Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные формы крупного и мелкого предпринимательства. Комбинирование и диверсификация.



2020-02-03 304 Обсуждений (0)
Современные формы крупного и мелкого предпринимательства. Комбинирование и диверсификация. 0.00 из 5.00 0 оценок




Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношения к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.

В разных странах по-разному определяют малое предприятие. В России, в соответствии с Законом РФ №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Многопрофильные предприятия относятся к малым по критериям того вида деятельности, который занимает наибольшую долю в годовом объеме оборота или прибыли.

Малые предприятия из-за своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень страны. С малым предпринимательством реально связана та часть населения, которая является собственником малых предприятий, наемными работниками, потребителями производимых товаров и услуг. Из этого следует, что сектор малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест.

В отличие от крупного производства, ориентированного на массовый спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, благодаря чему национальное хозяйство становится способным к быстрым структурным изменениям. Их небольшие размеры дают возможность обеспечить технологическую, производственную и управленческую гибкость, а это позволяет оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, внедрять научно-технические достижения, осуществлять эффективную инновационную деятельность.

 Предпринимательство началось с малого бизнеса. Предприниматель в малом бизнесе активен и ориентирован, прежде всего, на передовые достижения науки и производства. Вложив в собственное предприятие огромные усилия, отдавая ему все свое время, предприниматель в малом бизнесе, как правило, демонстрирует энтузиазм, полную самоотдачу и преданность делу.

 Малые предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции и экономические ниши, развиваются в отраслях, менее привлекательных для крупного бизнеса, имеют высокую оборачиваемость оборотных средств. Однако, для них характерны более низкая доходность, высокая интенсивность труда, ограниченность собственных ресурсов, повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Опыт показывает, что для наибольшей эффективности малого предприятия необходима специализация на определенном виде деятельности. Чрезмерно многопрофильные предприятия, как правило, характеризуются меньшей финансовой стабильностью и не выдерживают конкуренции. Поэтому государственную поддержку получают те малые предприятия, которые стремятся к повышению уровня специализации. От правильного выбора зависит многое. Во-первых, появляется возможность получения налоговых льгот. Во-вторых, от выбора преобладающего вида деятельности (соответственно, отраслевой принадлежности) зависят максимально допустимые размеры параметров, по которым предприятие относится к разряду малых.

Важнейшими задачами малого бизнеса в России являются:

- ускорение реструктуризации собственности, структурной перестройки экономики, реформирования предприятий;

- содействие образованию эффективного собственника и появлению среднего по уровню материального благосостояния слоя населения как основы повышения эффективности экономики и социально-политической стабильности в обществе;

- развитие конкуренции и преодоление отраслевого и регионального монополизма;

- создание материальной основы для более полной занятости населения и сокращения числа безработных;

- расширение взаимодействия малых, средних и крупных предприятий;

- укрепление экономической базы местных органов власти;

- развитие сельских населенных пунктов и небольших городов;

и другие задачи.

Одно время в экономической науке господствовало мнение, что крупные предприятия имеют преимущество перед мелкими. Поэтому будущее мировой экономики виделось в функционировании крупных предприятий–гигантов. Через эти иллюзии прошли многие развитые страны, однако, данный путь показал свой тупиковый характер. Очевидно, что крупные формы предпринимательства имеют ряд бесспорных преимуществ:

- они позволяют решать задачи более крупного масштаба (например, строительство железной дороги под силу только крупной организации);

- за счет концентрации доходов крупные производства имеют больше возможностей для маневрирования ресурсами производства, что позволяет обеспечить устойчивость в получении доходов;

- имеют возможность наладить массовое производство и за счет него снижать свои издержки.

       Однако для удовлетворения многих потребностей нет нужды организовывать крупные предприятия. Особенно это касается тех видов деятельности, которые ориентируются на узкий круг заказчиков с индивидуальными запросами. К тому же, крупное производство легко может перерасти в монополию, что ущемляет интересы потребителей. Монополия зачастую сокращает производство в целях взвинчивания цен. Мелкое предпринимательство такими возможностями не располагает. Поэтому оно не представляет для государства угрозы как потенциальный монополист. Заполняя пустые ниши на рынке, невыгодные для крупного бизнеса, мелкие предприятия делают его более разнообразным. Кроме того, наполняя рынок дополнительным количеством товаров, мелкие предприятия увеличивают совокупное предложение, препятствуя росту цен. Поэтому мелкое предпринимательство сегодня поощряется многими государствами с рыночной экономикой.

Мировой опыт показывает, что наиболее революционные, новаторские инновации осуществляются малым и средним бизнесом. Но движущей силой экономики они становятся только тогда, когда их внедрением начинает заниматься крупный бизнес.

Крупные фирмы имеют больше оснований рассчитывать на предпри­нимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими имеют ряд пре­имуществ. Прежде всего, они могут использовать новейшую дорогостоя­щую высокопроизводительную технику, снижая себестоимость продук­ции, повышая ее качество и, завоевывая в связи с этим рынки сбыта, приносящие им высокий доход. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна малому бизнесу из-за её низкой рентабельности на малых предприятиях, обусловленной небольшими объемами производ­ства, наращивать которое они не в силах.

Помимо того, у крупных предприятий и организаций за счет кон­центрации капитала имеется возможность проводить широкомасштаб­ные маркетинговые исследования, что уменьшает потери на рисковых мероприятиях. Внутренняя специализация и кооперирование позволя­ют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персо­нала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т. д.

Анализируя 32 отраслевых рынка, объем продаж на которых составляет 3\4 всех продаж российской промышленности, и, сопоставляя структуру этих рынков в 1991 г. и 2001 г., эксперты Всемирного банка подчеркивают заметно возросшую степень их концентрации (пп. 230-231 в российской версии доклада на сайте ВБ). Также признается, что масштабы концентрации производства на российских фирмах вопреки ожиданиям существенно уступают соответствующим показателям в развитых странах (п. 224). Главное внимание в докладе уделяется анализу концентрации в руках крупнейших финансово-промышленных групп. По оценкам экспертов Банка 22 крупнейшие российские бизнес-группы сосредоточили в своих руках почти 39% реализации промышленной продукции и около 20% занятых в промышленности.

На предприятия крупнейших бизнес-групп приходиться 25-30% кредитов и займов, полученных реальным сектором российской экономики (а с учетом госмонополий – около 40-50%), что свидетельствует о большей доступности для них заемных средств. Конкурентоспособность российского бизнеса в ближайшие годы будет зависеть от динамики курса национальной валюты и от успеха административной, правовой и судебной реформ. Без развития крупного бизнеса, в том числе российских бизнес-групп, мы не сможем занять заметные позиции на мировом рынке.

В неразвитости малого бизнеса и засилье крупного «олигархического» капитала международные специалисты и отечественные критики видят основную причину всех бед российской экономики главное препятствие на пути ее развития.

По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывая новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми - диверсифицированными предприятиями. Одновременно они могут заниматься, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Переход капитала из одной отрасли экономики в другие происходит при этом в рамках одной фирмы.

Диверсификация - основное направление предпринимательской деятельности конца XX в. Некогда специализированные предприятия в течение короткого промежутка времени трансформировались в новую категорию - фирмы, объединяющие разнородные виды предпринимательской, производственной и коммерческой деятельности.

Комбинированные предприятиячаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Суть их в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается (параллельно или последовательно) в другой, а затем - в третий вид. Например, выплавленный в доменных печах чугун не только реализуется потребителям, но и переплавляется на собственном предприятии в стальные слитки, часть которых продается, а часть поступает на дальнейшую переработку в стальной прокат на собственном заводе. В текстильной промышленности комбинирование проявляется в изготовлении из сырья волокна, из волокна - пряжи, из пряжи - полотна.

Наиболее сложным комбинированным производством является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу. В частности, при выплавке чугуна из железной руды в отходы вместе с породой часто уходят ценные компоненты, содержащие цветные и редкие металлы. Дляих извлечения на предприятиях черной металлургии строятся цеха цветной металлургии. Кроме того, отходы доменного и сталелитейного производств на этих предприятиях часто перерабатываются в строительные материалы. Таким образом, на основе одного и того же исходного сырья (в данном случае железной руды) на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.

 



2020-02-03 304 Обсуждений (0)
Современные формы крупного и мелкого предпринимательства. Комбинирование и диверсификация. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные формы крупного и мелкого предпринимательства. Комбинирование и диверсификация.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)