Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II . Методы и приемы экологического воспитания младших школьников в современной начальной школе



2020-02-03 273 Обсуждений (0)
Глава II . Методы и приемы экологического воспитания младших школьников в современной начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Методы и приемы экологического воспитания младших школьников

По признанию ряда ученых, в отношении экологического воспитания младших школьников, выявили три направления по проведению занятий. Это такие, как: констатирующий, формирующий, контрольные эксперименты.

На констатирующем этапе дается анкета с целью: проверить первоначальные умения, навыки вести себя в природе.

На формирующем этапе проводится беседа на тему «Охрана природы» (по Плешакову А. А.). На этом этапе учитель проводит игру «Мир вокруг нас». Результатом этого занятия является следующее:

Формирование экологического сознания – важнейшая задача школы и учителя. Делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам помогут уроки не традиционной формы: например, игры. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.

На контрольном этапе дается анкета. Анкета проводится в 2 классах. По результатам анкеты видно, что в экспериментательном классе знания усвоились лучше, чем в контрольном, за счет выше перечисленных методов и приемов обучения. [6; 286]


Опыт исследования применения развивающих игр на уроках естествознания в начальной школе

Л. В. Вялкова, педагог I категории, Центр детского творчества, г. Лесной, Свердловская область, курс природоведения дает основы экологических знаний. Учитель считает, что если на уроке ограничиваться только текстом учебника, не использовать дополнительный наглядный материал, экологические игры, дети начинают скучать, отвлекаться. И, конечно, материал не усваивается. Чтобы этого не происходило, следует чаще использовать экологические игры.

Мы согласны с утверждением, что в играх заложена информация различных знаний. Учащиеся получают их свободно, в форме игры. Игра стимулирует развитие мышления, умение применять на практике полученные на уроках знания, помогает выявлять способности обучающихся.

Проанализировав опыт учителя мы приведем несколько игр, которые можно использовать на уроках и внеклассных занятиях по природоведению, как при изучении нового материала, так и при закреплении полученных знаний.

При изучении сезонных изменений в природе, она предлагает проводить игру «Крестики - нолики».

Игра проходит на игровом поле 3 × 3, всего 9 клеточек. Возможны два варианта подведения итогов:

1. Разыгрываются все 9 клеточек, постепенно заполняются все игровые поля. В этом случае побеждает команда, у которой на игровом поле окажется больше своих значков.

2. Одной из команд в ходе игры удается выстроить в один ряд по горизонтали, вертикали или диагонали три своих значка, тогда игра прекращается и победа присуждается этой команде.

У каждой команды свой отличительный знак, например, у первой команды капелька, у второй команды снежинка.

На игровом поле 9 клеточек. Каждая клеточка таит в себе загадку о каком – либо явлении природы или неживой природы. Команды по очереди называют номер клеточки, слушают загадку, и если отвечают на нее в течение 5 секунд, то на эту клеточку ставят свой значок.

Выросло, сповыросло,

Из бороды повылезло,

                                   Солнышко встало,

                                   Ничего не стало.

                                          (Туман)

Меня часто просят, ждут,

                                 А только покажусь,

                                 Сразу прятаться начнут.

                                           (Дождь)

Сильнее солнца, слабее ветра,

                             Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.

                                                        (Туча) [10; 47]

На практике пробных уроков, я, проводила урок по внеклассному природоведению в 3 классе, базовой школы, на тему «Праздник осени» (См. приложение №1). Это мероприятие «Праздник осени» я сама разработала.


 

Заключение

Проанализировав весь список литературы, мы в своей работе убедились, что экологическое образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества.

Его цель – формирование системы знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности.

Междисциплинарный состав экологических знаний определяет характер ее влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания. Содержание экологического образования реализуется через межпредметные связи и основывается на системе научных идей, закладываемых в соответствующие учебные предметы: развитие и целостность природы в сфере жизни; взаимосвязь истории общества и природы; изменение природы в процессе труда; влияние среды на здоровье человека.

Первые представления детей о природе закладываются в семье и детском саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой, сезонными изменениями и так далее.

В школе важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение природоведения.

Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития.

Мы убедились, что правильно используя различные методы воспитания, можно сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников занимаются многие педагоги современности.

Они делают это по – разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. В работе мы убедились, что экологические знания, переданные учащимся посредством игры усваиваются гораздо лучше и проще, чем сухие факты и статистика.


Литература:

1. Аквилева А. К. «Методика преподавания естествознания в начальной школе». – М.: ВЛАДОС, 2001г. – 75стр.

2. Антипина Т. В. «Экология и образование // Воспитание школьников», 2000г., №6 – 15 стр.

3. Бухин А. П. «В дружбе с людьми и природой». – М.: Просвещение, 1991г. – 61 стр.

4. Вилкова Л. В. «Развивающие игры на уроках природоведения». // Начальная школа, 2006г, №6. – 47 – 49 стр.

5. Виноградова Н. Ф. «Окружающий мир в начальной школе». – М.; Академия, 1999г. – 88 стр.

6. Грекова Л. И. «В союзе с природой». – М.: Илекса, Ставрополь, Сервисшкола, 2000г. – 286 стр.

7. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и другие. «Экологическое воспитание школьников». – М., 1983г. – 34 стр.

8. Колесникова Г. И. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». // Начальная школа, 1999г, №5. – 50 – 51 стр.

9. Комарова Л. И. «Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания». // Начальная школа, 1994г, №2. – 32 – 33 стр.

10.  Климцова Т. А. «Экология в начальной школе». Из опыта. // Начальная школа, 2000г, №6. – 75 стр.

11.  Мельчаков Л. Ф. «Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению». Пособие для учителя. – М.: 1999г. – 17стр.

12.  Мороза Е. Е., Горина Л. В. Эколого – гражданский проект «Зеленая аллея памяти». // Начальная школа, 2006г, №1. – 56 – 57 стр.

13.  Николаева С. И. «о некоторых подходах к экологическому воспитанию детей». Дошкольное воспитание, 1990г, №5. – 51 – 54 стр.

14.  Новолодская К. Г. «Методика развития экологической культуры у младших школьников». // Начальная школа, 2002 г, №3. – 44- 47 стр.


 

Приложение 1

ПРАЗДНИК ОСЕНИ

Ведущий. Осень! Как хороша золотая осень с ее разноцветным нарядом - яркой окраской деревьев, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем хлеба и овощей!

1-й ученик. Сбросили ромашки

                Белые рубашки.

                Верная примета,

                Что уходит лето.

                Не хотят, как видно,

                Умницы-ромашки,

                Чтобы дождь осенний

                Намочил рубашки.

2-й ученик. Бродит в роще листопад

               По кустам и кленам,

               Скоро он заглянет в сад

                Золотистым звоном.

3-й ученик. Вьется в воздухе листва,

                В желтых листьях вся земля.

                У окошка мы сидим

                И глядим наружу.

                Шепчут листья: «Улетим!»

                И ныряют в лужу.

4-й ученик. Соберем из листьев веер,

               Яркий и красивый.

               Пробежит по листьям ветер,

               Легкий и игривый.

5-й у ч е н и к. И послушно ветру вслед

                    Листья улетают.

                    Значит, лета больше нет,

                   Осень наступает.

Танец листьев. (Музыка Чайковского.)

Ведущий. Смотрите, сколько листьев у нас стало! Но они не про­стые, они с загадками.

Девочки в костюмах листиков загадывают загадки.

1-я девочка. Она под осень умирает

                 И вновь весною оживает.

                 Коровам без нее - беда,

                 Она их главная еда.

                                                      (Трава)

2-я девочка. Без рук, без ног.

                 В дверь стучится,

                 В избу просится.

                                                      (Ветер)

3-я девочка. Пришла без красок и без кисти

                  И перекрасила все листья.

                                                       (Осень)

4-я девочка. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

                 И бормочет, и поет, убаюкивает?

                                                         (Дождь)

5-я девочка. Сидит - зеленеет,

                 Падает - желтеет,

                 Лежит - чернеет.

                                                           (Лист)

Ведущий. Молодцы, дети, загадки отгадали.

6-й ученик. Славная осень! Здоровый, ядреный

                Воздух усталые силы бодрит;

7-й ученик. Лед неокрепший на речке студеной,

               Словно как тающий сахар, лежит;

8-й ученик. Около леса, как в мягкой постели,

               Выспаться можно — покой и простор!

9-й ученик. Листья поблекнуть еще не успели,

                 Желты и свежи лежат, как ковер.

В с е. Славная Осень! Приди к нам, приди!

Под звуки музыки входит Осень.

Осень. Здравствуйте, ребята! Очень много хорошего я услышала о себе. Сегодня в гости к вам я пришла не одна. В году двенадцать месяцев, и три из них - осенние. Встречайте их, друзья!

Входит Сентябрь.

 Сентябрь. Я- первый.

             Ясным утром сентября

             Хлеб молотят села,

              Мчатся птицы за моря,

              И открылась школа.

Дети из зала говорят народные приметы и пословицы о сентябре. Дети. Сентябрь - первый месяц осени.

     Сентябрь - отлетная пора.  

     В сентябре - одна ягодка, да и то горькая рябина.

     Сентябрь - чародей цвета.

     Сентябрь - пора золотой осени.

Сентябрь. В сентябре Осень то ласкает теплым солнышком, словно играя в лето, то мелким холодным дождем напоминает: скоро зима.

Ведущий. Вижу я: на горизонте Туча по небу летит. Поскорей раскрою зонтик, От дождя он защитит. Всех, всех, всех под зонтик спрячу, Как же может быть иначе?

Раскрывает зонтик:

Звучит музыка. Дети исполняют танец "Капельки дождя ".

Входит второй месяц осени Октябрь.

Октябрь. А я месяц первого снега, первых холодов.

           Меж редеющих верхушек

           Показалась синева.

           Зашумела у опушек

           Ярко-желтая листва.

             Иду неслышно. Треснет мелкий

             Отвалившийся сучок,

             И, хвостом махая, белка

             Легкий делает прыжок.            

             Стала ель в лесу заметней,

              Бережет густую тень.

              Подосиновик последний

              Сдвинул шапку набекрень.

Дети из зала говорят народные приметы и пословицы об октябре.

Дети. Перед близкими холодами птицы торопятся на юг.

     Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.

     В октябре лист на дереве не держится.

Октябрь (под музыку Чайковского):

Летят над полями последние стаи.

Последние листья в лесу облетают.

И солнце, едва пробиваясь сквозь тучи,

Роняет последний негреющий лучик.

Выходит третий осенний месяц — Ноябрь.

 Ноябрь. Уж небо осенью дышало,

           Уж реже солнышко блистало,

           Короче становился день,

           Лесов таинственная тень

           С печальным шумом обнажалась.

           Ложился на поля туман,

           Гусей крикливых караван

           Тянулся к югу: приближалась

           Довольно скучная пора;

          Стоял ноябрь уж у двора.

Дети вспоминают народные приметы и пословицы о ноябре.

Дети. Ноябрь - последний календарный месяц осени.

Ноябрь - ворота зимы.

В ноябре зима с осенью борются.

Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

Ведущий {обращаясь к месяцам). Добро пожаловать к нам на праздник!

Ведущий. Собирают осенью урожай плодов.

             Много людям радости после всех трудов.

Входят дети в костюмах (арбуз, капуста, две морковки, лук, огурец, петрушка, подсолнечник, кукуруза).

Осень. Урожай у вас хорош,

        Уродился густо.

Сценка "Веселый огород".

10-й ученик. Над лугами рассвело,

                 Спрятались туманы.

                 Ну а солнце тут как тут:

                 Припекает грядки,

                 Смотрит, как плоды растут,

                 Все ли здесь в порядке...

В е д у щ и й. Вот шагает к нам бутуз –

                  Спелый Сахарный арбуз,

                   Гордый,

                   Руки в боки,

                   Круглый,

                   Толстощекий.

А р б у з. Я, друзья, недаром гордый:

           Сверху я зеленый, твердый,

           Но зато внутри –

           Веселей зари.

           Не разбейте ненароком –

           Брызну красным сладким соком.

Д е т и. Не хвались, Арбуз,

        Не гордись, Арбуз!

        Может, ты еще

        Нехорош на вкус.

        Скоро мы тебя

        Вновь проведаем,

        И попробуем,

        И отведаем!..

Ведущий. Поглядите –

             Вот кочан,

             Вот кочан капусты:

             Сто одежек и тюрбан,

             И внутри не пусто!

К о ч а н. Я, друзья, кочан капустный

           Необыкновенно вкусный.

           Яс макушки побелел,

           Яуже вполне поспел.

           Хоть варите,

           Хоть солите,

           Поступайте, как хотите

           Я хрустящ и свеж –

           Режь ножом и ешь!

Дети. Молодой Кочан,

     Дорогой Кочан,

     Не тужи - тебя

     Мы положим в чан,

     И засолим впрок,

     И наварим щей,

     Подадим на стол,

     Угостим друзей.

Ведущий. Гляньте-ка на двух подруг,

            На красные обновки...

            Шире круг!

            Шире круг!

            Танцуют две морковки!

Морковки. Мы нарядны и стройны

               И, конечно, всем нужны...

               Всем мы дороги и любы.

               Поострее были б зубы.

               Нет, не всяким едокам

               Мы, морковки, по зубам...

Дети. Вы, Морковочки, вкусны,

     Вы, Морковочки, сочны,

     Вас, Морковки дорогие,

     Есть мы будем до весны.

     Во дворе и за столом

     Сладим с вами, разгрызем!

Ведущий. Слышите?

            Смеется лук

             И говорит:

             «Потеха!»

              Отчего ты,

              Милый друг,

              Давишься от смеха?

Л у к. Не морковь я,

     Нет, я - злюка!

    Стоит вам отведать лука –

    Слезы потекут рекой,

     Яна грядке самый злой!

Д е т и. Не сердись, Лучок,

        Не ершись, Лучок,

        Все мы любим лук,

        Полезай в горшок.

        Будет суп вкусней

        И салат - острей.

        Ты по вкусу нам –

        Полезай скорей!

Ведущий. Это что за молодец

            И кто его подружка?

            Это толстый огурец

            И тонкая петрушка.

О г у р е ц. Япревосходный огурец –

               Зеленый,

               Крупный,

               Сладкий.

               Мне надоело, наконец,

               Лежать на черной грядке!

              А что вы скажете о ней?

              Не правда ли, дурнушка?

              А хвост?

              Мышиного длинней!

              Ни дать, ни взять -

              Петрушка!

Д е т и. Не сердись, Огурец,

         Не бранись, Огурец!

         Мы в лукошко

         Положим тебя,

         Молодец, ну чего ты в подружке

         Дурного нашел?

         Не пора ли тебе и Петрушке

         На стол?

Ведущий. А вот, уставясь в облака,

             Подсолнечник идет...

             Приятель,

             Ты не свысока

             Глядишь на огород?

Подсолнечник. Я не занесся высоко,

                     Я нос не задираю...

                     Вы думаете, мне легко

                     Кормить воронью стаю?

                     Вороны надо мной снуют,

                     Клюют без передышки...

                     А где же семечки возьмут

                     Вот эти ребятишки?

Дети. Не страдай, Подсолнух,

     Не скучай, Подсолнух,

     Дай нам семечек твоих

     Черных,

     Сладких,

     Полных...

     Рады мы тебе помочь,

     Слышите, обжоры?

     От Подсолнечника прочь

      Улетайте, воры!

Ведущий. Вот, кряхтя от груза,

            Идет к нам кукуруза.

            Что желаешь, труженица?

Кукуруза. Дождь мне нужен проливной –

             Истомил нещадный зной,

             Голова кружится.

Дети. Дождик длинноногий,

     Ступай на все дороги!

Ведущий. Капля, капля,

            Кап-кап-кап...

            Кто не вымок,

            Кто не слаб,

             Становись в хоровод!

             В пляс –

             Веселый огород!

Овощи пляшут, вместе с ними осень и осенние месяцы.

Осень. Чтобы быть здоровым, сильным,

        Надо овощи любить

        Все, без исключения.

        В этом нет сомнения.

А на прощанье я хочу узнать, кто из вас самый наблюдательный?

- Кто собирает яблоки спиной? (Еж).

- У кого щека вместо мешка? (Бурундук).

- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, чере.-мухи)

- У какого зверя в листопад появляются детеныши? (У зайца). Как их называют? (Листопадники).

Осень.- Почему грибы на елке

         На сучках сидят верхом?

         Не в корзинке, не на полке,

         Не во мху, не под листком -

         У ствола и среди веток

        На сучки они надеты.

        Кто устроил их так ловко?

        Кто с грибов очистил сор?

Дети. Это белкина кладовка,

    Это белкин летний сбор!

Осень. - Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

        - Какая птица выше всех летает? (Орел)

        - А теперь я награжу вас по-осеннему.

Осень раздает фрукты.

Дети приглашают Осень к праздничному столу.

Во время праздничного застолья можно провести игры, конкурсы, соревнования, в организации которых активное участие принимают родители. Конкурс на лучший букет. Чей салат лучше? Кто быстрее и лучше? (Дети чистят картошку.) Коллективная аппликация из сухих листьев. (Каждый член команды подходит по очереди к поделке и до­бавляет свой элемент в общую картину). Конкурс песен.



2020-02-03 273 Обсуждений (0)
Глава II . Методы и приемы экологического воспитания младших школьников в современной начальной школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II . Методы и приемы экологического воспитания младших школьников в современной начальной школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)