Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Естествознание эпохи Средневековья



2020-02-03 365 Обсуждений (0)
Естествознание эпохи Средневековья 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

1 Естествознание эпохи Средневековья 3
2 Теория Большого взрыва 14
3  Молекулярно – генетические основы наследственности и изменчивости 21

Список использованной литературы

25

 

Естествознание эпохи Средневековья

В эпоху Средних веков возросло влияние церкви на все сферы жизни общества. Европейская наука переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В это время эстафету движения научной мысли Древ­него Мира и античности перехватил арабский мир, сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен. Шиллер писал, что арабы как губка впитали в себя мудрость античности, а затем передали его Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения.

Ислам, объединив всех арабов, позволил им потом в течение двух-трех поколений создать огромную импе­рию, в которую помимо Аравийского полуострова вошли многие страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, половина Пиренейского полуострова. Развитие исламской государ­ственности в VIII—XII вв. оказало благотворное влияние на обще­мировую культуру. К Х в. сформировались наиболее крупные куль­турные центры арабского мира: Багдад и Кордова. В этих городах было много общественных библиотек, книжных магазинов, суще­ствовала мода и на личные библиотеки.

Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов науки. Так, например, Мухаммед, прозванный  Аль-Хорезми (первая половина IX в.) был выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни (973-1048) - выдающийся астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям (1201- 1274) - философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек (XV в.) - великий астроном и организатор науки, один из на­следников Тимура,  также Джемшид, Али Кушчи и многие дру­гие ученые.

Аль-Хорезми  улучшил таблицы движения планет и усовершенствовал астролябию- прибор для определения поло­жения небесных светил.  Бируни со всей решительностью утверж­дал, что Земля имеет шарообразную форму и уточ­нил длину ее окружности. Он также допускал вращение Земли вокруг Солнца.

Омар Хайям утверждал, что Вселенная существует вечно, а Земля и другие небесные тела движутся в бесконечном пространстве. Естествознание в тот период развивалось не только в арабском мире, оно развивалось и в средневековой Европе. Его развитие шло по самым разным путям.  Можно упомянуть поиски алхимиков и влияние университетов, ко­торые были чисто европейским порождением.  Большое число от­крытий в алхимии было сделано косвенно. Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала конк­ретных шагов, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в исследованиях, алхимики открыли новые законы, вещества, хи­мические элементы.

Любая система образования исторична, она связана с эволюцией общества. Определенной стадии развития общества соответствует и определенная система образования и воспитания. В каждом обществе существует свой образовательный механизм производства новых форм жизни.

Средние века ассоциируются с тремя институтами - Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и только университет рожден именно средними веками. Особенностью средневековой культуры является письменный характер. Вместо характерного для античности просвещенного досуга появляется ученый труд, вместо устной культуры - письменная. Утверждается культ слова. Поэтому большое значение в средние века имеют проповеди и молитвы. Значение приобретает текст. Достичь цели, которую ставил перед собой средневековый человек, а именно постичь Бога, это значило всю жизнь читать и интерпретировать один и тот же текст, т.е. Библию. Формируется целая наука толкования священных текстов - экзегетика. Средневековый философ интерпретирует тексты и проповедует на их основе.

 Из этого вытекает новое понимание жизни как вечного ученичества. Человек понимал себя как часть целого, т.е. Бога и смысл своей жизни видел в причащении к божественному благу.

 Любой христианин - это ученик от Бога. Поэтому большинство теологов были или проповедниками,  или преподавателями. Основная масса средневековой теологической литературы написана в жанрах гомилий (проповедей), дидаскалий (учительских назиданий), комментариев, глоссариев. Христианство часто называют религией священных писаний.

Школьность средневековой культуры появилась рано. Еще в эпоху первоначального христианства многие античные авторы считали Иисуса Христа основателем одной из школ, одним из учителей. Школьность в средние века приобрела космические размеры. История превратилась в педагогический размер, а Христос - в верховного учителя, его проповеди - божественные уроки. Жизнь стала иметь смысл только как время переделки человека.

Церковные школы игнорировали новые знания как не соответствовавшие духу христианства. Начинают складываться внецерковные союзы ученых. Так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе. Новое сословие горожан для удовлетворения своих потребностей в образовании создает новый тип учебных заведений - городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские). Здесь впервые начали обучать детей на родном языке, обращать внимание на сообщение полезных знаний. Усиливается переводческая деятельность. К началу XIII века был переведен весь Аристотель и арабские комментарии к нему. Переводились с арабского труды по географии, математике, астрономии, медицине. Значительно вырос интерес к дисциплинам квадривия. Медицина и юриспруденция становятся науками. Если раньше они были практической деятельностью  (кровопускание, травы, прижигание), то теперь начинает развиваться теория. Это началось в Италии, где уже существовала знаменитая Салернская медицинская школа.

В других городах также начинают возникать такие школы, иначе непонятным становится появление в XIII в. медицинских факультетов.

Возрождается римское право, европейские юристы обращаются к кодексу Юстиниана, как к первоисточнику, а не к глоссариям. Это также происходит в Италии (Болонья, Равенна, Павия). Помимо школ, начинают появляться первые университеты. Средневековый университет был продуктом западноевропейской средневековой цивилизации. Его предшественниками были учебные заведения классической древности: философская школа в Афинах (4 в. до н. э.), школа права в Бейруте (3- 6вв.), императорский университет в Константинополе (424 - 1453 гг). Их организация и программа отдельных курсов напоминают средневековые. Так, например, в Бейруте существовал обязательный пятилетний академический курс с определенными циклами, в Константинополе в одном центре были собраны учителя грамматики, риторики, философии и права. Тем не менее, в античности отсутствовал ряд необходимых предпосылок: не существовало универсальной религии – христианства; не было необходимости в массовом выпуске специалистов; не существовал еще отрыв политической власти от религии, не было еще светской власти; не было специализации знания,

доминировало сельское хозяйство.

Средним векам неизвестно было и то значение университета, которое используется  сейчас. Для 20 -го века, университет - это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние же века термин «universitas» означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялись также слова «corpus», коллегия. Эти объединения включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало несколько университетов, но они считали себя частями одной «universitas». Даже город называли университетом граждан (universitas civium), любой ремесленный цех.

Только в 14-15вв. университет станет отдельным академическим учреждением. От университетов отличали школы (studium).

 

Они делились на: генеральные (generale), то есть не местные, а предназначавшиеся для всех представителей наций, которые благодаря приобретенным ученым степеням имели право преподавать в любом районе христианского мира.   С  14-го века существует эпитет альма - матер, термин заимствован из канонического права и литургического языка. Это связано с тем, что скопление вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд, Саламанка и другое) явилось результатом стихийного паломничества во имя науки молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие элементарной безопасности и общественных служб, враждебность городских властей и местной церкви заставляли как учителей, так и учеников объединяться в эти ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. К 14-му веку утверждается общее название - университет. К этому времени складывается и концепция университета. Университет обладал целым рядом прав и привилегий: право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину.

В средневековых университетах существовало  четыре факультета: младший - подготовительный, он же - факультет семи свободных искусств; артистический, художественный, философский; старшие - медицинский, юридический, теологический; право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение; право обладателя степени из одной школы преподавать в любом другом университете без дополнительных экзаменов; особая подсудность для школяров по выбору или перед учителями или местным епископом вместо общей подсудности городским судьям;  право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям; приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов. Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер.

 

 

 Среди средневековых университетов выделяются такие: это - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. Данные университеты были первыми по времени. Самым ранним университетом средневековой Европы был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197г. до н. э. Салернская медицинская школа в качестве одного из крупнейших центров образования была известна до 1812 года. Университетом она так и не стала. Во-первых, потому, что кроме медицины такого же высокого уровня образования по остальным дисциплинам не давала. Во-вторых, широкое распространение с начала 13 века арабской медицины, новых идей, лекарств, созданных на основе идеи химического воздействия на организм, смесь знаний и заговоров поразили воображение Европы. Идеи здорового образа жизни, физического воздействия на организм Галена и Гиппократа были оттеснены в университетах на второй план. Салернская школа сохраняла слепую преданность античным медикам. По указанным причинам первым европейским университетом считается Болонский университет, возникший на основе Болонской юридической школы. Годом ее основания называют 1088 год. Основателем считается знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право. Это имело принципиальное значение для тогдашней Европы, где широко распространялся новый тип города - феодальный. Торговля и ремесла нуждались в правовом обосновании своего существования.  Подлинный рост значения Болонской школы начинается с середины 12 века.

К началу 13 века в Болонье обучалось до 10 тысяч человек со всей Европы. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. В Болонье впервые стали появляться нации (землячества).

 

 

 Другой тип объединения представлен Парижским университетом. Здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Это были не простые преподаватели, а студенты старших факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет.  Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. Новый университет развивался бурно, Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III , освобождавшие университет от подчинения светской власти. Автономия университета была закреплена буллами пап 1209, 1212, 1231 годов.

В 13 веке возникает и Оксфордский университет . Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием «Оксбридж». Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является  наличие так называемых колледжей ( от слова коллегия), где студенты не только учились, но и жили. Гордостью Испании является университет в Саламанке (1227г). О его основании  окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году. В XIII веке возникает и масса других университетов: 1220г. - университет в Монпелье( привилегии университета получил в конце 13 века);  1222г. - Падуанский; 1224г. - Неаполитанский;  1229г. - Орлеанский, Тулузский.

 

Много университетов появилось в 14-15 вв.: 1347г. – Пражский;1364г.- Краковский; 1365г. – Венский; 1386г. – Гейдельбергский;  1409г. - Лейпцигский.  К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых была самая разная.  В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века - 4 тысячи, в краковском - 904 человека.

В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе школяр в 15-16, а иногда  в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал семь свободных искусств, состоявшие из двух циклов- тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (музыка, арифметика, геометрия, астрономия). После изучения философии предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется только к концу средневековья в германских университетах. Учебный год делился на две неравных части: большой ординарный учебный период с октября, иногда с середины сентября и до Пасхи, а также малый ординарный учебный период) с Пасхи и до конца июня.   В 13 веке университеты начинают накапливать рукописи, копировать их и создавать собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова не существовало. Каждый преподаватель читал определенному кругу своих учеников в любом нанятом помещении или у себя дома. Болонские профессора одни из первых стали устраивать школьные помещения, а с 14 века города стали создавать общественные здания для аудиторий.  Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре культурной жизни Европы.

 

 

К 15-16 вв. университетская схоластика и вся система средневекового университетского образования, строго регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни стала тормозом для дальнейшего культурного и научного развития. Гуманисты резко отрицательно относились к старому университетскому образованию и быту. Возникновение и развитие опытной науки, потребности зарождавшегося капиталистического производства требовали полной ломки средневековой системы образования, а университеты придерживались старой системы, их не устраивала новая наука. Расцвет естествознания, вызвавший к жизни многочисленные академии, научные общества, протекал, минуя университеты.

Периодом «научной революции» иногда называют время между 1543 и 1687 гг. Первая дата соответствует публикации  Копер­ником работы «Об обращениях небесных сфер»; вторая дата -  Нью­тоном «Математические начала натуральной философии».  Все на­чалось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера, Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля - Птолемея, просуществовавшую около полутора тысяч лет; Копер­ник поместил в центр мира не Землю, а Солнце;  Тихо Браге — идейный противник Коперника -движущей си­лой, приводящей планеты в движение, считал магне­тическую силу Солнца, идею материального круга (сферы) заменил совре­менной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение пла­нет во время их движения по небу;  Кеплер, ученик Браге, осуществил наиболее полную обработку результатов наблюдений своего учителя: вместо круговых орбит ввел эллип­тические, он количественно опи­сал характер движения планет по этим орбитам.

Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две но­вые отрасли науки: статику и динамику.

Данный ряд ученых завершает Ньютон, который в своей теории гравитации объеди­нил физику Галилея и физику Кеплера.

В течение этого периода изменился не только образ мира. Из­менились и представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, между научным знани­ем и религиозной верой.  Согласно этого, можно выделить несколько основных моментов: Земля, по Копернику  не центр Вселенной, созданной Богом, а небесное тело, как и другие. Если Земля - обычное небесное тело, то не может ли быть так, что люди обитают и на других планетах: наука становится не привилегией отдельного мага или про­свещенного астролога, не комментарием к мыслям авторитета (Ари­стотеля), который все сказал. Теперь наука - исследование и рас­крытие мира природы, ее основу теперь составляет эксперимент; наиболее характерная черта возникшей науки - ее метод. Он допускает общественный контроль, и поэтому наука ста­новится социальной; начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как, не субстанцию, а функцию.

Научная революция порождает современного ученого-эксперимен­татора, сила которого - в эксперименте, становящемся все более и более точным, строгим благодаря новым измерительным прибо­рам. Новое знание опирается на союз теории и практики, который часто получает развитие в кооперации ученых, с одной стороны и техников и мастеров высшего разряда (инженеров, художников, гидравликов, архитекторов) - с другой.

Определенное значение на естествознание средневековья оказала схоластика. На самых начальных этапах своего развития схоластическая систематизация, предполагала расчленение и определение множества понятий, сыграла положительную роль.

В тот период необходимой формой развития знаний. Положительные результаты были получены схоластикой в процессе исследования теологических и космологических вопросов – смысл Троицы, бессмертия души, конечности и бесконечности мира.

 

 

В тех областях, где предмет познания непосредственно, эмпирически не представлен или представлен только частично, то разум остается единственным средством анализа предмета в соответствии с некоторыми логическими критериями. Важнейшая проблема схоластики – отношение знания и веры.

В русле решения этого вопроса Фома Аквинский создает теолого - философский синтез знания с позиций установки на то, что теология выше философии. Естественные науки, по мнению Фомы Аквинского имеют право на существование.

Задача этих наук состоит в том, чтобы подкреплять, детализировать, конкретизировать положения, содержащиеся в Библии, только сами эти науки (астрономия, физика, математика и другие) - ни каждая в отдельности, ни все вместе - не могут постигнуть основных начал мира, такая задача им не под силу.

На закате Средневековья схоластика становится тормозом в развитии познания, за это она подвергается критике основоположниками классического естествознания и научной методологии: Декартом и Бэконом.

Историческая заслуга схоластики состоит в том, что она дала логико – теоретические импульсы для развития европейской математики и предпосылок к возникновению классической механики.

 

 



2020-02-03 365 Обсуждений (0)
Естествознание эпохи Средневековья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Естествознание эпохи Средневековья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)