Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мировосприятие и религиозные верования



2020-02-03 166 Обсуждений (0)
Мировосприятие и религиозные верования 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение………………………………………………………………..…………....3

Религия........................................................................................................................4

Мировосприятие и религиозные верования...................................................................6

Культура и религия.......................................................................................................8

Заключение..................................................................................................................9

 

Введение....................................................................................................................10

Свадебные обряды на Руси.........................................................................................11

Знакомство................................................................................................................12

Сватовство.................................................................................................................13

Смотрины...................................................................................................................13

Сговор........................................................................................................................14

Свадьба......................................................................................................................15

Венчание....................................................................................................................15

Заключение................................................................................................................17

 

Список литературы.....................................................................................................18

 

ВВЕДЕНИЕ.

Принимая за исходную точку зрения о том, что культура - это все, что создано человеком, его “вторая природа”, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат “богооткровения”? Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности.

Религия возникает в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения.

Долгое время считалось, что религия — плод невежественности первобытного человека, не знавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым, а, следовательно, она должна исчезнуть с развитием научных представлений о мире. Но она не исчезла с появлением и возрастанием научного знания.

 

Религия

 

Религия (от лат. religio-набожность, святыня, предмет культа, religare-связывать), мировоззрение и мироощущение, а так же соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Религия — форма культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре Мифа и религии. Религия, как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозный взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания.

Все религии подразделяются на политеистические (многобожие) или монотеистические (единобожие). Их также можно группировать на архаичные религии и мировые религии. если соединить обе классификации, то получится следующее:

· архаичные политеистические религии (тотемизм, фетишизм и т.д.)

· мировые монотеистические религии (христианство, ислам, буддизм)

Архаичные религии более древние. Они основаны на верованиях и мифах, которые составляют основу мифологии. Мировые религии более молодые. Их основой выступает религиозная вера.Такова самая простая группировка религии, некоторые ее виды не умещаются в сводную классификацию, в частности конфуцианство и иудаизм не являются мировыми религиями, но они относятся к ряду монотеистических. В более сложных классификациях религии подразделяются на:

· племенные, национально-государственные и мировые;

· примитивные, архаические, исторические, раннесовременные.

В отличие от мифа, в монотеистической религии обожествляется не внешняя природа, а внутренняя духовная сущность человека, происхождение которой ведется от единого бога. В монотеистической религии бог воплощает в себя высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Религия основана на вере и выражается в мировоззрении, культе (поклонении божеству) и различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.). В истории культуры религия неразрывно связана с нравственностью: вера вдохновляет человека на служение добру. Уже на заре цивилизации религия помогла развитию философии, логики, математики, алхимии и астрономии. Особенно важен вклад в развитие цивилизации мировых религий: иудаизма, христианства, буддизма, ислама и конфуцианства.

Понятие религии неразрывно связано с феноменом культуры. И этимологическое родство обоих слов «культ» и «культура» имеет глубокий социально-исторический смысл. «Культура- писал Н.Бердяев- родилась из культа». Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она м в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. П. Сорокин считал средневековую христианскую религию образцом в духовном развитии человека. При этом широкое распространение имеет точка зрения о положительном феномене культурной монополии Церкви в средние века. Но тут, как и везде, монополия губит дело. Распространение христианства сопровождалось глубоким упадком светской образованности, утратой достижений философской мысли и научного познания, массовым уничтожением художественных шедевров античности. Восстановление культуры началось только в эпоху Возрождения. Следует отметить и то обстоятельство, что разжигание антагонизма между религией и наукой, верующими и неверующими как со стороны церковных фанатиков-фундаменталистов, так и со стороны «воинствующих атеистов» столь же безнравственно и свидетельствует об отсутствии культуры, сколь и разжигание межличностной , межсословной, а тем более классовой и расовой ненависти. Не случайно периоды религиозной и атеистической нетерпимости совпадает с наиболее мрачными страницами истории человечества, как это показывают инквизиционные трибуналы средневековья и безбожные революционные катаклизмы, жертвой которых становится культура.

 

Мировосприятие и религиозные верования

Для того чтобы понять ту или иную культуру, необходимо выявить ее мировоззренческие, идеологические основания. События далекой древности трудно постичь, осмыслить, соотнести, если хотя бы приблизительно не представить себе, как мыслил и чувствовал человек того времени, что он думал о мире и о себе самом. Дошедшие до нас памятники свидетельствуют о том, что мировосприятие человека в древнем обществе определяли миф и религия. Миф играл исключительно важную роль в восприятии и объяснении окружающей действительности, а также в сохранении и трансляции культуры.

Коллективный опыт предков, выраженный в форме мифов, формировал мировоззрение и социальную психологию людей. Мифологическая картина мира характеризовалась определенными чертами:

· синкретизмом, нераздельностью человека и природы. Человек ещё не отделял себя от окружающей природы и собственной телесности, поэтому для ранних мифологических сюжетов характерен синкретичный образ- человеко-животно-растительный;

· авторитарностью- миф передавался слово в слово из поколения в поколение и диктовал, как должны вести себя люди в разных жизненных ситуациях, четко определял, что хорошо, а что плохо. Поскольку человек был прочно связан со своей социальной группой и всецело подчинен ей, то близкие и понятные ему общинно- родственные отношения он переносил на весь окружающий мир, который ему представлялся в виде универсальной родовой общины. Так возникли мифологические образы богов- покровителей природных стихий, земледелия, ремесел и т.п. Мифологические сказания и образы служили средством передачи социального опыта, традиций, навыков, обслуживания ритуалов;

· тесной связью мифа, культа и ритуала, поскольку за всяким явлением мира древнему человеку виделось разумное движущее им существо (божество), которое можно умилостивить в свою пользу.

Отправление культов, соблюдение ритуалов воспринималось в древнем обществе как естественная необходимость, поскольку стабильность мира определялась правилом: делать так, как делали боги или предки при создании мира. Поэтому попытки воздействовать на олицетворение силы и закономерности природы эмоциональными, ритмическими словами, жертвоприношениями, обрядовыми телодвижениями воспринимались столь же необходимыми, как и любой другой полезный труд. Именно здесь следует искать объяснение, почему профессиональные исполнители религиозных обрядов играли в эпоху развития человечества такую огромную роль, почему жрецы занимали верхние ступени в восточной общественной иерархии, почему им доставалась значительная часть впервые созданного прибавочного продукта. Именно жрецы наблюдали за небесными светилами, предсказывали разливы рек и определяли время начала сельскохозяйственных работ. Таким образом, мифологическое восприятие человека в древнем обществе тесно связано с его хозяйственным укладом жизни, социальными, а в дальнейшем и политическими отношениями, в особенности со становлением государственности.

Культура и религия

Вопрос о соотношении культуры и религии осложняется в немалой степени из-за комплексности духовного содержания мировых религий и их структурной переплетенности с другими социальными институтами. Религии в той или иной степени связаны с духовной жизнью общества в целом: не только с конечными смыслами бытия (вопросами жизни и смерти), но и с регуляцией повседневного поведения. Поэтому выяснение социально- философского и идеологического содержания еще не раскрывает реального места христианства, ислама, буддизма, индуизма или язычества в жизни общества. Они заключают в себе систему верований, морали, права, образа жизни, а вместе с тем выступают как важный компонент социальной структуры и как социальный институт.

Основное различие между собственно религиозным и светским началом в культуре выявляется через парные понятия «священное-светское». Сначала М.Вебер и Э.Дюркгейм, а за ними и другие социологи и культуроведы использовали эти антитезисные понятия для рассмотрения противоположных способов регуляции духовной жизни и социального поведения. Священное выделяется из общекультурного своим особым статусом и ролью ценностных принципов, некоторые из которых возводятся в разряд высших. Американский социолог Г.Беккер разработал градацию обоих принципов. Самую высокую степень, по его мнению, занимает святое, которое выделяется по степени интенсивности эмоционального переживания, безусловности своего ценностного значения. Святое неизменно, несмотря на все жизненные перипетии и изменения состояния членов общества.

Для светского, по Г.Беккеру, характерна большая условность и расплывчатость. Самую значительную роль играют общественные принципы, связанные с законами, изменение которых сопровождается сложной процедурой. Нормативные и ценностные критерии светского подвержены преобразованиям и интерпретациям в соответствии с динамикой общества в целом или социально- классовыми интересами. Отнюдь не только собственно религиозные объекты и принципы могут подвергаться сакрализации. Соотношение сакрального и светского подвержено изменениям и колебаниям. Было бы упрощением рассматривать это соотношение как постепенную секуляризацию общества, что считается преобладающей тенденцией в современных условиях. С одной стороны, действительно всё большие сферы общественного и индивидуального сознания, культурной и социальной жизни отходят от религиозного санкционирования и влияния. Религия утратила свою прежнюю монополию на объяснение природной и социальной реальности, перестала быть всеобщим мировоззрением, институтом, интегрирующим различные слои. Основными интегрирующими факторами стали политика, право и рынок. Свои ценности, нормы и идеалы общество черпает в значительной степени из светской культуры. В западных странах заметно падает влияние церкви на политическую и гражданскую жизнь.

Заключение

Религия и культура являются предметом познания в отдельности, а в их взаимосвязи – формами общественного сознания, реального и прежде всего современного общества, как его неотъемлемые части, взаимодополняющие друг друга.
Отрыв культуры от её религиозных основ не может остаться без роковых последствий. Подлинный культурный расцвет немыслим без интенсивной духовной жизни.

 

Введение

Обрядовое (магическое) действие является способом мышления наших предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако обряды еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое (обряд един и общеобязателен и, следовательно, объединяет всех живущих членов народа друг с другом). Обряд совершали так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял народ не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен.

Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение с его помощью этнического поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого коллектива - эти свойства позволили обрядам прожить века и века, стать важнейшим элементом народной жизни. Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии. Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных, часто повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди подобных обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место. Свадебное торжество органично входило в круг круглогодовых традиционных празднеств и тысячью нитей, намеков, образных перекличек было связано с ними. Поэтому, начиная разговор о свадьбе, необходимо хотя бы бегло рассказать, как проходила свадьба в древности, какие события предшествовали свадьбе и своеобразно подготавливали свадебный ритуал.Обряд является совокупностью условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.



2020-02-03 166 Обсуждений (0)
Мировосприятие и религиозные верования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мировосприятие и религиозные верования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)