Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности



2019-12-29 366 Обсуждений (0)
Роль мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются урегулированной нормой административного права совокупностью юридически значимых принудительных действий, применяемых компетентными органами, и являющихся способами обеспечения осуществления установленного порядка производства по делам об административных правонарушениях, реализации его задач, а также процессуальных обязанностей и полномочий участников производства.

Поэтому, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как самостоятельный вид мер административного воздействия имеют одну важную особенность. Выполняя обеспечительную функцию, каждая из них направлена, кроме того, на реализацию еще некоторых, в рамках этой общей, специальных функций.

Например, выявление и пресечение совершаемых административных правонарушений (изъятие предметов мелкого хищения), обеспечение исполнения назначенных наказаний (изъятие водительских удостоверений при совершении нарушений Правил дорожного движения, за которые может быть назначено наказание в виде лишения права управления транспортным средством) и т.д.

Отмеченная многофункциональность административно-обеспечительных мер предопределяет универсальный характер этих мер, возможность широкого их использования в правоохранительной деятельности.

Так, досмотр и изъятие на контрольно-пропускных пунктах позволяет пресекать до 75% мелких хищений чужого имущества, выявляемых на объектах, охраняемых вневедомственной охраной. Досмотр и изъятие играют немаловажную роль в борьбе с преступлениями. В частности, в предупреждении преступлений, совершаемых с использованием незарегистрированного огнестрельного оружия. Доля таких преступлений составляет в отдельных регионах 60-70% от общего числа преступлений с применением огнестрельного оружия. В процессе обеспечения правил приобретения, хранения и регистрации огнестрельного оружия осуществляется выявление и изъятие незарегистрированного оружия. Их доля составляет около 60% от общего количества изымаемого ежегодно.

И все же главную роль рассматриваемые меры играют в деле борьбы с административными правонарушениями, в привлечении виновных к административной ответственности. С помощью этих мер обеспечивается составление протоколов о правонарушениях, установление личности нарушителя, иных обстоятельств дела, а также исполнение назначенных наказаний.

Так, с помощью доставления и административного задержания обеспечивается установление личности нарушителя, его места жительства, работы и иные данные. Досмотр и изъятие позволяют выявить правонарушение, определить его характер (который может зависеть от размера похищенного). Изъятие документов, например, водительского удостоверения в связи с совершением нарушения Правил дорожного движения, за которые установлено наказание в виде лишения права управления транспортным средством, позволяет обеспечить исполнение данного наказания.

Многие практические работники отмечают, прежде всего, пресекательный или предупредительный характер этих мер и недостаточно активно используют их обеспечительные свойства, ценность которых значительно возрастает в связи с повышением роли административной практики и ее большим, постоянно растущим удельным весом в осуществлении охраны правопорядка.

 

 

                          Практическое задание

Задача №1

 В результате сильного наводнения в одной из областей создалась угроза жизни и здоровью населения, имуществу и нормальной деятельности предприятий и организаций. Глава администрации области объявил на территории области особое положение. Была создана чрезвычайная комиссия, которая издала постановление, содержащее норму о мобилизации ресурсов предприятий, учреждений, организаций, об установлении порядка распределения продуктов первой необходимости и особого режима передвижения по территории области, о мобилизации плавательных средств, принадлежащих гражданам.

    Правомерны ли действия субъектов власти?

Анализ действующего законодательства позволяет говорить о существовании наряду с чрезвычайным и военным положением еще одного специального административно-правового режима - режима особого положения. Как отмечает Д.Н. Бахрах, "особое положение" - это собирательное понятие, включающее в себя различные режимы, опосредующие экстремальную ситуацию "регионального бедствия", диктующую необходимость принятия особых мер, по жесткости и объему правоограничений уступающих тем мерам, которые используются при режиме чрезвычайного положения.[16]

Иными словами, об особом положении можно говорить тогда, когда присутствуют определенные ограничения и запреты, но чрезвычайное или военное положение не объявляется. Режим особого положения устанавливается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (в данном случае главой администрации).

На практике и в специальной юридической литературе при характеристике обстановки, возникающей вследствие воздействия природных, техногенных и социальных факторов, влекущих нарушения нормальной жизни общества и государства, используются такие термины, как "особые условия", "экстремальные условия", "чрезвычайные обстоятельства", "чрезвычайная обстановка", "экстремальные ситуации" и др.

При этом под содержанием особых условий следует понимать чрезвычайную обстановку, возникающую на той или иной территории в результате эпидемии, эпизоотии, стихийных бедствий, а под их формой - специальный правовой режим жизнедеятельности. В результате особых условий создается чрезвычайная, особо опасная обстановка.[17]

Таким образом, данное «особое положение» в области можно регламентировать Федеральным конституционным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ".

Согласно Федеральному конституционному закону от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера "  органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 206-ФЗ)

д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера.

В условиях особого режима создается специальный организационно-управленческий механизм: временные структурные единицы с компетенцией, позволяющей им решать задачи надведомственного характера (в данном случае чрезвычайная комиссия, которая издала постановление, содержащее норму о мобилизации ресурсов предприятий, учреждений, организаций, об установлении порядка распределения продуктов первой необходимости и особого режима передвижения по территории области, о мобилизации плавательных средств, принадлежащих гражданам).

Исходя из вышеизложенного следует, что действия субъектов власти правомерны.

 

 

                                         Задача № 2.

29 сентября 1992 г. Кузьмин приобрел газовый револьвер у своего знакомого Волкова. 15 октября он обратился в Кировский РОВД с целью регистрации приобретенного им револьвера. Инспектор разрешительной системы Новикова изъяла у Кузьмина револьвер, пояснив, что он не прошел специальную подготовку по знанию правил пользования газовым оружием, а потому не имеет права пользоваться газовым оружием. Что касается приобретенного им оружия, то оно подлежит передаче в собственность государства. По словам Новиковой, специальные средства самообороны вправе приобретать только граждане, получившие лицензию на осуществление частной детективной деятельности.

    Правомерны ли утверждения инспектора разрешительной системы?

Прежде всего, обратимся к истории. Законодательство об оружии, после 1953 года характеризуется относительным послаблением сферы ограничения и порядка оборота оружия среди населения. Так гражданам было предоставлено право свободно приобретать в торгующих организациях охотничье гладкоствольное оружие. Такой порядок был установлен Постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1953 года. До указанного постановления граждане должны были при покупке обязательно предъявлять охотничьи билеты (к середине 1960-х годов этот порядок приобретения охотничьих ружей был восстановлен).

Так на момент принятия Закона "Об оружии" 1993 года, согласно действовавшей до этого Инструкции МВД (Инструкция была утверждена приказом № 246, 1987 года), разрешительный порядок уже не распространялся на хранение стрелкового огнестрельного оружия изготовления до 1870 года и всех видов холодного оружия, что содействовало, хотя и с большим опозданием, сохранению уже относительно не многочисленного количества исторического и антикварного оружия, отражавшего уровень технической мысли, производственной культуры и эстетических воззрений предшествующих поколений.

Основным нормативным актом, наиболее полно регулирующим общественные отношения в области оборота огнестрельного оружия, т.е. его производство, продажу, приобретение, учет, хранение, ввоз, вывоз, применение, изъятие и т.д., является Закон РФ "Об оружии" от 20 мая 1993 г. В связи с этим при проведении проверок в службах прокурор обращает особое внимание на исполнение предписаний именно этого Закона.

В обороте (после принятия данного закона) могло находиться только служебное оружие (предназначенное для использования предприятиями с особыми уставными функциями, работникам которых разрешено ношение огнестрельного оружия) и гражданское оружие (газовое, охотничье и спортивное). По-прежнему у граждан могло находиться из  видов оружия только газовое и спортивное огнестрельное оружие, и охотничьи ружья, как с нарезным стволом, так и гладкоствольные. В этом плане никаких изменений не произошло.

Таким образом, утверждения инспектора разрешительной системы Новиковой о том, что специальные средства самообороны вправе приобретать только граждане, получившие лицензию на осуществление частной детективной деятельности, не являются правомерными в отношении к Кузьмину. (Так как Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г. закрепляет правовое положение частных детективных и охранных структур, в том числе порядок получения и отзыва лицензий, приобретения огнестрельного оружия и основания его применения для частных детективов и охранников. Ст.16)

Однако, для регистрации приобретенного револьвера в 1992г, Кузьмин должен был получить лицензию на право пользования газовым оружием. В этом отношении утверждения инспектора разрешительной системы были правомерны.

 

 

                                  

 

 

                                Заключение

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов управления социальными процессами в обществе.

Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях представляют собой специфические средства административно-правового принуждения, применяемые в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет важное процессуальное значение.

Перечень обеспечительных мер по делам об административных правонарушениях четко ограничен законом и приведен в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ. Важно отметить, что данные меры носят процессуальный характер, обладают явной спецификой, их легко вычленить в системе прочих административно-принудительных мер.

Применение такого вида процессуальных норм КоАП РФ составляет самостоятельную группу процессуальных отношений в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Эти отношения также являются реализацией властных полномочий уполномоченных лиц, т.е. следствием принудительной силы государства. В таких отношениях допустимо ограничение прав граждан и юридических лиц и поэтому их законодательной регламентации должно быть уделено особое внимание.

Между тем анализ практики деятельности милиции в этом направлении показывает, что отсутствие в действующем законодательстве сроков осуществления доставления, некорректность определения условий правомерности проведения личного досмотра и досмотра вещей, значительно затрудняет оперативную и адекватную реакцию сотрудников ОВД на совершение правонарушений, обладающих высокой степенью социальной опасности, вносит путаницу в правосознание должностных лиц и граждан.

Таким образом, без детального правового регулирования данной сферы, связанной с массовыми ограничениями прав и свобод граждан, без чёткой регламентации порядка их осуществления невозможно добиться эффективной реализации принудительного воздействия при применении указанных мер.

 

 

           Список используемой литературы

1) Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 190.

2) Буянова М. О., Марченко М. Н. и др. Юридический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби

3) Издательство Проспект, 2008. - С. 562.

4) Гущин В.В. Указ. раб. С. 29; Назаренко И.А. Организация деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 16

5) Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

6) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: ИНФРА-М, 2009.

7) Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2010 г. - 256 стр.

8) Кузякин Ю. П. Использование специальных знаний при осуществлении осмотра помещений и территорий юридического лица или индивидуального предпринимателя // Административное право и процесс. - 2006. - № 6. - С. 24.

9) Лапина М.А. Административное право, – М.: Подготовлено для «Консультант Плюс», 2009

10) Приказ МВД Российской Федерации от 21.06.2003 № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - № 47. - С. 12-20.

11) Разин И. Административное задержание // Человек и закон. - 2006. - № 9. - С. 117.

12) Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

13) Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии"

14) Федеральный Конституционный закон Российской Федерации от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ " О чрезвычайном положении"

15) Шевченко Ю., Супрун С. Доставление лиц совершивших административное правонарушение или преступление в ОВД и их задержание // Уголовное право. - 2008. - № 2. - С. 113.

 


[1] Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2010 г. - 256 стр.

[2] КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ

[3] КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ ст.27.

 

[4] Лапина М.А. Административное право, – М.: Подготовлено для «Консультант Плюс», 2009

[5] Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 190.

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 245

 

[7] Шевченко Ю., Супрун С. Доставление лиц совершивших административное правонарушение или преступление в ОВД и их задержание // Уголовное право. - 2008. - № 2. - С. 113.

 

[8] Разин И. Административное задержание // Человек и закон. - 2006. - № 9. - С. 117.

[9] См.: Постановление Правительства от 15 октября 2003 г. N 627 (в ред. от 01.02.2005) «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 42. - Ст. 4077; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 7. - Ст. 560.

 

[10] Кузякин Ю. П. Использование специальных знаний при осуществлении осмотра помещений и территорий юридического лица или индивидуального предпринимателя // Административное право и процесс. - 2006. - № 6. - С. 24.

[11] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2003 № 694 «Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 47. - Ст. 4545.

[12] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 № 883 (в ред. от 26.12.2005) «Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 51. - Ст. 5080; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 1. - Ст. 153.

 

[13] См.: Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 27. - Ст. 3280.

 

[14] Буянова М. О., Марченко М. Н. и др. Юридический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. - С. 562.

[15] См.: Приказ МВД Российской Федерации от 21.06.2003 № 438 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления привода» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - № 47. - С. 12-20.

[16] Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996. С. 208.

[17] Гущин В.В. Указ. раб. С. 29; Назаренко И.А. Организация деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 16.



2019-12-29 366 Обсуждений (0)
Роль мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в правоохранительной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)