Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика налоговой системы



2020-02-03 232 Обсуждений (0)
Характеристика налоговой системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Российской Федерации

    В 1992г. началось возрождение налоговой системы Российской Федерации. В связи с отсутствием собственного теоретического и практического опыта оно происходило несколько спонтанно, в какой - то мере методом «проб и ошибок». Частично перенимался зарубежный опыт, в первую очередь, американский, германский и французский. Это очень помогало в работе, но с другой стороны иностранная практика далеко не всегда адаптируется к российской действительности.

    Лишь после экономического кризиса 1998 года началось постепенное введение в действие Налогового кодекса РФ как основополагающего документа законодательства о налогах и сборах.

    Налоговый кодекс РФ определил принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, а также основы установления региональных и местных налогов. В нём чётко прописано правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, агентов, сборщиков налогов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Кодекс устанавливает основные положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, ведению учёта финансовых ресурсов и налогового учёта, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов.

    Налоговым кодексом РФ создана единая комплексная система налогов, определены функции, полномочия и ответственность всех уровней власти в проведении налоговой политики.

    Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативно-правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению и взиманию налогов и сборов. Основной постулат налогового законодательства состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.[7]

 

    Налоговая система - совокупность налогов и сборов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания налогов, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Следует отметить, что понятие налоговая система шире, чем система налогообложения, так как она характеризуется не только экономическими, но и правовыми показателями.

В России налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

К необязательным элементам Кодекс относит налоговые льготы.

В РФ трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

В настоящее время в РФ существует 13 налогов и сборов, из них к федеральным налогам относятся:

1) НДС;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Кроме того предусмотрены специальные налоговые режимы.

    Специальные налоговые режимы - это особый порядок налогообложения или особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов.[8]

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Контролем за поступлением доходов государства занимаются несколько правительственных организаций.

    Налоговыми органами являются Федеральная налоговая служба и её территориальные органы. Они правопреемники Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделений. В определённых случаях полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы.

        

Принципы построения налоговой системы:

1. Принцип всеобщности налогообложения.

2. Принцип равномерности налогообложения предполагает равенство налогоплательщиков перед налоговым законом. Налоги не должны носить дискриминационный характер, то есть устанавливаться в зависимости от национальных географических и других критериев.

3. Принцип экономической обоснованности.

4. Принцип единства экономического пространства. Не допускается повышенных налоговых ставок на товары, вывозимые в другие регионы или ввозимые из других регионов. Не допускается введение региональных налогов, позволяющих формировать доходную базу одних территорий за счёт налоговых источников других территорий.

5. Принцип законного установления налогов и сборов. Все изменения по налогам должны сопровождаться внесением соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ, а также в законы о бюджете соответствующего уровня. Если предполагается введение новых налогов, то законы вступают в силу с 1 января следующего года, но не ранее, чем через один месяц со дня их официального опубликования. Не имеют обратной силы законы, которые увеличивают ставки налогов, сокращают льготы, ужесточают налоговые санкции, либо иначе увеличивают налоговую нагрузку налогоплательщика. Законы, которые имеют обратную силу, могут вступать в действия с момента их официального опубликования.

6. Принцип удобства и определённости налогообложения.

7. Принцип презумпции правоты налогоплательщика.

В тех случаях, когда неточности и неясности законодательства неустранимы, то они должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

 



2020-02-03 232 Обсуждений (0)
Характеристика налоговой системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика налоговой системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)