Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОФОРМЛЕНИЕ ПРОФЕССИОГРАФИИ КАК ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2020-02-03 185 Обсуждений (0)
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОФЕССИОГРАФИИ КАК ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Начиная с 1922 г. советские психотехники работают над созданием собственного подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности. Разработка принципов и методов психологического анализа профессиональной деятельности проводит в рамках двух основных направлений.

Задача первого направления состояла в исчерпывающем описании и тщательном психофизиологическом знаниии; различных профессий для решения психотехнических задач: профотбора и профконсультации; профутомления и профобучения; рационализации рабочего места, реконструкции и проектирования профессий. В этом направлении развернулись работы методического и практического характера (Б.Г.Ананьев, Н.А.Бернштейн, А.В.Билибин, В.Т.Баранов, Е.С.Браиловский, Г.И.Левигурович, A.К.Гастев, С.Г.Геллерштейн, Н.Гусев, В.Д.Котляров, Н.Д.Левитов, B.И.Рабинович, А.И.Розенблюм И.П.Четвериков, И.Н.Шпильрейн, С.Яманов и др.).
Задача второго направления - создание психологической классификации профессий хотя и планировалась как задача будущего, но некоторые принципы психологической систематики профессий уже начали разрабатываться психотехниками: С.Г.Геллерштейном, Н.К.Гусевым, А.Ф.Лазурским, С.Г.Струмилиным, И.Н.Шпильрейном.
Во второй половине 20-х гг., несмотря на отсутствие общеметодической и теоретической основы исследования в советской психологической науке, советские психотехники формулируют некоторые принципы, методы и приемы психологического изучения профессиональной деятельности и оформляют их в специальный подход - профессиографию. Сущность этого подхода выражена в самом понятии «профессиография» описательно-техническая и психофизиологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности. В результате (профессиографирования составлялись профессиограммы профессий - сводки знаний (социально-экономических, технологических и психофизиологических) о профессии и организации труда, а также и психограммы профессий. Психограмма - психологический «портрет» профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.
В качестве одного из основополагающих принципов профессиографирования был установлен принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности, указывающий на необходимость целенаправленного исследования психологических особенностей профессионального труда. Сущность этого принципа заключается в том, что программа профессиографирования должна быть направлена на выявление тех психофизиологических характеристик, изменение которых в процессе деятельности позволило бы подойти к решению конкретных практических задач. Например, для целей профотбора и профконсультации нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых в отношении их пригодности к той или иной профессии. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие наибольшую «хрупкость», являющиеся более лабильными в условиях профессиональной работы. Принцип целенаправленного профессиографирования обусловливает, таким образом, и объем получаемых о профессиональной деятельности данных.
В целом профессиографический подход к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности включил в себя следующее:
1) схемы изучения профессиональной деятельности;
2) комплекс методов изучения, анализа и экспериментального исследования профессиональной деятельности;
3) правила организации экспериментального следования в профессиографии.
Схемы профессиографирования позволяли осуществлять сбор, описание, анализ и систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон: с социально-экономической, производственно-технической, психологической, психофизиологической и т. п. Схемы представляли собой своеобразную программу исследования профессиональной деятельности, включающую перечень вопросов. Состав вопросов схемы был обусловлен конкретной целью исследования. Так, составлялись схемы профессиографирования для решения различных научно-практических задач: схема «ориентировочного профессиографирования» для установления психофизиологических функций, активируемых конкретной профессиональной деятельностью; «аналитический график» (схема-таблица) для решения задач профобучения, профотбора и рационализации производственного процесса; схема систематизации профессиографического материала для решения задач профконсультации.
В различных схемах профессиографирования отразилась многогранность подхода советских психотехников к психологическому исследованию профессии, так как с помощью этих схем изучались и oписывались не только специфические психофизиологические параметры профессиональной деятельности, но и организационные характеристики условий труда воздействующих на человека в процессе деятельности. Кроме того, в схемах отразилась определенна) методическая ориентация на изучение профессиональной деятельности совместными усилиями различны; специалистов. Некоторые исследования профессиональной деятельности проводились совместно раз личными специалистами (инженер, психолог, врач профпатолог и профгигиенист). Поэтому можно считать, что идея о комплексном подходе к изучению трудовой деятельности, выдвинутая В. М. Бехтеревым в 1921 г., и опыт работы психотехников сыграли определенную роль в формировании комплексного подхода в настоящее время.
Сформулировав принцип комплексного применения методов в профессиографии, советские психотехники показали специфичность применения каждого метода.

· Метод опроса позволял выявить личное отношение работников к выполняемой ими работе, получить предварительную ориентировку в профессии и некоторые сведения из жизни и трудового пути профессионала.

· Метод наблюдения позволял осуществить разложение процесса труда на отдельные операции с целью дальнейшей психологической расшифровки отдельных трудовых действий, составляющих основу профессии. Метод наблюдения является адекватным также для описания и изучения отдельных трудовых действий и движений при условии, если применяемая регистрация даст возможность изучать движения во времени и пространстве (хронометраж, хроноциклография и др.).

· Трудовой метод изучения профессий, созданный И.Н. Шпильрейном, давал возможность психологу, исполняющему одновременно функции и рабочего и психолога, проследить за теми изменениями, которыми сопровождается постепенное овладение квалификацией, выделить активируемые профессией психические функции, проследить влияние утомления, упражнения и адаптации на протекание этих функций в процессе трудовой деятельности. Ограничение применения трудового метода состояло в том, что достаточно сложные профессии практически не могли стать объектом изучения из-за длительного времени, необходимого психологу для их освоения. Не оправдывалось его применение и по отношению к слишком простым профессиям.

· Завершающим в группе методов психологического анализа профессий выдвигался экспериментальный метод, задача которого состояла в экспериментальной проверке выделенных в ориентировочной психограмме психических и психофизиологических процессов, установлении меры их функционирования, необходимой для успешного выполнения профессиональной работы, путем подбора и испытания их адекватными приемами исследования. При этом использовались тесты из зарубежной практики (Бурдона, Винклера, Гизе, Мак-Кола, Марбе, Мёде, Руппа, Термана, Фридриха и др.) и разработанные советскими психотехниками: А.А. Кушинниковым, Е.И. Рузером, А.А. Толчинским, И.Н. Шпильрейном и др. Попытки применения экспериментального метода в качестве самостоятельного метода изучения профессии для определения профессионально значимых психических функций были подвергнуты серьезной критике с указанием на то, что в профессиографии недопустима подмена анализа эксперименте. Для проведения экспериментального исследования в профессиографии осуществлялись выбор методов и подбор испытуемых. Методы экспериментального исследования выбирались на основании оценки степени их эффективности по следующим данным: а) критериям, позволяющим вскрыть соотношение и внутреннюю связь отдельных активируемых профессией психологических функций, а также способу их сочетания и специфического взаимодействия с объектом труда; б) изменению профессионально важных признаков под влиянием упражнения; в) по специфическим формам активируемых профессией функция.

Подбор испытуемых для эксперимента должен был отвечать следующим условиям: сохранению однородности в выборке испытуемых по возрасту, социальному положению, состоянию здоровья, профессиональному стажу и общеобразовательной подготовке, показателям производительности труда.
Итак, советским психотехникам к концу 20-х гг. удается в условиях отсутствия оформленной методологической и теоретической основы советской психологической науки впервые разработать методический подход к психологическому изучению профессиональной деятельности - профессиографию. Этот подход позволял составлять аналитическое описание профессии, включающее всю многообразную гамму внешних факторов, специфичных для конкретных видов труда, в определенной мере обусловливающих характер протекания профессиональной деятельности. Но психологическая структура, выделенная в процессе профессиографирования только на основании операционно-технологического анализа, представляла собой перечень отдельных психических и психофизиологических функций, актуализируемых при выполнении исследуемых операций. Поэтому проникнуть в «профессиональную структуру», т.е. в специфический способ сочетания профессионально важных признаков, как писал С.Г.Геллерштейн, «психотехникам так и не удалось, так как не был выяснен принцип структурного формирования профессии». Тем не менее данный подход не утратил своей актуальности и ныне. Так профессиография достаточно активно применяется в настоящее время не только в психологии труда, но и в инженерной психологии и эргономике.
Сохранил свое значение и получил дальнейшее развитие основной принцип применения методов в психологическом исследовании профессии - принцип комплексности. Сами методы не только не утратили своего значения в настоящее время, но и пополнились новыми. Так, для оценки степени напряженности труда Е.А.Деревянко с соавторами разработал метод дополнительных задач, состоящих из дискретных сенсорных сигналов с небольшим алфавитом арифметических примеров, простых логических задач.

Метод экспертной оценки был применен для изучения ошибок и их причин, возникающих в процессе деятельности. Метод заключается в опросе наиболее опытных специалистов, которые на основании знаний и опыта выявляют причины ошибок. В целях получения наиболее объективных оценок предложены специальные методы сбора и сравнения экспертных заключений: метод ранжирования, метод непосредственных оценок, метод неполного парного сравнения, метод последовательного сравнения. Расширено применение биографического метода для решения задач профориентации и профконсультации, и К.К. Платоновым предложен метод обобщения независимых характеристик, имеющий, по мнению автора, широкий диапазон применения. «Сущность метода обобщения независимых характеристик заключается в сборе и обобщении «жизненных показателей», т.е. факторов, характеризующих личность через особенности ее деятельности». Метод анализа ошибочных действий усовершенствован благодаря предложенной классификации ошибок, возникающих в процессе трудовой деятельности.
Четко определилась тенденция использования при анализе профессии операционно-логических метод заимствованных из кибернетики, математической логики и теории информации, теории графов и матриц. Так, в работах В.П.Зинченко, Н.И.Майзель, Л.В.Фаткина и М.А.Дмитриевой были использованы некоторые идеи теории информации при анализе профессий оператора на "стадии информационного поиска" и авиадиспетчера. В.Н. Пушкин и Г.М.Зараковский применили алгоритмический метод для анализа деятельности дежурного по станции и диспетчера и оператора. Г.В. Суходольский, анализируя виды моделей деятельное операторов, использует теории графов для создан абстрактной модели деятельности, достаточно общей, по его мнению, для теории инженерно-психологического проектирования. Профессиональная деятельность представляется Суходольским в виде системы элементов деятельности (вершины графа) связей между ними (дуги, соединяющие вершины). В результате получается абстрактный граф деятельности, в котором вершинам и дугам могут быть приписаны любые качественные и количественные характеристики.
Вместе с тем в ряде работ отмечается необходимость осторожно применения математических и операционно-логических методов анализа, так как они «часто оставляют в стороне самые существенные психологические стороны деятельности». «Не следует забывать, - писал Б. М. Теплов, - что из факторного анализа как математического метода не вытекает прямо содержательная интерпретация фактов».
В последние десятилетия были модифицированы регистрационно-измерительные методы, частично использовавшиеся и раньше (хронометраж, циклография, фотосъемка, психофизиологические методы), а также были разработаны и некоторые новые: хроноциклография; тензометрическая методика методика графической регистрации движений конечностей; методика специальной киносъемки; инструментальная методика профессиографирования и др.
В последнее время появилась тенденция к классификации методов профессиографии. Они были разбиты на описательные и инструментальные по характеру сбора исходной информации о профессии и о комбинации существенных признаков, выделенных профессиографических методах, на предметно-функциональные, операционно-логические, соматографические, психофизиологические, личностные. Нo ни одна из названных классификаций не раскрывает адекватной порядку научного исследования последовательности применения методов.
Схемы профессиографирования, разработанные психотехниками, в принципе сохранили свою начальную основу (имеется в виду перечень вопросов, подлежащих изучению), получив при этом более широкий диапазон применения в связи с развитием инженерной психологии и эргономики.
Идеи теоретического обоснования дифференцированного подхода к анализу деятельности при решении различных научно-практических задач также нашли свое отражение в целом ряде современных работ по психологии труда. Так, анализируя психологические особенности трудового обучения, В.В. Чебышева опирается на теоретические и экспериментальные данные об общих особенностях человеческой деятельности, разработанных в отечественной психологии. К.К. Платонов, рассматривая некоторые методические приемы профессиографии, отмечает необходимость дифференцированного подхода к решению различных практических задач и показывает специфику профессиографирования при решении задач профотбора и профориентации. Кроме того, он отмечает необходимость сопоставления структуры конкретной профессии с индивидуальными структурами личности. К.М. Гуревич, рассматривая проблему изучения психологических особенностей трудовой деятельности для решения задач профотбора, опирается на данные дифференциальной психофизиологии, теоретической и социальной психологии. Сходным образом к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности человека подходит и Е.М. Борисова при изучении вопросов профессиональной пригодности. В.Г. Асеев, исследуя психологические особенности монотонного труда, обращается к теоретическим аспектам проблемы трудовой деятельности с целью определения ее структуры содержания и механизмов психической регуляции, а также к социально-психологическим работам теоретического и практического характера в целях выяснения возможностей формирования такой важной психологической и социальной черты личности, как отношение к труду и т. д. Анализируя роль психологических факторов в решении задач научной организации труда, М.А. Дмитриева выделяет теоретическую психологическую основу для их исследования и трактовки полученных результатов. В основе работ, направленных на изучение различных видов трудовой деятельности в целях создания классификации профессий, для решения проблемы профессиональной ориентации и консультации, проводимо под руководством Е.А. Климова, также учитываются данные дифференциальной психофизиологии, теоретической и социальной психологии.



2020-02-03 185 Обсуждений (0)
ОФОРМЛЕНИЕ ПРОФЕССИОГРАФИИ КАК ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОФОРМЛЕНИЕ ПРОФЕССИОГРАФИИ КАК ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)