Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы обоснования управленческих решений



2019-12-29 203 Обсуждений (0)
Методы обоснования управленческих решений 0.00 из 5.00 0 оценок




Успешное решение проблемы во многом зависит от соблюдения ряда основополагающих принципов, среди которых немаловажным является то, что технология разработки должна включать использование количественных и качественных методов подготовки решений, таких, как методы моделирования, системного анализа, исследования операций, инверсии, аналогии, «мозговой атаки», морфологический анализ и др.[23]

Системный подход. Принципиальная особенность системного подхода: рассмотрение объекта управления как сложной системы с многообразными внутрисистемными связями между ее отдельными элементами и внешними связями с другими системами. Достоинство системного подхода — возможность учета неопределенности поведения элементов и системы в целом, а также обеспечение согласованности множества целей элементов подсистем с общими (например, целей завода и цехов, участков). Цель системного анализа — выяснение реальных целей принимаемого решения, возможных вариантов достижения этих целей, установление условий появления проблемы, ограничений и последствий решения. Логический системный анализ дополняется математическим анализом системы[24].

Метод инверсии предполагает отказ от традиционного подхода к решению проблемы путем преодоления существующего стереотипа.

Метод аналогии характеризуется использованием имеющегося опыта решения подобных ситуаций на данном предприятии, либо родственных.

Метод фантазии заключается в надежде на случайное нахождение решения задачи при попытках поиска самых невероятных способов ее разрешения. Основанием для данного метода является широкий обмен информацией, идеями, знаниями между работниками управленческого аппарата.

Метод «мозговой атаки» (штурма) используется для поиска решений новых, глобальных задач.

Метод морфологического анализа состоит в разделении задачи на составляющие, в рамках которых осуществляется поиск наиболее рациональных идей и способов их реализации. Затем создается многомерная таблица, позволяющая оценить целесообразность всех возможных комбинаций решения задачи.

В отечественной литературе приводится ряд классификаций методов, использующихся при разработке решений. В соответствии с одной из этих классификаций вся совокупность методов делится на три группы: методы, опирающиеся на интуицию руководителей; методы, основанные на «здравом смысле»; методы, использующие научно-технический подход.

Особенности целей (по содержанию, масштабности, объему затрат, временному признаку и др.) определяют способ их достижения. Могут сложиться ситуации, решение которых связано с выбором одного из типов действий: принимать или не принимать решение (по принципу «делать или не делать»); решение с двумя вариантами достижения цели; решение с тремя и более вариантами. Цели, типы решений и методы, им соответствующие, изложены в табл.[25]

Выводы:

1. Управленческое решение — развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц, результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования для достижения конкретной цели менеджмента.

2. Принципы классификации решений: стадия жизненного цикла продукта; сфера действия; объект воздействия; масштабность; уровень управления; сложность; способ передачи; продолжительность действия и др.;

3. По степени регламентации различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие.

4. Формы управленческого решения: по форме разработки: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, договор, соглашение, план, контракт, оферта, акцепт, положение, правила, модель; по форме реализации: предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, деловая беседа, личный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинга), совещания, заседания, отчет.

5. Процесс разработки и реализации управленческого решения должен быть ориентирован на достижение запланированной цели и включает следующие типовые этапы: формулировка задачи; выбор критерия оценки эффективности решения; точная постановка задачи; разработка возможных вариантов решения проблемы; выбор альтернатив; принятие решения.

6. Технология разработки управленческих решений должна включать использование количественных и качественных методов подготовки решений, таких, как методы моделирования, системного анализа, исследования операций, инверсии, аналогии, «мозговой атаки», морфологический анализ и др.

7. В технологии разработки и реализации управленческих решений выделяют целевые и процессорные технологии.

8. 2 типа принципов принятия решений принципы (приоритеты) поведения руководителя или принципы организации управленческого труда.

9. Качество управленческих решений — совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определенного эффекта. В составе свойств управленческих решений выделяются обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др. Решения обосновываются по организационным, техническим, правовым, психологическим критериям. Критерием качества решений выступает их практическое внедрение.

10. Этапы процесса организации выполнения решения: доведение задач до сознания исполнителей; подготовку исполнителей к выполнению задания (организация исполнения); побуждение исполнителей к его добросовестному выполнению (мотивация).

11. Правильно организованный контроль ориентирует коллектив на качественную работу, мотивирует труд, позволяет выявить резервы, улучшить действующую систему принятия решений, способствует повышению эффективности управления и деятельности предприятия в целом. Проводить контроль следует системно, но не одинаково глубоко.

12. Функции контроля: диагностика состояния дел, ориентирование, стимулирование, корректировка действий, распространение передового опыта, осуществление авторского надзора, а также педагогическая и правоохранительная.

13. Стадии контроля: установление норм деятельности (функционирования), сбор данных о фактических результатах, сравнение и оценку фактического и ожидаемого итогов выполнения; разработку и реализацию корректирующих действий.

14. На объективность разработки грамотных управленческих решений влияет внутренняя и внешняя информация, приобретающаяся в ходе обучения и переподготовки, накопления опыта. Выделят ситуационные и поведенческие факторы, влияющие на качественный уровень управленческих решений.

15. Для того чтобы быть эффективным, решение должно быть реальным; содержать механизм реализации; быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных; приниматься в реальном масштабе времени; быть реализуемым; быть гибким; предусматривать возможность верификации и контроля исполнения.

16. Для повышения эффективности принимаемых решений требуется тщательная проработка и взаимоувязка последовательности и параллельности действий с несколькими критериями эффективности, структуризации проблемы на основе дерева целей и их ранжирование по актуальности, масштабности и степени риска.

 




2019-12-29 203 Обсуждений (0)
Методы обоснования управленческих решений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы обоснования управленческих решений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)