Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура системного анализа



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Структура системного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




Универсальной методики - инструкции по проведению системного анализа - не существует. Такая методика разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у исследователя нет достаточных сведений о системе, которые позволили бы формализовать процесс ее исследования, включающий постановку и решение возникшей проблемы.

Технологический аспект системного анализа выделял уже Герберт Спенсер (1820–1903) - последний западноевропейский философ-энциклопедист, который писал: “Систематический анализ должен начинаться с самых сложных явлений анализируемого ряда.[13]

Разложив их на явления, непосредственно следующие за ним по своей сложности, мы должны перейти к подобному же разложению их составных частей; таким образом, благодаря последовательным разложениям, мы должны спускаться ко все более простому и более общему, пока не достигнем, наконец, самого простого и самого общего. Быть может, нужно некоторое терпение, чтобы производить эти высокосложные операции сознания”. Ныне проблеме структуры системного анализа уделяется довольно значительное место в концепциях различных авторов.

Детальную схему обосновал Ю. И. Черняк, который процесс системного анализа декомпозировал на 12 этапов: анализ проблемы; определение системы; анализ структуры систем; формулирование общей цели и критерия системы; декомпозиция цели, выявление потребностей в ресурсах и процессах; выявление ресурсов и процессов, композиция целей; прогноз и анализ будущих условий; оценка целей и средств; отбор вариантов; диагноз существующей системы; построение комплексной программы развития; проектирование организации для достижения целей [11, C.30]. Достоинство технологии Ю. И. Черняка заключается в ее операционализме, а также в том, что в ней представлены соответственно каждому этапу научные инструменты системного анализа, что показано в Приложении Д (см.Приложение Д).

По нашему мнению, технология системного анализа представляет собой результат синтеза операций системного подхода и научного исследования. Отсюда при технологизации системного анализа необходимо учитывать: во-первых, тип анализа, который задает его содержание, инструментарий и, во-вторых, основные параметры анализируемой системы, определяющие его предмет , как и показано в Приложении Д (см.Приложение Д).

Объектом системного анализа выступают реальные объекты природы и общества, рассматриваемые как системы. То есть системный анализ предполагает изначально системное видение объекта. В его предмет входят многообразные характеристики системности, наиболее важные среди них:

- состав системы (типология и численность элементов, зависимость элемента от его места и функций в системе, виды подсистем, их свойства, воздействие на свойства целого);

- структура системы (типология и сложность структуры, многообразие связей, прямые и обратные связи, иерархичность структуры, воздействие структуры на свойства и функции системы);

- организация системы (временной и пространственный аспекты);

-организация, типология организации, композиция системы, устойчивость, гомеостат, управляемость, централизация и периферийность, оптимизация организационной структуры);

- функционирование системы: цели системы и их декомпозиция, вид функции (линейная, нелинейная, внутренняя, внешняя), поведение в условиях неопределенности, в критических ситуациях, механизм функционирования, согласование внутренних и внешних функций, проблема оптимальности функционирования и перестройки функций;

- положение системы в среде (границы системы, характер среды, открытость, равновесие, стабилизация, сбалансированность, механизм взаимодействия системы и среды, адаптация системы к среде, факторы и возмущающие воздействия среды) [3, C.30];

- развитие системы (миссия, системообразующие факторы, жизненный путь, этапы и источники развития, процессы в системе - интеграция и дезинтеграция, динамика, энтропия или хаос, стабилизация, кризисность, самовосстановление, переходность, случайность, инновационность и перестройка) [12, C.30].

В принципе за основу при разработке методики системного анализа можно взять этапы проведения любого научного исследования или этапы исследования и разработки, принятые в теории автоматического управления. Однако специфической особенностью любой методики системного анализа является то, что она должна опираться на понятие системы и использовать закономерности построения, функционирования и развития систем.

Основные задачи системного анализа могут быть представлены в виде трехуровневого дерева функций: 1.Декомпозиция; 2. Анализ; 3. Синтез

На этапе декомпозиции, обеспечивающем общее представление системы, осуществляются:

1. Определение и декомпозиция общей цели исследования и основной функции системы как ограничение траектории в пространстве состояний системы или в области допустимых ситуаций. Наиболее часто декомпозиция проводится путем построения дерева целей и дерева функций.

2. Выделение системы из среды (разделение на систему/«не систему») по критерию участия каждого рассматриваемого элемента в процессе, приводящем к результату на основе рассмотрения системы как составной части надсистемы.

3. Описание воздействующих факторов.

4. Описание тенденций развития, неопределенностей разного рода.

5. Описание системы как «черного ящика» [15, C.31].

6. Функциональная (по функциям), компонентная (по виду элементов) и структурная (по виду отношений между элементами) декомпозиции системы.

На этапе анализа, обеспечивающем формирование детального представления системы, осуществляются:

1. Функционально-структурный анализ существующей системы, позволяющий сформулировать требования к создаваемой системе.

2. Морфологический анализ - анализ взаимосвязи компонентов.

3. Генетический анализ - анализ предыстории, причин развития ситуации, имеющихся тенденций, построение прогнозов [4, C.30].

4. Анализ аналогов.

5. Анализ эффективности (по результативности, ресурсоемкости, оперативности). Он включает выбор шкалы измерения, формирование показателей эффективности, обоснование и формирование критериев эффективности, непосредственно оценивание и анализ полученных оценок.

6. Формирование требований к создаваемой системе, включая выбор критериев оценки и ограничений.

Этап синтеза системы, решающей проблему. На этом этапе осуществляются:

1. Разработка модели требуемой системы (выбор математического аппарата, моделирование, оценка модели по критериям адекватности, простоты, соответствия между точностью и сложностью, баланса погрешностей, многовариантности реализаций, блочности построения) [13, C.30].

2. Синтез альтернативных структур системы, снимающей проблему.

3. Синтез параметров системы, снимающей проблему.

4. Оценивание вариантов синтезированной системы (обоснование схемы оценивания, реализация модели, проведение эксперимента по оценке, обработка результатов оценивания, анализ результатов, выбор наилучшего варианта).

Оценка степени снятия проблемы проводится при завершении системного анализа.

Наиболее сложными в исполнении являются этапы декомпозиции и анализа. Это связано с высокой степенью неопределенности, которую требуется преодолеть в ходе исследования.[14]

Таким образом, важной особенностью системного анализа является единство используемых в нем формализованных и неформализованных средств и методов исследования.

Несмотря на то, что диапазон применяемых в системном анализе методов моделирования и решения проблем непрерывно расширяется, системный анализ по своему характеру не тождествен научному исследованию: он не связан с задачами получения научного знания в собственном смысле, но представляет собой лишь применение методов науки к решению практических проблем управления и преследует цель рационализации процесса принятия решений, не исключая из этого процесса неизбежных в нём субъективных моментов.

 

 


Заключение

Если попытаться охарактеризовать современный системный анализ еще раз, очень укрупнено и несколько в ином ракурсе, то модно сказать, что он включает такие виды деятельности, как:

- научное исследование )теоретическое и экспериментальное) вопросов, связанных с проблемой;

- проектирование новых систем и измерений в существующих системах;

- внедрение в практику результатов, полученных в ходе анализа.

Уже этот сам перечень, очевидно, лишает смысла спор о том, чего в системном исследовании больше- теории или практики, науки или искусства, творчества или ремесла, эвристики или алгоритмичности, философии или математики – это все в нем присутствует. Конечно, в конкретном исследовании соотношения между этими компонентами могут быть самыми различными. Системный аналитик готов привлечь к решению проблемы любые необходимые для этого знания и методы – даже те, которыми он сам лично не владеет; в этом случае он не исполнитель, а организатор исследования, носитель цели и методологии всего исследования.

Системный анализ помогает установить причины принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;

руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим, не допускать квазиоптимизации управленческих решений;

менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;

системный анализ в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.

Таким образом, системный анализ позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного анализа позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

Подводя окончательный итог, еще раз попытаемся дать определение системного анализа в его современном понимании. Итак: с практической стороны системный анализ есть теория и практика улучшающего вмешательства в проблемные ситуации; с методологической стороны системный анализ есть прикладная диалектика.


Глоссарий

№п/п Новые понятия Определения
1 Адаптация процесс приспособления системы к окружающей среде без потери своей идентичности.
2 Алгоритм описание последовательности действий, приводящая к достижению некоторой цели или текст, представляющий собой такое описание. Термин произошел от имени узбекского математика ІХ в. Аль-Хорезми.
3 Анализ (в переводе с греч. разложение, расчленение) - физическое или мысленное расчленение некоторой целостности на ее отдельные части, составные элементы.
4 Анализ генетический анализ генетики системы, механизмов наследования.
5 Анализ дескриптивный анализ системы начинается со структуры и идет к функциям и к цели.
6 Анализ конструктивный анализ системы начинается с ее цели и идет через функции к структуре.
7 Анализ причинно-следственный установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий их развертывания.
8 Анализ системный совокупность методов, приемов и алгоритмов применения системного подхода в аналитической деятельности.
9 Анализ ситуационный метод обучения аналитическим навыкам посредством коллективного обсуждения некоторого текста, описывающего ситуацию и называемого “кейсом”.
10 Взаимодействие воздействие объектов друг на друга, приводящее к взаимной связи и обусловленности.
11 Декомпозиция операция разделения целого на части с сохранением свойства соподчиненности составных частей, представления целого в виде “дерева целей”.
12 Интеграция процесс и механизм объединения и связности элементов, характеризуется интегративностью, системообразующими переменными, факторами, связями и т.д.
13 Моделирование метод исследования объектов посредством воспроизводства их характеристик на другом объекте - модели.
14 Парадигма (в переводе с греч. - образ, образец) - совокупность сформировавшихся исторически методологических, мировоззренческих, научных, управленческих и иных установок, принятых в своем сообществе в качестве образца, нормы, стандарта решения проблем. Введено в научный оборот американским историком науки Т. Куном применительно к научному познанию.
15 Черный ящик кибернетический термин, определяющий систему, относительно внутренней организации, структуры и поведения элементов нет никаких сведений, но есть возможность влиять на систему через ее входы и регистрировать реакции через выходы.



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Структура системного анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура системного анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)