а введение предоплаты заказанных товаров заставило многие организации потребительской кооперации распродавать свои предприятия, чтобы добыть оборотные средства. Начали закрываться кооперативные магазины, столовые, кафе, заготовительные предприятия, оптовые базы.                                      Вследствие обесценивания денежных вкладов в банках резко понизилась покупательная способность сельского населения. Платежеспособный спрос жителей деревень, поселков, районных городов стремительно приближался к нулевой отметке. Одновременно в городах, даже в райцентрах стала бурно развиваться частная торговля. Имея минимальный штат, определенные льготы и пользуясь бесконтрольностью и разными способами уклонения от налогов, она составила, особенно на первых порах, серьёзнейшую конкуренцию кооперативам. Главное же, в отличие от потребительской кооперации, частная торговля не несет никаких социальных обязательств, не отвечает за снабжение населения самыми необходимыми товарами, не дающими, как правило, торгового "навара", а торгует лишь тем, что прибыльно.

В результате доля товарооборота потребительской кооперации в общем товарообороте страны снизилась с 18,9% (1992г) до 4,4% в 1997г.

Положение ещё больше осложнил углубившийся диспаритет цен на промышленные товары, сельхозтехнику, бензин, запчасти и продукцию сельского хозяйства - зерно, мясо, молоко, овощи, фрукты, технические культуры и т.д. Цены на промышленные товары выросли несопоставимо выше, чем на сельхозпродукцию. В результате резко упали доходы колхозов, АО, фермеров и всех сельских жителей - в большинстве своём пайщиков и клиентов потребительской кооперации. Средняя зарплата работников сельского хозяйства в 1995г. оказалась в три раза ниже, чем в промышленности и строительстве, и не обеспечивала даже прожиточного минимума.

Это привело и к серьёзным изменениям в структуре оборота потребительской кооперации, падению доходности. Продукты питания в 1995 г. заняли в обороте 77%, а в некоторых потребсоюзах - 90%, тогда как спрос на промышленные товары сошел почти на нет: выручка от продажи телевизоров, к примеру, уменьшилась в 20 раз. Безденежье сельских жителей оказалось настолько тяжелым, что сельские и районные потребительские общества начали выдавать товарные кредиты своим пайщикам. "Долговые тетради", куда записываются эти кредиты на масло, сахар, даже на хлеб, стали привычным явлением в сельских магазинах. В 1992 - 1995 гг. потребительская кооперация отдала в долгосрочный кредит сельскому населению товаров более чем на 1 трлн неденоминированных рублей.

Однако самый тяжелый удар по потребительской кооперации нанесла разорительная учетная ставка банковского процента (до 300%).

Уже в 1994 г. за пользование банковскими кредитами организации потребительской кооперации уплатили 1,5 трлн руб., понеся при этом 700 млрд руб. убытков.

Резко возросли расходы на транспорт, энергоресурсы, содержание магазинов и других хозяйственных объектов. Нарастающие как снежный ком долги, и в особенности неплатежи получателей продукции, закупленной для них потребкооперацией, довершили дело.

Последствия многократно усугубились и из-за неумения, либо неспособности многих руководителей быстро приспособиться к жёстким условиям рынка. Их пассивность в защите интересов пайщиков и населения перед произволом местных властей, которые в целом ряде областей и районов в нарушение всех законов устанавливали низкие предельные надбавки к цене, заведомо обрекли торговлю на разорение.

Вследствие такого нагромождения причин как объективного, так и субъективного порядка две трети потребсоюзов стали убыточными, а в 29% потребсоюзах убытки возросли. Половина убыточных потребсоюзов приходится на Сибирь, Дальний Восток и частично на Уральский регион. Суммарный убыток за 1995г. - 540 млрд руб. - принесла торговая деятельность.

Развернувшаяся в стране в 1991-1995 гг. широкая кампания коммерциализации и акционирования государственных предприятий также повлияла на деятельность многих организаций потребительской кооперации.

Суть коммерциализации сводилась к разукрупнению действующих предприятий и предоставлению выделившимся из них хозяйственным единицам права юридического лица. Некоторые коллективы кооперативных магазинов, столовых, кафе, автобаз, получив статус юридических лиц, начали выходить из сельских и районных потребительских обществ. Возникла реальная угроза утраты кооперативной собственности многими организациями потребительской кооперации.

Ещё большую угрозу кооперативной собственности представляли попытки акционирования в ряде мест потребительских обществ. Её инициаторы объясняли свои действия стремлением преодолеть кризисное финансовое положение их организаций. Однако реальная причина была другой: передел собственности в пользу управленческого аппарата. Чтобы уменьшить число будущих акционеров, отдельные руководители потребительских обществ многократно увеличивали размер паевого взноса и таким образом автоматически исключили большинство пайщиков, оказавшихся не в состоянии внести дополнительно крупные суммы. Затем оставшееся меньшинство создавало акционерное общество, присвоив, по существу, имущество потребительского общества, или, оставаясь кооперативом, устанавливало высокие дивиденды на пай.

Иногда передача кооперативной собственности в частные руки оформлялась через её продажу на аукционах. Так, например, случилось в Нижегородской области, где пайщикам поначалу выдали "паевые грамоты" - свидетельства о праве на имущественный пай, затем "паевые грамоты" были сгруппированы (до тысячи и более) в "лоты" - под конкретные объекты, магазины, склады, автомашины и т.д. На аукционах лоты раскупили в основном работники потребительской кооперации области, заведующие магазинами, складами. Иначе говоря, на базе кооперативной собственности возникла частная индивидуальная (частные предприятия) и частно - групповая (общества с ограниченной ответственностью). Однако нижегородский "эксперимент" не получил распространения на остальной территории России.

Определенный негативный отпечаток на состояние потребительской кооперации наложила заявленная правительством антимонопольная политика. Некоторые властные структуры, а также средства массовой информации относили потребительскую кооперацию к организациям якобы монопольным. В конечном счете, это выразилось в ограничениях организационно - распорядительных и контрольных функциях Центросоюза в законе "О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 23 июля 1992 г.

Все вышеуказанные и другие проблемы, возникшие в результате проведения радикальных экономических реформ, оказались в центре внимания общего Собрания представителей потребительской кооперации Российской Федерации.

В своём докладе председатель правления Центросоюза Российской Федерации В.Ф. Ермаков охарактеризовал финансовое положение потребительской кооперации как "очень" или даже "страшно тяжелое".

Более 100 тыс. небольших магазинов, столовых, пекарен и 1,5 тыс. хозрасчетных предприятий оказались нерентабельны.

Важным источником пополнения оборотных средств потребобществ были пайщики, но их число стремительно сокращалось.

Также немаловажно отметить, что в первые годы реформ (1991 - 1994 гг.) потребительская кооперация не имела необходимых юридических, социально - экономических и идеологических предпосылок для своего развития.

Однако с 1995 г. условия развития потребительской кооперации изменились. Потребительская кооперация приобрела прочное правовое положение с принятием Закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 23 июля 1992 г. и Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 13 июня 1997. В стране установились более благоприятные экономические условия для развития потребительской кооперации. Изменилась идеология руководителей потребительской кооперации. Они стали больше внимания уделять социальной деятельности, удовлетворению материальных и других потребностей пайщиков потребительских обществ.

Формирование благоприятных предпосылок способствовало адаптации потребительских обществ и потребительских союзов к условиям рыночной экономики и развитию системы потребительской кооперации.

Уже в 1996-1998 гг. с появлением признаков стабилизации в экономике страны замедлились темпы падения показателей по всем видам хозяйственной деятельности и в потребительской кооперации. Положение, правда, ещё оставалось тяжелым, но уже обозначились перемены, потребительская кооперация России начала медленно возрождаться на исконно присущих ей принципах и ценностях.

Таким образом, в XXI век потребительская кооперация вошла как крупная социально - экономическая система, востребованная населением и выполняющая необходимую обществу социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения, в основном сельского.

 

 

2.3 Цель и содержание Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г.

 

Упорядоченное развитие социально - экономических систем регулируется концепциями и программами, которые разрабатываются на уровне мирового сообщества стран, организаций и их объединений. Потребительская кооперация России является составной частью экономической системы страны. Направления её развития как социально - ориентированной системы должны соответствовать направлениям развития страны.

В России принята "Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г. ", в которой четко систематизированы необходимые направления и методы утверждения потребительской кооперации как эффективного собственника и лидера в борьбе с бедностью сельского населения, а также как эффективного участника государственной экономики.

В общих положениях Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года определено: "Настоящей Концепцией развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года (далее - Концепция) формулируются основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретение влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально - экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения". Таким образом, можно сказать, что этим определена цель Концепции.

Концепция учитывает:

-изменившиеся условия внешней среды, новые технические достижения, технологии, в том числе информационные, современные финансовые инструменты;

-необходимость в условиях пропаганды политики глобализации поддерживать рынки потребительских товаров регионов и национального внутреннего рынка;

-возросшую роль потребительской кооперации России в международном кооперативном движении и в экономике России;

-возрастание сегмента на сельском потребительском рынке, а следовательно, повышение ответственности за социально - экономические условия жизни сельского населения, сохранение стабильности и нравственных основ бытия.

Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года имеет следующую структуру: общие положения, 7 разделов, приложение с перечнем целевых программ.

Рассмотрим данную структуру подробнее и кратко определим содержание разделов:

Общие положения.

Общие положения определяют основы Концепции, поэтому рационально описать их подробнее. Они включают в себя:

-условия формирования Концепции;

-основы развития потребительской кооперации;

-препятствия на пути развития потребительской кооперации;

-что может потребительская кооперация?

-миссия потребительской кооперации в современных условиях;

-цели развития потребительской кооперации;

-общие предпосылки к реализации Концепции и общие задачи Концепции.

Рассматриваемая Концепция формировалась в условиях стабильного и динамичного развития экономики России, где происходит постепенная трансформация рыночных отношений, среди которых существенное место занимает потребительская кооперация.

Главным условием стабильного и динамичного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлеченных групп: потребителей товаров и услуг, работников потребительской кооперации, пайщиков.

Препятствиями на пути развития потребительской кооперации являются дезинтеграционные процессы, недостаточно высокий уровень развития информационного обеспечения, отсутствие единой стратегии развития.

Миссия потребительской кооперации в России - участие в развитие социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения.

Основными целями развития потребительской кооперации являются:

-сохранение и развитие потребительской кооперации как единой, мощной и самобытной системы;

-укрепление и усиление позиций на традиционных рынках;

-укрепление позиций в сельских поселениях на уровне районных центров и центральных усадеб, развитие и конкуренция на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях, выход на рынки городов, в том числе и крупных;

-модернизация и интеграция в инновационную экономику;

-интеграция в решение общегосударственных проблем, в том числе повышение благосостояния сельского населения, развитие на основе эффективного взаимодействия с государственными институтами.

Раздел 1. Организационное построение, система управления и работа с пайщиками включает в себя следующие подразделы: цели построения системы управления в потребительской кооперации, задачи построения системы управления в потребительской кооперации.

Раздел 2. Торговая деятельность (оптовая и розничная). Внешняя торговля, включает в себя следующие подразделы: цели развития торговой деятельности и внешней торговли потребительской кооперации, торговая деятельность потребительской кооперации на внутреннем рынке, задачи создания торговых сетей потребительской кооперации, задачи развития иных форм торговой деятельности, внешняя торговля, задачи по развитию внешнеторговой деятельности потребительской кооперации.

Раздел 3. Заготовительная деятельность включает в себя следующие подразделы: цель заготовительной деятельности в потребительской кооперации, задачи развития заготовительной деятельности в потребительской кооперации.

Раздел 4. Производственная деятельность включает в себя следующие подразделы: цели развития производственной деятельности в потребительской кооперации, задачи создания и развития системы производственных предприятий в потребительской кооперации.

Раздел 5. Общественное питание, оказание услуг населению включает в себя один подраздел: основные задачи развития системы общественного питания и бытового обслуживания.

Раздел 6. Повышение финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации включает в себя следующие подразделы: цели повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации, задачи, решение которых является необходимым условием повышения финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации.

Раздел 7. Развитие кадрового потенциала и профессионального образования включает в себя следующие подразделы: цели кадровой и образовательной политики потребительской кооперации, задачи развития кадрового потенциала, образовательной деятельности в потребительской кооперации, социального развития.

В описанных выше семи разделах Концепции раскрыто содержание направлений социально - экономического развития потребительской кооперации до 2015 года.

В приложении к Концепции указан перечень целевых программ по реализации Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. Всего программ 14, основными координаторами являются Центросоюз РФ, республиканские, краевые, областные потребсоюзы.

Комплексная программа по усилению работы с пайщиками и обслуживаемым населением;

-программа "Заинтересованный работник";

-региональные программы участия организаций потребительской кооперации в реализации федеральных программ и приоритетных национальных проектах;

-программа по созданию и развитию федеральной торговой сети потребительской кооперации;

-программа по организации выездной торговли потребкооперации;

-программа "Единый заготовительно - перерабатывающий комплекс потребительской кооперации";

-программа микрофинансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей;

-комплексная программа развития производственной деятельности потребкооперации;

-региональные программы развития производственной деятельности;

-программа развития сетей общественного питания потребкооперации;

-региональные программы развития общественного питания и сферы бытовых услуг, оказываемых населению;

-программа развития финансовых услуг в сельской местности;

-программа "Финансовый менеджмент потребительской кооперации";

-комплексная программа "Кадровый потенциал".

В Концепции систематизированы необходимые направления и методы утверждения потребительской кооперации как эффективного собственника и лидера в борьбе с бедностью сельского населения.

Реализация стратегических задач, заложенных в Концепции, позволит добиться устойчивого развития социально - экономической деятельности потребительской кооперации, реализовать социальную миссию и внести достойный вклад в обеспечение устойчивого развития российского общества.

 

 

Заключение

 

В первые годы реформ, в период перехода к рыночной экономике потребительская кооперация России не имела необходимых социально - экономических, идеологических и юридических предпосылок для своего развития. Продвижение в рыночную экономику для потребительской кооперации проходило болезненно, а порой и противоречиво. Но стоит отметить, что в то же время предпосылки и потенциальные возможности системы позволили организациям потребительской кооперации адаптироваться к новым общественным отношениям. Положение потребительской кооперации значительно улучшилось с принятием Закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации" 1992 г., а затем и с принятием нового Закона "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" в 1997 г. Со временем становились более благоприятными и экономические условия. Изменялась идеология руководителей потребительской кооперации. Таким образом, в XXI век потребительская кооперация вошла как крупная социально - экономическая система, востребованная населением и выполняющая необходимую обществу социальную миссию по удовлетворению материальных и иных потребностей пайщиков и обслуживаемого населения, в основном сельского.

Правовое положение потребительской кооперации, помимо вышеуказанных законов, улучшило общее развитие законодательства, регулирующего сферу экономики. Это способствовало формированию правовых основ деятельности кооперативов и их объединений как равноправных юридических лиц в рыночной экономике.

Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1), Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", другие правовые акты, качественно разработанные уставы потребительских обществ и их союзов закрепляют правовое положение каждой кооперативной организации как равноправного субъекта рыночной экономики.

Правительство содействует развитию потребительской кооперации и совершенствованию её правового положения. Взаимодействие правительства и организаций потребительской кооперации осуществляется в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями.

Потребительская кооперация осуществляет многоотраслевую хозяйственную деятельность: торговлю, общественное питание, заготовки, промышленность, услуги, сельское хозяйство, строительство, транспорт. Особенно хозяйственная деятельность потребительской кооперации оказывает существенное влияние на развитие сельского потребительского рынка, на обеспечение населения продовольствием, на развитие инфраструктуры села. Потребительская кооперация развивает многоотраслевую деятельность в интересах пайщиков и вместе с пайщиками, адаптируясь к условиям рыночных отношений.

Таким образом, многоотраслевая хозяйственная деятельность потребительской кооперации имеет четко выраженную социальную направленность на удовлетворение материальных и других потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.

Центросоюз России является высшей организацией системы потребительской кооперации. Центросоюз способствует интеграции кооперативов разных видов и направляет свою деятельность на укрепление и развитие потребительской кооперации в национальном и международном кооперативном движении. Центросоюз Российской Федерации - координирующий орган социальной и экономической деятельности. Основополагающим в деятельности Центросоюза выступает выработка кооперативной философии, культуры, идеологии, менталитета, защита демократических основ, принципов и ценностей кооперативного движения, единства потребительских обществ и союзов как системы. Также деятельность Центросоюза Российской Федерации заключается в содействии развитию, защите прав и интересов организаций потребительской кооперации и пайщиков.

Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года формировалась в условиях стабильного и динамичного развития экономики России, где происходит постепенная трансформация рыночных отношений, среди которых существенное место занимает потребительская кооперация. Концепция определяет основные направления деятельности для поддержки и развития потребительской кооперации до 2015 года и имеет следующую структуру: общие положения, 7 разделов, приложение - 14 программ по развитию потребительской кооперации до 2015 года.

Таким образом, подводя итог моей работы, можно сделать следующий вывод: потребительская кооперация Российской Федерации, несмотря на сложности своего развития и существования в период формирования и развития рыночной экономики, оставалась и продолжает оставаться важнейшим сектором экономики нашей страны, который поддерживается государством.

 

 

Список литературы

1. Комментарий к закону Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации "Кооперативное образование", 1998. -163 с.

2. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2015 года. - Москва: Центросоюз Российской Федерации, 2001. - 126 с.

3. Большой экономический словарь.- Москва: Экономистъ,2002. -С.169.

4. Конотопов М.В. История экономики / М.В.Конотопов, С.И. Сметанин. - Москва: Кнорус,2006.-С.232.

5. Липсиц И.В. Экономика без тайн / И.В.Липсиц.- Москва: Дело ЛТД, 1994. –С.22.

6. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения / А.П. Макаренко.- Москва: Маркетинг,1999. -С.282.

7. Тимошина Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина.- Москва:Филинъ,2006. -С.211.

8. Ядгаров Я.С. История экономических учений /Я.С.Ядгаров. - Москва: ИНФРА-М,2006. -С.99.

 

 


[1] Липсиц И.В. Экономика без тайн.- Москва: Дело ЛТД,1994.-С.22.

[2] Большой экономический словарь.- Москва: Экономистъ,2002.-С.169.

[3] Большой экономический словарь.- Москва: Экономистъ,2002.-С.169.

[4] Тимошина Т.М. Экономическая история России.- Москва: Филинъ,2006.-С.211.

[5] Ядгаров Я.С. История экономических учений. - Москва: ИНФРА-М,2006.-С.99.

[6] Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. - Москва: Кнорус,2006.-С.232.

[7] Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики.-Москва: Кнорус,2006.-С.233.

[8] Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения.- Москва: Маркетинг,1999.-С.282.

 



2019-12-29 274 Обсуждений (0)
Потребительская кооперация в первое десятилетие реформ (1991-2000 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребительская кооперация в первое десятилетие реформ (1991-2000 гг.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)