Роль и значение судов в стадии кассационного производства
Первым нормативно-правовым актом о суде после октября 1917 г. был Декрет о суде 1, изданный Советом Народных Комиссаров РСФСР 24 ноября 1917 г. [3]. Значение этого Декрета заключалось в том, что он упразднил дореволюционную судебную систему и заложил основы для создания советских судов. Согласно Декрету о суде 1 начали создаваться местные суды, которые рассматривали уголовные и гражданские дела в составе постоянного судьи и двух заседателей. Уголовные дела на фронтах рассматривались местными судами, которые избирались полковыми Советами, а где их не было - полковыми комитетами. Предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей и проводилось ими единолично. В развитие указанного Декрета изданы Декрет 2 о суде и Декрет 3 о суде [4]. Параллельно с системой общих судов существовала система революционных трибуналов, которая была ликвидирована в ходе реформы 1922 г., что привело к образованию единой судебной системы. Окончание гражданской войны, переход к мирному строительству, полное овладение большевиками властью уже не требовали осуществления правосудия в том виде, который был присущ революционным трибуналам. Революционные трибуналы порождаются революцией и с ее победой или поражением исчезают. По своей политической природе они носят временный характер и стабильному обществу не присущи. Одним из наиболее важных нормативно-правовых актов, регулирующих судоустройство в Беларуси, было Положение о судоустройстве, изданное ЦИК ССРБ 30 марта 1923 г. [1]. В нем была закреплена судебная система, в которую входили суды общей и специальной юрисдикции. К судам общей юрисдикции относились: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) Высший Суд Республики; 4) Верховный Суд Республики и его коллегии. В Положении отмечается, что специальные суды являются временными и к ним относятся: 1) военные трибуналы - для рассмотрения дел о воинских преступлениях; 2) особые трудовые сессии народных судов - по делам о преступлениях, совершенных с нарушением законов о труде, и земельные комиссии - по земельным делам. Особые трудовые сессии образовывались в каждом уездном городе в составе одного постоянного народного судьи и двух постоянных членов суда, одного избранного от профсоюзных органов и другого от местного уездного отдела труда. Они имели ту же компетенцию, что и народные судьи; 3) Белорусская Арбитражная комиссия, состоящая при СНК, - по делам о спорах об имущественных правах между государственными органами. Народным судьей могли быть неопороченные по суду гражданин и гражданка БССР, которые имели стаж политической или юридической работы. Они избирались сроком на один год по представлению Высшего Суда Республики, в уездах - уездными исполкомами, а в Минске - городским исполкомом и утверждались Наркоматом юстиции. Для формирования состава народных заседателей образовывались специальные комиссии, которые носили название Комиссия по разверстке. В их состав входили член местного уездного исполкома (председатель комиссии), помощник прокурора и один народный судья. Эти комиссии определяли, сколько народных заседателей должно быть при определенном суде из расчета: 50 % - из рабочей среды, 35 % - от крестьян, 15 % - из воинских частей. Эти списки отсылались в трудовые коллективы и воинские части, где проходили выборы народных заседателей. Уездная комиссия утверждала общий список избранных народных заседателей. Высший Суд Республики состоял из председателя, двух его заместителей и двенадцати постоянных членов суда, а также народных заседателей. Председатель избирался ЦИК, а его заместитель и члены суда - исполкомом Минского городского Совета сроком на один год и утверждались Наркоматом юстиции. Списки народных заседателей составлялись исполнительной комиссией и утверждались СНК. Высший Суд действовал как суд первой и кассационной инстанции. Он состоял из уголовного и гражданского отделений. Верховный Суд БССР действовал в составе: 1) Президиума; 2) пленарного заседания Верховного Суда; 3) кассационных коллегий Верховного Суда по уголовным и гражданским делам. Председатель и члены Верховного Суда назначались Президиумом ЦИК. Президиум Верховного Суда БССР состоял из Председателя Верховного Суда и председателей кассационных коллегий. В его компетенцию входило: распределять обязанности между членами Верховного Суда; ведать отчетностью суда; осуществлять надзор за судебными местами, путем назначения ревизий Высшего Суда по предложению Прокурора республики и заслушивать результаты этих ревизий; возбуждать дисциплинарные производства против членов Верховного Суда, Председателя Высшего Суда и его заместителей. Пленарное заседание Верховного Суда состояло из всех судей Верховного Суда, Председателя Высшего Суда, Прокурора республики или его старшего помощника. В его компетенцию входило следить за правильным истолкованием судами законов, рассмотрением, отменой и изменением приговоров, выборами дисциплинарной коллегии и т. д. Кассационные коллегии при рассмотрении дел действовали в составе трех членов Верховного Суда, из них один был председательствующим. При кассационных коллегиях состояли по два помощника прокурора Верховного Суда. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда состояла из судей этого суда в количестве трех человек. Правом возбудить дисциплинарное производство обладали: Прокурор республики, состоящий при Верховном Суде, помощник Прокурора республики, Председатель Верховного Суда республики, Председатель Высшего Суда. Поводом для возбуждения дисциплинарного производства являлись проступки судей, несовместимые с их служебными полномочиями. Видами дисциплинарных взысканий являлись: замечание, выговор, перемещение и смещение на низшую должность; отстранение от службы с запрещением работы в должности судьи на определенный срок. Положение о судоустройстве ССРБ от 30 марта 1923 г. Заложило основы статуса Верховного Суда в Беларуси как высшей судебной инстанции. Оно регулировало статус следователей, которые состояли при следственных участках и именовались народными следователями, а также при отделе Прокуратуры Наркомата юстиции и назывались следователями по важнейшим делам. Назначение народных следователей производилось определением Высшего Суда Республики, а следователей по важнейшим делам - отделом Наркомата юстиции. Все это и многое другое, произошедшее почти за столетнюю историю, послужило зарождением нового Кодекса и уже 29 июня 2006 г. был утвержден Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее - Кодекс) [41], состоящий из следующих шести разделов: - раздел 1 Основы, задачи и принципы деятельности судебной системы, - раздел 2 Порядок формирования и комплектования судов, - раздел 3 Статус судьи и народного заседателя, - раздел 4 Органы судейского сообщества, - раздел 5 Обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества, - раздел 6 Заключительные положения.
Статьей 2 Основного Закона Республики Беларусь – Конституцией человек, его права, свободы и гарантии их реализации провозглашены высшей ценностью и целью общества и государства. К основным правам, принадлежащим гражданам и закрепленным в Конституции Республики Беларусь остаются право на жизнь, обеспечение свободы неприкосновенности и достоинства личности, защита от незаконного вмешательства в личную жизнь, жилищные права, избирательные права, трудовые права, право на обращение в государственные органы, суд, право собственности и другие. Статьей 60 Конституции Республики Беларусь защиту прав и охраняемых законом интересов осуществляют суды. Каждый гражданин имеет право обратиться в суд за восстановлением нарушенного, оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Это право может быть реализовано путем подачи данным лицом либо его представителем в суд надлежаще оформленного искового заявления, заявления по делам особого производства либо заявления о судебном приказе в приказном судопроизводстве. Право на обращение обеспечивается системой принципов судопроизводства и порядка рассмотрения и разрешения дел. К основным принципам осуществления правосудия относятся: - законность; - независимость судей, подчинение их только закону; - гласность судебного разбирательства; - осуществление правосудия только судом; - состязательность и равенство сторон; - равенство граждан перед законом; - право пользования юридической помощью; - надзор вышестоящих органов, прокурорский надзор; - обязательность исполнения судебных постановлений. Давно известно, что ничто так не подрывает авторитет суда, как неправомерно вынесенное судебное решение. Если в районном суде заинтересованное в исходе дела лицо не получает законного разрешения своих проблем, то пытаются доказать свою правоту в суде более высокой инстанции, где в кассационном порядке проверяется законность и обоснованность не вступивших в законную силу судебных постановлений суда первой инстанции. Суд второй инстанции призван устранить судебную ошибку, если она имела место. В последнее время в нашей стране многое делается для того, чтобы права граждан были наиболее полно защищены, чтобы суд был и скорым и правым. Хорошо, когда все это выполняется. Но не страдает ли иногда качество судебных решений из-за поспешности? Как избежать судебной ошибки, не потерять доверие граждан к суду, не подорвать веру человека в справедливость? Как улучшить качество суда второй инстанции? Имеются ли для этого резервы? В кассационной инстанции в год у нас рассматривается более тысячи дел. Но судьи областных судов заняты не только рассмотрением дел в кассационном порядке, но и рассмотрением дел по первой инстанции, рассмотрением жалоб и изучением дел в порядке надзора, анализом судебной практики по различным категориям дел. Хорошо, когда по делу принято законное и обоснованное решение, суд первой инстанции учел все факты, входящие в предмет доказывания. А если нет? Только изучить объемное дело необходимо время, при этом нужно тщательно вникнуть в суть исковых требований, исследовать доказательства, представленные сторонами, определить, являются ли они достаточными и достоверными. Гарантией вынесения законного, обоснованного, справедливого судебного постановления является наличие института кассационного и надзорного обжалования судебных постановлений. Заинтересованные в исходе дела лица, обжалуют путем написания кассационной жалобы в случае несогласия с не вступившим в законную силу судебным постановлением, а также, по вступившим в законную силу судебным постановлениям, могут обратиться в надзорную инстанцию. Судами кассационной инстанции являются специализированные судебные коллегии областного суда , а также коллегии Верховного Суда Республики Беларусь. К лицам, имеющим право принесения протеста относят: Председателя Верховного суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь и их заместителей, председателей областных, Минского городского судов, прокуроров областей. Проверка правильности приговора по существу включает в себя оценку Как и суд первой инстанции, кассационная инстанция оценивает доказательства по внутреннему убеждению. Рассмотрение дела в кассационной инстанции происходит в пределах того обвинения, по которому подсудимый признан виновным или оправданным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активный и достаточно длительный поиск наиболее оптимальных и социально ориентированных процедур в сфере уголовного процесса завершился принятием нового УПК, одним из самых последовательных и наиболее выраженных направлений которого явилось усиление правового статуса граждан, являющихся участниками уголовного процесса, в том числе расширение их права на судебную защиту. Это право является несомненным атрибутом любого правового государства. Республика Беларусь, объявившая себя унитарным правовым государством, закрепила данное положение в ст. 60 Конституции. Не вдаваясь в дискуссию о пределах применения гражданами нашей республики названного права, необходимо все-таки заметить, что поскольку Основной Закон является законом прямого действия, то имеющие место в юридической литературе суждения и в отдельных правовых актах положения, допускающие игнорирование данного принципа, идут вразрез с Конституцией. Одной из правовых сфер, закрепляющих исключения из конституционного института судебной защиты прав граждан, является уголовный процесс. Именно из норм уголовно-процессуального закона вытекают ограничения возможности обжалования в суд действий органа уголовного преследования (органы предварительного расследования и прокуратуры), хотя этот запрет прямо и не закреплен в УПК. Но он следует, в частности, из главы 16 УПК «Обжалование действий и решений органа, ведущего уголовный процесс», нормы которой адресуют граждан - участников уголовного процесса обращаться с жалобами на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя непосредственно к надзирающему или вышестоящему прокурору, за исключением обжалования заключения под стражу, задержания, отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения предварительного расследования уголовного дела либо уголовного преследования, которое может адресоваться непосредственно в суд (ч. 2 ст. 139, ст. 253). Сложившемуся положению имеются объективные обоснования, вполне оправданные в наше время и в наших условиях. Однако такое возможно только там, где действия правоприменительных органов не затрагивают существенно конституционные права личности. В случаях же очевидного нарушения конституционных прав участников уголовного процесса допустимым указанное ограничение быть не может. Серьезной гарантией прав заинтересованных участников уголовного судопроизводства (потерпевшего, обвиняемого, гражданского истца и гражданского ответчика) является их право на пересмотр в кассационной инстанции не вступившего в законную силу приговора суда. Это самая доступная в ряду аналогичных процедур и наиболее реальная форма пересмотра состоявшегося решения суда первой инстанции. Доступность ее определяется такими чертами кассационного производства, как свобода обжалования (достаточно широкий круг лиц, обладающих правом принесения кассационной жалобы, написание ее на родном языке или языке, которым владеет жалобщик, право на отзыв поданной жалобы или на дополнение ее), запрет ухудшения положения обвиняемого в результате пересмотра дела, ревизионный порядок рассмотрения уголовного дела (рассмотрение дела в полном объеме, а не в пределах жалобы или протеста), возможность представления в суд второй инстанции дополнительных материалов и, наконец, проверка судом кассационной инстанции законности и обоснованности судебного решения. В соответствии с законом поданная кассационная жалоба или кассационный протест обязательно влекут пересмотр уголовного дела в суде второй инстанции и здесь не имеют значения какие бы то ни было личные усмотрения соответствующих должностных лиц. Сравнивая ранее действовавший и новый УПК, следует отметить, что правовая регламентация института кассационного производства достаточно стабильна. Вместе с тем в новом уголовно-процессуальном законе появились серьезные новеллы в отношении данного производства. Одной из них является представление в кассационную инстанцию дополнительных материалов. Согласно ст. 383 УПК лица, имеющие право кассационного обжалования или опротестования, могут в подтверждение или опровержение доводов, приведенных в кассационной жалобе или протесте, представить в кассационную инстанцию дополнительные материалы. Новый закон, как и прежний, не дает перечня таких материалов, но указывает на запрет получения их следственным путем, то есть путем проведения следственных действий. В соответствии со сложившейся практикой к дополнительным материалам относятся всевозможные справки, характеристики, выписки из истории болезни, больничные листы, квитанции, чеки и т. п. Наряду с этим новый УПК разрешил суду при рассмотрении уголовного дела назначать по ходатайству сторон или по собственной инициативе судебно-психиатрическую, повторную и дополнительную экспертизы. Кроме того, если это признают необходимым стороны или суд, то в суд кассационной инстанции могут быть вызваны свидетели и эксперты для дачи разъяснений по существу данных ими в суде первой инстанции показаний или заключений. Эти действия, так же как и предусмотренные ч. 2 ст. 383 УПК, влекут дополнительные фактические данные и материалы, но получены они следственным путем, что не согласуется с приведенной выше нормой закона. Обнаружение, закрепление, представление в суд названных и других документов, их последующая оценка является не чем иным, как элементом процесса доказывания (ст. 103 УПК), сами документы - источником доказательств, а полученная из них информация - фактическими данными, которые при условии их относимости и допустимости обладают свойствами доказательств (ст. 88 УПК). Это позволяет утверждать, что суд кассационной инстанции законом наделен правом исследовать доказательства в судебном заседании, что по классической форме уголовного процесса является прерогативой апелляционного производства. Апелляционное производство - известная мировой практике форма обжалования и пересмотра приговоров, не вступивших в законную силу. В апелляционной инстанции уголовное дело рассматривается вновь, в ходе чего проверяется правильность как установления фактических обстоятельств дела, так и применения уголовного и уголовно-процессуального закона. В судебном заседании, в частности, непосредственно исследуются доказательства по общим правилам производства в суде первой инстанции, то есть проводятся заново судебно-следственные действия, но, возможно, не в таком объеме, как в суде первой инстанции, поскольку пересмотр в данном случае осуществляется в пределах поданной жалобы или принесенного протеста, а не в полном объеме, как это происходит в кассационном производстве. По результатам рассмотрения дела в апелляционной инстанции приговор суда первой инстанции либо подтверждается, либо изменяется, либо постановляется новый приговор. Так, по протесту обвинителя, жалобе потерпевшего на мягкость приговора наказание может быть увеличено, а по жалобе стороны защиты - уменьшено. Кассационная инстанция официально таким правом не обладала, хотя и практические работники, а также в завуалированной форме и сам закон это допускали, что предопределялось обязанностью кассационной инстанции проверять доказанность фактических обстоятельств дела, поскольку как прежде, так и по действующему УПК кассационным основанием к отмене приговора является несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, односторонность и неполнота судебного следствия (ч. 1 ст. 388). Если вспомнить Концепцию судебно-правовой реформы 1992 года, то из многих нереализованных ее позиций можно назвать и апелляционное производство, предлагаемое как одна из гарантий обеспечения правосудности приговоров, но по ряду объективных и субъективных причин не воспринятое УПК 1999 года, в отличие от УПК Российской Федерации, которым данная процессуальная форма пусть не по всем делам, но все-таки предусмотрена (ст. 354 УПК Российской Федерации). И именно этот пробел в уголовном судопроизводстве законодатель вынужден был в силу недостаточности гарантий постановления законного и обоснованного приговора (сокращенное судебное следствие, рассмотрение уголовных дел по первой инстанции единолично судьей, возможность рассмотрения дел в отсутствие обвиняемого и др.) восполнить путем наделения кассационной инстанции правом исследования фактических обстоятельств преступления, а значит, и доказательств в судебном заседании. Известно, что в традиционном варианте пересмотр судебных постановлений в кассационном порядке происходит только по письменным материалам уголовного дела. Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность таких постановлений в первую очередь в части правильности применения материального и процессуального закона и не должен вторгаться в анализ правильности установления фактических обстоятельств, что возможно только путем осуществления полноценного процесса доказывания. Во Франции, например, где система кассационного и апелляционного производства имеет наиболее классические формы, кассационная жалоба приносится по поводу формального нарушения закона. Очевидно, такая форма пересмотра приговора исключает возможность проверки правильности установления судом первой инстанции фактических обстоятельств дела. Поскольку у нас не предусмотрено апелляционное производство, то практика сформировалась с учетом законодательного закрепления элементов апелляции, что допускает как проверку правильности установления судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, так и способы этой проверки - посредством процесса доказывания, который таковым не именуется и к тому же не регламентируется. Таким образом, включив в процедуру кассационного производства элементы процесса доказывания, законодатель вместе с тем не указал на их природу и на процессуальный порядок проведения. Так, в частности, открытыми остались вопросы, как и в каких случаях назначаются экспертизы, какую роль при этом играют участники судебного разбирательства, можно ли задавать вопросы им при получении объяснений или разъяснений, не являются ли эти объяснения и разъяснения завуалированной формой допроса, в каких пределах разрешено вторжение в исследование доказательств и в предмет доказывания, как отражается заключение эксперта, полученное в кассационном разбирательстве, на сути кассационного определения. Понятие «разъяснение свидетеля и эксперта» закон вводит в уголовно-процессуальный оборот впервые и при этом не раскрывает ни сути этого действия, ни его процессуальной формы. Теории и практике уголовного судопроизводства нашей республики известно такое процессуальное действие, как получение объяснений. Последнее является источником доказательств для получения оснований для возбуждения уголовного дела, для установления наличия состава преступления и для принятия решения о направлении уголовного дела в суд по ускоренному производству. Объяснения дают явившиеся в судебное заседание кассационной инстанции обвиняемый, потерпевший, гражданский истец и т. д. Несмотря на достаточную распространенность в законе и в практике данного действия, и в прежнем и в новом УПК ему не дано определения, что не исключает аналогии его допросу: это, как и допрос, - устное сообщение допрашивающему лицу интересующей его информации, это источник доказательств. Лицо, дающее объяснение, как и допрашиваемое лицо, может отказаться от дачи объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников (ч. 4 ст. 10 УПК), одинаково не может принуждаться к даче как показаний, так и объяснений (ч. 3 ст. 18 УПК). Можно указать на такое, по сути, единственное существенное отличие объяснения от допроса, заключающееся в том, что лицо, дающее объяснение, не предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Специальные исследования, проведенные на этот счет, показали, что граждане, вызываемые для дачи объяснений в орган уголовного преследования, считали, что их допрашивали. В рассматриваемом ракурсе в кассационном производстве этот устоявшийся в уголовном процессе термин оказался неприемлемым и дополняется термином «разъяснение», а значит, и суть обозначаемых им действий не соответствует «объяснению». И вместе с тем как по форме, так и по содержанию «объяснение» трудно отграничить от получившего право на существование «разъяснения». Им можно давать различные толкования, но очевидно, что целью как «объяснения», так и «разъяснения» является получение каких-то фактических данных либо в подтверждение ранее даваемых, либо во изменение их. Эти данные, равно как и заключение эксперта, берутся во внимание при принятии кассационного решения. Считаю, что практическим работникам далеко не безразлична позиция законодателя относительно вкладываемого им содержания в применяемую терминологию, так как любые процессуальные «вольности», судейские усмотрения и интерпретации лиц, ведущих уголовный процесс, могут повлечь существенные нарушения процессуальной формы и процедуры, а следовательно, и соответствующие процессуальные последствия. Поскольку в кассационной инстанции не ведется протокол судебного разбирательства, то нельзя и проанализировать практику процессуального порядка получения и закрепления объяснений и разъяснений в судебном заседании. Но можно допустить, что суд кассационной инстанции при получении объяснений у лица все-таки вторгается в вопросы существа его показаний, данных в суде первой инстанции, а возможно, и на предварительном следствии. Тем более если в кассационной инстанции возникают серьезные сомнения во всесторонности и полноте исследования обстоятельств преступления по уголовному делу, по которому судебное следствие в суде первой инстанции в соответствии с ст. 326 УПК проведено в сокращенном порядке. Не является гарантией правосудности приговора и то, что уголовное дело в большинстве случаев рассматривается судьей единолично. Небезынтересно в этом плане предложение Е.И. Коваленко2 о закреплении в законе права суда второй инстанции в гражданском судопроизводстве на допрос свидетелей, в том числе тех, которые не были допрошены в суде первой инстанции, избегая таким образом направления дела на новое судебное разбирательство. Однако в рамках кассационного производства при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел представляется это невозможным. В противном случае совершенно определенно создается абсолютно новая процессуальная форма и процедура - гибрид апелляционного и кассационного производств. И уж если это отстаивать, то законодателю следует четко регламентировать, в каких случаях, пределах и по каким уголовным делам возможно такое соединение. И вместе с тем, думается, что соединение, как это произошло -по по законодательству Республики Беларусь, в одном производстве кассационного и апелляционного процессов вряд ли выдержит испытание временем и законодатель вернется к вопросу о создании апелляционного производства. Это следует и из заявления Президента Республики Беларусь на втором съезде судей. А с позиций сегодняшнего дня необходимо если не толкование законодателя, то, во всяком случае, разъяснение Пленума Верховного Суда. Обращает на себя внимание также проблема обеспечения права обвиняемого на защиту в кассационной инстанции. Новый УПК серьезно усилил это право, в частности, относительно обвиняемого, осужденного к смертной казни, закрепил обязательность его участия в судебном разбирательстве (ч. 3 ст. 382). Однако и здесь законодатель не до конца последователен. Противоречивой является норма ч. 2 ст. 382 УПК, частично измененная Законом от 4 января 2003 г., гласящая, что вопрос об участии обвиняемого, содержащегося под стражей, в заседании суда, рассматривающего уголовное дело в кассационном порядке, разрешается этим судом. Если любой из остальных заинтересованных в исходе дела участников уголовного процесса (потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители) имеет право на участие в судебном разбирательстве, то закон, по сути, не наделяет указанным правом обвиняемого. Поскольку рассмотрение дел в судах открытое (ст. 114 Конституции), то возможно присутствие там любого гражданина и уж тем более обвиняемого. Именно такой случай мог иметь в виду законодатель, изменяя норму закона, однако применил ее только в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей. Но даже с учетом этого нарушаются такие принципы уголовного процесса, как право обвиняемого на судебную защиту (ст. 60 Конституции, ч. 1 ст. 10 УПК) и равенство граждан перед законом и судом (ст. 22 Конституции, ст. 20 УПК), поскольку в ч. 1 ст. 382 УПК, приводящей перечень лиц, имеющих право на участие в суде кассационной инстанции, обвиняемый вообще не упоминается. Безусловно, явившийся по своей инициативе или инициативе суда в кассационную инстанцию обвиняемый допускается к участию в судебном разбирательстве и имеет право дать свои объяснения. Что же касается явки обвиняемого, содержащегося под стражей, то, исходя из ст. 60 Конституции, он, как и каждый гражданин, имеет право на судебную защиту и при его на то желании -и право на участие в суде второй инстанции вне зависимости от усмотрения суда. Поэтому нормы ч.ч. 1 и 2 ст. 382 УПК не согласуются с Конституцией и рядом норм УПК как в части права на судебную защиту, так и в части права на защиту от обвинения. С правом на судебную защиту тесно связана и проблема кассационного обжалования приговоров и других решений Верховного Суда Республики Беларусь. На это уже обращалось внимание и ученых, и практиков, и органов конституционного контроля. Так, специально рассмотрению данного вопроса посвящено Заключение Конституционного Суда № 3-81/99 от 23 июня 1999 г. Известно, что Верховным Судом рассматривается незначительная часть уголовных дел, но, как правило, во-первых, по большому количеству обвиняемых и, во-вторых, связанных с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, влекущими самые жесткие меры уголовного наказания. Именно по такого рода преступлениям, если дело о них рассмотрено по первой инстанции Верховным Судом, заинтересованные участники процесса не могут обжаловать в кассационном порядке судебное постановление, равно как и прокурор принести на него протест. Статьей 53 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» до внесения в нее изменений Законом от 11 ноября 2002 г. предусматривалось кассационное обжалование и опротестование приговоров и определений, вынесенных Верховным Судом по первой инстанции, в Президиуме Верховного Суда. Однако данная норма оставалась мертворожденной и не воспринятой новым УПК. Трудно объяснить такую позицию законодателя. Она не согласуется с конституционными правами граждан на судебную защиту и обжалование приговоров и других судебных постановлений (ст. 60, ч. 3 ст. 115 Конституции), ставит в неравное положение участников уголовного процесса. Требует уточнения с позиции обеспечения равенства прав участников процесса и срок на кассационное обжалование. Согласно ч. 1 ст. 374 УПК кассационные жалобы или протесты на приговор суда первой инстанции могут быть поданы в течение десяти суток со дня провозглашения приговора, а в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. Вместе с тем обоснованность, аргументированность жалобы во многом зависит как от текста приговора, так и от протокола судебного заседания. Протокол согласно ч. 6 ст. 308 УПК должен быть подготовлен и подписан не позднее десяти суток после окончания судебного разбирательства, а в соответствии с ч. 1 ст. 309 УПК в течение пяти суток после ознакомления с протоколом стороны вправе подать на него свои замечания. Вместе с тем далеко не всегда по уголовным делам возможно выполнить вышеназванные действия в указанные сроки. Таким образом, после окончания судебного разбирательства в соответствии с ч. 6 ст. 308, ч. 1 ст. 309 УПК кассационная жалоба реально может быть составлена в течение 15 суток, то есть когда 10-дневный кассационный срок на обж
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |